Адаптация учащихся в среднем звене
статья на тему

     Школьная адаптация понимается как приспособление ребёнка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptaciya_uchashchihsya.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ

5 класс

Цель: Обеспечение непрерывности и преемственности в обучении школьников, включённость учащихся в новый образовательный модуль.

Школьная адаптация понимается как приспособление ребёнка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности.

 Адаптированный ребёнок – это ребёнок, который может раскрыть свой интеллектуальный, личностный, творческий потенциал в новой для него ситуации развития.

О сложности и значимости периода, связанного с адаптацией ребёнка в школе, сказано и написано в отечественной психологической и педагогической литературе достаточно и убедительно. Именно в первые месяцы начинают формироваться те системы отношений ребёнка с другим, более взрослым миром и самим собой, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, а также базовые учебные установки, которые в дальнейшем определяют успешность его школьного общения, эффективность стиля общения, возможности в школьной среде.

То, по какому пути пройдёт развитие школьника в ближайшие годы, будет ли в период адаптации заложен социальный и интеллектуальный фундамент дальнейшего успешного обучения, или с приходом в среднее звено ребёнок попадёт в чужой, непонятный, а следовательно, враждебный ему мир, во многом зависит от правильного психологического сопровождения детей.

В Красноярском крае, в п. Берёзовка, в средней школе работает консилиум с участием психологов – новая и прогрессивная форма проведения малых педсоветов.  Учительская команда, которая работает с одними и теми же учащимися, вырабатывают стратегию индивидуального личностно мотивационного образования для каждого ученика.

Задача консилиума – помочь ученику найти в учении личностный смысл, сделать процесс познания увлекательным и успешным. Раскрывается технология подготовки и проведения подобных мероприятий, особенно в переломные моменты школьной жизни – в 1-х, 5-х, 9-х классах.

Изучение личности ребёнка, диагностика его реальных учебных возможностей, состояния здоровья, уровня воспитанности лежит в основе деятельности и администрации школы, классного руководителя, и учителей-предметников, и других служб образовательного учреждения. Именно поэтому в последние годы роль педконсилиума как эффективной формы коллективной диагностики значительно возросла.

Болевые точки учебного процесса в школе – «запуск» первоклассников и пятиклассников, проблемы подросткового возраста, «выход» в старший модуль. Для более успешного перехода 4-классников в среднее звено в школе реализуется «Модель запуска пятиклассника»

Самым проблематичным в школе являются 1-е, 5-е, 9-е классы по ряду причин.

5-й класс – это переход из начального модуля в средний, и из-за смены структуры, содержание обучения у этих детей происходят изменения психологического и деятельностного характера:

*возрастает состояние стресса;

*увеличивается количество изучаемых предметов, меняются задания к упражнениям;

*кабинетная система и много учителей-предметников;

*сложность адаптации к учителям;

*анонимность в первые месяцы способствует негативным проявлениям личности;

*переутомление;

*многообразие и отличие от начальной школы приёмов работы на уроке;

*отсутствие единства требований приводит к безответственному отношению ученика к учению.

Все эти причины неизменно приводят к снижению качества успеваемости. Чтобы хотя бы частично избежать этих проблем, встаёт вопрос о постепенной адаптации пятиклассников, начиная с 4-го класса.

 В 1-й четверти учебного года проводится пед-й консилиум, где учитель, выпустивший ребят из начального звена, готовит портрет класса. Классный руководитель проводит наблюдения, запускает анкеты среди ребят, выявляя интересы учащихся, круг их общения, особенности классного коллектива, его «плюсы» и «минусы», изучает особенности семейного воспитания, берёт данные у медицинского работника о состоянии здоровья ребят.

 Администрация школы сравнивает результаты обучения и развития за курс начальной школы с нулевыми замерами 5-го класса. На каждого ученика создаётся карта учебных возможностей, на основе которой строится коррекционная программа работы с классным коллективом, где намечается совместная деятельность учителей-предметников.

Для диагностики когнитивной сферы учащихся выбрали школьный тест умственного развития; оценка внимания проводится по методике Мюнстерберга. Определить особенности эмоциональной сферы помогают методики «Нарисуй человека», «Рисунок семьи», «Дом, дерево, человек». Уровень притязаний исследуется по методике Коса. Рисуночный тест ассоциаций С.Розенцвейга позволяет оценить степень адаптированности личности и т.д.

 Коллектив школы стремится, чтобы от педконсилиума была конкретная помощь и каждому ученику, и учителю, и родителю, ведь впереди многолетний совместный труд. От взаимопонимания зависит успех.

 Вся информация сводится в таблицы, схемы, сосредотачивается в методическом центре школы и доводится до учителей предметников.

