Характеристика профессиональной деятельности педагога-психолога.
учебно-методический материал по психологии
Сведения о цели, задачах и основных направлениях профессиональной деятельности в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог в сфере образования»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
harakteristika_prof._deyatelnosti.docx | 65.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тарасовская средняя общеобразовательная школа № 1
Характеристика профессиональной деятельности
педагога-психолога
Михайленко Светланы Ивановны.
п. Тарасовский
Содержание.
- Сведения о профессиональной деятельности....................................стр. 3
- Сведения об особенностях организации и об особенностях субъектов образовательных отношений................................................................стр. 3
- Сведения о цели, задачах и основных направлениях профессиональной деятельности в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог в сфере образования» .........................................стр. 4.
- Перечень применяемых психолого-педагогических технологий, методик, программ в соответствии с задачами профессиональной деятельности...........................................................................................стр. 9
- Перечень разработанных локальных и методических документов, программ, публикации, проектов ………………………......…….... стр.13
- Обобщенные итоги профессиональной деятельности за последние 3 года…………………………………………………………………. стр. 14
- Сведения о профессиональной деятельности.
1. Михайленко Светлана Ивановна
2. Дата рождения: 23.05.1985 г.
3. Образование: высшее
2007 г., Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Липецкий государственный педагогический университет». Факультет педагогики и психологии.
Специальность: специальный психолог.
4. Общий трудовой стаж: 12лет
5. Стаж педагогической работы: 12 лет.
6. Стаж работы в данной должности: 12 лет.
7. Квалификационная категория – не имею
8. Повышение квалификации
1). Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Липецкой области «Институт развития образования» 72ч. 2014 год
- «Школьные службы примирения: психолого-педагогические и социально-юридические аспекты»
2). Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Липецкой области «Институт развития образования» 72ч. 2017 год.
- «Моделирование профессиональной деятельности педагога-психолога в условиях реализации ФГОС и согласно требованиям профессионального стандарта»
- Сведения об особенностях организации и об особенностях субъектов образовательных отношений.
Полное наименование Организации: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Тарасовская СОШ №1 общеобразовательная школа.
Сокращенное наименование Организации: МБОУ Тарасовская СОШ №1
Юридический адрес учреждения: 346050 Ростовская область, Тарасовский район, п. Тарасовский, ул. Мира.25
Место нахождения учреждения: 346050 Ростовская область, Тарасовский район, п. Тарасовский, ул. Мира.25
Контактный телефон: 8(863)86-31-0-89
Электронный адрес: shkola0011@yandex.ru
Директор: Малов Алексей Сергеевич
Продолжительность учебной недели: 6-ти дневная учебная неделя.
форма обучения: очная.
Работаю в должности педагога – психолога в МБОУ ТСОШ №1 с 2017 года.
Профессиональная деятельность психолога становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом. Она становится конкретной и измеримой, что очень важно.
Введение ФГОС основного общего образования предъявляет новые требования не только к содержанию, но и к организационной структуре психологического сопровождения образовательного процесса, что исходит из задач, решаемых психологом на каждом этапе психологического сопровождения образовательного процесса.
Психологическое сопровождение – это система профессиональной деятельности педагога-психолога, охватывающая всех субъектов воспитательно - образовательного процесса в школе, по созданию социально-психологических условий для полноценного проживания, успешного обучения и развития учащихся.
Объектом психологического сопровождения выступает обучение и психологическое развитие ребенка в ситуации взаимодействия, предметом — социально-психологические условия успешного обучения и развития ребенка.
Деятельность психолога в рамках сопровождения предполагает: систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе обучения, создание социально-психологических условий для развития личности детей их успешного обучения и развития, создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
- Сведения о цели, задачах и основных направлениях профессиональной деятельности в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог в сфере образования»
Основная цель вида профессиональной деятельности: создание психолого-педагогических условий, способствующих реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС.
