мастер-класс "Я-уникальная и неповторимая личность" для подростков с умеренной умственной отсталостью
план-конспект по психологии
Познакомить учащихся с понятием «толерантность».
Показать, что толерантность к себе и толерантность к другим взаимосвязаны.
Учить подростков внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя.
Формировать позитивное отношение к другим людям.
Повысить самооценку подростков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_ya_unikalnaya_lichnost_v_msk.docx | 23.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс: «Я уникальная и неповторимая личность».
(занятие из раздела «Изменение отношения к себе»
с группой подростков)
«Я - уникальная и неповторимая личность».
Цели занятия:
• Познакомить учащихся с понятием «толерантность».
• Показать, что толерантность к себе и толерантность к другим взаимосвязаны.
• Учить подростков внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя.
• Формировать позитивное отношение к другим людям.
• Повысить самооценку подростков.
Ход занятия:
1.Упражнение «Настроение».
Психолог:
- Ребята у вас под стульями на подносе лежат квадраты
- Красный – бодрость
- Зеленый – спокойствие
- Синий – тревожность
- Возьмите в руки тот квадрат, цвет которого созвучен с вашим эмоциональным состоянием, положите его в сундук.
(Диаграмма эмоционального состояния на начало занятия)
2. Аутотренинг.
Психолог:
- Сядьте. Расслабьтесь. Закройте глаза. (Звучит музыка).
Психолог:
- Ты в незнакомом городе. Незнакомые дома, улицы, незнакомые люди…
Тебе некуда торопиться. Тебя никто не ждет. Ты просто идешь по улице, шурша осенними листьями, слышишь шум дождя, натыкаешься на прохожих…
Серый пасмурный вечер. Фонари отражаются в холодных лужах. Холодно, неуютно. Ты поднимаешь глаза, видишь дома, освещенные окна. В окнах горит теплый свет. В каждом окне – свет души другого человека.
Пауза.
Маленький старый трамвай останавливается прямо перед тобой. Дверцы открываются: там тоже свет. Войди в него, займи место. Быть может он приведет тебя туда, где ты нужен, где тебя ждут.
Звучит музыка.
А вот и конечная остановка. На счет 1, 2, 3 – медленно открываем глаза.
1,2, 3 – открыли глаза, посмотрели на своих соседей.
Психолог:
- Давайте познакомимся. Я подойду к любому из вас и подарю огонек своей души. Меня зовут…Я дарю тебе свою доброту! (зажигает своей свечой его свечу). Посмотрите, как красиво горят свечи, ведь каждая из них – кусочек нашей теплой души.
3. Упражнение «Танец в парах».
Психолог:
- Ребята, выберете себе партнера и, соприкоснувшись ладонями, с закрытыми глазами, потанцуем друг с другом.
(Звучит музыка).
Психолог:
- Останавливаемся, открываем глаза.
Психолог:
- Что вы чувствовали, когда выполняли это упражнение?
- Вы были уверены в себе и своем партнере? …Сохраните это чувство.
(подростки садятся на стулья).
4. Сказка.
Пересказ сказки В. Г. Капустина «Медвежонок и тот, кто живет в речке».
Ясным солнечным днем шел по лесу Медвежонок. Шел и пел веселую песенку. Удивлялись звери, спрашивали друг у друга, куда это идет Медвежонок один, без мамы? Никто не знал. А шел медвежонок далеко, за речку. Там на большой поляне росли красивые яркие цветы. Сегодня у его мамы был день рождения, и Медвежонок хотел нарвать ей большой букет.
Шел да шел Медвежонок, пока не встретил дедушку Ежа. Поздоровался.
– Куда ты идешь один, малыш? – спросил Еж.
Медвежонок рассказал Ежу все и пошел дальше.
В тени под кустом лежал Заяц. Медвежонок не заметил его и нечаянно наступил на него. От неожиданности тот подскочил как ужаленный.
– Ты кого испугался? – спросил Заяц.
– Я не испугался, – схитрил Медвежонок. – Я споткнулся. – И рассказал Зайцу, куда и зачем идет.
– А ты не боишься того, кто в речке живет? – удивился Заяц.
