Характеристика профессиональной деятельности педагога - психолога
статья по психологии
Характеристика
профессиональной деятельности педагога - психолога
муниципального бюджетного образовательного учреждения Роговской средней общеобразовательной школы №4 имени Сергея Валентиновича Пешеходько Егорлыкского района Ростовской области
Сухоносовой Елены Алексеевны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
harakteristika_professionalnoy_deyatelnosti_pedagoga.docx | 33.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Характеристика
профессиональной деятельности педагога - психолога
муниципального бюджетного образовательного учреждения Роговской средней общеобразовательной школы №4 имени Сергея Валентиновича Пешеходько Егорлыкского района Ростовской области
Сухоносовой Елены Алексеевны
Сведения о профессиональном образовании и дополнительном профессиональном образовании.
Сухоносова Елена Алексеевна после получения высшего профессионального образования в городе Санкт-Петербург Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ленинградский государственный университет имени А.С.Пушкина» по специальности «практическая психология» в 2007 году на протяжении последних 5 лет работает педагогом психологом в МБОУ РСОШ №4 им.С. В. Пешеходько. За это время Елена Алексеевна стала высококвалифицированным специалистом, внесшим большой вклад в развитие школы. Имеет первую квалификационную категорию. Педагог-психолог ведет большую работу с педагогическим коллективом и руководством школы. Большую помощь оказывает она учителям в психологических исследованиях классного коллектива и отдельных учащихся. Неоценимым является ее участие в совместной с методическим советом школы разработке тем педагогических советов и психологических семинаров к ним. На этих семинарах раскрываются психологические аспекты рассматриваемых педагогических проблем, что позволяет более эффективно решать их, а также повышать психологическую грамотность учителей. По инициативе и при психологической поддержке Елены Алексеевны педагогическим коллективом школы была освоена проектно-исследовательская технология и организована проектная деятельность школьников. С ее помощью за последние семь лет в школе была осуществлена работа по освоению современных педагогических технологий: развивающего обучения, разноуровневого обучения, проблемного обучения, игрового обучения. В результате 70% педагогов школы используют в своей деятельности либо полностью, либо отдельные элементы этих технологий, что не только повышает профессионализм педагогов, но и улучшает образовательную среду в целом. Сухоносова Е.А. принимает активное участие в семинарах педагогов- психологов Егорлыкского района. В 2016-2018гг. были проведены семинары: «Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса», «Особенности адаптационного периода пятиклассников», «Использование метода проектов в практике работы школы», «Психологическое сопровождение профильного обучения», «Интерактивные методы обучения на уроках биологии и их здоровьесберегающие факторы». В рамках работы по реализации национального проекта «Образование» принимала активное участие в разработке моделей «Лучшая сельская школа», представленных на конкурс проектов и вошедших в число победителей, что подтверждает успешную деятельность педагогического коллектива школы.
Сухоносова Е.А. пользуется заслуженным авторитетом и уважением среди педагогов, родителей и учащихся, психолог первой квалификационной категории, член методического Совета школы, грамотно осуществляет психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса: принимает участие в разработке Концепции школы, Программы развития школы до 2020г., ежегодного плана работы школы, в реализации национального проекта «Образование», осуществляет психологическое сопровождение профильного обучения. Ведет большую работу по психологической поддержке учащихся с 1-го по 11-й класс и их родителей. К ней можно всегда обратиться за консультацией и получить профессиональный совет по вопросам обучения и воспитания детей и подростков. Высокий профессионализм, умение бесконфликтно работать с педагогами и родителями позволяет ей пользоваться большим авторитетом и уважением в коллективе. Имеет личный сайт https://nsportal.ru/elena-suhonosova
Самоанализ деятельности психолого-педагогической службы.
