Характеристика профессиональной деятельности педагога - психолога
статья по психологии

Сухоносова Елена Алексеевна

Характеристика

профессиональной деятельности педагога - психолога

муниципального бюджетного   образовательного учреждения  Роговской средней общеобразовательной школы №4 имени Сергея Валентиновича Пешеходько  Егорлыкского района Ростовской области

Сухоносовой Елены Алексеевны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл harakteristika_professionalnoy_deyatelnosti_pedagoga.docx33.12 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика

профессиональной деятельности педагога - психолога

муниципального бюджетного   образовательного учреждения  Роговской средней общеобразовательной школы №4 имени Сергея Валентиновича Пешеходько  Егорлыкского района Ростовской области

Сухоносовой Елены Алексеевны

Сведения о профессиональном образовании и дополнительном профессиональном  образовании.

 

Сухоносова Елена Алексеевна после получения  высшего профессионального образования в городе Санкт-Петербург Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ленинградский  государственный университет имени А.С.Пушкина» по специальности  «практическая психология» в  2007  году  на протяжении последних 5 лет работает педагогом психологом в МБОУ РСОШ №4 им.С. В. Пешеходько. За это время  Елена Алексеевна стала высококвалифицированным специалистом, внесшим большой вклад в развитие школы. Имеет  первую квалификационную категорию.   Педагог-психолог ведет большую работу с педагогическим коллективом и руководством школы.  Большую помощь оказывает она учителям в психологических исследованиях классного коллектива и отдельных учащихся. Неоценимым является ее участие в совместной с методическим советом школы разработке тем педагогических советов и психологических семинаров к ним. На этих семинарах раскрываются психологические аспекты рассматриваемых педагогических проблем, что позволяет более эффективно решать их, а также повышать психологическую грамотность учителей. По инициативе и при психологической поддержке  Елены Алексеевны педагогическим коллективом школы была освоена проектно-исследовательская технология и организована проектная деятельность школьников. С ее помощью за последние семь лет в школе была осуществлена работа по освоению современных педагогических технологий: развивающего обучения, разноуровневого обучения, проблемного обучения, игрового обучения. В результате 70% педагогов школы используют в своей деятельности либо полностью, либо отдельные элементы этих технологий, что не только повышает профессионализм педагогов, но и улучшает образовательную среду в целом.   Сухоносова Е.А.   принимает активное участие в семинарах педагогов- психологов  Егорлыкского района. В 2016-2018гг.   были проведены   семинары: «Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса», «Особенности адаптационного периода пятиклассников», «Использование метода проектов в практике работы школы», «Психологическое сопровождение профильного обучения», «Интерактивные методы обучения на уроках биологии и их здоровьесберегающие факторы».  В рамках работы по реализации национального проекта «Образование» принимала активное участие в разработке моделей «Лучшая сельская школа», представленных на конкурс проектов и вошедших в число победителей, что подтверждает успешную деятельность педагогического коллектива школы. 

Сухоносова Е.А.  пользуется заслуженным авторитетом и уважением среди педагогов, родителей и учащихся,  психолог  первой квалификационной категории, член методического Совета школы, грамотно осуществляет психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса: принимает участие в разработке Концепции школы, Программы развития школы до 2020г., ежегодного   плана работы школы, в реализации национального проекта «Образование», осуществляет психологическое сопровождение профильного обучения.  Ведет большую работу по психологической поддержке учащихся с 1-го по 11-й класс и их родителей. К ней можно всегда обратиться за консультацией и получить профессиональный совет по вопросам обучения и воспитания детей и подростков.  Высокий профессионализм, умение бесконфликтно работать с педагогами и родителями позволяет ей пользоваться большим авторитетом и уважением в коллективе.   Имеет личный сайт  https://nsportal.ru/elena-suhonosova          

Самоанализ деятельности психолого-педагогической службы.

