ФОРМИРОВАНИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ.
методическая разработка (5 класс) по теме
Ролевые игры способствуют формированию сознательной деятельности учащихся через замысел, позволяют формировать у учащихся волевые качества. Чем выше уровень положительных эмоций во время игр, тем выше уровень обучаемости учащихся. Как отмечал Д. Б. Эльконин, «дети в игре стараются отражать положительные качества социальной жизни». Это значит, что ролевая игра способствует выработке у учащихся морального поведения (положительных поступков). Задача педагога заключалась в том, чтобы акцентировать внимание учащихся на положительных сторонах жизни и стимулировать их к использованию в собственной жизни учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ.
Ролевые игры способствуют формированию со знательной деятельности учащихся через замысел, позволяют формировать у учащихся волевые качества. Чем выше уровень положи тельных эмоций во время игр, тем выше уровень обучаемости учащихся. Как отме чал Д. Б. Эльконин, «дети в игре стараются отражать поло жительные качества социальной жизни». Это значит, что ролевая игра способствует выработке у учащихся морального поведения (положительных поступков). Задача педагога заключалась в том, чтобы акцентировать внимание учащихся на положительных сторонах жизни и стимулиро вать их к использованию в собственной жизни учащихся.
Сегодня, как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Преобразование общеобразовательной школы нацеливает на использование всех возможностей, ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Далеко не все педагогические ресурсы используются в сфере воспитания и развития ребенка. К таким мало используемым средствам воспитания относится игра.
Войдя в игру, раз за разом закрепляются соответствующие действия; играя, ребенок все лучше овладевает ими: игра становится для него своеобразной школой жизни. Ребенок играет не для того, чтобы приобрести подготовку к жизни, а приобретает подготовку к жизни, играя, потому что у него закономерно появляется потребность разыгрывать именно те действия, которые являются для него новоприобретенными, еще не ставшими привычками. В результате он, в процессе игры, развивается, получает подготовку к дальнейшей деятельности и формирует ключевые компетенции.(Креативность (творчество, «гибкость»); инициатива; умение работать в коллективе; способность к самостоятельному решению проблем; способность самостоятельно и при помощи других находить новую информацию; способность постоянно учиться новому).
Он играет, потому что развивается и развивается, потому что играет.
Младшие школьники только что вышли из периода, когда ролевая игра была ведущим типом деятельности. Для возраста 6-10 лет характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы.
Игры в жизни детей младшего школьного возраста продолжают занимать значительное место. Если спросить младших школьников, что они делают помимо учения, все они единодушно ответят: «Играем».
Потребность в игре как подготовке к труду, как выражению творчества, как в тренировке сил и способностей, как, наконец, в простом развлечении у школьников очень велика.
В младшем школьном возрасте большое место продолжают занимать ролевые игры. Они характеризуются тем что, играя, школьник, берет на себя определенную роль и выполняет действия в воображаемой ситуации, воссоздавая поступки конкретного человека.
Играя, дети стремятся овладеть теми качествами личности, которые их привлекают в реальной жизни. Поэтому детям нравятся такие роли, которые связаны с проявлением смелости, благородства. В ролевой игре они начинают изображать и самих себя, стремясь при этом к позиции, которая не удается в действительности.
Так ролевая игра выступает как средство самовоспитания ребенка. В процессе совместной деятельности во время ролевой игры дети вырабатывают способы взаимоотношений друг с другом. По сравнению с дошкольниками младшие школьники больше времени затрачивают на обсуждение сюжета и распределение ролей, более целенаправленно выбирают их.
«Особое внимание следует обращать на организацию игр, направленных на формирование умений общаться друг с другом и с другими людьми».
При этом педагогу необходимо использовать индивидуально-личностный подход к ребенку. Характерно, что очень стеснительные дети, которые сами не могут играть в сценах из-за своей стеснительности, довольно легко разыгрывают импровизированные сюжеты на куклах.
Воспитательное значение сюжетных игр у младших школьников закрепляется в том, что они служат средством познания действительности, создания коллектива, воспитывают любознательность и формирует волевые чувства личности.
Педагогически грамотно организованная игра мобилизует умственные возможности детей, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий.