Задачи:
• создание системы психологического сопровождения введения новых стандартов в образовательный процесс;
• анализ социальной ситуации развития, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
• содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся на каждом возрастном этапе;
• формирование у обучающихся способности к самоопределению в выборе профессиональной деятельности,
• профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, развитии обучающихся.
• повышение уровня родительской компетентности, активизация роли родителей в создании оптимальных условий развития ребенка;
• сопровождение процесса адаптации учащихся к средней школе;
- оказание психолого-педагогической помощи лицам с
ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ.
Моя работа осуществляется по следующим основным направлениям:
1. Психодиагностическая работа.
2. Коррекционно-развивающая работа.
3. Консультативная работа
4. Просветительская работа
5. Профилактическая работа
6. Организационно-методическая работа
Психодиагностическая работа. Представляет собой углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся, на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.
Общая цель психодиагностики – мониторинг процесса обучения и уровня актуального развития учащегося и специфики этого развития, предоставление информации классным руководителям, педагогам-предметникам, администрации школ для содействия созданию благоприятных социально-педагогических и психологических условий в учебной работе и организации воспитательной деятельности, преодолению кризисных периодов в процессе обучения в школе.
Мероприятия указанного направления провожу в соответствии с планом работы педагога-психолога.
Исследования провожу в режиме как группового, так и индивидуального исследования.
Я считаю, что с помощью методов психодиагностики, можно прослеживать динамику процессов, указывающих на позитивные или негативные изменения в ребенке при овладении учебной деятельностью; ориентироваться в трудностях школьной адаптации детей; определять виды помощи конкретному ребенку с тем, чтобы для каждого ученика его школа стала действительно школой радости, личных достижений и успеха!
Коррекционно-развивающая работа.
Коррекционно-развивающая работа направлена на создание социально-психологических условий для успешного психологического развития при помощи специально подобранных программ и в соответствии с учебным планом школы.
Очень важно, чтобы коррекция развития носила опережающий, предвосхищающий характер. Она должна стремиться не к упражнению и совершенствованию того, что уже есть, что уже достигнуто ребенком, а к активному формированию того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе в соответствии с законами и требованиями возрастного развития и становления личностной индивидуальности. Иными словами, при разработке стратегии коррекционной работы я стараюсь не ограничиваться сиюминутными потребностями в развитии, а учитывать и ориентироваться на перспективу развития. Ценность коррекционной программы развития в том, что она дает возможность ребенку ощутить себя перспективным в той деятельности, которая является для него личностно значимой.
Консультативная работа. Направлена на разъяснение взрослым и детям психологических знаний, а также помощь в разрешении проблемных ситуаций.
Мною проводятся консультации педагогов, родителей, учащихся. Данная форма работы помогала взрослым в раскрытии новых сторон личности ребёнка и нахождению путей помощи им, подросткам помогала в раскрытии самого себя.
Таблица 1. Информация об основной тематике консультаций
| |
Консультации педагогов | -консультации по снижению уровня тревожности несовершеннолетних; консультации по вопросам межличностных отношений с учащимися: -консультации по вопросам взаимодействия с гиперактивными детьми; -консультации по способам и методам изучения личности ребёнка. |
Консультации родителей | - консультации по вопросам межличностных отношений в семье; - консультации по вопросам возрастных особенностей развития детей; - консультации по вопросам разрешения конфликтных ситуаций в семье; - консультации по вопросам личностно профессионального самоопределения подростков; - особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья. |
Консультации обучающихся | -консультации по вопросам межличностных отношений в семье и школе; -консультации по вопросам личностно профессионального самоопределения; -консультации подростков, стоящих на учёте по профилактике и предупреждению проявления девиантного поведения |
Просветительская работа.
Психологическое просвещение — это приобщение взрослых — учителей, родителей — и детей к психологическим знаниям. Основной смысл психологического просвещения заключается в следующем:
- ознакомить учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;
- популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований;
- формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности;
Просветительскую деятельность я осуществляю в разной форме (лекции, семинары, тренинги, родительские собрания и др.) Психологическое просвещение направлено на формирование представления о практической значимости психологического знания и психологической помощи формирующемуся человеку, а также на построение педагогического процесса с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся.