Основной целью работы   школьной психологической службы является деятельность, направленная на сохранение психологического здоровья, создание условий для личностного развития и жизненного самоопределения учащихся. К первоочередным задачам, требующим решения, мы относим организацию методической работы с педагогическим коллективом и администрацией школы по внедрению педагогических технологий и образовательных программ, обеспечивающих необходимые условия для обучения и воспитания учащихся.

Исходя из этих целей и задач, работа психологической службы строится по следующим основным направлениям:  

1.Работа с учащимися.
2.Работа с педагогическим коллективом и руководством школы.
3.Работа с родителями.

Эта работа осуществляется через такие виды деятельности, как: диагностика; развивающая и коррекционная работа; просветительская работа; консультирование; организационно-методическая работа; экспертная работа.


Работа с учащимися начинается с ежегодной диагностики школьной готовности детей 6,5 – 7-летнего возраста с целью выявления уровня развития познавательной, интеллектуальной, речевой и социальной сфер каждого ребенка. Первичная диагностика школьной готовности позволяет выявить детей с недостаточным уровнем функциональной готовности к школьному обучению, дать необходимые и своевременные рекомендации родителям и учителям по дальнейшему формированию предпосылок учебной деятельности.  За последние 3 года было обследовано 165 детей. Среди них выявлено 20% (34 чел.) с низким уровнем школьной готовности, 69% (108 чел.) со средним уровнем, 11% (20 чел.) с высоким уровнем.

Со всеми детьми, имеющими низкий уровень школьной готовности в начале учебного года проводится дополнительное психологическое обследование с целью выявления индивидуальных особенностей психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия). По результатам психологического обследования были разработаны коррекционно-развивающие программы и проведены индивидуальные и групповые занятия с детьми по развитию психических процессов, произвольной сферы и даны подробные рекомендации педагогам для осуществления индивидуального подхода к учащимся с трудностями в обучении. Ежегодно учащиеся, испытывающие трудности в обучении направляются на ПМПК для уточнения диагноза и получения рекомендаций специалистов по обучению и воспитание этих учащихся.

Описанная выше работа проводится в рамках психолого-педагогического сопровождения с целью создания условий для успешного обучения и психологического развития ребенка. Реализации данной цели способствует психолого-педагогическая работа по адаптации учащихся 1-х классов, которая осуществляется на основе программы Г.А.Цукерман, К.Н.Поливановой "Введение в школьную жизнь", наблюдения за поведением детей на уроках и во внеурочное время, анкетирования родителей и учителей.

Работа по адаптации при переходе учащихся из начальной школы в среднюю, осуществляется посредством следующих форм и методов:

-диагностика психологической готовности учащихся к переходу из начального звена в среднее и психологического климата в классных коллективах;


-анкетирование учащихся, изучение межличностных отношений;

-изучение психологического климата в классных коллективах;

-разработка и защита проекта "Мы пятиклассники";

-посещение уроков;

-проведение занятий по программе Е.Г.Коблик "Первый раз в пятый класс";

-проведение семинара для педагогов;

-проведение родительских собраний.


Такой подход к организации адаптационного периода в школе позволяет выявить ряд трудностей у учащихся, связанных с изменением условий обучения и наметить пути их преодоления, а также выявить группу учащихся с недостаточным уровнем психологической готовности к обучению в среднем звене, разработать для них программу коррекционно-развивающих занятий, выработать рекомендации для педагогов. Опыт работы психолога по организации адаптационного периода в школе и разработке психолого-педагогических рекомендаций для педагогов обобщен и представлен на   педагогической конференции   педагогов-психологов в 2018 году.   

Развивающая работа с учащимся начальной и средней школы, направленная на формирование психологической культуры, проводится по стандартным программам:

"Программа развития межличностных отношений у подростков". Автор: Дубровина И.В.;


"Волшебная страна внутри нас". Автор: Зинкевич-Евстигнеева Т.А.,


а также по "Программе занятий по формированию универсального навыка принятия решений", составленной психологами школы Кожевниковой А.С. и Зиничевой М.А. 