Поведение и деятельность подростка во многом определяются особенностями самооценки. Очень важно для нормального развития личности подростка, чтобы его самооценка была адекватной. Если самооценка не адекватная, то могут формироваться такие качества, как неуверенность или излишняя самоуверенность. В связи с этим у подростка часто возникают проблемы с окружающими
В целях постепенного перехода от детства к взрослости необходима особая переходная форма жизнедеятельности подростков. В качестве таковой может выступать ролевая игра, т.к. в игровой роли играющий воспроизводит не содержание социальной роли, а «усвоение общественного опыта» и реализация собственной сущности производится человеком посредством выполнения той или иной социальной роли в процессе деятельности. Лишь «выполняя» роль, он включается в систему общественных отношений.
М.И. Бобнева этот период выделяет как игровой этап в формировании личности и определяет его как закономерный в освоении условий жизнедеятельности.
Почему игра в подростковом возрасте является средством освоения социального опыта? Игра для подростка является привычным способом действия. В такой связи Бобнева М.И. дает определение игры как «индивидуализированной формы социализации» и «социальной формы индивидуализации».
Такое определение автор соотносит с закономерностями, которым подчиняется развитие личности, а именно типизацией как формированием заданных группой и обществом стереотипов, и индивидуализацией как накоплением индивидуального опыта социального поведения, отношения к приписываемым ее социальным ролям. Игра приобщает «играющих» к реальному миру в индивидуализированной форме
В ролевых играх подростки стремятся к групповому сотрудничеству. Подростки способны не только придумать весь ход игры, но и без помощи взрослых организовать достаточно сложную совместную деятельность, где игра и труд тесно переплетены
Заключение.
Для того чтобы игра была эффективным средством развития и воспитания ребенка, при организации и проведении игр необходимо выполнение следующих условий:
1.Содержание игры должно служить развитию, воспитанию и формированию ключевых компетенций.
Игры должны быть обязательно:
а) эмоциональные (чтобы привлекали ребенка, доставляли ему удовольствие, радость);
б) познавательные, обучающие (ребенок должен учиться чему-то новому, что-то узнавать, решать, мыслить);
в) игры должны быть социально ориентированные.
2.Основная цель педагога - последовательно руководить процессом формирования самостоятельной игры у каждого ребенка и коллектива в целом ,т.к.только игра в форме детской самостоятельности в наибольшей степени влияет на психическое развитие ребенка. В этом заключается её педагогическая ценность. Необходимо, чтобы игра не потеряла своей ценности, свободы и непринужденности.
3.Необходим учет индивидуальных и возрастных особенностей.
При соблюдении этих условий игра будет служить развитию и воспитанию ребенка, формированию саморегуляции поведения учащихся.
Фрагменты уроков трудового обучения, с использованием ролевых игр, как фактора формирования саморегуляции поведения учащихся.
7класс
Тема урока: «Посуда».
Цели: проверить качество ЗУН по данной теме;
продолжить работу над воспитанием культуры общения, умения слушать и слышать собеседника;
продолжить работу над развитием памяти, мышления, внимания
Тип урока – повторение и закрепление.
Форма – театрализованный урок «Праздник посуды»
Суть театрализованного урока состоит в использовании изложения содержания учебного материала в сценариях, пьесах, которые разыгрываются учащимися по ролям.
Цель: формирование интереса к знаниям, умений работать с дополнительной литературой, выработка у учащихся чувства взаимопомощи.
Была использована сказочно – ролевая форма: постановка отрывков изученных материалов учебной и дополнительной литературы.
Детям предлагалось, представить себе, что наш урок сегодня волшебник посетил и посуду своим волшебством оживил. И решила посуда, что нынче она всё рассказать о себе нам должна.
Учащиеся при этом превращались в предметы, в данном случае – посуду, за действия которой они несли ответственность.
Также были использованы элементы сюжетно – ролевой игры, где учащиеся инсценировали условия воображаемых действий и играли определённые роли.
Каждая из участниц игры представила свою творческую работу на тему: «Посуда».
Работа выполнялась по плану:
1.Представление.
2.Историческая справка.
3.Правила пользования посудой.
4.Придумать игру: Что лишнее? Найди отличия.
5.Решить экономическую задачу.
Игра позволяет обучаться с интересом. Уроки по игровой методике существенно повышают мотивацию учащихся к предмету, помогают им лучше запомнить формулировки, определения, «раскрепощают» учеников, его мышление.
Таким образом были реализованы цели и задачи урока: удалось проверить качество ЗУН; проследить за развитием памяти, мышления, внимания; умения слушать и слышать собеседника; увидеть культуру общения.
8класс
Тема урока: «Гигиена волос».
Цели: Поверить качество ЗУН по данной теме;
Продолжать воспитывать культуру общения, умения слушать и слышать собеседника;
Продолжать работу над развитием диалогической речи, памяти, мышления, внимания, привычки к здоровому образу жизни.
Тип урока: итоговое занятие.
Форма: сюжетно – ролевая игра «Посещение косметического кабинета»
Важное значение в повышении адаптационных способностей выпускников коррекционных школ VIII вида, играет формирование активности, ответственности, коллективизма, культуры общения, умения слушать и слышать собеседника, диалогическая речь.
Внешний вид учащихся не соответствует санитарно – гигиеническим требованиям. Когда встречаешься с бывшими своими выпускниками, бывает обидно и даже стыдно за его неряшливый вид, неухоженные волосы, а иногда чувствуешь себя виноватой в том, что не смогла научить его элементарным правилам личной гигиены.
Не случайно выбрала активную форму проведения урока, ролевую игру. Урок - игра - это одно из важных средств обучения. Она формирует у учащихся устойчивый интерес к учению, снижает напряжённость, скованность, неуверенность, которые свойственны нашим воспитанникам; помогает формировать навыки и умения; оказывает эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания, воспитываются коммуникативные качества.
Игра – одно из замечательных явлений жизни, будто бесполезное и вместе с тем необходимое.
Игровую деятельность использовала на уроке итогового закрепления и повторения.
Перед учащимися были поставлены дидактические цели. Учебная деятельность подчинялась правилам игры; учебный материал был использован в качестве её средств; успешное выполнение дидактического задания связывалось с игровым результатом. Учащиеся играли определённые роли: регистратора, консультантов косметического кабинета, массажиста и др.
Игра – это школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений, человек, обучаясь в ходе игры, и не подозревает о том, что чему-то учится.
В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом, где красной нитью и проходит развитие диалогической речи.
На уроке использовала следующие функции игр:
- функцию самореализации человека;
- коммуникативную функцию, которая вводит учащихся в
реальные человеческие отношения;
- игротерапевтическую функцию использовала для
преодоления различных трудностей в общении;
- функцию коррекции в игре – она помогает детям
справиться с переживаниями, сомнениями, неуверенностью в
своих силах.
И где как не в игре, можно проследить за развитием диалогической речи, культурой общения, умением слушать и слышать собеседника.
Такие, нестандартные уроки необычны по замыслу, организации, методики проведения, больше нравятся детям, чем будничные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы.
5 класса
Внеклассное мероприятие.
Приглашённые гости- учащиеся начальных классов.
Предметный праздник: «Путешествие в царство ГИГИИ, в царство
Чистоты и Порядка».
Цель: научить учащихся гигиеническому мышлению, вспомнить и закрепить правила личной гигиены, которые помогут детям сохранить и укрепить здоровье, прививать здоровый образ жизни.
Детям предлагалось представить, что мы отправляемся в путешествие на большом автобусе, и с нами едут все те, кто любит чистоту и порядок.
Путешествовали по следующему маршруту:
- станция «Грязнулька»,
- город «Лентяйск»,
- полустанок «Угадай-ка»,
- город «Чистоты и Порядка»,
- станция «Будь здоров!»
Были использованы элементы сюжетно – ролевой игры, где учащиеся инсценировали условия воображаемых действий и играли определённые роли: «Неряха», «Грязнулька», «Лентяй», «Умник», «Здоровячек»и т.д.
За знания правил личной гигиены дети получали жетоны, а в конце праздника обменивали их на призы- предметы личной гигиены.
Таким образом были реализованы цели и задачи предметного праздника: удалось повторить и закрепить правила личной гигиены, которые помогут детям сохранить и укрепить здоровье.
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходит значительное изменение в его психике, подготавливающие к переходу в новую, более высокую стадию развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью школьников.
В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача учителя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовали установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности, т.е. способствовали формированию ключевых компетенций, как фактора формирования саморегуляции поведения учащихся.