План-конспект тренингового занятия "Школьный мир вокруг нас!" 2020 г.
план-конспект по психологии

Малых Ольга Александровна

План-конспект тренингового занятия  "Школьный мир вокруг нас!"Цель и задачи: формирование положительного отношения к учебе, усвоение важности правил поведения в школе. Помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни, а также осознании себя в роли обучающихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_zanyatiya_o.a._malyh_s_prilozheniyami.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект тренингового занятия  "Школьный мир вокруг нас!"

педагога-психолога МБОУ ООШ №5 г.Новошахтинска,

Малых Ольги Александровны.

Пояснительная записка

Цель и задачи: формирование положительного отношения к учебе, усвоение важности правил поведения в школе. Помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни, а также осознании себя в роли обучающихся. Создание условия для взаимодействия детей друг с другом, способствующие формированию навыка сотрудничества, положительного отношения друг к другу, предоставить возможность проявления взаимовыручки, дружеских отношений между детьми. Познакомить детей с основными школьными правилами, активизировать познавательную активность обучающихся, формировать положительную учебную мотивацию, формировать навыки коллективного взаимодействия, снятие повышенной тревожности

Описание проблем и задач развития, на решение которых направлено данное занятие:

Этот конспект занятия-тренинга подходит для психологов и учителей. Он предназначен для проведения в младших классах (1-2 класс), в которых ученики нарушают правила ответа в классе (выкрикивают, шумно себя ведут), проявляют несдержанность при фронтальных опросах детей. Также,  часто в период адаптации детей к школе встречается проблема, когда дети не могут наладить дружеские отношения, каждый претендует на лидерство, не считается с мнением другого. Дети ссорятся, ябедничают, не могут работать все вместе и в парах. Налаживание взаимоотношений между детьми сложный и кропотливый процесс.

Предполагаемый психологический результат:

  • Данное психологическое занятие должно способствовать формированию активной позиции обучающихся, формированию сотрудничества, дать возможность детям увидеть друг друга в различных ситуациях и осуществить перенос возникших отношений за пределы занятия, в повседневную жизнь.

Описание сюжетной канвы, игровой результат, тип сюжета:

  • Данное занятие представляет собой игровую оболочку, на фоне которой решаются развивающие и коррекционные психологические задачи.

Участники:

- Возраст участников: 6,5 - 8 лет; обучающиеся 1-2 класса.

Размер группы: от 8 до 12 чел-к.

Оборудование: проектор, компьютер, клубок желтых ниток, колокольчик, портфель, школьные принадлежности, игрушки, кухонная утварь, ракушка. Плакаты «Птица и птенцы в гнезде», «Учитель и ученики в классе»

Ведущим является один взрослый, психолог.

Участие педагога в данной игре не предусмотрено. Но если такое желание возникнет, то он может присутствовать на занятии в качестве наблюдателя или участника.

Возможное продолжение тренингового занятия в деятельности психолога и педагогов:

- Педагогу можно использовать в виде групповой работы на уроке или работы в парах сюжет данной игры или идею отдельных упражнений. Но в качестве психологической игры проведение эффективно на уроках с тренером.

Подробный сценарий занятия с указание задач каждого этапа.

Этап I. Введение в игру.

Задачи: способствовать созданию игровой атмосферы, познакомить обучающихся с правилами тренингового занятия, настроить на высокую работоспособность.

Этап II. Совместная работа участников игры.

Задачи: способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы; поощрение совместного переживания, связанного с выполнением общей задачи, развивать отношения партнерства, стремиться к устранению психологических барьеров, ограничивающих эффективность общения.

Этап III. Игры на создание у детей положительного отношения друг к другу.

Задачи: обратить внимание участников группы друг на друга, на их непохожесть и неповторимость каждого, способствовать осознанию собственной уникальности и значимости.

Этап V. Рефлексия.

Задачи: поддержание хорошего настроения по результатам выполненной работы; переключение с игровой деятельности в реальную обстановку, перенос усвоенных навыков взаимодействия.

Формы обсуждения занятия:

В завершении занятия, обсуждаем вместе с детьми то, что делали, как играли. Спрашивается мнение участников о занятия, и обязательно обсуждается вопрос, чему научились, что взяли для себя новое, что будут использовать в повседневной жизни. Психолог делится также с детьми своим мнением, высказывает слова поддержки каждому участнику, благодарит за работу. А вместе с учителем обсуждает материалы, собранные о детях во время игры, перспективы дальнейшей работы.

     

План-конспект тренингового занятия  "Школьный мир вокруг нас!"

Этап I. Введение в игру.

Упражнение – приветствие:

Я твой друг, (руки к груди)
И ты мой друг, (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся, (берутся за руки)
И  друг другу улыбнёмся. (улыбаются)

Чтобы работа в нашей группе была плодотворной и принесла пользу, необходимо соблюдать правила.

