Взаимосвязь успешности учебной деятельности с социометрическим статусом личности у детей младшего школьного возраста.
статья по психологии

Захарова Ольга Владимировна

В младшем школьном возрасте формируются особенности личности, такие как черты характера, привычки, формируется самооценка, и определяющее значение в этом имеет то, какое положение занимает школьник среди сверстников. А влияет ли школьная успеваемость на популярность ребёнка среди одноклассников?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимосвязь успешности учебной деятельности

 с социометрическим статусом личности

                                                                у        детей младшего школьного возраста.

       Известно, что все дети нуждаются в уважении со стороны взрослых, как родителей, так и учителей, и, в особенности, нуждаются в уважении со стороны сверстников, как членов коллектива, с которыми проводят большую часть времени. В младшем школьном возрасте формируются особенности личности, такие как черты характера, привычки, формируется самооценка, и определяющее значение в этом имеет то, какое положение занимает школьник среди сверстников.  Соответственно, приобретение навыков социального взаимодействия со сверстниками и умение заводить друзей являются одной из важнейших задач развития ребенка на этом возрастном этапе.  

         С поступлением в школу ребёнок продолжает активно приобретать навыки общения. В процессе общения ребенка со сверстниками более охотно осуществляется и познавательная деятельность, и формируются важнейшие навыки поведения. Желание общаться со сверстниками делает группу одноклассников для школьника очень ценной. И от успешности построения взаимоотношений со сверстниками, от положения ребенка в группе зависит становление его личности.

       Основными мотивами симпатии учеников первых классов являются примерное поведение и хорошая учёба сверстников, также для ребят важен опрятный внешний вид одноклассников. Во втором классе дети начинают высоко ценить нравственные качествами сверстников: такие как доброта, честность, отзывчивость. Также в этот период появляются мотивы, связанные с содержательной стороной общения: общность интересов, совместное проведение досуга, времени вне школы. У третьеклассников важными в оценке ребят становятся такие моральные качества, как смелость, скромность, воля. Дети осуждают лживость, нечестность, завистливость. К концу периода начального обучения, большое значение начинают приобретать нравственные качества учащихся, т.е. межличностный выбор определяется не только хорошей успеваемостью.

      Взаимоотношения учеников начальной школы во многом определяются учителем. В начале школьного обучения, пока еще у детей не сложились собственные отношения и оценки, как себя, так и одноклассников, они безоговорочно принимают оценки учителя, являющегося для детей высшим авторитетом. Учитель способствует формированию статусов и межличностных отношений в классе. Поэтому при проведении социометрических исследований, как правило, констатируется, что среди предпочитаемых часто оказываются дети, которые хорошо учатся, которых хвалит и выделяет учитель.

       Соответственно, оценка личных качеств одноклассников первоначально строится, исключительно, на основе оценки учителя, причем предметом оценки является, прежде всего, отношение ученика к своим школьным обязанностям, и непосредственно сама школьная успеваемость. И лишь постепенно, со временем, в основание оценки входит личное отношение ребёнка к товарищу и, наконец, более многообразные моральные качества личности. Таким образом, межличностные отношения детей младшего школьного возраста зависят от взаимной симпатии, общности интересов, внешних жизненных обстоятельств и успешности в учебе.

        Из результатов многочисленных психологических исследований известно, что дети, чьё положение в коллективе сверстников благополучно, с большим желанием посещают школу, мотивированы и активны  в учебной деятельности и внеучебной общественной работе, позитивно относятся к коллективу, общественным интересам своего класса. Неудовлетворительное положение в классе переживается детьми достаточно остро, и часто является причиной аффективных реакций.

      И если дети, имеющие высокий социометрический статус, как правило, имеют ряд общих черт: обладают ровным характером, общительны, отличаются инициативностью, богатой фантазией, и, что немаловажно, большинство из них хорошо учится; то школьники, имеющие неблагополучное положение в системе личных отношений в классе часто обладают такими характеристиками, как: имеют трудности в общении со сверстниками, неуживчивы, драчливы, вспыльчивы, капризны, часто жадничают, ябедничают, бывают неаккуратны, а также имеют трудности в учёбе, что отражается в невысоких школьных оценках.

       Но не столько сама по себе школьная неуспеваемость определяет статус ученика в классе, сколько те личностные качества, которые характеризуют его отношение к учебе. Неуспеваемость для школьников выступает показателем уровня интеллектуальных и волевых свойств личности. Школьные успехи выступают как социальная оценка компетентности учеников в различных областях знаний, их ответственности, целеустремленности, общительности, а именно это высоко ценится в группах школьников. Популярными в учебном коллективе, как правило, являются ученики с широким кругом интересов.

       Однако нужно отметить, что отношение к отличникам может быть также неоднозначным. Ряд исследований позволяет сделать вывод, что успешно обучающиеся ребята, зачастую имеют склонность к ограничению контактов с менее успевающими учениками. И всё же младшие школьники с высоким уровнем успеваемости более общительны, стремятся занять лидерские позиции, находятся в центре всеобщего внимания и максимально приближены к учителю, нежели их сверстники с низким уровнем успеваемости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагога-психолога при профилактике и преодолении нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста.

Выступление на ГМО для психологов на тему: Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагога-психолога при  профилактике и преодолении нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста...

РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ

Методическая разработка по вопросам оценивания творческих способностей детей, их развития и заинтересованности музыкой на занятиях ансамблевого музицирования по классу фортепиано....

МИНИ-ЛАПТА примерная учебная программа физкультурно-спортивной направленности, предназначенная для детей младшего школьного возраста (8-11 лет)

МИНИ – ЛАПТАпримерная учебная  программа физкультурно-спортивной направленности,  для детей младшего школьного возраста (8-11 лет)...

ВЗАИМОСВЯЗЬ ГИБКОСТИ И ПОДВИЖНОСТИ В СУСТАВАХ С МЫШЕЧНЫМИ УСИЛИЯМИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Для гармонического развития подрастающего поколения большое значение имеет развитие физических качеств. На разных этапах роста организма они проявляются и формируются по-разному. Основные физические к...

Картотека игр и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

В основе коррекционной работы дефектолога с детьми, имеющими отклонения в развитии, должно быть реализовано фундаментальное положение отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления...

Учебное пособие "Подвижные игры для детей младшего школьного возраста"

Учебное пособие предназначено для организации досуга детей младшего школьного возраста....

Методическая разработка и проведение внеурочных занятий с детьми младшего школьного возраста по социальному и/или духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста

Конспекты по внеурочным занятиям были разработаны для целей социального и духовно-нравственного воспитания детей на такие темы: «Как научиться быть добрым», «Как стать трудолюбивым&r...