МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ОУ по организации работы и раннему выявлению противоправного поведения детей и подростков и предупреждению правонарушений несовершеннолетних
методическая разработка
В последнее десятилетие в условиях экономических и политических кризисов, изменений в социальной жизни нашей страны, социального расслоения в обществе и перемен в сфере образования растет число несовершеннолетних, которые совершают различные правонарушения. В Калининском районе в этом плане на 1 месте распитие алкоголя, на 2 месте мелкое хищие, 3 - антиобщественное поведение.
Для защиты и поддержки таких несовершеннолетних и их семей, оказания им помощи на государственном уровне, оперативного и качественного решения возникающих вопросов и проблем особенно актуальным становится работа по раннему выявлению противоправного поведения детей и подростков и предупреждению правонарушений несовершеннолетних.
Именно педагог владеет наиболее полной информацией об особенностях и проблемах социального положения ребенка и его семьи, особенностях семейного воспитания несовершеннолетнего и той конкретной сложной жизненной ситуации, в которой оказалась семья. Важной составляющей взаимодействия субъектов системы профилактики является работа, направленная на развитие личности, сведение к минимуму воздействия факторов риска возникновения девиантного и делинквентного поведения, преодоление стрессов, развитие уверенности, продуктивного взаимодействия с окружающими.
Все действия и профилактические мероприятия, проводимые учреждениями и службами системы профилактики, направлены на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних.
К таким мероприятиям относятся:
- Индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении, их социально-педагогической реабилитации и(или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
- Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении (4, из ст.1 ФЗ).
Согласно ст.4 ФЗ РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» (4) к субъектам системы профилактики относятся:
- комиссии по делам несовершеннолетних;
- органы управления социальной защитой населения;
- органы управления образованием;
- органы опеки и попечительства;
- органы по делам молодежи;
- органы управления здравоохранением;
- органы службы занятости;
- органы внутренних дел.
В соответствии с ФЗ РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» (4) и согласно «Инструкции по межведомственному взаимодействию субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1) работа педагога и порядок взаимодействия с субъектами системы профилактики в работе по раннему выявлению противоправного поведения детей и подростков и предупреждению правонарушений несовершеннолетних следующим образом:
1. Выявление несовершеннолетних.
1.1. Сбор информации, сведений из источников, указанных ниже, выявление детей и семей, относящихся к одной из целевых групп, с которыми будет проводиться индивидуально-профилактическая работа (ИПР).
Способы получения социальным педагогом информации:
- ведение журнала пропусков уроков без уважительной причины;
- составление социального паспорта школы;
- собеседование с классными руководителями;
- из сообщений должностных лиц органов и учреждений;
- в ходе проведения совместных рейдов с субъектами системы профилактики;
- из сообщений родителей и детей;
- из заявлений родственников, соседей;
- из сообщений граждан.
1.2. Сбор и систематизация информации
На стадии выявления, сообщения, как правило, не содержат подробных сведений о семье и ребенке и имеющейся проблеме. В связи с этим социальным педагогом проводится сбор дополнительной информации и документов, а также дополнительная диагностика.
Сбор информации и документов включает:
- обследование жилищно-бытовых условий;
- беседы с ребенком, родителями, родственниками и др. лицами; получение:
- обзорных справок на семью и ребенка от субъектов профилактики;
- справок о регистрации по месту жительства;
- копий документов, удостоверяющих личности, степень родства, семейное положения;
- медицинских справок и иных документов.
Дополнительная диагностика может включать:
- характеристику взаимоотношений в семье;
- характер взаимоотношений в семье;
- позицию ребенка в семье;
- выявление членов семьи, оказывающих на ребенка неблагоприятное влияние;
- контроль за поведением и учебой школьника; оценка семьи как воспитательного коллектива;
- характеристику социального неблагополучия семьи и др.
