Использование нетрадиционных методов работы и коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи
методическая разработка на тему

Эмир-Амет Эльвира Шевкетовна

Доклад на тему: Использование нетрадиционных методов работы  и коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи разработан  для выступления на семинаре-практикуме   по основам логопедии. В нём пойдёт речь о развитии творческих способностей и мелкой моторики рук детей, как об одном из нетрадиционных методов коррекции речевых нарушений у учащихся школы-интерната, которые я использую в своей работе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад 19.3 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республики Крым «Лозовская спецшкола-интернат»

Доклад на тему:

Использование нетрадиционных методов работы  и коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи

           (для выступления на семинаре-практикуме   по основам логопедии)

Подготовила:

педагог-организатор

Эмир-Амет Э.Ш.

                                                          с.Ферсманово,

2016г.

                                                                           

                      «Истоки способностей и дарований

детей на кончиках пальцев.

 От пальцев идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли».

В.А.Сухомлинский

   Перед нашей школой-интернатом стоит задача всестороннего развития детей и коррекции речевых нарушений. Необходимым условием для реализации данной задачи является формирование и совершенствование речи учащихся в разных её формах, используя различные методы и приёмы.

    У детей с общим недоразвитием речи имеются существенные отклонения от нормы не только в речевом, но и в психомоторном развитии. Могут отмечаться несформированность  слухоречевого ритма, мелкой и артикуляционной моторики. При несформированности общей моторики может быть повышен мышечный тонус, нарушены статистическая и динамическая координация движений, переключаемости движений, темп и ритм. Эти особенности характерны для всей моторной сферы – общей моторики, мимической и артикуляционной, и оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи (фонематической, лексической, грамматической), затрудняют процесс обучения, снижают его эффективность. В настоящее время  в современной педагогике существует мнение, что устранять дефекты речи необходимо у детей как можно раньше, так как любое нарушение речи в дальнейшем может отразиться не только на речевом развитии, но и на поведении ребёнка.

    По данным мировой статистики число речевых расстройств у школьников растёт, и в связи с чем, актуальность проблемы профилактики речевых нарушений принимает глобальный характер.

    Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.

Резкое несоответствие особенностей произношения его возрастным нормам и стойкости неправильных форм произношения характерны для различных случаев патологии. Они могут быть обусловлены как нарушениями фонематического слуха, артикуляционного аппарата,  так и расстройствами нейродинамики (недостаточной дифференцировкой процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга), несформированностью межанализаторных связей.

   Я не зря выбрала эпиграфом к своему докладу слова великого педагога, В.А. Сухомлинского. По его мнению, «ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». К тому же  многие учёные (М. И. Кольцова, Е. И. Есенина, В. М. Бехтерева и др.) считают, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Было установлено, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.

   Проекция кисти руки в головном мозге расположена близко с речевой моторной зоной. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором    подходящего слова,   помогает  себе     жестами,          

и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребёнок непроизвольно высовывает язык.

   Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики.

  Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость  речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребёнка особое внимание необходимо обратить на развитие тонких движений пальцев рук, что положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. От развития моторики пальцев рук зависят навыки логического мышления, его скорость и результативность.

   Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Тонкая моторика  - это основа развития, своего рода «локомотив»  всех психических процессов, таких как внимание, память, восприятие, мышление и  речь.

    Хотелось бы отметить, что нетрадиционные методы – это комплексный процесс создания и использования нового практического средства, направленного на развитие потенциальных возможностей ребёнка и достижения им оптимального уровня развития.

    Одним и таких нетрадиционных методов работы с детьми с общим недоразвитием речи  являются  творческие занятия с бумагой, пластилином, рисование красками, нанесёнными на пальчики, которые способствуют развитию тонкой моторики рук.

   Основной целью моей работы является создание условий для самореализации и саморазвития личности обучающихся школы-интерната  в ходе творческой деятельности. Для достижения данной цели был создан кружок «Волшебный завиток» (основы квиллинга) и разработана рабочая программа.

   Система дополнительного образования, является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса общего образования, позволяет не только обеспечивать социальный запрос, но и организовывать досуг обучающихся,  развивать их творческие и интеллектуальные способности.

   Целью моей кружковой работы  является развитие у учащихся тонкой моторики рук, создание условий для всестороннего развития ребенка, раскрытия его творческих возможностей, способностей для проявления личностно-индивидуальных качеств – инициативности, самодеятельности, фантазии, самобытности.  На занятиях по квиллингу учащиеся тренируют мелкую моторику рук при помощи накручивания тонких цветных полосок бумаги и создания разных форм заготовок, из которых потом создают прекрасные композиции. Дети регулярно пополняют свой словарный запас, развивают устную речь, улучшают свои коммуникативные способности и приобретают навыки работы в коллективе.

  Таким образом, использование нетрадиционных методов в работе с детьми с нарушениями речи позволяет значительно повышать уровень их речевого развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерной технологии при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта.

Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повыша...

презентация использование фольклора в коррекции речевых нарушений детей с общим недоразвитием речи в условиях детского дома

презентация использование фольклора в коррекции речевых нарушений детей с общим недоразвитием речи в условиях детского дома ...

Опыт работы по теме "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в преодолении речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи"

В работе представлены формы работы с родителями воспитанников. Указаны причины по которым родители не всегда могут откликаться на просьбы специалистов ДОУ, намечены перспективы работы с родителями....

Сообщение из опыта работы :" Формирование правильного речевого дыхания у детей с общим недоразвитием речи".

Ряд речевых нарушений в своей симптоматике имеют нарушения физиологического и речевого дыхания. -Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого дошкольник иногд...

Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".

Опыт работы по взаимодействию  учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей,  представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...

Кружковая работа учителя-логопеда « Ранняя коррекция речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи».

Распространённость речевых нарушений среди дошкольников в настоящее время настолько велика, что открытие логопедических групп и логопедических пунктов в дошкольных общеобразовательных учреждениях стан...

Использование технологии «Синквейн» для коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ

У детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдается замедленный темп речевого развития, трудности формирования всех компонентов языка. Дети с ОВЗ,  медленно актуализируют слова, долго их в...