Основной целью работы школьной психологической службы является деятельность, направленная на сохранение психологического здоровья, создание условий для личностного развития и жизненного самоопределения учащихся. К первоочередным задачам, требующим решения, мы относим организацию методической работы с педагогическим коллективом и администрацией школы по внедрению педагогических технологий и образовательных программ, обеспечивающих необходимые условия для обучения и воспитания учащихся.
Исходя из этих целей и задач, работа психологической службы строится по следующим основным направлениям:
1.Работа с учащимися.
2.Работа с педагогическим коллективом и руководством школы.
3.Работа с родителями.
Эта работа осуществляется через такие виды деятельности, как: диагностика; развивающая и коррекционная работа; просветительская работа; консультирование; организационно-методическая работа; экспертная работа.
Работа с учащимися начинается с ежегодной диагностики школьной готовности детей 6,5 – 7-летнего возраста с целью выявления уровня развития познавательной, интеллектуальной, речевой и социальной сфер каждого ребенка. Первичная диагностика школьной готовности позволяет выявить детей с недостаточным уровнем функциональной готовности к школьному обучению, дать необходимые и своевременные рекомендации родителям и учителям по дальнейшему формированию предпосылок учебной деятельности. За последние 3 года было обследовано 165 детей. Среди них выявлено 20% (34 чел.) с низким уровнем школьной готовности, 69% (108 чел.) со средним уровнем, 11% (20 чел.) с высоким уровнем.
Со всеми детьми, имеющими низкий уровень школьной готовности в начале учебного года проводится дополнительное психологическое обследование с целью выявления индивидуальных особенностей психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия). По результатам психологического обследования были разработаны коррекционно-развивающие программы и проведены индивидуальные и групповые занятия с детьми по развитию психических процессов, произвольной сферы и даны подробные рекомендации педагогам для осуществления индивидуального подхода к учащимся с трудностями в обучении. Ежегодно учащиеся, испытывающие трудности в обучении направляются на ПМПК для уточнения диагноза и получения рекомендаций специалистов по обучению и воспитание этих учащихся.
Описанная выше работа проводится в рамках психолого-педагогического сопровождения с целью создания условий для успешного обучения и психологического развития ребенка. Реализации данной цели способствует психолого-педагогическая работа по адаптации учащихся 1-х классов, которая осуществляется на основе программы Г.А.Цукерман, К.Н.Поливановой "Введение в школьную жизнь", наблюдения за поведением детей на уроках и во внеурочное время, анкетирования родителей и учителей.
Работа по адаптации при переходе учащихся из начальной школы в среднюю, осуществляется посредством следующих форм и методов:
-диагностика психологической готовности учащихся к переходу из начального звена в среднее и психологического климата в классных коллективах;
-анкетирование учащихся, изучение межличностных отношений;
-изучение психологического климата в классных коллективах;
-разработка и защита проекта "Мы пятиклассники";
-посещение уроков;
-проведение занятий по программе Е.Г.Коблик "Первый раз в пятый класс";
-проведение семинара для педагогов;
-проведение родительских собраний.
Такой подход к организации адаптационного периода в школе позволяет выявить ряд трудностей у учащихся, связанных с изменением условий обучения и наметить пути их преодоления, а также выявить группу учащихся с недостаточным уровнем психологической готовности к обучению в среднем звене, разработать для них программу коррекционно-развивающих занятий, выработать рекомендации для педагогов. Опыт работы психолога по организации адаптационного периода в школе и разработке психолого-педагогических рекомендаций для педагогов обобщен и представлен на педагогической конференции педагогов-психологов в 2018 году.
Развивающая работа с учащимся начальной и средней школы, направленная на формирование психологической культуры, проводится по стандартным программам:
"Программа развития межличностных отношений у подростков". Автор: Дубровина И.В.;
"Волшебная страна внутри нас". Автор: Зинкевич-Евстигнеева Т.А.,
а также по "Программе занятий по формированию универсального навыка принятия решений", составленной психологами школы Кожевниковой А.С. и Зиничевой М.А.