В ходе моей работы, я участвую в проектировании и конструировании педагогической деятельности, моделирую ситуации, благоприятные для профессионального и личностного роста, самопознания и саморазвития педагогов. Выступаю на семинарах для педагогов, готовлю выступления на педагогические советы, родительские собрания общешкольные и в классе.
Профилактическая работа.
Основной целью психопрофилактической работы психолога, является работа по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии школьников.
Проводимая профилактическая работа с педагогами позволяет объективно оценивать различные ситуации и строить совместную программу на устранение тех или трудностей. Данная работа способствует предупреждению возможного неблагополучия в психологическом и личностном развитии школьников.
Профилактическая работа с родителями помогает предотвратить многие проблемы, связанные с обучением и воспитанием детей, повышает их психологическую и личностную компетентность. Она включает в себя выступления на родительских собраниях, лекториях; подготовку информационных буклетов, размещение информации для родителей на сайте психолога.
Психопрофилактическая работа со школьниками способствует ранней профилактике курения и пропаганде здорового образа жизни школьников.
В ходе занятий у детей формируются навыки "правильного" общения, и умение сказать "нет". Отрабатываются приёмы, как справиться с агрессией, гневом. Занятия помогают ребятам осознать временную перспективу жизни, привлекательность будущего без зависимости, способствуют приобретению социального опыта общения.
В этом ключе можно отметить тот факт, что использованная мною программа «Линия жизни» и реализованная в течение 2017-2019 уч.гг. дала свои положительные результаты.
Также мною проводятся профилактические беседы по подготовке к экзаменам для всех участников образовательного процесса:
- как вести себя во время подготовки к экзаменам;
- как вести себя накануне экзаменов;
-как помочь ребенку подготовиться к экзаменам;
- стресс: причины. Как вести себя в стрессовой ситуации?
- учет индивидуальных особенностей уч-ся при проведении экзаменов.
Организационно-методическая работа включает:
- Анализ и планирование деятельности.
- Разработка развивающих и коррекционных программ.
- Разработка стендовой информации и рекомендаций психологической направленности для обучающихся, родителей, педагогов
- Разработка рекомендаций для учащихся.
- Оформление психологических игр, пополнение стимульного материала.
- Участие во всероссийских интернет – конкурсах.
- Оформление тематических папок.
- Ведение отчетной документации.
- Работа с методической и научно-популярной литературой.
- создание стимульного материала к программам
- Подготовка к выступлениям перед педагогами и родителями.
- Использование интернет ресурсов в работе.
- Работа по самообразованию на тему: «Психодиагностика и коррекционная работа с детьми, относящимися к «группе риска».
- Участие в районных семинарах психологов.
- Обновление картотеки диагностических методик в соответствии с положением, комплектование инструментария в электронном виде.
4. Перечень применяемых психолого-педагогических технологий, методик, программ в соответствии с задачами профессиональной деятельности.
Работая с детьми, постоянно ориентируюсь на их личностные структуры. В своей работе я использую следующие технологии:
- здоровьесберегающие технологии– это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
- информационно-коммуникационные технологии - активно применяются во многих направлениях деятельности педагога-психолога: в психодиагностике, при организации психологического просвещения и психопрофилактики, в психокоррекционном направлении, а также в организационно-методической работе.
- личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной социально-психологической системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.
В коррекционно – развивающей деятельности использую метод
песочной терапии, который уникален и одинаково эффективен, как для взрослых, так и для детей. Песок как мы знаем, заземляет негативную энергию. Это направление содержит в себе мощнейший коррекционный ресурс. В песочнице раскрывается внутренний мир ребенка, где
он может выплеснуть все свои недовольства, переживания, травмы.
Сказкотерапия (притчи) – это метод психологической работы с детьми, который помогает скорректировать поведение, избавляет от страхов и способствует здоровому психоэмоциональному развитию. Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в
повседневной жизни.
