Система работы с семьей как основа предупреждения асоциальных проявлений в поведении детей и подростков
презентация к уроку по психологии
Система работы с семьей как основа предупреждения асоциальных проявлений в поведении детей и подростков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya1.pptx | 1.04 МБ |
sistema_raboty_s_semey_kak_osnova_preduprezhdeniya_asotsialnogo_proyavleniya_v_povedenii.docx | 16.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ребенок – основной субъект образовательного процесса. Все дети имеют разные образовательные возможности и потребности.
Потребности ребенка Потребность в физическом развитии – стремление приобрести жизненно необходимые физические качества . Потребность в развлечениях – стремление весело проводить свободное время, найти занятие по душе. Потребность в дружбе – желание найти настоящих, отзывчивых друзей, способных прийти на помощь в трудную минуту. Потребность в эмоциональной близости – стремление обрести друзей, с которыми можно поделиться сокровенными мыслями. Потребность в противоположном поле – стремление пользоваться популярностью, вниманием и благосклонностью у лиц противоположного пола. Потребность в автономии – желание получить самостоятельность и независимость. Потребность в комфорте – стремление к благоприятному жизнеобеспечению. Потребность в уважении и поддержке со стороны сверстников. Потребность в престиже – стремление приобрести популярность, обратить на себя внимание.
Основная цель работы с семьей обеспечение психолого - просветительской работы с родителями, способствование улучшению микроклимата в семье, сохранение и развитие семейных ценностей, формирование здорового образа жизни.
Задачи работы с семьей: Повышение психолого – педагогической компетентности родителей в вопросах, связанных с воспитанием и социализацией ребенка. Выявление особенностей взаимоотношения между родителями и детьми; коррекция детско – родительских отношений.
Групповые (фронтальные): Общешкольные родительские собрания (профилактика ассоциативных проявлений в поведении учащихся, профилактика детского ДТТ, психологический практикум для успешных родителей и успешных детей, альтернативные способы урегулирования конфликтных ситуаций ); Классные родительские собрания; Распространение информации через мессенджеры и сайт образовательного учреждения . Формы работы
Групповые: Общешкольные родительские собрания Классные родительские собрания Распространение информации через мессенджеры и сайт образовательного учреждения. Формы работы
Проблемные ситуации, возникающие в образовательном пространстве конфликты «Ученик – ученик»; к онфликты «Ученик – учитель»; конфликты «Ученик – родитель»; к онфликты «Учитель – родитель»; к онфликты «Родитель – родитель».
Проект «Команда лета» https://vk.com/komleta Цели проекта: Временное трудоустройство (в том числе состоящих на различного вида учете) Развитие интереса к работе вожатого Создание положительного имиджа лагеря дневного пребывания на базе школы
Проект «Команда лета» https://vk.com/komleta Цели проекта: Временное трудоустройство (в том числе состоящих на различного вида учете) Развитие интереса к работе вожатого Создание положительного имиджа лагеря дневного пребывания на базе школы
Проект «Команда лета» https://vk.com/komleta Цели проекта: Временное трудоустройство (в том числе состоящих на различного вида учете) Развитие интереса к работе вожатого Создание положительного имиджа лагеря дневного пребывания на базе школы
Групповые: Общешкольные родительские собрания Классные родительские собрания Распространение информации через мессенджеры и сайт образовательного учреждения.
Индивидуальные: Совет профилактики; Индивидуальные консультации с педагогом – психологом и социальным педагогом, в том числе в консультационные субботы (2 и 3 субботы каждого месяца); Изучение социально – бытовых условий семьи. Формы работы
Во время профилактического медицинского осмотра 20.02.2019 в МАОУ СОШ № 72 у обучающейся 9 «Я» класса Оксана И., были выявлены свежие самоповреждения на левом предплечье. Причину поступка объяснять отказалась. Ситуация 1
Ученик 9 класса во время летних каникул с группой обучающихся 5-6 класса незаконно проник в хозяйственную постройку, разобрав находящиеся там конструкции, сняв цветной металл Ситуация 2
В 2017-2018 учебном году ученик 9 класса систематически пропускал уроки без уважительной причины, в результате чего был поставлен ВШУ, затем оставлен на повторное обучение в 9 классе. В 2018-2019 учебном году этот же ученик посещает занятия в образовательном учреждении. Ситуация 3
1. Установление контакта . Педагог должен проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность; важно не оттолкнуть родителя необдуманным вопросом. Обозначение имеющихся у ребенка проблем. Обсуждать, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, подчеркивать его индивидуальность, неповторимость. Осторожно обозначить нежелательные проявления в поведении ребенка. Установление общих требований к воспитанию ребенка . Педагог побуждает родителей высказать свои взгляды на воспитание ребенка, выслушивает мнение родителей об используемых ими методах, даже если оно ошибочно. Не опровергает, а предлагает свои способы воздействия, призывает объединить усилия для выработки единых требований. Упрочение сотрудничества в достижении общей цели . Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Возможны споры, разногласия. Важно, чтобы они не помешали дальнейшему сотрудничеству. Реализация индивидуального подхода . Педагог не демонстрирует свою всесильность, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных, в том числе, на коррекцию поведения ребенка. Совершенствование педагогического сотрудничества. Готовые рецепты не предлагаются, тщательно анализируется процесс совместной деятельности. Это стадия развития педагогического сотрудничества, где идет реализация единых педагогических воздействий. Алгоритм работы с родителями (законными представителями) при асоциальных проявлениях в поведении ребенка
Без совместной работы семьи и школы невозможно воспитать личность, имеющую свою позицию, умеющую выбирать приоритеты, определять значимость своих поступков, находить смысл собственной жизни.
