саморегуляция
консультация по психологии

Юдина Анна Александровна

рекомендации для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoregulyatsiya.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Саморегуляция

и приемы ее развития у детей-дошкольников

  Каждому родителю важно знать, правильно ли развивается их ребенок. Еще важнее знать и понимать, что каждый ребенок  индивидуален, темпы развития у разных детей, даже близнецов, могут быть различными. И все же есть общие закономерности развития дошкольников, которые и позволяют выделить важные вехи формирования движений, речи, внимания, памяти и др. функций.

   Напомним, что дошкольный возраст можно разделить на несколько этапов: от 0 до 1 года, от 1 года до 3 лет, от 4 до 6 лет. Каждый этап развития имеет свои особенности. Нас интересует особенно последний, т. к. заявленная тема выступления  по саморегуляции,  созвучна данному этапу развития. Исследования нейропсихологов показали, что за произвольное, управляемое поведение человека отвечают лобные отделы головного мозга, которые только-только оформляются к 7 годам, поэтому-то

одна из самых острых проблем детей – это неумение управлять собой, саморегуляция. Вернее, дети не умеют управлять собой так, как этого хотели бы взрослые. Не все дети могут подчинять свои действия речевой словесной инструкции, направляющей внимание ребенка на определенный объект и его свойства.

    Некоторые  родители жалуются: мой  ребенок отвлекается, не хочет заниматься. Но при этом не считаются с биологическими возможностями ребенка. Неустойчивость внимания и быстро развивающееся утомление неизбежно ведут к отвлечениям и двигательному беспокойству уже после 10-15 мин. интенсивной работы. Это объективная закономерность. Сетования взрослых часто необоснованны, так как им хотелось бы, чтобы дети 5-7 лет по часу (а то и больше) работали без отвлечений. Одна из мам с беспокойством жаловалась на своего 6-летнего сына: «Целый час заставляла его учить времена года – и все бесполезно». Целый час сухой зубрежки не выдержит ни один 6-летний ребенок!

     А вот еще одна жалоба: «Не хочет заниматься английским, ленится, крутится, отвлекается». Речь идет о пятилетней девочке, которой никак не дается английский. Но дело здесь не в ней и не в английском, а в том, что занятия эти проводятся в 6 вечера. А ребенок уже активно прожил большую часть дня и, естественно, утомился. Давление с 2-х сторон (собственное ощущение вины да еще и недовольство взрослых) совсем не способствует желанию учиться, более того, формирует отвращение к этому занятию, ведет к потере активности и инициативы.

    Работа ребенка может опираться на устойчивое внимание, направленное на организацию определенной деятельности. Но по объему и уровню такого внимания, а также способности к его распределению младшие школьники ненамного отличаются от старших дошкольников. Лишь к 9-10 годам произойдет резкое изменение, и тогда дети смогут работать длительно, сосредоточенно, без отвлечений и ошибок. А к 6-7 годам ребенок еще легко поддается реакции, возникающей на непосредственно действующие привлекательные раздражители, и быстро отвлекается. Именно поэтому такое большое значение имеет для детей 6-7 лет наглядный показ яркой картинки или слайда. Это запоминается гораздо легче, чем просто словесный рассказ.  

 Нужно всегда помнить, что период дошкольного детства – это период игровой деятельности, основа которой  - овладение навыками для  перехода  к   учебной.

 Внимание – необходимое условие любой  деятельности: игровой, учебной, познавательной. Между тем внимание дошкольников развито очень слабо. Дефицит внимания – распространенная проблема современных детей. Неорганизованность поведения детей, их повышенная импульсивность и неусидчивость, являются следствием неумения управлять своим вниманием и поведением. Сам ребенок не может преодолеть эти недостатки. Ему необходимо своевременно помочь научиться управлять своим вниманием.

Для того, чтобы развить определенные качества внимания: целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность, способность управлять им – нужно играть с ребенком.

Некоторые игры сегодня предлагаются вашему вниманию.

Показ игровых действий с рефлексией.

- «Раз, два, три – говори!» (формирует целенаправленность, сосредоточенность, устойчивость – главное условие игровых действий с привлекательными предметами и общением друг с другом)

- «Пальчик», «Прятки с игрушками»  (тренирует выделять и держать цель действия)

- «Отзовись, не зевай!» (учит вовремя переключать внимание)

- «Волшебный столик», «Проказы мишки-шалунишки» (требуют от детей особой сосредоточенности и устойчивости внимания, поскольку в них малыши должны заметить и осознать произошедшие изменения)

Главное, что объединяет игры – это наличие текста (стихотворного), который направляет внимание детей, напоминает им правила и те условия их выполнения, которые связаны с управлением своим вниманием.

