Психологический аспект преемственности от начального к среднему звену школы
статья по психологии (5 класс)

Миронова Екатерина Геннадиевна

Материал для психолога при работе с педагогами в целях продуктивной организации психолого-педагогического сопровождения учащихся в период адаптации к средней школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В течение всей жизни человеку приходится приспосабливаться к непрерывно меняющимся условиям внешней среды. Такими периодами школьной жизни являются период адаптации обучающихся 1-х классов к школе, 5-х классов к обучению в основной школе и 10-х классов к обучению в старшей профильной школе. Сегодня я хотела бы остановиться на моменте перехода обучающихся из младшего в среднее звено.

Обучаясь в 4-ом классе, ребята чувствуют себя взрослыми по сравнению с другими классами младшей школы. При переходе в среднее звено меняется их самоощущение, самовосприятие, их самооценка подвергается пересмотру. Кроме того, они сталкиваются с трудностями дифференцированного предметного обучения. К этим изменившимся до неузнаваемости условиям необходимо адаптироваться.

Адаптированный ребенок – тот, кто комфортно чувствует себя в коллективе одноклассников и в условиях учебного процесса, поэтому уровень адаптации можно оценить по уровню школьной тревожности.

Традиционно в середине учебного года проводится диагностика школьной тревожности обучающихся 5-х классов. Например, Тест школьной тревожности Филлипса (Альманах психологических тестов, 1995). Низкий уровень тревожности свидетельствует о том, что ребенок спокойно реагирует на события. Его не слишком беспокоят успехи в школе. Низкая школьная тревожность может свидетельствовать о неразвитом чувстве ответственности за успехи в обучении, низкой учебной мотивации. Высокий уровень тревожности свидетельствует о том, что учеба дается ребенку ценой большого нервного напряжения. Такой ребенок нуждается в работе по понижению уровня тревожности, повышению уверенности в себе.

Облегчить процесс адаптации призвана деятельность педагогического коллектива в рамках преемственности от начального к среднему звену школы.

Хотелось бы обратить внимание на определение преемственности: преемственность — связь между явлениями в процессе развития, когда новое, снимая старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. Применительно к образованию имеется в виду:

• преемственность в содержании курса;

• преемственность в формах и методах работы;

• преемственность в воспитательной работе.

Адаптации к среднему звену способствует:

1. Взаимопосещение уроков (посещение учителями-предметниками уроков начальной школы в классах, в которых они будут преподавать на следующий учебный год; посещение педагогами начальной школы уроков в пятых классах, бывших в прошлом учебном году под их руководством).

2. Проведение учителем-предметником уроков в начальной школе.

3. Взаимопосещение внеклассных мероприятий (посещение учителями-предметниками внеклассных мероприятий начальной школы в классах, в которых они будут преподавать на следующий учебный год; посещение педагогами начальной школы внеклассных мероприятий в пятых классах, бывших в прошлом учебном году под их руководством).

4. Классный руководитель, организуя свою деятельность, должен принимать во внимание возрастные особенности обучающихся и факт нахождения их в адаптационном периоде.

5. Формирование новых знаний с использованием оборотов речи, знакомых обучающимся с начальной школы.

6. Проведение педагогических консилиумов с участием педагогов младшего и среднего звеньев.

Итак, задача учителей начальной школы и учителей среднего звена — максимально снизить дискомфорт учащихся на переходном этапе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность между начальным и средним звеньями школьного обучения.

Процесс  перехода ребенка из начальной школы в среднюю для многих детей, родителей и учителей является не только радостным и волнующим событием, но зачастую и очень проблемным.Психологически это ...

Преемственность между начальным и средним звеньями школьного обучения.

Материал педсовета по проблеме преемственности между начальным и средним звеном школы.    Какие же задачи должен решать педагогический коллектив по обеспечению благополучного бесконфлик...

Памятка для педагогов начальных классов по преемственности между начальным и средним звеном

Рекомендации педагога-психолога для педагогов начальных классов школы 8 вида по подготовке учащихся к переходу из начального в среднее звено...

Проектная деятельность на уроках математики как основа преемственности между начальным и средним звеном.

Материалы Всероссийского конкурса педагогов развивающего обучения, посвященный 115-летию со дня рождения Л.В.Занкова "Фестиваль педагогических идей: стремление, познание, творчество".Один из примеров ...

Преемственность между начальным и средним звеном в условиях ФГОС нового поколения

Внедрение Федеральных Образовательных Стандартов второго поколения призвано обеспечить развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий от общества и требований...

Преемственность между начальным и средним звеном

Ведущими принципами ФГОС 2 поколения являются принципы преемственности и развития. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования  способствует обеспечению преемственности...

Пути совершенствования системы работы по осуществлению преемственности между начальным и средним звеном обучения в условиях перехода на ФГОС ООО

Пути совершенствования системы работы по осуществлению преемственности между начальным и средним звеном обучения в условиях перехода на ФГОС ООО...