Медвежонок не знал, кто в речке живет, но ответил храбро:
– Не-ет, не боюсь.
Пришел Медвежонок на берег реки, заглянул в воду и увидел того, кто в речке живет. Испугался, но виду не подал, а скорчил ему страшную рожу.
Тот, в свою очередь, тоже скорчил рожу. И она была такая страшная, что Медвежонок не выдержал и пустился наутек.
Он бежал быстро, не оглядывался. Снова наступил на Зайца.
– Ты возьми большую палку и покажи ему, что у тебя есть большая палка, – посоветовал Заяц.
Медвежонок так и сделал. Но у того, кто в речке живет, тоже была палка. Медвежонок замахнулся своей палкой. Тот, кто в речке живет, погрозил ему своей. И маленькому Медвежонку стало так страшно, что он
помчался в лес, не разбирая дороги. Остановился он, увидев Ежа. Сел и заплакал:
– Я боюсь того, кто в речке живет, и не могу перейти через речку на поляну. Я не нарву цветов маме.
– А ты пойди и улыбнись тому, кто в речке живет. Только улыбнись и все, – сказал Еж.
И снова Медвежонок пошел к реке. Здесь он наклонился и робко, приветливо улыбнулся тому, кто живет в речке. И тот улыбнулся Медвежонку приветливо и ласково.
– Ура! – закричал Медвежонок. – Теперь мы будем с ним дружить! – И обрадованный перешел на другую сторону реки. Медвежонок возвращался домой с большим букетов цветов, пел веселую песенку.
– Он совсем не плохой, тот, кто в речке живет! – сказал Медвежонок Ежу. Помолчал немножко и спросил:
– Дедушка Еж, а кто живет в речке? Еж рассмеялся.
– «Ладно, я спрошу у мамы», – сказал Медвежонок.
5. Упражнение «Отражение в воде». (Упражнение выполняется в парах, рассчитайтесь на 1-й - 2-й).
Психолог: Один из вас будет Медвежонком, другой – тем, кто живет в речке. Встаньте друг против друга и внимательно выполняйте мои команды:
а) Медвежонок скорчил страшную рожу.
б) Медвежонок замахнулся своей палкой.
в) Медвежонок приветливо улыбнулся тому, кто живет в речке.
Вопросы к подросткам:
– Кого увидел Медвежонок в речке?
– Что ты чувствовал, когда твой партнер скорчил тебе рожу (замахнулся на тебя палкой, улыбнулся)?
– Что тебе было приятнее делать: корчить рожу, замахиваться палкой, улыбаться?
– Как вы думаете, все ли из вас правильно выполняли мои задания, ведь в реке все отражается так же, как и в зеркале?
Психолог: Вы знаете, что в каждой сказке есть доля правды. И наша злая, страшная рожа может испугать не только другого человека, но и нас самих.
Замахиваясь на другую палку, мы замахиваемся на себя, улыбаясь другому, мы улыбаемся сами себе.
6.Упражнение «Волшебное озеро».
Для упражнения понадобится корзинка, в которую психолог заранее кладет небольшое зеркало круглой формы.
Все участники садятся в круг и закрывают глаза.
Психолог: Сейчас вы будете передавать друг другу корзинку. Тот, кто получает эту корзинку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в маленьком волшебном озере, вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему.
После того как в корзинку заглянет каждый, психолог задает воспитанникам вопросы:
- Как вы понимаете значение слова «уникальный»?
- Кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете?
- Как ответил вам этот человек на вашу улыбку?
- Как же мы должны относиться к уникальной и неповторимой личности?
Психолог: Мы выяснили, что каждый человек – это уникальная и неповторимая личность, одна-единственная в своем роде. Поэтому мы должны бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью.
Сходным по значению со словом «терпимость» является слово «толерантность». Давайте вслушаемся в это слово: «То-о-ле-е-ра-а-нт-ность».
Психолог:
- Как, по-вашему, звучит это слово?
Ответы подростков: «Ласково», «Доброжелательно», «Как колокольчик», «Переливаясь», «Плавно», «Похоже на весеннюю капель», «По-дружески».