В ходе работы педконсилиума по 5-м классам каждый учитель-предметник получает «Памятку по работе с пятиклассниками» (прил.1), подборку «Игровые минутки на уроке», рекомендации по учёту особенностей каждого типа ребёнка: например, как работать на каждом этапе урока с аудилами (воспринимает информацию на слух), визуалами (воспринимает информацию зрительно), кинестетами (воспринимает информацию деятельностью) (прил. 2).

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ – ЭТО НЕ ТОЛЬКО И НЕ СТОЛЬКО УСВОЕНИЕ СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ, НО В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕУЧЕБНЫХ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ.

Этому помогает развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления. Часто возможности ученика и требования учителя не совпадают. Тогда полученные диагностические данные используются для построения методического поля обучения данных учащихся.

Выявив проблемные группы, консилиум составляет межпредметную индивидуальную программу для каждой из них. Это и отработка навыков скорочтения, и подготовка минидокладов, рецензий на ответы одноклассников для развития связной монологической речи, и обучение графическому письму.

Педагогический консилиум имеет ещё и цель координации действий учителей в отношении отдельных учеников и класса в целом.

Для стимулирования учебного труда начата работа по созданию портфолио достижений ученика.

В ходе анонимного анкетирования выявляется, что  основные мотивы учения – социальный и личностный. Поэтому учителя решают строить уроки так, чтобы понимание, удовлетворение от узнавания было результатом каждого занятия.

Выявленные нарушения внимания, памяти – объекты для действий педагогов, родителей, да и самих ребят (они в этом возрасте сами заинтересованы в познании и совершенствовании себя). А практические советы и программу тренингов для учителей, родителей и ребят даёт психолог. В помощь ученикам в школе организуется факультатив «Познай себя».

 Тесты на определение психологического климата в коллективе показывают, что соревновательные приёмы на уроках приведут к конфликтам. Учитывая результаты социограммы, рекомендовано пока не привлекать учащихся-лидеров к комментированию ответов одноклассников, взаимопроверке, рецензированию.

Данные об уровне образованности родителей, взаимоотношениях в семье тоже являются важным показателем в общей характеристике ребёнка, частью мотивационной сферы.

Итак, всё сказанное ещё раз подтверждает вывод, что к каждому ученику необходим индивидуальный подход. Используя заповедь врачей «не навреди», для учителей можно продолжить – и не потеряй. Не потеряй ученика, умело выведи из затруднительного положения, создай ситуацию успеха в его деятельности.

Педагогу приходится работать на двух уровнях – с классом и индивидуально. На уроке фокус смещается то в одну, то в другую сторону.

Фонд личности, внутренние ресурсы ученика подчас действуют сильнее, чем множество объективных ценных влияний. Продумывая познавательную задачу, учитель определяет, какие требования ученик усвоит, но педагог предполагает и какие психические, мыслительные, личностные процессы при этом будут действовать у школьника.

Учитель – проводник между знаниями и возможностями, потенциалом ученика. Диспропорции ведут к неадекватности поведения ребёнка, негативным проявлениям.

Чтобы действия были целенаправленными, результативными, требования должны быть одинаковыми и всеми реализовались по намеченному плану.

Приложение 1

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ, РАБОТАЮЩЕМУ С ПЯТИКЛАССНИКАМИ

  1. Необходимо согласовывать требования всех учителей-предметников.
  2. Уделять особое внимание организации учебного процесса:

*готовность к уроку (наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте);

*правильность оформления тетради, различных видов работ;

*требования к ведению дневника.

3.  Сделать нормой единые дисциплинарные требования:

*начинать урок со звонком;

*готовиться к уроку на перемене;

*прививать культуру диалога, не перебивать ни учителя, ни ученика;

*поднятая рука – это сигнал вопроса или ответа;

*отвечаем, выйдя из-за парты, для развёрнутого ответа выходим к доске.

4.   Урок заканчиваем со звонком, не задерживаем детей.

5.    Домашнее задание не оставляем на самый конец урока – его надо прокомментировать, дать инструкции по оформлению.

Помните правило: домашняя работа должна приносить чувство удовлетворения ученику, стимулировать успех. Не перегружайте детей заданиями, дифференцируйте их.