Примеры информационных карт и матриц, в которые заносятся результаты обследований, проводимых педагогом и разносторонне характеризующих социальную среду в целом, подробно описаны Семеновым Г.С. (2, с. 30-44, 60-63). Диагностические методики, используемые при обследовании несовершеннолетних и их семей, описаны Шакуровой М.В. (5, с.158-181)
1.3. Анализ полученных результатов и определение плана мероприятий ИПР
По мере поступления информации и необходимых документов на семью и ребенка происходит процесс квалификации и переквалификации группы учета семьи и несовершеннолетнего в соответствии с действующим законодательством, а также определяется перечень мероприятий по защите прав и законных интересов ребенка и ИПР (1), заполняются необходимые документы. Пакеты рабочей документации педагога достаточно широко представлены в литературе (2 с.21-44), (3 с. 221-241, 252-254), (5, с. 250-263).
2. Индивидуально-профилактическая работа и мероприятия по защите прав и законных интересов ребенка
ИПР включает в себя социальную адаптацию, социальную реабилитацию, мероприятия по защите прав, сопровождение индивидуального развития ребенка, оказание помощи семье, организацию обучения, отдыха, трудоустройство.
Мероприятия ИПР:
- социальная адаптация (проведение профилактических бесед, разъяснение прав и обязанностей, степени ответственности за нарушение прав и интересов ребенка, направление в центры психолого-педагогической помощи и т.д.)
- социальная реабилитация (направление в социально-реабилитационные центры и т.п.)
- защита прав и интересов ребенка (на образование, отдых, труд, жилищные права, имущественные и неимущественные права и т.д.)
- организация досуга (в различных учреждениях по месту жительства)
- оказание различных видов помощи (гуманитарная, материальная, психолого-педагогическая, медицинская и т.д.)
Согласно действующей инструкции (1), в соответствии со ст. 9 ФЗ № 120 социальный педагог незамедлительно информирует:
- УМВД обо всех случаях противоправного поведения учащихся, о безнадзорных несовершеннолетних, о семьях, находящихся в социально-опасном положении и о неблагополучных семьях, о жестоком обращении с детьми, о лицах, вовлекающих подростков в совершение правонарушений и преступлений;
- органы опеки и попечительства – о детях, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в обстановке представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;
- органы соцзащиты – о детях и семьях, нуждающихся в материальной поддержке;
- органы здравоохранения – о нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотиков, наркотических, токсических средств и психотропных веществ;
- органы по делам молодежи – об организации досуга и отдыха;
- КДН и ЗП – для принятия мер к несовершеннолетним и родителям, когда исчерпаны меры педагогического воздействия, а также недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Формы сообщений приведены в инструкции (1);
проводит совместные рейды с ОДН, принимает участие в мероприятиях УМВД, организует систематические сверки учетов ПДН и учащихся, находящихся на внутришкольном контроле.
3. Проведение совместной ИПР
Совместная работа проводится с теми субъектами профилактики, в чьей помощи нуждается объект профилактики.
ИПР осуществляется посредством психолого-педагогического, медико-социального и воспитательного сопровождения, а также посредством оказания конкретных видов помощи.
Согласно инструкции (1) установлены следующие сроки проведения индивидуально-профилактической работы:
- до устранения причин и условий, способствовавших правонарушения, антиобщественным действиям, безнадзорности; достижения 18-летнего возраста, оказания социальной или иной помощи; наступления других обстоятельств.
Выполняя свои функции: (профилактическую, защитно-охранную и организационную) социальный педагог на всех этапах координирует работу субъектов системы профилактики, взаимодействует с ними и выстраивает в целом процесс решения проблем ребенка и его семьи, требующих вмешательства субъектов профилактики. Это позволяет улучшить качество социальной помощи и реабилитации несовершеннолетних и их семьей и обеспечивает своевременность этой помощи.