Развивающая работа с учащимися средней и старшей школы, направленная на формирование самосознания и психологической культуры в целом, проводилась в формах тренинга и больших психологических игр. Для учащихся старших классов на основе игровых оболочек, взятых из книги «Практикум по психологическим играм с детьми и подростками» под ред. М.Р. Битяновой, были разработаны и проведены следующие игры: 

«Необитаемый остров» - 9-11 классы. «Космические встречи» - 7-8 классы. «Мир хаоса» - 8-11 классы.


Основной целью этих игровых мероприятий является создание условий для проживания и осмысления детьми нового опыта, новых ситуаций жизнедеятельности и общения. Кроме того, они дают опыт эффективной организации жизнедеятельности группы в условиях игровой ситуации, помогают извлекать смысл из игрового опыта для реальных жизненных ситуаций. При разработке данных психологических игр мы подбирали такие задания и ситуации, в которых развивалось бы умение не только сочетать групповое решение и индивидуальный выбор, но и, что особенно важно, при принятии группового решения (выбора) осознанно ориентироваться на общечеловеческие ценности и нести ответственность за последствия своих поступков. 

В последние годы в сотрудничестве психолога с педагогическим коллективом и администрацией школы сложилась система работы, отражающая активное творческое взаимодействие всех участников образовательного процесса. Суть этой системы работы заключается в целенаправленной организации методической, просветительской и консультативной деятельности психолога по внедрению в учебно-воспитательный процесс инновационных технологий: метода проектов, проблемно-диалогического метода, игровой технологии. Эта деятельность осуществляется в различных формах:
-участие в работе методического Совета школы и административных планерках;

-психологические семинары и мастер-классы с педагогическим коллективом;

-индивидуальное консультирование педагогов;

-работа с учащимся по организации проектной деятельности.


Так, например, в 2017 году методический Совет школы совместно с психологической службой начал работу над проблемой внедрения проектно-исследовательской технологии в учебно-воспитательный процесс. Был проведен психологический семинар для педагогического коллектива по теме: "Проектная деятельность школьников как средство обучения и развития личности", на котором педагоги смогли получить не только теоретические сведения, но и практические навыки проектной деятельности. Затем каждый учитель, работающий над проектом по своему предмету, имел возможность получить индивидуальную консультацию, а с учащимися психологи провели занятия по освоению проектной технологии. Так были разработаны совместные проекты по темам: "Атмосфера в школе", "Здоровый образ жизни и вредные привычки", "Что такое счастье" и др. В ходе этой работы психологом было проведено более 20 консультаций, проанализировано столько же уроков и внеклассных мероприятий. Опыт этой работы был обобщен и представлен на  районном семинаре  педагогов-психологов «Использование метода проектов в практике работы школы».

Как видно из вышесказанного, научно-методическая деятельность психолога заключается в психологическом сопровождении методической работы в школе. Суть психологического сопровождения методической работы мы видим в различных формах и способах эффективного взаимодействия психолога с педагогическим коллективом (семинар, мастер-класс, индивидуальные консультации, совместные разработки уроков с последующим анализом), позволяющих раскрывать и целенаправленно применять в учебном процессе психолого-педагогические аспекты инновационных технологий. 

Все темы педагогических советов и психологических семинаров соответствуют друг другу по тематическому содержанию, что дает возможность педагогам более глубоко и полно ориентироваться в поставленной проблеме, целенаправленно повышать свою психолого-педагогическую грамотность. Такой подход к организации содержательного и творческого сотрудничества всех участников образовательного процесса позволяет решать задачи личностно-ориентированного обучения, реализовывать принцип деятельности, и, следовательно, повышать качество образовательного процесса в целом.