    Взрослый является не только организатором, но и непосредственным участником игры. Это необходимо для того, чтобы дети, подражая взрослому, постепенно овладевали действиями и подготавливались к самостоятельному их выполнению.

Таким образом, ребенок: 1)способен к произвольной регуляции поведения, способен  проявить настойчивость, преодолевать трудности, однако произвольная регуляция наиболее эффективна, если задача, стоящая перед ребенком, соответствует его возможностям, доступна и эмоционально значима; 2) ребенок способен организовать свою деятельность – воспринять инструкцию (задание) и по инструкции выполнить задание. Если понятно сформулирована цель и задача действия, он может планировать свою деятельность. Однако алгоритм сложного последовательного действия ребенок еще не способен выработать самостоятельно. Время сосредоточенного внимания и работы без отвлечений по инструкции составляет 10-15 минут, внимание концентрируется не более чем на 1-2 объектах одновременно. Затруднено быстрое и четкое переключение с одного объекта или вида деятельности  на другой, трудно включение в деятельность. Оценка качества  трудна, но дети 6-7 лет способны самостоятельно исправлять ошибки и вносить коррекцию по ходу деятельности, если есть помощь взрослого.

«1-2-3, говори»: учит детей выделять несколько равных условий решения задачи и учитывать их при выполнении  игровых действий. Одни их этих условий требуют познавательной активности (узнать предмет на картинке и вспомнить, как он называется, т.е. мобилизовать свои знания и представления), а другие – волевых усилий (не называть предмет раньше времени.

Инструкция: давайте поиграем с картинками, я буду показывать их по одной, а вы - называть. Только называть надо не сразу, а после моего сигнала. Сначала внимательно посмотрите, что нарисовано, и вспомните, как это называется. Но ничего не говорите, пока я не скажу: «1-2-3-говори!». Кто первый правильно назовет картинку после моего сигнала, тот ее и получит. Давайте попробуем!»

Вариант: теперь называть картинки будут не все дети, а только 2-ое, по очереди. Остальные – оценивают их действия и называть победителя.

Результат:  отметить тех, кто выиграл 1 кружочек, 2,3 и т.д. Аплодисменты.

А теперь пусть поднимут руки те, кто ничего не получил. Почему вам ничего не дали? Причина в вас самих: были невнимательны, часто отвлекались, нарушали правила, но уверенны, что в следующий раз дети будут внимательны и что-нибудь выиграют.

Рефлексия: игра дает возможность выявить, кто из детей может быть собранным и внимательным, а кому это дается с трудом. Важный момент поощрения достижений.

«Пальчик»  развивает целенаправленное внимание, которое опирается на интерес детей к привлекательным  картинкам. В процессе игры ребенок выбирает из большого количества более или менее знакомых ему предметов тот, который назвал взрослый, и быстро указывает на него пальцем. Выполнение этих, казалось бы, несложных требований представляет для дошкольника известную трудность. Она заключается в том, что необходимо преодолеть внешнюю привлекательность других картинок и сосредоточить внимание только на той, которая названа. В этой игре он учится управлять своим вниманием, что требует некоторых усилий. Но эти усилия вознаграждаются тем, что ребенок получает найденную картинку в качестве награды за то, что он был внимательным. Основное требование – искать картинку глазами, а не руками, т. е. стимулирует прежде всего умственную активность. Движение (указательный жест) является лишь последним этапом решения задачи.

Инструкция: на столе разложены в 2 ряда 10-12 предметных картинок. Ребенок называет, затем взрослый обращает внимание детей на то, что у каждого из них на руке 1 палец называется указательным. В этой игре указательный палец будет помогать искать картинки, которые я буду называть. Кто 1-ый правильно укажет на картинку (поставит на нее свой указательный палец), тот ее и получит.

Итак, указательные пальцы правых рук на самом краю стола и не поднимать их до тех пор, пока не будет названа картинка.

«Кто из вас  раньше найдет и укажет пальчиком, где находится… яблоко?» Победитель получает картинку.

Рефлексия: эта игра  содержит элемент соревнования, но построена так, что в ней не бывает проигравших.