Правила группы: Я буду называть правило, а вы, если согласны, то говорите «да» и хлопаете в ладоши. Если не согласны, то говорите «нет» и топаете ногами (Приложение 1.)

- внимательно слушать, когда говорят другие? – ДА

- драться? – НЕТ

- уважать чужое мнение – ДА

- шутить и улыбаться – ДА

- дуться и быть букой – НЕТ

- говорить по одному – ДА

- перебивать друг друга и смеяться над говорящим? – НЕТ

Правила группы в напечатанном виде можно развесить на видном месте, например на доске.

И для начала, давайте познакомимся. Вы все знакомы друг с другом? Хорошо.

Разминка «Здравствуй, друг»

- Добрый день! - Тебе сказали.
- Добрый день! - Ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.

- Здравствуйте! - Ты скажешь человеку.
- Здравствуй!- Улыбнется он в ответ,
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.

Давайте порадуем друг друга одним из этих приветствий! Мы будем называть любое приветствие и имя твоего одноклассника. Это и будет одним из первых школьных правил (Приложение 2.).

(Дети, стоя в кругу с психологом, приветствуют друг друга, передавая клубочек по часовой стрелке, первый ребенок держит начало нити.)

Ведущий:  -Что у нас получилось в итоге? (Солнце, часики, цыпленок, блинчик и т.д.)

И конечно, всех нас этот круг объединил! Итак, кто запомнил это первое школьное правило? Повторите, пожалуйста.

1. Входя в школу, здоровайся с одноклассниками и школьными сотрудниками.

Этап II. Совместная работа участников игры.

Ведущий:  - в школе приняты и другие правила. Это правило вы сможете назвать, посмотрев начало мультфильма «Чёртенок №13»

(Просмотр первых двух минут мультфильма «Чёртенок №13»)

Ведущий:  - итак, какое школьное правило, по вашему мнению, нарушил Чертёнок? (обсуждение и проговаривание 2 правила).

2. Звонок служит сигналом начала урока. Приходить на урок надо до звонка, для того, чтобы приготовиться к уроку.

Ведущий:  - скажите, пожалуйста, что надо делать, чтобы не опаздывать на занятия? (ложиться спать в 9 часов вечера, заранее готовить свои вещи, вовремя вставать).

Ведущий:  - идём дальше. В мультфильме вы видели, что портфель ученика №13 шевелится. Как вы думаете, нужный ли в школе предмет там находится?

(Дети отвечают.)

Ведущий:  - сейчас мы с вами поиграем в игру «Найди в портфеле школьные принадлежности».

(К доске вызываются несколько детей, и они с завязанными глазами наощупь достают из портфеля по 1 предмету. Главное условие – они должны назвать предмет и сказать, является ли он школьной принадлежностью. В любом случае – поддержка апплодисментами).

Ведущий:  - Прекрасно, что все вы понимаете, что нужно класть в портфель, а что лучше оставить дома. Скажите, пожалуйста, а кто должен складывать портфель (сам ученик; мама, которая всё знает; старший брат, который уже давно учится)?

(Дети отвечают) Давайте сформулируем последнее на сегодня правило, которое очень пригодится первокласснику.

3. Собираем вечером самостоятельно портфель и перед уроком на перемене выкладываем на парту нужные школьные принадлежности.

Мотивационная беседа "Птица и птенцы".  (Материал из книги «Психология. 2 класс. Развивающие занятия» Глазунов Д.А.)

Ведущий вешает на доску плакат «Птица и птенцы в гнезде». (Приложение 3.)

Ведущий: - Посмотрите, ребята, что я для вас нарисовала. Это дерево, а на дереве, посмотрите... Что это? Гнездо с маленькими птенчиками. А вот взрослая птица, наверно, это мама. Мама принесла птенцам мошек, чтобы покормить их. Видите, как птенцы широко открывают клюв, чтобы мама положила туда пищу. Но в природе, ребята, не всем птенчикам достается поровну еды, некоторые птенцы голодают и могут даже погибнуть. Почему? Потому что каждый птенец хочет получить от мамы больше еды, а делиться не хотят. И они стараются - шире открывают клюв, толкаются, кричат громче всех. 

Ведущий вешает плакат «Учитель и ученики в классе».

А теперь представьте, что птенчики - это вы, ученики, птица - конечно учитель, пища - это знания, которые дает учитель. Что же происходит, когда кто-то выкрикивает ответы, не давая возможности подумать другим? Он отбирает у них знания, не дает работать их головам! А значит, поступает как тот резвый птенчик, отнимающий чужую пищу. Кому-то из вас нужно время, чтобы подумать, кому-то необходимо самому найти правильный ответ, а не получать его в виде подсказки. Понятно, почему учитель сердится, когда кто-то выкрикивает? Он, как птица-мать, хочет, чтобы были накормлены все, а не самые громкие. Если вы выкрикиваете, то лишаете других того, зачем они пришли в школу - возможности думать.