 Работа с родителями носит просветительский и консультативный характер. В выступлениях на родительских собраниях и конференциях освещаются вопросы, касающиеся психологических особенностей детей и подростков на разных возрастных этапах. Индивидуальная работа с родителями проводится в форме консультаций по возникающим проблемам воспитания и обучения детей. Несомненным достижением в работе психолога можно считать проведение ежегодных недель психологии в школе, которые способствуют пропаганде психологических знаний и повышают степень доверия к работе психологов. "Недели" проходят живо, интересно, насыщенно. В мероприятиях, организуемых психологом, участвует вся школа. За последние 3 года были проведены недели психологии по темам: "Психологическая культура – это…", "Наша школа сегодня и завтра", "Родина – это часть тебя, а ты – часть ее", которые прошли очень успешно. 

Психолог принимает участие в экспериментальной работе в школе по профильному обучению. С 2016 года осуществляется психологическое сопровождение профильного обучения, которое включает организационно-методическую, просветительскую работу с педагогами и диагностическую, развивающую, консультативную – с учащимися. На этапе предпрофильной подготовки с учащимися 9-х классов ведется профориентационный курс «Я выбираю профессию», составленный на основе материалов методического пособия «Психологическое сопровождение профильного обучения» кафедры специальной и прикладной психологии МГПИ им. М.Е.Евсевьева. К приоритетным направлениям работы психолога в текущем учебном году следует отнести работу с педагогическим коллективом и руководством школы по реализации компетентностного подхода в обучении.

Психологическое сопровождение методической работы в школе.


В связи с модернизацией российского образования, в современной школе возникает необходимость в построении системы психолого-педагогического сопровождения не только ребенка в процессе его обучения, но и методической работы. 
Суть психологического сопровождения методической работы мы видим в поисках способов эффективного взаимодействия психологической службы с методическим советом и педагогическим коллективом школы, в процессе которого можно было бы раскрывать и целенаправленно применять в учебно-воспитательном процессе психолого-педагогические аспекты инновационных технологий. В основе современных педагогических технологий, таких как развивающее обучение, личностно-ориентированное и деятельностно-ориентированное обучение лежат психологические теории и принципы, разработанные отечественными психологами: Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым, П.Я.Гальпериным, Д.Б.Элькониным, В.В.Давыдовым и др.
Реализация этих теорий и принципов на практике требует совершенствования методической работы и участия психолога в ней. Методическая работа в нашей школе осуществляется в основном через систему педагогических советов, которые являются формой коллективного руководства учебно-воспитательным процессом, средством реализации научно-педагогической концепции школы и повышения профессионального мастерства учителя.  


Рассмотрим стратегию подготовки и проведения педсовета, состоящую из

4-х этапов, и роль психолога в ней.

На 1-м, диагоностико-пректировочном этапе, методический совет школы совместно с психологом осуществляют планирование и обоснование темы педсовета с учетом результатов анализа работы за предыдущий год, запросов педагогического коллектива по совершенствованию своей деятельности, актуальных проблем современного образования. Например, выбрана и обоснована тема педсовета: «Проектная деятельность учащихся – одно из условий совершенствования учебно-воспитательного процесса». 

На 2-м, организационно-информационном этапе, осуществляется научно-методическое руководство со стороны руководителя методического совета и психолога, которое реализуется через психологический семинар и систему консультаций для оказания методической и психологической помощи учителям. На семинаре рассматриваются психологические аспекты выбранной педагогической проблемы, ее теоретические основы и способы практической реализации. Семинар играет не только просветительскую роль, но и обучающую. Например, к вышеуказанной теме педсовета проводится психологический семинар по теме: «Проектная деятельность школьников как средство обучения и воспитания личности». На семинаре ставятся задачи познакомить учителей с методом проектов, организовать деятельность по приобретению навыков работы с алгоритмом проектирования, получить конечный продукт проектной деятельности и провести его презентацию. Эта работа осуществляется в несколько этапов, и заканчивается предварительной разработкой конкретных мероприятий, которые будут проведены с учащимися педагогами каждого предметного объединения. 