Развивающая работа с учащимися средней и старшей школы, направленная на формирование самосознания и психологической культуры в целом, проводилась в формах тренинга и больших психологических игр. Для учащихся старших классов на основе игровых оболочек, взятых из книги «Практикум по психологическим играм с детьми и подростками» под ред. М.Р. Битяновой, были разработаны и проведены следующие игры:
«Необитаемый остров» - 9-11 классы. «Космические встречи» - 7-8 классы. «Мир хаоса» - 8-11 классы.
Основной целью этих игровых мероприятий является создание условий для проживания и осмысления детьми нового опыта, новых ситуаций жизнедеятельности и общения. Кроме того, они дают опыт эффективной организации жизнедеятельности группы в условиях игровой ситуации, помогают извлекать смысл из игрового опыта для реальных жизненных ситуаций. При разработке данных психологических игр мы подбирали такие задания и ситуации, в которых развивалось бы умение не только сочетать групповое решение и индивидуальный выбор, но и, что особенно важно, при принятии группового решения (выбора) осознанно ориентироваться на общечеловеческие ценности и нести ответственность за последствия своих поступков.
В последние годы в сотрудничестве психолога с педагогическим коллективом и администрацией школы сложилась система работы, отражающая активное творческое взаимодействие всех участников образовательного процесса. Суть этой системы работы заключается в целенаправленной организации методической, просветительской и консультативной деятельности психолога по внедрению в учебно-воспитательный процесс инновационных технологий: метода проектов, проблемно-диалогического метода, игровой технологии. Эта деятельность осуществляется в различных формах:
-участие в работе методического Совета школы и административных планерках;
-психологические семинары и мастер-классы с педагогическим коллективом;
-индивидуальное консультирование педагогов;
-работа с учащимся по организации проектной деятельности.
Так, например, в 2017 году методический Совет школы совместно с психологической службой начал работу над проблемой внедрения проектно-исследовательской технологии в учебно-воспитательный процесс. Был проведен психологический семинар для педагогического коллектива по теме: "Проектная деятельность школьников как средство обучения и развития личности", на котором педагоги смогли получить не только теоретические сведения, но и практические навыки проектной деятельности. Затем каждый учитель, работающий над проектом по своему предмету, имел возможность получить индивидуальную консультацию, а с учащимися психологи провели занятия по освоению проектной технологии. Так были разработаны совместные проекты по темам: "Атмосфера в школе", "Здоровый образ жизни и вредные привычки", "Что такое счастье" и др. В ходе этой работы психологом было проведено более 20 консультаций, проанализировано столько же уроков и внеклассных мероприятий. Опыт этой работы был обобщен и представлен на районном семинаре педагогов-психологов «Использование метода проектов в практике работы школы».
Как видно из вышесказанного, научно-методическая деятельность психолога заключается в психологическом сопровождении методической работы в школе. Суть психологического сопровождения методической работы мы видим в различных формах и способах эффективного взаимодействия психолога с педагогическим коллективом (семинар, мастер-класс, индивидуальные консультации, совместные разработки уроков с последующим анализом), позволяющих раскрывать и целенаправленно применять в учебном процессе психолого-педагогические аспекты инновационных технологий.
Все темы педагогических советов и психологических семинаров соответствуют друг другу по тематическому содержанию, что дает возможность педагогам более глубоко и полно ориентироваться в поставленной проблеме, целенаправленно повышать свою психолого-педагогическую грамотность. Такой подход к организации содержательного и творческого сотрудничества всех участников образовательного процесса позволяет решать задачи личностно-ориентированного обучения, реализовывать принцип деятельности, и, следовательно, повышать качество образовательного процесса в целом.