Мир - это красота жизни, это солнце, улыбка ребенка, любовь матери, радость отца, единство семьи, это победа справедливого дела и торжество истины Менахем Бегин
Предварительный просмотр:
Уважаемые коллеги!
Проблема отклоняющегося поведения наиболее актуальна в детском и подростковом возрасте. В большинстве случаев ребенок воспитывается в духе соблюдения норм и правил поведения. Однако, когда имеет место отклоняющееся поведение, ребенок, как показывает практика, находится в неблагоприятной жизненной ситуации, и формирование его личности складывается противоречиво. Статистика свидетельствует, что каждый третий ребенок-правонарушитель рос без отца, а в тех случаях, когда были оба родителя, у каждого четвертого отец страдал алкоголизмом.
Часто дети не удовлетворены взаимоотношениями с родителями. В современном обществе налицо нерешенность проблемы "отцов и детей", которая проявляется в нестабильности положения ребенка в семье, отсутствии благоприятного микроклимата, препятствующем возникновению отклоняющегося поведения, в самых разнообразных формах.
Из опыта работы по проблемам семейного воспитания видно, что почти всегда родителей волнует поведение ребенка, но очень редко они задумываются над тем, какую роль при этом играет их собственное поведение. В то же время уже давно доказано, что поведение родителей влияет на поведение ребенка, прослеживаются устойчивые закономерности: родители являются для ребенка значимыми людьми, тип их поведения является моделью для подражания (даже если ребенок в душе осуждает родителя, его манеру поведения, он поневоле подражает ему, т.к. репертуар уже знаком).
Сплоченная семья способствует развитию у ребенка высокой самооценки. Родители в глазах ребенка всегда успешны, являются для него эталоном поведения. Такой ребенок меньше подвержен стрессу, осознает свои сильные и слабые стороны, учитывает их в процессе достижения цели. Его поведение отличается от поведения ребенка, находящегося в депрессивном состоянии, которое характеризуется пассивностью, неуверенностью в себе, неумением противостоять влиянию со стороны других людей, боязнью выразить свое мнение.
Поведение детей авторитарных родителей сопровождается повышенной тревожностью, напряженностью, элементами фрустрации, социальной пассивностью.
Если же поведение родителей сочетает заботу и контроль, заинтересованность и требовательность, то у ребенка формируется социальная активность, открытость, позитивная направленность на окружающих, более высокие стандарты поведения.
Так кто же всё-таки трудные дети?
Трудные дети – это те, чьё поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм. Учёные и практики к группе трудных относят детей разных категорий. Это и дети с ярко выраженными способностями, которых обычно называют одарёнными, и дети, имеющие различного рода проблемы: гиперактивного ребёнка тоже можно считать трудным.
Существует множество причин девиантного поведения. Среди причин социального характера одной из самых распространённых является влияние социального окружения, в котором живёт и развивается ребёнок. Развиваясь в социально неблагополучной среде, ребенок усваивает её нормы и ценности. Даже если они противоречат принятым в обществе, для ребёнка они – наиболее правильные, поскольку он не имеет опыта жизни в иной социальной среде.
По мнению специалистов, в последнее время имеют тенденцию к увеличению такие виды девиации, как курение и наркомания , употребление алкоголя , отказ учиться, сквернословие, уход из дома , агрессивность, раннее начало половой жизни, непослушание, ложь, токсикомания, воровство .
Основной причиной асоциального поведения детей отмечают влияние ситуации в семье.
Сюда включают:
- недостаток внимания, контроля со стороны родителей;
- негативный пример, который дают родители детям;
- низкий уровень жизни, нищета в семьях;
- безработица и пьянство родителей;
- снижение интеллектуального уровня родителей.