«Прятки с игрушками» развивают у детей устойчивость внимания. Способность удерживать определенную цель, не отвлекаясь на посторонние, очень важна для дошкольников. Игра носит характер забавы и связана с любимым занятием детей – прятками и поисками. Устойчивое и сосредоточенное внимание удерживается с помощью привлекательных игрушек.

Инструкция: предлагается 2-м детям по очереди выбрать игрушку, которая больше всего им нравится, и спросить: «Скажи нам, почему ты выбрал эту игрушку, что в ней тебе больше понравилось?». Затем водящим предлагается встать лицом к стене и закрыть глаза, как это делают при игре в прятки. Пока дети водят, остальные участники предупреждаются о соблюдении полной тишины, кто-то из детей или взрослый прячут игрушку в какое-нибудь заветное место, но при этом ее часть должна быть видна. Взрослый шепотом обращается к детям: «Вы видели, куда спрятались игрушки? Это наш секрет, его нельзя выдавать! Пусть каждый водящий сам найдет свою игрушку, а мы посмотрим, кто первый это сделает»

«Пора!» - говорят все хором. Водящие открывают глаза, а взрослый напоминает, что искать надо только ту игрушку, какую сам выбрал, а не чужую, если ты ее вдруг найдешь, не обращать внимания. Когда водящие возвратятся с игрушками, взрослый спрашивает остальных детей: «Кто первый нашел игрушку? Он свою игрушку нашел или другую?» тому, кто выиграл, выдается жетон, который ребенок должен сохранить до конца игры.

Рефлексия: нужно соблюдать правила: искать ту, которую выбрал, не отвлекаясь; когда прячутся игрушки, водящим нельзя открывать глаза и подсматривать; не подсказывать, не выдавать общего секрета; прятать игрушки поручается только тем, кто выполняет все правила.

«Отзовись, не зевай!» внимание дошкольников неустойчиво: дети легко отвлекаются, теряют намеченную цель, легко переключаются с одних действий на другие. Игра направлена на развитие устойчивого внимания. Предъявляет ряд требований: внимательно следить за действиями каждого участника, чтобы вовремя откликнуться на зов своего партнера, воспроизвести в определенной последовательности ряд взаимосвязанных действий и пр. выполнять эти требования сложно,  но предлагаемая ситуация содержит условия, которые побуждают к их выполнению: 1. содержание игр и ее материал отвечают интересам и склонностям малышей; 2. привлекательный игровой материал; 3. игра –это забава, где решение познавательной задачи сочетается с движением и звукоподражанием.

Инструкция:  дети усаживаются в 2 ряда лицом друг к другу, раздаются каждому по картинке, которые нельзя показывать друг другу. Дети внимательно рассматривают картинку. У каждого зверя или птицы есть дружок, т.е.  точно такая же картинка. Каждая птица или животное будет звать своим голосом своего друга: ведь  они не умеют говорить, как люди, и разговаривают по-своему. «как позовет корова свою подругу?» «Му-муу», а другая корова должна ответить ей: «Му-муу, я слышу, иду!». А как позовет гусь своего друга? «Га-га-га», и так же по-гусиному ответит 2-ой гусь: «Га-га-га, я слышу, иду!». Каждый, кого позвали, должен не пропустить, не прозевать, когда его позовут, и вовремя ответить на зов. Друзья должны подойти к столу, сперва показать друг другу картинки и поговорить, потом продемонстрировать всем свои картинки и положить их в коробку. А если кто-нибудь зазевался и пропустил свой ход, они скажут ему: «Ай-ай-ай, другой раз не зевай!».

Рефлексия: подает голос и вызывает свою пару только тот, кого назвал ведущий; нужно быть внимательным и вовремя откликнуться на зов своей пары (друга); запрещается показывать полученную картинку раньше времени – кто нарушит правило, того вызовут позднее всех.

«Волшебный столик»:  игра учит детей замечать и осознавать окружающую их обстановку и происходящие в ней изменения, управлять вниманием. Играя, малыш учится подмечать происходящие изменения в составе предметов, их расположении, позах и пр. у них формируются такие качества, как наблюдательность, сосредоточенность, устойчивость и произвольность внимания.

Инструкция: давайте поиграем сегодня в театр. Мы все будем зрителями. Представление сегодня будет показываться на столе. Вы думаете, это простой стол? Нет, он волшебный! Как только прозвучат волшебные слова, которые мы все вместе скажем, на столике появится что-то интересное, а что, увидите сами. Чтобы столик показал представление, нужно сказать ему такие слова:

Столик, столик, послужи,

Нам игрушки покажи.