Работа педагога по раннему выявлению противоправного поведения детей и подростков и предупреждению правонарушений несовершеннолетних во взаимодействии со всеми субъектами профилактики по защите прав и интересов ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, будет наиболее эффективна при условии:
- раннего выявления проблемы;
- своевременного информирования служб системы профилактики;
- совместной скоординированной индивидуально- профилактической работы
Список использованных источников и литературы:
- Инструкция по межведомственному взаимодействию субъектов системы профилактики в предупреждении безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Комитета по вопросам законности, правопорядка и безнадзорности при Правительстве СПб. Утверждена на заседании Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве СПб 30.05.2006
- Методика работы социального педагога / Под редакцией Л.В. Кузнецовой; сост. Г.С. Семенов. М., Школьная пресса, 2004
- Нагавкина Л.С., Крокинская О.К, Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность. Сборник материалов для специалиста образовательного учреждения. СПб, Каро, 2000
- ФЗ РФ от 24.06.1999г. № 120 «Об основах системы профилактики и правонарушений несовершеннолетних» с изменениями от 13.01.2001 и 07.07.2003. Статьи 1, 4, 9
Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М.
Журнал учета посещаемости занятий ОУ №
Калининского района
Дата
Класс | Количество учащихся по списку | Количество отсутствующих по уважительной причине | Фамилия и Имя учащегося, отсутсвовающегося по н/у причине | Принятые меры | Подпись классного руководителя |
С 1по 11 |
|
|
|
|
|
1 а |
|
|
|
|
|
1 б |
|
|
|
|
|
2 а |
|
|
|
|
|
Ответственный за посещаемость _________________
Зам. директора по ВР __________________
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodich._rekomendatsii_pedagogam.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ОУ
по организации работы и раннему выявлению противоправного поведения детей и подростков и предупреждению правонарушений несовершеннолетних
В последнее десятилетие в условиях экономических и политических кризисов, изменений в социальной жизни нашей страны, социального расслоения в обществе и перемен в сфере образования растет число несовершеннолетних, которые совершают различные правонарушения. В Калининском районе в этом плане на 1 месте распитие алкоголя, на 2 месте мелкое хищие, 3 - антиобщественное поведение.
Для защиты и поддержки таких несовершеннолетних и их семей, оказания им помощи на государственном уровне, оперативного и качественного решения возникающих вопросов и проблем особенно актуальным становится работа по раннему выявлению противоправного поведения детей и подростков и предупреждению правонарушений несовершеннолетних.
Именно педагог владеет наиболее полной информацией об особенностях и проблемах социального положения ребенка и его семьи, особенностях семейного воспитания несовершеннолетнего и той конкретной сложной жизненной ситуации, в которой оказалась семья. Важной составляющей взаимодействия субъектов системы профилактики является работа, направленная на развитие личности, сведение к минимуму воздействия факторов риска возникновения девиантного и делинквентного поведения, преодоление стрессов, развитие уверенности, продуктивного взаимодействия с окружающими.
Все действия и профилактические мероприятия, проводимые учреждениями и службами системы профилактики, направлены на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних.
К таким мероприятиям относятся:
- Индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении, их социально-педагогической реабилитации и(или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
- Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении (4, из ст.1 ФЗ).
Согласно ст.4 ФЗ РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» (4) к субъектам системы профилактики относятся:
- комиссии по делам несовершеннолетних;
- органы управления социальной защитой населения;
- органы управления образованием;
- органы опеки и попечительства;
- органы по делам молодежи;
- органы управления здравоохранением;
- органы службы занятости;
- органы внутренних дел.
В соответствии с ФЗ РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» (4) и согласно «Инструкции по межведомственному взаимодействию субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1) работа педагога и порядок взаимодействия с субъектами системы профилактики в работе по раннему выявлению противоправного поведения детей и подростков и предупреждению правонарушений несовершеннолетних следующим образом:
1. Выявление несовершеннолетних.
1.1. Сбор информации, сведений из источников, указанных ниже, выявление детей и семей, относящихся к одной из целевых групп, с которыми будет проводиться индивидуально-профилактическая работа (ИПР).
Способы получения социальным педагогом информации:
- ведение журнала пропусков уроков без уважительной причины;
- составление социального паспорта школы;
- собеседование с классными руководителями;
- из сообщений должностных лиц органов и учреждений;
- в ходе проведения совместных рейдов с субъектами системы профилактики;
- из сообщений родителей и детей;
- из заявлений родственников, соседей;
- из сообщений граждан.