Психолог: Обратимся к Большому энциклопедическому словарю: «Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению». А что, по-вашему, означает слово «толерантность»?
Подростки отвечают.
7. Упражнение «Я люблю тебя…»
Психолог: Толерантность к другим возможна только при наличии толерантного отношения к себе. Сейчас каждый из вас попробует признаться в любви... самому себе. Это нелегкая задача. В этом вам поможет зеркало. Глядя на свое отражение в зеркале, вы должны сказать «Я люблю тебя...», назвать свое имя и объяснить, почему вы себя любите. Эти слова нужно произнести так, чтобы вашему признанию в любви к самому себе все поверили.
Помните, что задание это достаточно сложное и требует большого уважения к себе и другим.
Не каждый подросток сможет выполнить это задание. Поэтому можно предложить более легкие варианты:
а) признаться себе в любви, отвернувшись от остальных участников;
б) признаться в любви про себя.
Рефлексия:
Легко ли вам было признаться в любви к самому себе?
Что вы при этом чувствовали?
8. Упражнение «Похвали себя и других».
Участники делятся на две подгруппы. Одна подгруппа образует внешний круг, другая - внутренний. Подростки стоят лицом друг к другу.
Психолог:
- Если мы не научимся находить в себе положительные качества характера, говорить о них окружающим нас людям, мы не увидим ничего положительного и в другом человеке.
Поэтому сейчас каждый должен сказать партнеру, что вам в нем нравится. Партнер, выслушав вас, должен сказать: «А кроме того, я...» - и продолжить говорить комплименты в свой адрес.
Например, Андрей говорит Снежане: «Снежана, ты очень добрый человек, мне нравится, что ты всегда помогаешь другим в беде». Снежана
продолжает: «А кроме того, я настойчивая, щедрая...» Затем Снежана должна похвалить Сашу.
После обмена комплиментами подростки, стоящие во внешнем круге, передвигаются по часовой стрелке и повторяют задание с новым партнером.
Рефлексия:
- Что ты чувствовал(а), когда говорил(а) комплименты другим участникам?
- Что ты чувствовал, когда тебе говорили комплименты?
- Легко ли было похвалить себя?
Ритуал прощания.
«Я желаю себе и другим...»
Мяч передается по кругу. Участник, который держит в руке мяч, отвечает на предложенные ниже вопросы, говорит добрые пожелания себе и другим, затем передает мяч соседу.
Вопросы подросткам:
- Что вы узнали о понятии «толерантность»?
- Как отношение к самому себе влияет на отношение к другим людям?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (развитие речи, ручной труд, логоритмика) в классе «Особый ребенок» (дети с умеренной умственной отсталостью) Тема: «Чебурашка».
Успех в обучении глубоко умственно отсталых детей не может быть достигнут без учета имеющихся у них специфических психофизических нарушений, проявления которых затрудняют овладение ими знании, умении ...
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКИ В РАЗВИТИИ ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ СО ВЗРОСЛЫМ
«Дошкольное образование детей с проблемами интеллектуального развития:петербургский опыт»...
КОНСПЕКТ Коррекционно-развивающего комплексного занятия с использованием ИКТ для детей среднего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью «Продукты питания. Морепродукты»
сформировать представления о морепродуктах и способах их приготовления...
КОНСПЕКТ Коррекционно-развивающего занятия с использованием ИКТ по социально-бытовой ориентировке с детьми среднего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью «Огонь – наш друг или враг»
Закрепить у детей понятие противопожарной безопасности, понимать необходимость соблюдения правил ротивопожарной безопасности...
программа по ИЗО 1-6 класс для детей с умеренной умственной отсталостью
Данная программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида подготовительного и 1 – 4 классов , под редакцией В.В. Воронковой, и прогр...
«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»
процесс формирования сенсорных эталонов у младших школьников с умеренной умственной отсталостью....
Музейная педагогика – одно из направлений работы с детьми и подростками с умеренной умственной отсталостью.
Все школьники ходят в музей, впитывая чистую ауру искусства. Но для детей с умеренной умственной отсталостью это очень сложно и в старшем школьном возрасте. В тоже время, значимой задачей с...