Давайте договоримся, когда учитель вывешивает этот плакат, это значит - нельзя выкрикивать ответы, надо дать возможность подумать всем.

Этап III. Игры на создание у детей положительного отношения друг к другу.

Упражнение - игра «Принц – на – цыпочках»

Ведущий: - А теперь докажем, что вы можете если захотите быть очень тихими.
Ведущий: - Встаньте и как следует потянитесь. Я хочу, чтобы вы показали мне, как вы можете таинственным образом превратить шумный класс в комнату, где стоит волшебная тишина. Кто хочет быть ведущим? Это будет Принц(цесса) – на – цыпочках. Неслышными шагами Принц подойдет к кому-нибудь из вас, легко дотронется до плеча, а затем направится к кому-то следующему. Тот, до кого дотронулся Принц, будет так же бесшумно следовать за ним. Каждый, кто идет за принцем, должен быть тише мышки. Когда соберешь всех, проводи их к доске. Повернись к ребятам и поблагодари их, молча поклоном. После чего все возвращаются на свои места так же тихо. Анализ упражнения:

• Понравилась ли вам игра?

• Сложно ничего не говорить и не шуметь?

• В каком классе легче учиться в шумном или таком же тихом?

Ведущий: - Если учитель просит тишины в классе, вспомните эту игру.

Упражнение "Стоп-кадр"

Ведущий: - Ребята, вспомните игру "Море волнуется". По моей команде вы должны застыть в позе того, что я назову. Начнем. Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три фигура "птица" замри. ("лев", "ученик", "воздушный шар", "дружба", "тишина", "счастье").
Анализ упражнения:

• Какие фигуры было сложно показать? Почему?

• Почему фигуры птиц, льва, воздушного шарика у всех похожи, а дружба, счастье - разные?

Этап V. Рефлексия: 

Ведущий: 
Школьнику на память (отрывок)
Ответить хочешь - не шуми, 
А только руку подними. 
Ты сиди за партой стройно 
И веди себя достойно. 
На уроке ты сиди, 
Не стучи и не кричи. 
На уроках не болтай, 
Как говорящий попугай.
(С. Маршак)

А закончим мы наше занятие игрой «Доскажи словечко!»: (Приложение 4)

Говорить друзьям не лень,

Улыбаясь…(добрый день).

 Друг друга не стоит винить,

Лучше скорее…(извинить).

 До чего ж оно красиво

Слово доброе…(спасибо).

 Когда виноваты, сказать спешите

«Прошу вас, пожалуйста, … (извините)».

 Зазеленеет старый пень,

Когда услышит…(добрый день).

 Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь…(здравствуйте).

 Когда нас ругают за шалости,

Мы говорим…(простите, пожалуйста).

 Друг другу на прощание

Мы скажем…(до свидания).

Вот и закончилось наше занятие. Вы все молодцы. Справились со всеми упражнениями, вот сколько школьных правил мы сегодня вами разобрали. Давайте мы их повторим.

Итак, наше занятие подошло к концу. Мы узнали, какие правила теперь есть в жизни учеников школе. Расскажите о ваших впечатлениях от занятия и о том, какое у вас настроение.

- Что же вам больше всего понравилось на нашем занятии?

 - Что вам оно дало?

 - Чему вы научились?

 - Как элементы игры использовать в повседневной жизни?

- На этом наше занятие закончено, до свидания, ребята! До новых встреч!

Приложение .

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/30708_e74c6d3389a10808485bfb64eadb0df4.jpg.jpg

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/30708_f2780e8a26f6ec569b8c3b3ced14aed9.jpg.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по теме "цвет вокруг нас"

План-конспект открытого урока по теме "цвет вокруг нас", английский язык, 5 класс (1-й год обучения)...

План - конспект урока на тему "Школьные дни", 5 класс, УМК "SPOTLIGHT"

План - конспект  составлен для проведения урока английского языка в 5 классе  по теме "Школьные дни" по УМК  Ю. Ваулиной "Spotlight"....

План-конспект урока по теме: «Школьная дипломатия» к учебнику Деревянко [7 класс]

Представляю Вашему вниманию план-конспект урока в 7 классе  "Школьная дипломатия"  по учебнику Деревянко. В наши дни очень актуальна тема: "Школьная дипломатия". В каждой школе есть свой ...

План-конспект урока по теме "Школьные мероприятия"

Урок предназначен для 7 класса УМК "Forward"...

План-конспект дистанционного учебного занятия по физической культуре. Тема занятия: " Совершенствование техники подачи мяча в волейболе"

План-конспект учебного занятия "Совершенствование техники подачи мяча в волейболе" для обучающихся 2 курса по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность. Цель занятия: Совершенст...

План-конспект учебно-тренировочных занятий (5 занятий)

План-конспект учебно-тренировочных занятий (5 занятий)...