1.2. Сбор и систематизация информации
На стадии выявления, сообщения, как правило, не содержат подробных сведений о семье и ребенке и имеющейся проблеме. В связи с этим социальным педагогом проводится сбор дополнительной информации и документов, а также дополнительная диагностика.
Сбор информации и документов включает:
- обследование жилищно-бытовых условий;
- беседы с ребенком, родителями, родственниками и др. лицами; получение:
- обзорных справок на семью и ребенка от субъектов профилактики;
- справок о регистрации по месту жительства;
- копий документов, удостоверяющих личности, степень родства, семейное положения;
- медицинских справок и иных документов.
Дополнительная диагностика может включать:
- характеристику взаимоотношений в семье;
- характер взаимоотношений в семье;
- позицию ребенка в семье;
- выявление членов семьи, оказывающих на ребенка неблагоприятное влияние;
- контроль за поведением и учебой школьника; оценка семьи как воспитательного коллектива;
- характеристику социального неблагополучия семьи и др.
Примеры информационных карт и матриц, в которые заносятся результаты обследований, проводимых педагогом и разносторонне характеризующих социальную среду в целом, подробно описаны Семеновым Г.С. (2, с. 30-44, 60-63). Диагностические методики, используемые при обследовании несовершеннолетних и их семей, описаны Шакуровой М.В. (5, с.158-181)
1.3. Анализ полученных результатов и определение плана мероприятий ИПР
По мере поступления информации и необходимых документов на семью и ребенка происходит процесс квалификации и переквалификации группы учета семьи и несовершеннолетнего в соответствии с действующим законодательством, а также определяется перечень мероприятий по защите прав и законных интересов ребенка и ИПР (1), заполняются необходимые документы. Пакеты рабочей документации педагога достаточно широко представлены в литературе (2 с.21-44), (3 с. 221-241, 252-254), (5, с. 250-263).
2. Индивидуально-профилактическая работа и мероприятия по защите прав и законных интересов ребенка
ИПР включает в себя социальную адаптацию, социальную реабилитацию, мероприятия по защите прав, сопровождение индивидуального развития ребенка, оказание помощи семье, организацию обучения, отдыха, трудоустройство.
Мероприятия ИПР:
- социальная адаптация (проведение профилактических бесед, разъяснение прав и обязанностей, степени ответственности за нарушение прав и интересов ребенка, направление в центры психолого-педагогической помощи и т.д.)
- социальная реабилитация (направление в социально-реабилитационные центры и т.п.)
- защита прав и интересов ребенка (на образование, отдых, труд, жилищные права, имущественные и неимущественные права и т.д.)
- организация досуга (в различных учреждениях по месту жительства)
- оказание различных видов помощи (гуманитарная, материальная, психолого-педагогическая, медицинская и т.д.)
Согласно действующей инструкции (1), в соответствии со ст. 9 ФЗ № 120 социальный педагог незамедлительно информирует:
- УМВД обо всех случаях противоправного поведения учащихся, о безнадзорных несовершеннолетних, о семьях, находящихся в социально-опасном положении и о неблагополучных семьях, о жестоком обращении с детьми, о лицах, вовлекающих подростков в совершение правонарушений и преступлений;
- органы опеки и попечительства – о детях, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в обстановке представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;
- органы соцзащиты – о детях и семьях, нуждающихся в материальной поддержке;
- органы здравоохранения – о нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотиков, наркотических, токсических средств и психотропных веществ;
- органы по делам молодежи – об организации досуга и отдыха;
- КДН и ЗП – для принятия мер к несовершеннолетним и родителям, когда исчерпаны меры педагогического воздействия, а также недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Формы сообщений приведены в инструкции (1);
проводит совместные рейды с ОДН, принимает участие в мероприятиях УМВД, организует систематические сверки учетов ПДН и учащихся, находящихся на внутришкольном контроле.
3. Проведение совместной ИПР
Совместная работа проводится с теми субъектами профилактики, в чьей помощи нуждается объект профилактики.
