ВЗАИМОСВЯЗЬ ГИБКОСТИ И ПОДВИЖНОСТИ В СУСТАВАХ С МЫШЕЧНЫМИ УСИЛИЯМИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по физкультуре

Для гармонического развития подрастающего поколения большое значение имеет развитие физических качеств. На разных этапах роста организма они проявляются и формируются по-разному. Основные физические качества: быстрота, сила, гибкость, выносливость и ловкость всегда проявляются в единстве и взаимосвязи. В процессе физического воспитания развитие одного качества влечет за собой развитие другого. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей: скоростных и координационных, способностей длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности. Решая задачи физического воспитания, необходимо учитывать особенности физического развития. А именно, суставы детей младшего школьного возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до 8-9 лет. Установлено, что этот возраст является наиболее благоприятным для развития подвижности во всех суставах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_sayta_no.docx33.39 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОСВЯЗЬ ГИБКОСТИ И ПОДВИЖНОСТИ В СУСТАВАХ С МЫШЕЧНЫМИ УСИЛИЯМИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Для гармонического развития подрастающего поколения большое значение имеет развитие физических качеств. На разных этапах роста организма они проявляются и формируются по-разному. Основные физические качества: быстрота, сила, гибкость, выносливость и ловкость всегда проявляются в единстве и взаимосвязи. В процессе физического воспитания развитие одного качества влечет за собой развитие другого.

 Некоторые научные исследования указывают, что в естественном развитии детей школьного возраста существует взаимосвязь между проявлением мышечных усилий и подвижностью в суставах.

Чтобы целенаправленно их формировать, необходимо учитывать сенситивные периоды развития физических качеств и сбалансировать возможности учащихся с возрастными особенностями и современными методами педагогического воздействия.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей: скоростных и координационных, способностей длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности.

Отечественные и зарубежные ученые предложили обобщенные данные о темпах прироста показателей физических способностей, активной и пассивной гибкости у детей младшего школьного возраста.

Приведенные научные данные (табл. 1, 2) свидетельствуют о том, что младший школьный возраст благоприятный для начала формирования интересов к занятиям физическими упражнениями, двигательных способностей, выявлению специфики индивидуальных моторных проявлений, предрасположенности к тем или иным видам спорта.

Таблица 1

Темпы прироста различных физических способностей у детей младшего школьного возраста в процентах

Физические способности

Среднегодовой прирост

Общий прирост

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Скоростные

5,7

6,0

17,2

18,0

Силовые

12,7

8,7

38,0

26,0

Общая выносливость

7,9

5,5

31,6

22,1

Скоростная выносливость

3,4

3,6

13,4

14,4

Силовая выносливость

10,4

7,4

11,7

29,7


Таблица 2

Темпы прироста активной и пассивной гибкости у детей 7-10 лет в процентах

Подвижность в суставах

Гибкость активная

Гибкость пассивная

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Плечевого пояса, локтевых и лучезапястных

4,9

3,2

-1,9

-0,1

Тазобедренных, коленных и голеностопных

5,5

6,2

-8,7

-9,5

Отделов позвоночного столба:

  • тазобедренный сустав при сгибании туловища;
  • нижнегрудном и поясничный;
  • верхнегрудном;
  • шейный

18,8

8,6

22,9

17,0

6,6

17,2

6,2

22,2

-

-

-

-

-

-

-

-

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста обуславливают основные задачи физического воспитания:

- укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоническому физическому развитию, выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;

- овладение основами разнообразных жизненно важных движений;

- развитие координационных и кондиционных способностей.

 К координационным следует отнести: точность воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, удержание равновесия, чувства ритма, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ориентирование в пространстве; к кондиционным – скоростные возможности, скоростно-силовые, выносливость и гибкость;

- формирование элементарных знаний о влиянии физических упражнений на состояние здоровья.