На 3-м, основном этапе, по выбранной теме педсовета проводятся запланированные мероприятия, осуществляется их анализ, проводится необходимая диагностика конкретных факторов изучаемой проблемы. В дальнейшем определяются выступающие на педсовете с обобщением проделанной работы и предложениями по ее совершенствованию. В соответствии с полученными результатами определяется наиболее эффективная форма проведения педсовета. 

На 4-м, заключительном этапе, проводится педсовет, осуществляется его рефлексия, подводятся итоги, обсуждаются предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, принимается резолюция.

За последние 3  года работы в этом направлении в школе сложилась четкая система творческого взаимодействия и сотрудничества психологической службы с методическим советом и всем педагогическим коллективом. Все это способствует успешному решению педагогической проблемы школы «Развитие творческого мышления как основы жизненного самоопределения учащихся». Все темы педагогических советов и психологических семинаров соответствуют друг другу по тематическому содержанию, что дает возможность педагогам более глубоко и полно ориентироваться в поставленной проблеме, целенаправленно повышать свою психолого-педагогическую компетентность, способствовать улучшению образовательной среды в целом. Кроме того, составной частью психологического сопровождения методической работы в школе являются практические занятия с педагогами, которые осуществляются психологом в форме мастер-класса «Учитель как личность и профессионал». На этих занятиях педагоги приобретают умения и навыки применения современных педагогических технологий, необходимые им для работы с учащимися. 

Как показывает опыт, такой подход к организации психологического сопровождения методической работы в школе повышает эффективность сотрудничества психологической службы с педагогическим коллективом, способствует профессиональному росту и совершенствованию всех участников образовательного процесса. В результате 100% педагогов школы знакомы с современными образовательными технологиями, а 70% - используют их системно или на уровне отдельных элементов в своей деятельности.

План самообразования

К приоритетным направлениям работы педагога-психолога в 2018-2019 гг. следует отнести работу с педагогическим коллективом и руководством школы по реализации компетентностного подхода в обучении, которая требует от психолога постоянного повышения своей профессиональной компетентности и самообразования. 
В текущем учебном году запланированы следующие мероприятия: 

1. Разработать и провести семинары: 

- Психологические характеристики деятельности учителя в условиях реализации компетентностного подхода в обучении  

- Формирование коммуникативных умений учащихся в процессе учебной деятельности    
- Формирование потребности обучающихся в самоорганизации и саморазвитии  
2. Изучить литературу по теме «Компетентностный подход в обучении»: Козырева О.А. Компетентность современного учителя, Зимняя И.А. Ключевые компетентности,
Хуторской А.В. Ключевые компетентности. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности педагога-психолога, социального педагога

Форма экспертного заключения об уровне профессиональной деятельности профессиональной деятельности педагога-психолога, социального педагога подготовлена Центром аттестации работников образования Санкт...

Описание профессиональной деятельности педагога-психолога для аттестации

Представляю  описание профессиональной деятельности в должности педагога-психолога общеобразовательной школы. Цели, задачи, направления деятельности, динамика образовательных достижений, методиче...

Профессиональная деятельность педагога-психолога в образовательном учреждении

Рекомендации педагогу - психологу образовательного учереждения...

Портфолио профессиональной деятельности педагога-психолога

Портфолио педагога-психолога МС(К)ОУ для аттестации. Результаты деятельности по всем направлениям психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ с самопрезентацией....

Экспертиза профессиональной деятельности педагога-психолога

Экспертиза профессиональной деятельности аттестуемого на высшую квалификационную категорию педагога-психолога...

Характеристика профессиональной деятельности педагога-психолога.

Сведения о цели, задачах и основных направлениях профессиональной деятельности в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог в сфере образования»...

Характеристика профессиональной деятельности педагога-психолога МБОУ Адыр-Кежигской СОШ

Цели и задачиОсновная цель вида профессиональной деятельности: создание психолого-педагогических условий, способствующих реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГО...