Адаптация пятиклассников к среднему звену
методическая разработка по психологии
Адаптация 5-х классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_pyatiklassnikov_k_srednemu_zvenu.docx | 15.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация пятиклассников к среднему звену
Итак, первая часть школьной жизни уже позади. В пятом классе у ребенка новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины.
Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются - тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат - у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.
Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.
В большинстве случаев сами пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее, потому что:
- очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);
- непривычное расписание (новый режим);
- новый классный руководитель;
- в средней школе мы получили новый статус;
- проблемы со старшеклассниками
Итак, рассмотрим проблемы школьной адаптации.
1. Изменение условий обучения и изменение требований
Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя. Именно у него надо было завоевать авторитет. Уже через некоторое время после начала учебы этот учитель знал, на что способен ваш ребенок, как его ободрить, поддержать, помочь разобраться в сложной теме. Ребенок спокойно развивался: приобретал знания в ОДНОМ кабинете, с ОДНИМ основным учителем, его окружали ОДНИ и те же ребята, и требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были ОДИНАКОВЫЕ. Все было привычно. А учитель - практически вторая мама, которая и подскажет, и направит.
При переходе же в 5-й класс ребенок сталкивается с проблемой множественности. Во-первых, стало МНОГО учителей-предметников. Во-вторых, каждый предметник выдвигает свои требования и таких требований МНОГО. И все эти требования надо не только ВЫУЧИТЬ, но и СОБЛЮДАТЬ, и не запутаться, где что надо делать. Ко всему прочему, необходимо помнить, что ребенку надо заново завоевывать авторитет, и не у одного учителя, а у многих, со многими учителями выработать свои отношения. Поневоле заволнуешься, испугаешься - а в итоге повышается тревожность.
Чем можно помочь?
Во-первых, увидеть плюсы этих «рассогласованностей». Эти «мелочи», которые поначалу так затрудняют ребенку школьную жизнь, приносят и пользу. Он учится учитывать все требования, соотносить их, преодолевать трудности, а значит, учится взрослой жизни, где «многотребовательность» в порядке вещей.
Во-вторых, это учит подростка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким.
Помогите ребенку запомнить все требования и правила, предъявляемые учителями. Один из путей - совместное с подростком составление расписания с указанием особенностей выполнения заданий.
Во избежание «Психологических проблем адаптации пятиклассников к школьному обучению и условия их успешного преодоления» можно дать следующие рекомендации:
Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
- Обязательное проявление интереса к ребенку. Неформальное общение после школьных занятий.
- Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
- Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
- Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.
- Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.
Хочу подытожить, что в целом адаптация 5 класса к среднему звену школы проходит успешно. Ребята в течении четверти познакомились с учителями-предметниками, усваивают их требования. По итогам 1 четверти в классе 2 ударника.
Большинство ребят отличаются высоким уровнем прилежания, работоспособности, ответственности. Ребята с удовольствием посещают классные часы, общешкольные мероприятия, наш классный « Дискуссионный клуб», праздничные круглые столы. Однако важным остается вопрос дисциплины. Особого внимания по вопросу поведения заслуживают трое учащихся. Встречаются и неоднократные опоздания. Иногда и пропуски уроков по неуважительным причинам. По данному вопросу ведется работа с родителями, которые не только неактивно откликаются на просьбы классного руководителя, но, иногда, равнодушны к ним.
В целом, в классе дружественные взаимоотношения, довольно высокая сплоченность, есть стремления помогать друг другу, а также не остаются без внимания просьбы классного руководителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследование диагностики адаптации пятиклассников к средней ступени обучения
Диагностика педагогической адаптации пятиклассников...
Адаптация учащихся в среднем звене
Школьная адаптация понимается как приспособление ребёнка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности....
Деятельность педагога - психолога на этапе адаптации учащихся в среднем звене школы.
Переход из начальной школы в среднюю - это один из переломных моментов в жизни школьника, событие радостное и в то же время, влекущее за собой много сложностей, сопряженных с большой психологической н...
Адаптация обучающихся в среднем звене
Школьная адаптация понимается как приспособление ребёнка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности....
Решение проблемы адаптации пятиклассников в среднем звене
В данной статье представлен опыт классного руководителя по решению проблемы адаптации пятиклассников в условиях ФГОС...
Успешная адаптация ребенка к среднему звену
Рекомендации родителям, как помощь ребенку приспособиться к обучению в среднем звене...