Методы арт-терапии являются безопасными способами снятия напряжения. Одной из важнейших задач арт-терапии является восстановление нарушенных связей между чувствами и разумом, развитие целостной личности, обнаружение личностных смыслов через творчество. Можно назвать и такие задачи, как помощь человеку в «самораскрытии и самореализации», стимулирование «личностного роста». Уже сам процесс рисования выполняет профилактическую и терапевтическую функции, приводя в баланс внутреннее состояние физических, психических и эмоциональных качеств в развитии ребёнка, и в этом процессе "ведущий” сам ребёнок. Цель метода не научить ребёнка рисовать, а помочь посредством арт-терапии справиться с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции (которые зачастую он не может вербализовать), дать выход творческой энергии.
Также в своей работе активно использую метод рисования мандал Раскрашивание или выкладывание мандалы стабилизирует и гармонизирует эмоционально-волевую сферу, позволяет погрузиться в мир собственных мыслей.
Музыкотерапия позволяет решить ряд проблем: преодолеть психологическую защиту ребенка – успокоить или, наоборот, настроить, активизировать, заинтересовать, установить контакт между взрослым и ребенком, помогает развивать коммуникативные и творческие возможности ребенка.
Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием
эмоционального напряжения. Применяю с музыкотерапией (используется классическая музыка, голоса природы).
Телесно-ориентированная терапия (ТОТ) - это искусство и наука, "исцеления души через работу с телом", с запечатленными в теле переживаниями и проблемами человека.
Данное направление полезно для детей всех возрастов. Упражнения ТОТ использую в работе с тревожными, застенчивыми, не умеющими контролировать себя детьми.
Таблица 2. Применяемые психодиагностические методики.
Виды диагностики, инструментарий. | Цель | Объект |
-методика «Шкала тревожности» (Кондаша) - Анкета для определения школьной мотивации (Н.Г. Лусканова) -опросник «Чувства в школе» (Левченко С.В.) | Исследование процесса адаптации учащихся. | 5 классы |
-Методика изучение отношения к учебным предметам. (Г.Н. Казанцевой) | Исследование отношения к учебным предметам. | 5 классы |
Анкета для родителей "Адаптация пятиклассников" | Оценивание процесса адаптации обучающихся 5-х классов к школьному обучению. | Родители |
-Анкета готовности к выбору профессии. (В.Б.Успенский) -Опросник профессиональных склонностей Л.Йовайши (модификация Г.В.Резапкиной) | Исследование сформированности профессиональных предпочтений обучающихся. | 9,11 классы |
-Анкета «Психологическая готовность к ГИА/ЕГЭ» (М.Ю. Чибисова) - опросник: «Подверженность экзаменационному стрессу», авторы: Гусакова И.Н., Семенова Г.В. | Исследование стрессоустойчивости обучающихся (в рамках психологической подготовки к ГИА, ЕГЭ) | 9, 11 классы |
- Тест - опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда. Методика Акцентуации характера и темперамента личности -Анализ семейной тревоги (Э.Г. Эйдемиллер). - Изучение общей самооценки (опросник Казанцевой Г.Н.) | Исследование особенностей развития личности; типа акцентуаций характера; выявление факторов риска. | Учащиеся группы риска, по запросу |
-Тест - опросник родительского отношения (А.Я Варга, В.В. Столин) | Исследование детско-родительских отношений. | Родители учащихся группы риска. |
- Устойчивость, концентрация и избирательность внимания (тест Г. Мюнстенберга); - Долговременная и произвольная память «10слов» Лурия -тест интеллектуальной лабильности В.Т. Козлова -интенсивность познавательной потребности Л.М. Фридман | Исследование интеллектуального развития. | Учащиеся с ОВЗ, имеющие трудности в усвоении учебного материала. |
Проведение диагностического обследования обучающихся группы суицидального риска. - «самооценка психических состояний личности» (Г.Айзенка). - Тест «Ваши суицидальные наклонности» (З. Королёва) | Диагностика особенностей деятельности, поведения и психического состояния обучающихся, которые должны быть учтены в процессе сопровождения обучающихся. | Учащиеся |
Таблица 3. Программы,
используемые в коррекционно-развивающей работе.