ИПР осуществляется посредством психолого-педагогического, медико-социального и воспитательного сопровождения, а также посредством оказания конкретных видов помощи.
Согласно инструкции (1) установлены следующие сроки проведения индивидуально-профилактической работы:
- до устранения причин и условий, способствовавших правонарушения, антиобщественным действиям, безнадзорности; достижения 18-летнего возраста, оказания социальной или иной помощи; наступления других обстоятельств.
Выполняя свои функции: (профилактическую, защитно-охранную и организационную) социальный педагог на всех этапах координирует работу субъектов системы профилактики, взаимодействует с ними и выстраивает в целом процесс решения проблем ребенка и его семьи, требующих вмешательства субъектов профилактики. Это позволяет улучшить качество социальной помощи и реабилитации несовершеннолетних и их семьей и обеспечивает своевременность этой помощи.
Работа педагога по раннему выявлению противоправного поведения детей и подростков и предупреждению правонарушений несовершеннолетних во взаимодействии со всеми субъектами профилактики по защите прав и интересов ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, будет наиболее эффективна при условии:
- раннего выявления проблемы;
- своевременного информирования служб системы профилактики;
- совместной скоординированной индивидуально- профилактической работы
Список использованных источников и литературы:
- Инструкция по межведомственному взаимодействию субъектов системы профилактики в предупреждении безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Комитета по вопросам законности, правопорядка и безнадзорности при Правительстве СПб. Утверждена на заседании Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве СПб 30.05.2006
- Методика работы социального педагога / Под редакцией Л.В. Кузнецовой; сост. Г.С. Семенов. М., Школьная пресса, 2004
- Нагавкина Л.С., Крокинская О.К, Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность. Сборник материалов для специалиста образовательного учреждения. СПб, Каро, 2000
- ФЗ РФ от 24.06.1999г. № 120 «Об основах системы профилактики и правонарушений несовершеннолетних» с изменениями от 13.01.2001 и 07.07.2003. Статьи 1, 4, 9
Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М.
Журнал учета посещаемости занятий ОУ №
Калининского района
Дата
Класс | Количество учащихся по списку | Количество отсутствующих по уважительной причине | Фамилия и Имя учащегося, отсутсвовающегося по н/у причине | Принятые меры | Подпись классного руководителя |
С 1по 11 | |||||
1 а | |||||
1 б | |||||
2 а |
Ответственный за посещаемость _________________
Зам. директора по ВР __________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ деятельности ГБОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VIII вида) №18 Центрального района Санкт-Петербурга по организации профилактической работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних
Предлагаю Вашему вниманию анализ деятельности школы по организации профилактической работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних....
ДОКЛАД ТЕМА: « ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА, КАК ФОРМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА»
В настоящее время сохраняется комплекс проблем в сфере жизнедеятельности и правовой защищенности детей, вызывающих серьезную об...
Организация работы по раннему выявлению семейного неблагополучия: опыт работы КУ ХМАО-Югры «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «Берегиня»
Понятие семья означает совместное проживание людей, которые ведут совместное хозяйство, имеют эмоциональные связи и детей....
Методическая подготовка педагога и организация работы с детьми, имеющими разный уровень мотивации к обучению
Материал содержит информацию по развитию методической компетентности педагогов при организации работы с обучающими, имеющими низкую мотивацию к обучению....
Методическая подготовка педагога и организация работы с детьми, имеющими разный уровень мотивации к обучению.
Презентация к статье "Методическая подготовка педагога и организация работы с детьми, имеющими разный уровень мотивации к обучению"....
Методические рекомендации педагогам по организации работы с детьми группы риска.
Педагогическая поддержка – процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинс...
Профилактика агрессивного поведения у школьников. Причины агрессивного и суицидального поведения подростков. Раннее выявление агрессивного поведения подростков.
В статье рассмотрены вопросы раннего выявления агрессивного поведения подростков. Представлены причины агрессивного и аутоагрессивного поведения. Подробно рассмотрены факторы, ...