Все, что ты покажешь,

Мы потом расскажем.

Цоп-топ, тара-ра,

Начинается игра!

Цоп-топ, на-на-на,

Наступает ти-ши-на…

Взрослый тихо садится за столик, ставит настольную ширму и под ее прикрытием достает из-под стола игрушки для 1-ой сценки. Когда снимается ширма, перед детьми появляется картинка: на коврике, положив голову на подушку, спит мишка, а на авансцене сидит кукла Маша, на коленях у нее 2 разноцветных шарика.

Детям задаются вопросы, помогающие понять содержание этой сценки и назвать ее персонажи, их действия  и предметы. Затем снова ставят ширму и меняет сценку на планшете: убирает коврик мишки, сажает куклу и мишку напротив друг друга и изображает, как мишка и Маша перекатывают друг другу шарик. Перед тем как  снять ширму, предлагается малышам позвать те игрушки, которые им понравились. Когда дети позовут игрушки, ширма убирается и возникает новая сценка.

Рефлексия: соблюдать тишину после слов «Наступает ти-ши-на»; внимательно смотреть на сцену; прежде чем ответить  на вопрос, нужно вначале вспомнить, что было в предыдущей сценке; звать игрушку дружно, хором.

«Мишкины проказы»: игра направлена на развитие сосредоточенности и устойчивости внимания, ребенок должен выделить и осознать порядок расположения однородных предметов (колечек от пирамидки) и сосредоточить свое внимание на их различиях по величине.

Инструкция: участники садятся вместе за небольшой стол, взрослый ставит игрушечные фигурки, изображающие персонажей, или фигурки детей, и каждый выбирает себе игрушку по вкусу. Неожиданно взрослый достает игрушечного мишку. !здравствуйте, ребята! Меня зовут Мишка-шалунишка, а тебя как? Давайте вместе поиграем. Посмотрите, какая у меня красивая сумочка! Я принес ее, чтобы что-то туда спрятать. А что, вы сейчас увидите!. Мишка достает пирамидку, вместе со взрослым разбирает ее на столе. «А теперь закройте глаза руками и не подглядывайте, пока я не скажу», - говорит мишка. Дети закрывают глаза, взрослый прячет мишке в сумочку одно из больших колечек пирамидки, сдвигает колечки. «Угадайте, что я спрятал?» дети открывают глаза, и каждый ставит свою игрушку в то место, где, как ему кажется, не хватает колечка. Когда все фигурки будут поставлены, мишка вынимает колечко из сумочки и предлагает одному из детей поставить его на место. Ребенок выполняет поручение, а все остальные проверяют, на своем ли месте находится колечко, и оценивают, кто правильно поставил свою фигурку, а кто ошибся.

Рефлексия: вовремя закрывать глаза, не подглядывать, пока мишка не разрешит смотреть; каждый, кто отгадал, где не хватает колечка, должен поставить свою игрушку на это место, отгадывать нужно самостоятельно, не подражая соседу; когда мишка показывает спрятанное колечко, ищет его место тот, кому  мишка это колечко отдает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум Тема: Формирование саморегуляции у школьников.

Развитие саморегуляции – одна из центральных линий развития детей. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает ребенок, объединяет одно – в них формируется важнейшее личностное новообразо...

Саморегуляция психического состояния выпускников накануне ЕГЭ

В работе даны рекомендации практического характера...

Некоторые приемы саморегуляции эмоционального и физического состояния учащихся на уроках физической культуры как способ повышения академической успеваемости

В данной статье предлагается опыт работы по применению сопряженного психофизического воздействия в 1-х классах, применение АМО (активных методов обучения), приемов саморегуляции эмоционального и...

Сравнительный психолингводидактический анализ учебников русского языка по программам «Начальная школа 21 века» и «Школа России» по изучению проблемы развития саморегуляции учебной деятельности младших школьников

Анализ целей и задач программ начальной школы гласит о том, что необходимо научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, сист...

Консультация для замещающих родителей на тему: "Приемы и техники эмоциональной саморегуляции".

Даный материал предназначен для педагогв-психологов и социальных педагогов для использования с замещающими родителями в работе, направленной на стабилизацию психоэмоционального состояния и профилактик...