Программа | Цель. | Категория участников |
Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс. (17 ч) | Оказание поддержки пятиклассникам в период их адаптации к условиям обучения в основной школе, профилактика явлений школьной дезадаптации. | 5 классы |
Программа для профилактики и коррекции ситуативной тревожности у школьников,10 ч. (за основу взяты мет.разработки Н.В. Клюевой, Р.В. Касаткиной. | Снижение тревожности у детей школьного возраста, развитие конструктивных способов взаимодействия тревожных детей, их межличностных отношений, а также развитие коммуникативных умений. | 6,7,8 кл. (группы) |
Программа по предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации учащихся. Резапкина Г.В. | Формирование ответственного отношения к выбору профессиональной деятельности с учетом личностных особенностей учащихся. | 9, 11 классы |
Программа "Психологическая подготовка к ЕГЭ и ОГЭ (Гуськова Е.В. и Будневич Г.Н., Стебенева Н., Королева Н.) 9ч | Развитие психологической устойчивости к предстоящему единому государственному экзамену государственной итоговой аттестации. | 9, 11 классы |
Цикл тренинговых занятий для подростков «Жизнь пройти- не поле перейти», 8 ч. (Амбросьева Н.Н., Вачков И. В., Гуреева И.В.) | Расширение знаний учащихся о себе, своих возможностях и способностях, развитие умений преодолевать трудности адаптации в современном обществе. | 10 классы |
Коррекционно-развивающая программа для детей 5-8 классов с ОВЗ. 32 ч. (Локаловой Н.П.) | Формирование у учащихся психологической основы обучения, повышение уровня их общего психологического, и в частности умственного развития. | Дети с ОВЗ |
Психокоррекционный комплекс индивидуальной помощи подросткам группы риска "Преодоление",17ч (Родина И.М, г. Муравленко) | Содействие полноценному психическому и личностному развитию подростка. | Дети группы риска |
Групповые занятия с элементами тренинга по программе «Линия жизни».: Андреева Т., Красовский К. | Профилактическая работа по употреблению ПАВ и наркотических средств. | Учащиеся группы риска |
- Перечень разработанных локальных и методических документов, программ, проектов.
- Реализация пилотного проекта по созданию здоровьесберегающих пространства в сфере образования Ростовской области.
- Участие в апробации методических рекомендаций по созданию условий для психологического сопровождения обучающихся общеобразовательный организаций в рамках регионального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в 2019-2020 гг.
Таблица 4. Сведения о публикациях.
Название публикации | Где опубликовано | Год издания, ссылка |
Сценарий праздника с детьми дошкольного возраста на тему: «Очень маму я люблю». Диплом 1 степени. | VII всероссийский профессиональный конкурс «Гордость России» | 2017г. |
Лучший конспект занятия. Коррекционно-развивающее занятие по закреплению знаний о чувствах на тему: «В гостях у смайлика» | Всероссийский интернет –конкурс «Педагогический триумф» | 16.06.2017г |
Участие во всероссийский конкурс «психолого-педагогические особенности поведения и общения» 1 место | «Альманах педагога» | 27.11.2017г |
Авторский материал «Рекомендации для родителей и педагогов для целенаправленного воздействия на личность трудных детей и подростков». | Kopilkaurokov.ru - сайт для учителей | 11.12.2017 г |
Авторский материал «Современный урок глазами учеников» | 24.01.2018 | |
Существенный вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей. | https://infourok.ru | 26.03 2018 |
Методическая разработка. Презентация «Психологическая готовность к ЕГЭ» | «инфоурок» | 26.03.2018 |
Методическая разработка «Развитие творческого мышления младших школьников» | «инфоурок» | 26.03.2018 |
Презентация педагога-психолога. Работа с детьми ОВЗ. | «инфоурок» | 22.02.2018 |
Авторский материал «Инклюзивное обучение» | «педагогические конкурсы» | 12.09.2018 |
Методическая разработка. Презентация «Адаптация пятиклассников» | «инфоурок» | 08.10.2019 |
Авторский материал. Презентация «Мотивация школьников как показатель результативности образовательного процесса» | «копилка уроков» | 12.11.2019 |
Авторский материал. "Использование элементов арт-терапии в сохранении психологического здоровья школьников" | «инфоурок» | 19.11.2019 |
- Обобщенные итоги профессиональной деятельности за последние 3 года.
