Исследование диагностики адаптации пятиклассников к средней ступени обучения
материал (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Диагностика психолого-педагогической адаптации пятиклассников МОУ-ООШ №23 в 2010/2011 учебном году
Период адаптации в 5-м классе является одним из трудных периодов школьного обучения. Это обусловлено совокупностью тех содержательных перемен, что происходят в школьной среде и внутреннем мире детей этого возраста. А именно:
• увеличение объема и разнообразие содержания образования;
• увеличение веса многопредметного обучения и расширение круга учителей, с которыми учащиеся вынуждены систематически вступать в деловые взаимодействия;
• на место первой учительницы приходит новый классный руководитель;
• завершение перехода к кабинетной системе обучения;
• отсутствие у школьников умения как самостоятельно, так и совместно организовывать учебную деятельность.
Состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и ее результатам; с психологической — снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности.
В течение адаптационного периода (1-е полугодие обучения) у пятиклассников должно сформироваться так называемое «чувство взрослости», которое проявляется в новой личностной позиции:
1) по отношению к учебной деятельности;
2) по отношению к школе и предметам;
3) по отношению к одноклассникам;
4) в новом отношении к внутреннему миру собственного «Я».
Сложность задач адаптационного периода значительно увеличивает риск школьной адаптации. Не все пятиклассники даже с высоким уровне; психологической готовности могут успешно справиться с трудностями в обучении и общении внутренними психологическими проблемами. Что уж говорить о тех учениках, у которых были проблемы в начальной школе.
Выделяют такие виды школьной дезадаптации пятиклассников:
1. Интеллектуальная — низкий уровень развития мышления, несформированность познавательной мотивации, несформированность учебных умений и навыков.
2. Поведенческая — несоответствие поведения ребенка правовым, и моральным нормам (конфликтность, агрессивность, недисциплинированность асоциалъность).
3. Коммуникативная — затруднения в общении со сверстниками и взрослыми (тревожность замкнутость, чрезмерная зависимость).
4. Эмоциональная — тревога и переживание по поводу проблем в школе, страх перед учителем нежелание посещать школу.
Исходя из перечисленных особенностей адаптационного периода, целью диагностического минимума в параллели 5-х классов является получение необходимой информации о социально-психологическом статусе школьников для преодоления трудностей периода адаптации к средней школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• организовать и провести психологическое обследование пятиклассников (учебная мотивация уровень самооценки, эмоциональное самочувствие, социометрический статус);
• выявить школьников, испытывающих трудности в адаптации, и определить характер и причину трудностей в каждом случае;
• определить пути оказания помощи школьникам, испытывающим трудности в процессе адаптации.
Диагностика проводится психологом в конце 1-го семестра обучения (в декабре) по трем основным направлениям: психологическое обследование школьников, экспертный опрос педагогов и родителей.
Среди учащихся 5 класса была проведена психолого-педагогическая диагностика уровня адаптации и развития. Использовались такие методики: «Анкета пятиклассника», «Анкета по определению уровня школьной мотивации», методика диагностики уровня школьной тревожности.
Результаты диагностики уровня школьной тревожности показывают, что в данном классе повышенный уровень тревоги по восьмому фактору у 28% (6 чел) учащихся. Этот фактор свидетельствует о проблемах и страхах в отношениях с учителями, общем негативном эмоциональном фоне отношений со взрослыми в школе. Это вполне допустимо, так как для детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход к нескольким учителям с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений может вызвать тревогу в первые месяцы обучения.
Также для многих учащихся страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих вызывает тревогу.
Классному руководителю рекомендуется наблюдение за детьми, индивидуальные консультации, коррекционно-развивающие занятия. Так же следует провести повторную диагностику во втором полугодии.
Результаты анкеты по определению школьной мотивации таковы:
Высокий уровень мотивации, свидетельствующий о том, что ученик осознает важность учения, учебные цели для него привлекательны, он проявляет высокую познавательную активность, интерес ко всем предметам, к самостоятельной работе, занимает благоприятное статусное положение в классе,
Диагностика школьной мотивации показала, что в 5 классе 28% (5 чел) учащихся имеет высокий уровень мотивации.
Средний уровень учебной мотивации, свидетельствующий, о том, что ученик положительно относится к школе, но учебные цели не осознаются, познавательная активность средняя, сосредоточен по интересу, самостоятельно выполняет только типовые задания, требует контроля со стороны взрослых, дружит со многими детьми в классе, показали 41 %(9 чел).
Внешняя мотивация, свидетельствующая о том, что ученика привлекает внеучебная сторона, атрибутика школы. В 5 классе уровень внешней мотивации составляет 67% (14 чел).
Низкий уровень учебной мотивации, свидетельствующий о том, что ученик к школе относится отрицательно или безразлично, требует контроля и помощи, к самостоятельным занятиям интереса не проявляет, нарушает дисциплину, близких друзей в классе не имеет, 31% (7 чел).
Из всех опрошенных пятиклассников высокий уровень школьной мотивации имеют 28% (5 чел), средний уровень-41% (9 чел), внешнюю мотивацию – 67% (14 чел), низкий уровень – 31 (7 чел)%.
Из 20 опрошенных учащихся 77% считают, что учиться интереснее в 5 классе, чем в 4ом. 59% (12 чел) учащимся нравится, когда учат много учителей. На вопрос, с какими трудностями ты столкнулся в 5 классе, ответили так: 61% (13 чел) –трудностей нет,20% (4 чел)– трудно приспособиться к новым учителям, 6% ( 1 чел) – слишком высокий темп на некоторых уроках.
57 % (12 чел) учеников не очень устают после уроков, 30%(7 чел) – очень устают и 13 % (2 чел) не устают совсем.
На вопрос, много ли задают на дом, 21% (4 чел) ответили – средне, 69% (14 чел)– да, много и 6уч.10% (3 чел) – нет, не много.
67% (14 чел) успевает выполнять все домашние задания.
В классе много друзей у 34% (7 человек).
В целом, можно считать, что период адаптации у пятиклассников проходит недостаточно успешно. Большую работу проводит классный руководитель и учителя предметники.
Рекомендации учителю.
Учителю и родителям необходимо обращать особое внимание на усвоение учебной задачи ребенком; при возникновении трудностей обязательно четкое прояснение учебного материала до тех пор, пока ребенок не поймет. Для этого необходимо знать (пронаблюдать), какие анализаторы (слуховой, визуальный, кинестетический – тактильный) ребенка задействованы в принятии и понимании задания.
Учителю обратить внимание на межличностные отношения в классе, выявить лидеров, отверженных детей. Помочь детскому коллективу развиваться без серьезных конфликтных ситуаций, научить бесконфликтному общению.
Учителю и родителям необходимы совместные встречи, в процессе которых отслеживались бы результаты успехов или неуспехов каждого ребенка, а также разбирались причины и пути преодоления трудностей в обучении.
Учителю в своих наблюдениях необходимо уделить особое внимание тем сторонам поведения и деятельности, которые в наибольшей степени отражают характер адаптации к школьной среде.
Учителям-предметникам проводить опрос, не нагнетая обстановку в классе. Желательно вызывать ребят по имени и фамилии. При неудачном ответе ученика не одергивать, не стыдить, не упрекать, не отчитывать в присутствии всего класса. Чувство юмора хорошо помогает убрать напряжение в классе, «разбавляет» обстановку. Необходимо поддерживать ситуацию успешности. Постараться проявлять искренний интерес к каждому учащемуся.
Рекомендации родителям.
Помочь ребенку в преодолении тревоги и сомнений в собственных силах – значит создать условия, в которых он будет чувствовать себя спокойно и уверенно. Причем это касается не только проблем адаптации. Важно, чтобы ребенок чувствовал безопасность, поддержку и понимание дома, что близкие люди принимают его таким, какой он есть.
В случае необходимости помогать ребенку в выполнении задания, но не делать вместо него.
Быть самим более оптимистичными. Следить за выражением своего лица. Улыбаться чаще. Убеждать ребенка, что все будет хорошо.
Помнить, что школа и семья существуют для ребенка, а не ребенок для школы.
Чаще разговаривать с ребенком, проявляя искреннюю заинтересованность в нем. Но не допрашивать ребенка, если он в данный момент не желает общаться.
Организовать совместную деятельность с ребенком.
Исследование уровня учебной мотивации пятиклассников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация пятиклассников к новой ступени обучения
В помощь педегогам-психологм в школе. Презентация по теме "Адаптация пятиклассников"...
Отчет о проведении диагностики готовности пятиклассников ко второй ступени обучения
Отчет о проведении диагностики готовности пятиклассников ко второй ступени обучения(тест Тревожности Филлипса,тест САН,тест отсчитывания минуты)...
Родительское собрание на тему "Адаптация пятиклассников ко второй ступени обучения"
Родительское собрание на тему "Адаптация пятиклассников ко второй ступени обучения"...
Родительское собрание на тему "Адаптация пятиклассников ко второй ступени обучения"
Уважаемые родители!Я рада встрече с вами. Спасибо Вам за то, что вы пришли на эту встречу.Это означает, что нас всех объединяет интерес к данной теме, а она действительно заслуживает внимания.Будет ли...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник" 2018-2019 учебный год
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник"...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник" 2019-2020 учебный год
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник"...
"Адаптация пятиклассников ко второй ступени обучения"
Родительское собрание...