Решая задачи физического воспитания, необходимо учитывать особенности физического развития. А именно, суставы детей младшего школьного возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до 8-9 лет. Установлено, что этот возраст является наиболее благоприятным для развития подвижности во всех суставах.

Гибкость определяется, как физическая способность человека выполнять движения с необходимой амплитудой. Она обусловлена строением сустава и взаимодействием мышц, обеспечивающих в нем движение. Взаимодействие мышц связано как с механическими свойствами мышечных волокон (сопротивляемостью их к растяжению), так и с регуляцией тонуса мышц. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений человека, так как ограничивает перемещения отдельных звеньев тела.

Выделяют общую и специальную гибкость. Первая характеризуется максимальной амплитудой движений в наиболее крупных суставах, вторая – амплитудой движений, соответствующей технике конкретного двигательного действия.

Единство развития координационных способностей и гибкости обусловливает широкие возможности для воспитания физического качества ловкости, ее высокого проявления в жизнедеятельности человека. Например, преодоление препятствий разной высоты, ловля и метание различных предметов и т. п. требуют не только хорошей координации, но и оптимальной подвижности в суставах и проявления мышечных усилий.

Качество силы выражается через совокупность силовых способностей, которые обеспечивают меру физического воздействия человека на окружающие внешние объекты. Качество силы характеризуется силой действия, которую развивает человек посредством мышечных напряжений.

Сила действия человека измеряется в килограммах. Величина проявления ее зависит от внешних (величины отягощений, внешних условий, расположения тела и его звеньев в пространстве) и внутренних (функционального состояния мышц и психического состояния человека) факторов.

Расположение тела и его звеньев в пространстве влияет на величину силы действия за счет неодинакового растяжения мышечных волокон при разных исходных позах человека. Чем больше растянута мышца, тем больше величина проявляемой силы (например, при метании увеличение амплитуды замаха повышает силу действия).

Исходя из вышесказанного, проведены исследования силы и гибкости у младших школьников.

Развитие гибкости оценивали по максимально возможной амплитуде движений, которая измерялась линейными мерами (в сантиметрах).

В программу включались тесты для определения показателей подвижности в суставах: тазобедренном, плечевом, позвоночного столба. Исследовались проявления мышечных усилий плечевого пояса и верхних конечностей (табл. 3).

Исследования гибкости и подвижности в суставах учащихся 1-3 классов показали, что подвижность в тазобедренных и плечевых суставах, а также гибкость позвоночного столба мальчиков с возрастом изменяются. Прирост показателей подвижности в тазобедренных суставах составил 2,4 см, гибкости позвоночного столба – 11,47 см.

Средние показатели подвижности в плечевых суставах у мальчиков 9 лет выше, чем у мальчиков 7-8-летних на 12,23 и 14,86 см соответственно (табл. 4).

Гибкость позвоночного столба носит изменчивый характер.


Таблица 3

Основные задачи и программа предварительных исследований

Задача исследования

Программа исследования

Критерий оценки

Определить показатели подвижности в тазобедренных суставах мальчиков и девочек 7-9 лет

Максимальное разведение ног в положении седа

Расстояние от наивысшей точки коленного сустава до пола, см

Определить показатели подвижности суставов в позвоночном столбе мальчиков и девочек 7-9 лет

Показатели подвижности позвоночного столба мальчиков и девочек 7-9 лет

Расстояние между основанием ладоней и стопами в положении мост, см

Определить показатели подвижности в плечевых суставах мальчиков и девочек

Отведение туловища от стены, ладони касаются стены

Расстояние от пяток до стенки, см

Определить показатели силы плечевого пояса и верхних конечностей

Сгибание и разгибание руки в висе на перекладине

Сгибание и разгибание рук и в висе на перекладине, максимальное количество раз

Определить взаимосвязь показателей подвижности в тазобедренных, плечевых суставах, позвоночном столбе

Корреляционный анализ

Статистические связи показателей силы детей младшего школьного возраста

Так у мальчиков 7 лет средний показатель составил 55,0±5,29, 8 лет- 52,13±8,45 у мальчиков 9-ти лет – 43,53±12,14 см.

Таблица 4

Динамика показателей гибкости и подвижности в суставах мальчиков младших классов

Возраст

Тазобедренный сустав

Позвоночный столб

Плечевые суставы

7 лет 

12,4±4,57

55,0±5,29

54,26±5,62

8 лет 

10,33±3,47

52,13±8,45

51,6±б,54

9 лет 

10,0±3,18

43,53±12,14

66,46±7,16

На рисунке 1 показаны динамика гибкости учащихся, принявших участие в эксперименте.

Рис. 1. Динамика показателей подвижности в суставах мальчиков младших классов

При исследовании гибкости и подвижности в суставах у девочек наблюдается аналогичная картина. Средний показатель подвижности в тазобедренных суставах школьниц 7 лет составляет 11,6 + 4,6 см; 8 лет – 12,6+ 4,30 см и 9 лет – 9,13+ 3,66 см. Данные говорят о том, что наилучшая степень подвижности в тазобедренных суставах у девочек третьего класса. Гибк扟сть позвоночного столба и подвижности в плечевых суставах девочек имеет тенденцию к улучшению показателей с увеличением возраста (табл. 5).

Таблица 5

Динамика показателей гибкости и подвижности в суставах девочек младших классов

Возраст

Подвижность в тазобедренных суставах

Гибкость позвоночного столба

Подвижность в плечевых суставах

7 лет

11,6 + 4,60

49,66 + 5,79

47,66 + 7,58

8 лет

12,6 + 4,30

48,4 + 15,88

56,86 + 5,12

9 лет

9,13 + 3,66

31,0 + 10,37

79,0 + 3,01

Коэффициент вариации имеет волнообразный характер и превышает 30%. Это говорит о том, что отсутствует целенаправленное воздействие на развитие данного физического качества или не достаточное применение специальных упражнений, которые развивали бы подвижность в суставах.

Рис. 2. Динамика показателей подвижности в суставах девочек младших классов

Исследования гибкости и подвижности в суставах младших школьников выявили изменчивый характер и не равномерный их прирост. Гибкость и подвижность в суставах развивается и сохраняется с увеличением возрастной группы. Однако, следует отметить, что на уроках физической культуры не в полной мере решаются задачи, связанные с развитием подвижности в отдельных суставах.

При исследовании показателей силы учащихся было установлено, что мальчики 7 лет имеют выше показатели, чем мальчики 8 и 9 лет (рис. 3).

Рис. 3. Динамика показателей силы учащихся младших классов

У девочек наблюдается равномерный прирост данного показателя и составляет 12,87 раз (табл. 6). Следует отметить, что средние показатели силы девочек 7 и 8 лет имеют относительно одинаковые величины. Коэффициент вариации высокий в группе девочек 7-8 лет (более 40%).

Девочки 9 лет проявили более чем в два раза выше мышечных усилий, чем девочки 7 и 8 лет. Средний показатель составил 22,2+ 6,50 кг. Это говорит о благоприятном периоде развития мышечных усилий девочек.

Результаты исследований показали, что, процесс развития кондиционной силы учащихся происходит естественным путем, необходимо новые подходы решения данной проблемы.

Таблица 6

Динамика показателей силы учащихся младших классов количество раз

Возраст

Показатель сгибания и разгибания рук в висе у

мальчиков

Показатель сгибания и разгибания рук в упоре лежа у девочек

7 лет

9,93 + 2,71

9,33 + 3,80

8 лет

5,80 + 3,08

9,73 + 5,37

9 лет

6,13 + 3,0

22,2 + 6,50

Поскольку все физические качества находятся во взаимосвязи, и развивая одно качество можно повысить уровень другого, выявим статистическую связь исследуемых признаков.

И так, установлено, что у мальчиков 7 лет показатели сгибаний и разгибаний рук в висе имеют среднюю связь с показателями гибкости позвоночного столба (r = 0,491). Средняя связь показателей силы и подвижности в суставах у мальчиков 7 лет (гибкость позвоночного столба r = 0,491).

У мальчиков 9 лет показатели сгибания и разгибания рук в висе находятся в связи с показателями подвижности в тазобедренных суставах r = 0,619, плечевых суставах r = 0,473 и в обратной – с показателями подвижности позвоночного столба r = – 0,620 (табл. 7).

Показатели мышечных усилий у девочек 7 лет, определяемых сгибанием и разгибанием рук в упоре лежа, находятся в средней связи с показателями гибкости позвоночного столба r = 0,555 и обратной – с показателями подвижности в плечевых суставах r = – 0,464. У девочек 9 лет показатели силы и гибкости позвоночного столба имеют среднюю отрицательную связь

г = – 0,511 (табл. 8).

Таблица 7

Взаимосвязь показателей силы рук, гибкости и подвижности в суставах мальчиков

Возраст

Подвижность в тазобедренных

суставах

Гибкость позвоночного столба

Подвижность в плечевых суставах

7 лет

0,162

0,491

- 0,024

8 лет

- 0,105

0,159

- 0,176

9 лет

0,619

- 0,620

0,473

Показатели силы мальчиков находятся в статистической связи с показателями подвижности в суставах. Так развитие силы может благоприятно воздействовать на степень подвижности в тазобедренных и плечевых суставах и препятствовать подвижности позвоночного столба.

Таблица 8

Взаимосвязь показателей силы рук, гибкости и подвижности в суставах девочек

Возраст

Подвижность в

тазобедренных суставах

Гибкость позвоночного столба

Подвижность в плечевых суставах

7 лет

- 0,197

0,555

- 0,464

8 лет

- 0,396

0,098

0,342

9 лет

0,186

- 0,511

0,139

Определение статистических связей между показателями силы, гибкости и подвижности в суставах дает возможность учитывать особенности проявления данных признаков и осуществлять подбор эффективных средств для развития физических качеств детей младшего школьного возраста.

Необходимо учитывать, что при работе с мальчиками 9 лет не рекомендуется применять упражнения на силу и развивать гибкость позвоночного столба на одном и том же занятии.

У девочек 7 лет не желательно использовать упражнения в сгибании и разгибании рук в упоре с упражнениями, развивающими подвижность в плечевых суставах и гибкость позвоночного столба. Подбирая упражнения, необходимо учитывать особенности проявления статистических связей и особенностей развития физических качеств младших школьников, чтобы применение их было более эффективным.

Не следует также забывать, что процесс развития гибкости и подвижности в суставах имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать.

При прочих равных условиях гибкость развить труднее, чем силовые качества. В тренировке, направленной на развитие гибкости, не стоит четко разграничивать средства, применение которых улучшает пассивную или активную подвижность. Эти виды подвижности целесообразнее рассматривать как разные уровни одного и того же качества.

Для развития гибкости младших школьников на уроках физической культуры в школе можно систематически применять следующие упражнения:

  • маховые движения;
  • пружинные движения типа наклонов, выпадов;
  • растягивающие движения, выполняемые самостоятельно и с партнером.

Эти упражнения отличаются не только по форме и характеру, но и по направленности, вытекающей из задач, стоящих на том или ином этапе развития гибкости.

На первом этапе развития гибкости надо учитывать, что не все упражнения несут в себе одинаковую нагрузку (в статических положениях она больше, чем в маховых) и поэтому различна их дозировка.

Число повторений и время удержания зависят не только от состояния работающих мышц, но и от общего состояния занимающихся. Общая усталость при выполнении упражнений уменьшает амплитуду движений, а значит, и снижает эффективность упражнения.

Растягивающие движения выполняются по наибольшей амплитуде. При этом избегают резких движений и стремятся к их плавности. Только заключительные повторения можно выполнять резко. В этом случае мышцы, уже адаптировавшиеся к растягиванию, выполнят движения с наибольшим эффектом.

Применение упражнений на развитие гибкости основывается на тех же методах, что и при развитии силы. Основным из них является метод повторных усилий с максимальными напряжениями во всех режимах работы (Н. Я. Алисов).

Следует отметить, что на заключительной стадии развития, а потом и сохранения подвижности, упражнения дают наибольший эффект в совершенствовании подвижности в суставах и силы мышц.

Результаты проведенных исследований позволили сделать следующие заключения:

- изменения показателей мышечной силы оказывают определенные воздействия на изменение подвижности в суставах.

- в младшем школьном возрасте (7-9 лет) изменяются показатели как гибкости и подвижности в суставах, так и мышечной силы. Развитие этих качеств идет параллельно и зависит от особенностей физического развития детей;

- статистические связи между показателями гибкости и подвижности в суставах и мышечной силы имеют изменчивый характер и различную степень значимости, которые необходимо учитывать при развитии кондиционных физических качеств детей младшего школьного возраста.


Список литературы

  1. Богданов, Г.П. Уроки физической культуры в 4-6-х классах / Г.П. Богданов. – М.: Просвещение, 1984. – 207с.
  2. Боген, М.М. Физическое совершенствование как основное понятие теории физической культуры / М.М. Боген // Теория и практика физической культуры. – 1997. – №5. – С. 18.
  3. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте / Ю.В. Верхошанский. – М.: Физкультура и спорт, 1970. –264 с.
  4. Генно, Г. Со штангой на уроках: Об опыте занятий с отягощениями в зарубежных школах / Г. Генно // Физическая культура в школе. – 1966. – №8. – С. 46-48.
  5. Гужаловский, А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. / А.А. Гужаловский. – Минск: Народная газета, 1978. – 87 с.
  6. Зациорский, В.М. Физические качества / В.М. Зациорский. – 2-е изд. –М.: Физкультура и спорт, 1970. – 200 с.
  7. Каледин, С.Б. Физическая подготовка юных спортсменов / С.Б Каледин. – М.: Физкультура и帧спорт, 1968. – 54 с.
  8. Коробков, А.В. О взаимосвязи быстроты силы и выносливости. / А.В. Коробков // Теория и практика физической культуры. – 1995. – № 5. – С. 340-348.
  9. Кузнецов, З.И. Развитие двигательных качеств школьников / З.И. Кузнецов. – М.: Просвещение, 1967. – 204 с.
  10. Мартовский, А.Н. Особенности развития мышечной силы у детей и подростков / А.Н. Мартовский // Теория и практика физической культуры. – 1969 – № 11. – С. 13.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ритмическая гимнастика, как средство развития гибкости у детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст является весьма важным периодом в развитии человека.В эти годы продолжается процесс формирования гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка.Вместе ...

Исследовательская работа: "Развитие гибкости у детей младшего школьного возраста"

Гибкость важна при выполнении многих двигательных действий в трудовой и военной деятельности, а также в быту. Исследования подтверждают необходимо...

« Ритмическая гимнастика, как средство развития гибкости у детей младшего школьного возраста в условиях Федерального государственного образовательного стандарта"

Младший школьный возраст является весьма важным периодом в развитии человека. В эти годы продолжается процесс формирования гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребенка, его ...

Партерная гимнастика или игровой стретчинг, как элемент здорового образа жизни наших детей. Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста

Тренинг для родителей и детей.«За здоровый образ жизни»ТЕМА: «Партерная гимнастика или  игровой   стретчинг, как  элемент здорового образа жизни наших детей. Воспитание гибкости у ...

Развитие гибкости у детей младшего школьного возраста.

Методические рекомендации по развитию гибкости у детей младшего школьного возраста....

Взаимосвязь успешности учебной деятельности с социометрическим статусом личности у детей младшего школьного возраста.

В младшем школьном возрасте формируются особенности личности, такие как черты характера, привычки, формируется самооценка, и определяющее значение в этом имеет то, какое положение занимает школьник ср...