Психолого-педагогическая работа проводилась соответственно годовому плану работы школы (Центра) и плана педагога-психолога.
Целью работы являлось: создание психолого-педагогических условий, способствующих реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС.
Основными задачами отчетного периода являлось:
• создание системы психологического сопровождения введения новых стандартов в образовательный процесс;
• анализ социальной ситуации развития, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
• содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся на каждом возрастном этапе;
• формирование у обучающихся способности к самоопределению в выборе профессиональной деятельности,
• профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, развитии обучающихся.
• повышение уровня родительской компетентности, активизация роли родителей в создании оптимальных условий развития ребенка;
Для решения профессиональных задач и достижения основных целей психологической деятельности, работа велась по основным направлениям: психодиагностика, коррекционно-развивающая деятельность, консультирование, просвещение, профилактическая работа, организационно-методическая работа.
Таблица 5.Диагностическая работа.
Уч. год | Индивидуальная форма работы | Групповая форма работы |
ГБУСОН РО РЦ «Тарасовского района» 2016 г. | 90 | 74 |
2017-2018 ТСОШ №1 | 74 | 66 |
2018-2019ТСОШ №1 | 83 | 84 |
Таблица 6. Коррекционно-развивающая работа.
Учебный год | Количество занятий | Индивидуальных | Групповых |
ГБУСОН РО РЦ «Тарасовского района» 2016 г. | 450 | 223 | 227 |
2017-2018 ТСОШ №1 | 384 | 176 | 208 |
2018-2019 ТСОШ №1 | 357 | 154 | 203 |
Таблица 7. Консультативная робота.
Уч.год | Кол-во консультаций | Педагоги | Обучающиеся | Родители (лица, их заменяющие) | ||||
Инд. | Груп. | Инд. | Груп. | Инд. | Груп. | Инд. | Груп. | |
ГБУСОН РО РЦ «Тарасовского района» 2016 г. | 249 | 20 | 62 | 4 | 84 | 4 | 103 | 12 |
2017-2018(всего 201 к.) | 191 | 10 | 57 | 1 | 94 | 8 | 40 | 1 |
2018-2019 (всего 192 к.) | 146 | 23 | 55 | 1 | 88 | 17 | 26 | 5 |
- Психодиагностическая работа.
Приведу результаты диагностической работы, отражающие результативность, на примере исследования процесса адаптации учащихся 5 классов.
Результаты представлены в диаграмме. (по методике «Шкала тревожности» Кондаша)
Итак, учащихся с высоким уровнем тревожности – 8 % и в 2017г и в 2018 г., однако количество учащихся с несколько повышенным уровнем тревожности уменьшилось: в 2017 г - 23%, а в 2018 – 18 %. Норма: в 2017 г – 69% ,2018г – 74%. Таким образом, мы наблюдаем, что количество учеников с повышенной тревожностью в школе уменьшилось.
С учащимися 9 и 11 классов была проведена диагностическая работа по исследованию сформированности профессиональных предпочтений обучающихся.
В результате проведенной диагностической работы за прошедшие года можно сделать вывод о том, что учащиеся 9, 11 классов частично определились с выбором профессии, определили ближайшие цели, пути и средства достижения ближайших целей. В большинстве случаев они адекватно оценивают свои склонности и возможности.