Кроме этих причин достаточно негативное влияние средств массовой информации (особенно телевидения, видеофильмов), влияние плохой компании, отсутствие у детей целей в жизни, идеалов и ценностей, а также уменьшение количества бесплатных кружков и секций.
Семья является естественной средой, созданной для воспитания и формирования определённого образа жизни детей. Микросреда семьи является индикатором поведения ребёнка. Проведённое исследование отношения родителей к проблемам трудного ребёнка позволило сделать следующие выводы:
1. Основная масса детей большую половину дня предоставлена сама себе, и родители не владеют информацией, чем занимаются их дети днём.
2. Основной мерой воздействия в семье на поведение ребёнка является наказание в виде лишения ребёнка выбора вида деятельности в свободное время.
3. Многие родители не задумываются над проблемой асоциального поведения детей, при этом основной причиной отклоняющего от нормы поведения родители считают влияние улицы и в меньшей степени – их занятость.
4. По мнению большинства родителей, проблемами трудного ребёнка должен заниматься классный руководитель, школьный психолог, социальный педагог, однако, если у ребёнка появляются проблемы, родители будут самостоятельно решать эти проблемы.
5. Преобладающее число родителей не задумываются о том, что их ребёнок может быть наркоманом, алкоголиком, преступником, и если есть тревога за судьбу ребёнка, то основной причиной этой тревоги родители.
Сейчас предлагается рассмотреть несколько ситуаций.
Ситуация 1.
Во время профилактического медицинского осмотра 20.02.2019 в МАОУ СОШ № 72 у обучающейся 9 «Я» класса Оксана И., были выявлены свежие самоповреждения на левом предплечье. Причину поступка объяснять отказалась.
(Каков алгоритм действий в данной ситуации?)
Ситуация 2.
По обращению родителей стало известно, что обучающаяся 8 «Ю» класса Анна К., на протяжении 3 дней отсутствует дома. Родителями звонит, сообщает, что у нее все хорошо, но адреса не называет и отказывается идти домой.
(Каков алгоритм действий в данной ситуации?)
Ситуация 3.
Юра увидел, что Вася обзывают более слабого ученика и решил заступиться. На перемене в коридоре школы при выяснении проблемы произошла драка. Юра наносил удары кулаком, повалив Василия на пол, начал его пинать пока их не разняли.
(Каков алгоритм действий в данной ситуации?)
Ситуация 4.
Рома Р. гуляя на детской площадке в соседнем дворе увидел стоящий самокат и взял его прокатиться без согласия хозяина. Покатавшись, занес самокат в свою квартиру и поставил на балкон.
(Каков алгоритм действий в данной ситуации?)
Процесс коррекции отклоняющегося поведения осложнен и тем, что требует индивидуального подхода к каждому родителю, работающему с ребенком, необходимо знать природу отклоняющегося поведения, владеть диагностикой, методами коррекции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика асоциального поведения детей и подростков в образовательном учреждении
Представлена разработка программы по профилактике асоциального поведения детей и подростков в образовательном учреждении...
Проект:Система работы по предупреждению и профилактике девиантного поведения детей и подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа
в презентации преведен алгоритм работы с детьми девиантного поведения, находящихся в условиях учреждений интернатного типа....
Работа с родителями в процессе реабилитации и коррекции девиантного поведения детей и подростков.
Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилит...
Об усилении мер профилактической работы с обучающимися и их семьями, направленных на предупреждение криминальных проявлений со стороны несовершеннолетних и коррекцию девиантного поведения
Примерные мероприятия профилактической работы с обучающимися и их семьями, направленные на предупреждение криминальных проявлений со стороны несовершеннолетних и коррекции девиантного поведения в школ...
Презентация "Повышение эффективности системы физического воспитания как фактор профилактики негативных явлений и девиантного поведения детей и подростков"
Вовлечение подростков во внеурочную деятельность, спортивно-массовые мероприятия дает возможность активно противостоять распространению у них вредных привычек, способствует здоровому образу жизни и яв...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ОУ по организации работы и раннему выявлению противоправного поведения детей и подростков и предупреждению правонарушений несовершеннолетних
В последнее десятилетие в условиях экономических и политических кризисов, изменений в социальной жизни нашей страны, социального расслоения в обществе и перемен в сфере образования растет число ...
Программа профилактики асоциального поведения детей и подростков (обучающихся) в условиях общеобразовательной организации «Навстречу друг другу»
Программа профилактики асоциального поведения детей и подростков (обучающихся) в условиях общеобразовательной организации «Навстречу друг другу» 2022-2025...