Работа с родителями носит просветительский и консультативный характер. В выступлениях на родительских собраниях и конференциях освещаются вопросы, касающиеся психологических особенностей детей и подростков на разных возрастных этапах. Индивидуальная работа с родителями проводится в форме консультаций по возникающим проблемам воспитания и обучения детей. Несомненным достижением в работе психолога можно считать проведение ежегодных недель психологии в школе, которые способствуют пропаганде психологических знаний и повышают степень доверия к работе психологов. "Недели" проходят живо, интересно, насыщенно. В мероприятиях, организуемых психологом, участвует вся школа. За последние 3 года были проведены недели психологии по темам: "Психологическая культура – это…", "Наша школа сегодня и завтра", "Родина – это часть тебя, а ты – часть ее", которые прошли очень успешно.
Психолог принимает участие в экспериментальной работе в школе по профильному обучению. С 2016 года осуществляется психологическое сопровождение профильного обучения, которое включает организационно-методическую, просветительскую работу с педагогами и диагностическую, развивающую, консультативную – с учащимися. На этапе предпрофильной подготовки с учащимися 9-х классов ведется профориентационный курс «Я выбираю профессию», составленный на основе материалов методического пособия «Психологическое сопровождение профильного обучения» кафедры специальной и прикладной психологии МГПИ им. М.Е.Евсевьева. К приоритетным направлениям работы психолога в текущем учебном году следует отнести работу с педагогическим коллективом и руководством школы по реализации компетентностного подхода в обучении.
Психологическое сопровождение методической работы в школе.
В связи с модернизацией российского образования, в современной школе возникает необходимость в построении системы психолого-педагогического сопровождения не только ребенка в процессе его обучения, но и методической работы.
Суть психологического сопровождения методической работы мы видим в поисках способов эффективного взаимодействия психологической службы с методическим советом и педагогическим коллективом школы, в процессе которого можно было бы раскрывать и целенаправленно применять в учебно-воспитательном процессе психолого-педагогические аспекты инновационных технологий. В основе современных педагогических технологий, таких как развивающее обучение, личностно-ориентированное и деятельностно-ориентированное обучение лежат психологические теории и принципы, разработанные отечественными психологами: Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым, П.Я.Гальпериным, Д.Б.Элькониным, В.В.Давыдовым и др.
Реализация этих теорий и принципов на практике требует совершенствования методической работы и участия психолога в ней. Методическая работа в нашей школе осуществляется в основном через систему педагогических советов, которые являются формой коллективного руководства учебно-воспитательным процессом, средством реализации научно-педагогической концепции школы и повышения профессионального мастерства учителя.
Рассмотрим стратегию подготовки и проведения педсовета, состоящую из
4-х этапов, и роль психолога в ней.
На 1-м, диагоностико-пректировочном этапе, методический совет школы совместно с психологом осуществляют планирование и обоснование темы педсовета с учетом результатов анализа работы за предыдущий год, запросов педагогического коллектива по совершенствованию своей деятельности, актуальных проблем современного образования. Например, выбрана и обоснована тема педсовета: «Проектная деятельность учащихся – одно из условий совершенствования учебно-воспитательного процесса».
На 2-м, организационно-информационном этапе, осуществляется научно-методическое руководство со стороны руководителя методического совета и психолога, которое реализуется через психологический семинар и систему консультаций для оказания методической и психологической помощи учителям. На семинаре рассматриваются психологические аспекты выбранной педагогической проблемы, ее теоретические основы и способы практической реализации. Семинар играет не только просветительскую роль, но и обучающую. Например, к вышеуказанной теме педсовета проводится психологический семинар по теме: «Проектная деятельность школьников как средство обучения и воспитания личности». На семинаре ставятся задачи познакомить учителей с методом проектов, организовать деятельность по приобретению навыков работы с алгоритмом проектирования, получить конечный продукт проектной деятельности и провести его презентацию. Эта работа осуществляется в несколько этапов, и заканчивается предварительной разработкой конкретных мероприятий, которые будут проведены с учащимися педагогами каждого предметного объединения.