Анализируя ответы детей, можно сделать вывод, что в основном все испытуемые имеют средний уровень готовности к выбору профессии. Выбор профессии и степень реализации жизненных планов одиннадцатиклассников сильно зависят от социальных условий, особенно от общеобразовательного уровня родителей.
О результатах психодиагностического исследования
психологической готовности по изучению обучающихся к сдаче ЕГЭ.
По результатам исследования выявлено, что у учащихся высокий показатель информированности о процедуре проведения экзамена. Более 60 % детей владеют навыками самоконтроля и самоорганизации. Уверены в своих силах и в том, что смогут выстроить стратегию деятельности на экзамене. Результат тестирования свидетельствует о том, что у учащихся низкий показатель тревожности, связанный с процедурой проведения экзамена.
В течение отчетного периода проводилась индивидуальная диагностика по различным направлениям: изучение индивидуальных особенностей развития личности (дети «группы риска»), исследование детско-родительских отношений, исследование характерологических особенностей личности.
По всем диагностическим результатам проведено индивидуальное консультирование с запрашиваемым и рецензентом.
Реализация пилотного проекта по созданию здоровьесбрегающего пространства.
Проводилось онлайн-тестирование детей 9 -11 классов по профориентации.
Проведено социально-психологическое тестирование в режиме онлайн по единой методике социально-психологического тестирования учащихся, направленное на определение вероятности вовлечения учащихся в зависимое поведение на основе соотношения факторов риска. В тестировании приняли участие 7-11 классы.
• В 2019 г школе был проведен опрос учащихся о целесообразности перехода на «пятидневку».
• Проведено анкетирование родителей с целью изучения удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг в системе школьного образования.
Групповая коррекционно-развивающая работа велась с учащимися в соответствии с планом работы. Она была направлена на развитие у учащихся качеств, необходимых для более успешной адаптации и преодоления трудностей в когнитивной, эмоционально-поведенческой и коммуникативной сферах. Так же коррекционно-развивающая работа велась и в индивидуальном режиме.
Коррекционно-развивающая работа проводилась в индивидуальной и групповой формах. Особое внимание уделялось тренинговым занятиям как форме развивающей работы с детьми. С учащимися подросткового возраста проводились индивидуальные занятия, направленные на повышение самооценки, развитие уверенности в себе. С детьми были использованы такие формы и методы работы, как: игры, индивидуальные и групповые занятия, совместные развивающие игры, наблюдения, беседы, методы арт-терапии, сказкотерапии, релаксации, видео притчи. Работа с детьми была направлена на социальную адаптацию детей, развитие познавательной, эмоциональной сферы.
Консультативное направление.
В рамках консультирования большую роль играет работа с родителями, которая в основном сводилась к индивидуальным беседам по вопросам воспитания и обучения ребёнка; проблемам межличностных отношений в семье и детском коллективе; о развитии интеллектуальной и эмоциональной сфер.
В целом можно считать, что проведенная за истекший период консультативная работа была достаточно эффективной и позволяла решить все необходимые задачи консультативной деятельности. Однако, часть консультаций носили разовый характер, что может быть связано либо с недостаточной мотивированностью клиентов на дальнейшую работу, либо с недостаточно грамотно проведенной консультативной работой, во время которой не удалось донести до клиентов важность дальнейшей работы. В связи с этим в дальнейшем необходимо проанализировать и определить причины сложившейся ситуации.
Профилактическая работа.
С детьми «группы риска» проводились индивидуальные беседы, консультации по вопросам нарушения поведения, коррекции агрессивного поведения, о взаимоотношениях с противоположным полом, о профилактике бродяжничества, о вреде курения.
Профилактическая работа была направлена выявление предрасположенности к зависимому поведению, оказанию психологической помощи.
Осуществляется в основном, как предупреждение возможных осложнений в адаптации, выявление таких особенностей у детей, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в поведении или в межличностных отношениях.
Просвещение и экспертная деятельность.
Просветительскую деятельность я осуществляю в разных формах. Это семинары, лекции, тренинги, родительские собрания.
Таблица 8.
№ | Тема | Форма |
Проведение тематических психологических часов для учащихся. «Мой образ Я», «Ценность семьи». | Проведение кл. часа | |
Выступления на родительских собраниях:
| Выступление | |
Выступления на семинарах, педсоветах на темы:
| Выступление | |
Участие в семинарах, методических объединениях на темы:
| Участие | |
Участие в психолого-педагогических консилиумах школы. | ||
Открытое занятие на тему: «Все мы разные, но все мы пятиклассники» | Откр. урок |
Организационно-методическая работа.
Организационно-методическая работа осуществляется непосредственно в течение года – это планирование работы на следующий учебный год, составление планов различных мероприятий, подбор материалов для проведения консультаций и проведения диагностической работы, подбор материалов для проведения коррекционно-развивающей и консультативной работы. Также особое место уделяется изучению методической и специальной литературе в целях самообразования.
- Ведение отчетной документации;
- Участие в интернет-конкурсах, онлайн-конференциях.
- Работа с методической литературой;
- Оформление тематических папок;
- Подготовка стимульного материала;
- Разработка рекомендаций для обучающихся;
- Разработка стендовой информации.
- Посещение конференций и семинаров в целях самообразования.
- Участие в региональных, всероссийских и международных мероприятиях, обмен опытом.
Методическую деятельность за истекший период можно оценить, как достаточно продуктивную. В дальнейшем необходимо на основании анализа деятельности доработать имеющиеся программы и разработать новые с учетом потребностей участников образовательного процесса.
Анализируя всю проведенную за истекший период работу можно сказать о том, что вся деятельность велась в соответствии с перспективным планом работы и по всем направлениям. Проведенная работа позволила выявить собственные профессиональные возможности, а также определить основные пути для реализации собственной деятельности и профессионального роста в дальнейшем.
В целом запланированный объем работ по решению поставленных задач выполнен.
Оценивая проведенную диагностическую работу, можно сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики позволяют достаточно точно и полно определять различные проблемы и нарушения, имеющиеся у обучающихся. Консультативная работа была достаточно эффективной и позволяла решить все необходимые задачи консультативной деятельности. Коррекционно-развивающую работу можно считать успешной, как, по отзывам самих участников, так и по динамике. Количество конфликтов межличностных отношений сведено к минимуму. У учащихся школы наблюдается снижение уровня агрессии, конфликтности, страхов, тревоги, эмоционального напряжения. Дети стали более активными, уверенными в себе. Методическую деятельность за истекший период можно оценить, как достаточно продуктивную.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности педагога-психолога, социального педагога
Форма экспертного заключения об уровне профессиональной деятельности профессиональной деятельности педагога-психолога, социального педагога подготовлена Центром аттестации работников образования Санкт...
Описание профессиональной деятельности педагога-психолога для аттестации
Представляю описание профессиональной деятельности в должности педагога-психолога общеобразовательной школы. Цели, задачи, направления деятельности, динамика образовательных достижений, методиче...
Профессиональная деятельность педагога-психолога в образовательном учреждении
Рекомендации педагогу - психологу образовательного учереждения...
Портфолио профессиональной деятельности педагога-психолога
Портфолио педагога-психолога МС(К)ОУ для аттестации. Результаты деятельности по всем направлениям психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ с самопрезентацией....
Экспертиза профессиональной деятельности педагога-психолога
Экспертиза профессиональной деятельности аттестуемого на высшую квалификационную категорию педагога-психолога...
Характеристика профессиональной деятельности педагога - психолога
Характеристикапрофессиональной деятельности педагога - психологамуниципального бюджетного образовательного учреждения Роговской средней общеобразовательной школы №4 имени Сергея Вале...
Характеристика профессиональной деятельности педагога-психолога МБОУ Адыр-Кежигской СОШ
Цели и задачиОсновная цель вида профессиональной деятельности: создание психолого-педагогических условий, способствующих реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГО...
- Мне нравится (2)