  1. Учитель-предметник должен помнить, что урок в 5-м классе должен быть с частой сменой видов деятельности, включая физминутку.
  2. На уроках не должна превышаться норма письма, на всех уроках главная общеучебная задача – формирование речевых, коммуникативных умений.
  3. Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться чёткими инструкциями.
  4. Особое внимание на всех уроках уделять развитию поэтапно навыков работы с текстом.
  5. Учащиеся должны знать свои права и обязанности, правила поведения в кабинетах, правила по технике безопасности, правила дежурных. Классный руководитель должен периодически повторять их с учащимися, убеждать в их целесообразности.
  6. Не используйте дневник для записи дисциплинарных замечаний (найдите индивидуальную форму работы с ребёнком и семьёй), контролируйте своевременность записей, заполняйте дневники вместе на классном часе, ежедневно в конце учебного дня проверяйте наличие задания на следующий день.
  7. Введите правило среди учащихся помогать больным, приносить им домашнее задание, оказывать помощь в усвоении пропущенного материала.
  8. Задача учителя – знать затруднения в усвоении учебного материала, своевременно прийти на помощь.
  9. Не забывайте: «Ученик и учитель – союзники. Обучение должно быть бесконфликтным».  Учитесь учить не уча!

Приложение 2

АУДИАЛЫ, ВИЗУАЛЫ И КИНЕСТЕТЫ:

УЧЁТ ОСОБЕННОСТЕЙ КАЖДОГО ТИПА

СТИЛЬ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АУДИАЛЫ

ВИЗУАЛЫ

КИНЕСТЕТЫ

СПОСОБ ВОСПРИЯТИЯ

ИНФОРМАЦИИ

НА СЛУХ

ЗРИТЕЛЬНО

ДЕЯТЕЛЬНОСТНО

ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЭТАП ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ

УСТНАЯ ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ

ПИСЬМЕННАЯ

ВЫДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ ИЗ СОЗДАННОЙ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

ЭТАП НОВЫХ ЗНАНИЙ

ТРАДИЦИОННЫЙ ПЛАН ПОДАЧИ НОВОГО МАТЕРИАЛА: ОБЪЯСНЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ, ЗАКРЕПЛЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ УЧЕБНИКА ИЛИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ЗНАКОМСТВО С МАТЕРИАЛОМ ПО УЧЕБНИКУ ИЛИ ПО РЕКОМЕНД-ОЙ ЛИТЕРАТУРЕ, ЗАТЕМ СЛЕДУЕТ ОБЪЯСНЕНИЕ, В ХОДЕ КОТОРОГО РЕКОМЕНДУЕТСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗАПИСИ НА ДОСКЕ БОЛЬШИМИ ПЕЧАТНЫМИ БУКВАМИ

НЕОБХОДИМО ДАТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ЭКСПЕРИМ-НО ПОЛУЧИТЬ РЕЗУЛЬТАТ, СДЕЛАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ, ЗАТЕМ ПРОЧИТАТЬ МАТЕРИАЛ УЧЕБНИКА, ВЫЯСНИТЬ У УЧИТЕЛЯ ИНТЕРЕСУЮЩИЕ ВОПРОСЫ

СПОСОБЫ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ ФРАЗЫ:

  1. «ВОЗЬМИТЕ НА ЗАМЕТКУ»,
  2. «ЗАПОМНИТЕ ЭТО»,
  3. «ЭТО МОЖЕТ ВСТРЕТИТЬ-

СЯ В КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ»

НАПИСАНИЕ НА ДОСКЕ ОПОРНОГО КОНСПЕКТА ИЛИ ПЛАНА. УЧИТЕЛЮ НЕОБХОДИМО ОБРАЩАТЬСЯ К НЕМУ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ОТ ПУНКТА К ПУНКТУ

НАИБОЛЕЕ ПРОДУКТИВНЫ ДЛЯ НИХ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ

У НИХ БЫСТРАЯ РЕАКЦИЯ, ДЛЯ НИХ ХАРАКТЕРНО УСТНОЕ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ, В ХОДЕ КОТОРОГО УЧИТЕЛЬ МОЖЕТ ВЫЯВИТЬ, ПРЕДОТВРАТИТЬ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ ОШИБКИ

ЭТИМ УЧАЩИМСЯ ТРЕБУЕТСЯ ВРЕМЯ ДЛЯ ОБДУМЫВАНИЯ ПОЛУЧЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ.

ПИСЬМЕННОЕ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

ЛАБОРАТОРНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельность педагога - психолога на этапе адаптации учащихся в среднем звене школы.

Переход из начальной школы в среднюю - это один из переломных моментов в жизни школьника, событие радостное и в то же время, влекущее за собой много сложностей, сопряженных с большой психологической н...

Адаптация обучающихся в среднем звене

Школьная адаптация понимается как приспособление ребёнка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности....

Решение проблемы адаптации пятиклассников в среднем звене

В данной статье представлен опыт классного руководителя по решению проблемы адаптации пятиклассников в  условиях  ФГОС...

Адаптация при переходе учащихся в среднее звено ОУ.

Психологические особенности адаптационного периода при переходе в 5-ый класс. Рекомендации для учителей и родителей....

Успешная адаптация ребенка к среднему звену

Рекомендации родителям, как помощь ребенку приспособиться к обучению в среднем звене...