На 3-м, основном этапе, по выбранной теме педсовета проводятся запланированные мероприятия, осуществляется их анализ, проводится необходимая диагностика конкретных факторов изучаемой проблемы. В дальнейшем определяются выступающие на педсовете с обобщением проделанной работы и предложениями по ее совершенствованию. В соответствии с полученными результатами определяется наиболее эффективная форма проведения педсовета.
На 4-м, заключительном этапе, проводится педсовет, осуществляется его рефлексия, подводятся итоги, обсуждаются предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, принимается резолюция.
За последние 3 года работы в этом направлении в школе сложилась четкая система творческого взаимодействия и сотрудничества психологической службы с методическим советом и всем педагогическим коллективом. Все это способствует успешному решению педагогической проблемы школы «Развитие творческого мышления как основы жизненного самоопределения учащихся». Все темы педагогических советов и психологических семинаров соответствуют друг другу по тематическому содержанию, что дает возможность педагогам более глубоко и полно ориентироваться в поставленной проблеме, целенаправленно повышать свою психолого-педагогическую компетентность, способствовать улучшению образовательной среды в целом. Кроме того, составной частью психологического сопровождения методической работы в школе являются практические занятия с педагогами, которые осуществляются психологом в форме мастер-класса «Учитель как личность и профессионал». На этих занятиях педагоги приобретают умения и навыки применения современных педагогических технологий, необходимые им для работы с учащимися.
Как показывает опыт, такой подход к организации психологического сопровождения методической работы в школе повышает эффективность сотрудничества психологической службы с педагогическим коллективом, способствует профессиональному росту и совершенствованию всех участников образовательного процесса. В результате 100% педагогов школы знакомы с современными образовательными технологиями, а 70% - используют их системно или на уровне отдельных элементов в своей деятельности.
План самообразования
К приоритетным направлениям работы педагога-психолога в 2018-2019 гг. следует отнести работу с педагогическим коллективом и руководством школы по реализации компетентностного подхода в обучении, которая требует от психолога постоянного повышения своей профессиональной компетентности и самообразования.
В текущем учебном году запланированы следующие мероприятия:
1. Разработать и провести семинары:
- Психологические характеристики деятельности учителя в условиях реализации компетентностного подхода в обучении
- Формирование коммуникативных умений учащихся в процессе учебной деятельности
- Формирование потребности обучающихся в самоорганизации и саморазвитии
2. Изучить литературу по теме «Компетентностный подход в обучении»: Козырева О.А. Компетентность современного учителя, Зимняя И.А. Ключевые компетентности,
Хуторской А.В. Ключевые компетентности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности педагога-психолога, социального педагога
Форма экспертного заключения об уровне профессиональной деятельности профессиональной деятельности педагога-психолога, социального педагога подготовлена Центром аттестации работников образования Санкт...
Описание профессиональной деятельности педагога-психолога для аттестации
Представляю описание профессиональной деятельности в должности педагога-психолога общеобразовательной школы. Цели, задачи, направления деятельности, динамика образовательных достижений, методиче...
Профессиональная деятельность педагога-психолога в образовательном учреждении
Рекомендации педагогу - психологу образовательного учереждения...
Портфолио профессиональной деятельности педагога-психолога
Портфолио педагога-психолога МС(К)ОУ для аттестации. Результаты деятельности по всем направлениям психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ с самопрезентацией....
Экспертиза профессиональной деятельности педагога-психолога
Экспертиза профессиональной деятельности аттестуемого на высшую квалификационную категорию педагога-психолога...
Характеристика профессиональной деятельности педагога-психолога.
Сведения о цели, задачах и основных направлениях профессиональной деятельности в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог в сфере образования»...
Характеристика профессиональной деятельности педагога-психолога МБОУ Адыр-Кежигской СОШ
Цели и задачиОсновная цель вида профессиональной деятельности: создание психолого-педагогических условий, способствующих реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГО...