План-конспект тренингового занятия "Школьный мир вокруг нас!" 2020 г.
план-конспект по психологии
План-конспект тренингового занятия "Школьный мир вокруг нас!"Цель и задачи: формирование положительного отношения к учебе, усвоение важности правил поведения в школе. Помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни, а также осознании себя в роли обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_zanyatiya_o.a._malyh_s_prilozheniyami.doc | 128.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект тренингового занятия "Школьный мир вокруг нас!"
педагога-психолога МБОУ ООШ №5 г.Новошахтинска,
Малых Ольги Александровны.
Пояснительная записка
Цель и задачи: формирование положительного отношения к учебе, усвоение важности правил поведения в школе. Помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни, а также осознании себя в роли обучающихся. Создание условия для взаимодействия детей друг с другом, способствующие формированию навыка сотрудничества, положительного отношения друг к другу, предоставить возможность проявления взаимовыручки, дружеских отношений между детьми. Познакомить детей с основными школьными правилами, активизировать познавательную активность обучающихся, формировать положительную учебную мотивацию, формировать навыки коллективного взаимодействия, снятие повышенной тревожности
Описание проблем и задач развития, на решение которых направлено данное занятие:
Этот конспект занятия-тренинга подходит для психологов и учителей. Он предназначен для проведения в младших классах (1-2 класс), в которых ученики нарушают правила ответа в классе (выкрикивают, шумно себя ведут), проявляют несдержанность при фронтальных опросах детей. Также, часто в период адаптации детей к школе встречается проблема, когда дети не могут наладить дружеские отношения, каждый претендует на лидерство, не считается с мнением другого. Дети ссорятся, ябедничают, не могут работать все вместе и в парах. Налаживание взаимоотношений между детьми сложный и кропотливый процесс.
Предполагаемый психологический результат:
- Данное психологическое занятие должно способствовать формированию активной позиции обучающихся, формированию сотрудничества, дать возможность детям увидеть друг друга в различных ситуациях и осуществить перенос возникших отношений за пределы занятия, в повседневную жизнь.
Описание сюжетной канвы, игровой результат, тип сюжета:
- Данное занятие представляет собой игровую оболочку, на фоне которой решаются развивающие и коррекционные психологические задачи.
Участники:
- Возраст участников: 6,5 - 8 лет; обучающиеся 1-2 класса.
Размер группы: от 8 до 12 чел-к.
Оборудование: проектор, компьютер, клубок желтых ниток, колокольчик, портфель, школьные принадлежности, игрушки, кухонная утварь, ракушка. Плакаты «Птица и птенцы в гнезде», «Учитель и ученики в классе»
Ведущим является один взрослый, психолог.
Участие педагога в данной игре не предусмотрено. Но если такое желание возникнет, то он может присутствовать на занятии в качестве наблюдателя или участника.
Возможное продолжение тренингового занятия в деятельности психолога и педагогов:
- Педагогу можно использовать в виде групповой работы на уроке или работы в парах сюжет данной игры или идею отдельных упражнений. Но в качестве психологической игры проведение эффективно на уроках с тренером.
Подробный сценарий занятия с указание задач каждого этапа.
Этап I. Введение в игру.
Задачи: способствовать созданию игровой атмосферы, познакомить обучающихся с правилами тренингового занятия, настроить на высокую работоспособность.
Этап II. Совместная работа участников игры.
Задачи: способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы; поощрение совместного переживания, связанного с выполнением общей задачи, развивать отношения партнерства, стремиться к устранению психологических барьеров, ограничивающих эффективность общения.
Этап III. Игры на создание у детей положительного отношения друг к другу.
Задачи: обратить внимание участников группы друг на друга, на их непохожесть и неповторимость каждого, способствовать осознанию собственной уникальности и значимости.
Этап V. Рефлексия.
Задачи: поддержание хорошего настроения по результатам выполненной работы; переключение с игровой деятельности в реальную обстановку, перенос усвоенных навыков взаимодействия.
Формы обсуждения занятия:
В завершении занятия, обсуждаем вместе с детьми то, что делали, как играли. Спрашивается мнение участников о занятия, и обязательно обсуждается вопрос, чему научились, что взяли для себя новое, что будут использовать в повседневной жизни. Психолог делится также с детьми своим мнением, высказывает слова поддержки каждому участнику, благодарит за работу. А вместе с учителем обсуждает материалы, собранные о детях во время игры, перспективы дальнейшей работы.
План-конспект тренингового занятия "Школьный мир вокруг нас!"
Этап I. Введение в игру.
Упражнение – приветствие:
Я твой друг, (руки к груди)
И ты мой друг, (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся, (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся. (улыбаются)
Чтобы работа в нашей группе была плодотворной и принесла пользу, необходимо соблюдать правила.
Правила группы: Я буду называть правило, а вы, если согласны, то говорите «да» и хлопаете в ладоши. Если не согласны, то говорите «нет» и топаете ногами (Приложение 1.)
- внимательно слушать, когда говорят другие? – ДА
- драться? – НЕТ
- уважать чужое мнение – ДА
- шутить и улыбаться – ДА
- дуться и быть букой – НЕТ
- говорить по одному – ДА
- перебивать друг друга и смеяться над говорящим? – НЕТ
Правила группы в напечатанном виде можно развесить на видном месте, например на доске.
И для начала, давайте познакомимся. Вы все знакомы друг с другом? Хорошо.
Разминка «Здравствуй, друг»
- Добрый день! - Тебе сказали.
- Добрый день! - Ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
- Здравствуйте! - Ты скажешь человеку.
- Здравствуй!- Улыбнется он в ответ,
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.
Давайте порадуем друг друга одним из этих приветствий! Мы будем называть любое приветствие и имя твоего одноклассника. Это и будет одним из первых школьных правил (Приложение 2.).
(Дети, стоя в кругу с психологом, приветствуют друг друга, передавая клубочек по часовой стрелке, первый ребенок держит начало нити.)
Ведущий: -Что у нас получилось в итоге? (Солнце, часики, цыпленок, блинчик и т.д.)
И конечно, всех нас этот круг объединил! Итак, кто запомнил это первое школьное правило? Повторите, пожалуйста.
1. Входя в школу, здоровайся с одноклассниками и школьными сотрудниками.
Этап II. Совместная работа участников игры.
Ведущий: - в школе приняты и другие правила. Это правило вы сможете назвать, посмотрев начало мультфильма «Чёртенок №13»
(Просмотр первых двух минут мультфильма «Чёртенок №13»)
Ведущий: - итак, какое школьное правило, по вашему мнению, нарушил Чертёнок? (обсуждение и проговаривание 2 правила).
2. Звонок служит сигналом начала урока. Приходить на урок надо до звонка, для того, чтобы приготовиться к уроку.
Ведущий: - скажите, пожалуйста, что надо делать, чтобы не опаздывать на занятия? (ложиться спать в 9 часов вечера, заранее готовить свои вещи, вовремя вставать).
Ведущий: - идём дальше. В мультфильме вы видели, что портфель ученика №13 шевелится. Как вы думаете, нужный ли в школе предмет там находится?
(Дети отвечают.)
Ведущий: - сейчас мы с вами поиграем в игру «Найди в портфеле школьные принадлежности».
(К доске вызываются несколько детей, и они с завязанными глазами наощупь достают из портфеля по 1 предмету. Главное условие – они должны назвать предмет и сказать, является ли он школьной принадлежностью. В любом случае – поддержка апплодисментами).
Ведущий: - Прекрасно, что все вы понимаете, что нужно класть в портфель, а что лучше оставить дома. Скажите, пожалуйста, а кто должен складывать портфель (сам ученик; мама, которая всё знает; старший брат, который уже давно учится)?
(Дети отвечают) Давайте сформулируем последнее на сегодня правило, которое очень пригодится первокласснику.
3. Собираем вечером самостоятельно портфель и перед уроком на перемене выкладываем на парту нужные школьные принадлежности.
Мотивационная беседа "Птица и птенцы". (Материал из книги «Психология. 2 класс. Развивающие занятия» Глазунов Д.А.)
Ведущий вешает на доску плакат «Птица и птенцы в гнезде». (Приложение 3.)
Ведущий: - Посмотрите, ребята, что я для вас нарисовала. Это дерево, а на дереве, посмотрите... Что это? Гнездо с маленькими птенчиками. А вот взрослая птица, наверно, это мама. Мама принесла птенцам мошек, чтобы покормить их. Видите, как птенцы широко открывают клюв, чтобы мама положила туда пищу. Но в природе, ребята, не всем птенчикам достается поровну еды, некоторые птенцы голодают и могут даже погибнуть. Почему? Потому что каждый птенец хочет получить от мамы больше еды, а делиться не хотят. И они стараются - шире открывают клюв, толкаются, кричат громче всех.
Ведущий вешает плакат «Учитель и ученики в классе».
А теперь представьте, что птенчики - это вы, ученики, птица - конечно учитель, пища - это знания, которые дает учитель. Что же происходит, когда кто-то выкрикивает ответы, не давая возможности подумать другим? Он отбирает у них знания, не дает работать их головам! А значит, поступает как тот резвый птенчик, отнимающий чужую пищу. Кому-то из вас нужно время, чтобы подумать, кому-то необходимо самому найти правильный ответ, а не получать его в виде подсказки. Понятно, почему учитель сердится, когда кто-то выкрикивает? Он, как птица-мать, хочет, чтобы были накормлены все, а не самые громкие. Если вы выкрикиваете, то лишаете других того, зачем они пришли в школу - возможности думать.
Давайте договоримся, когда учитель вывешивает этот плакат, это значит - нельзя выкрикивать ответы, надо дать возможность подумать всем.
Этап III. Игры на создание у детей положительного отношения друг к другу.
Упражнение - игра «Принц – на – цыпочках»
Ведущий: - А теперь докажем, что вы можете если захотите быть очень тихими.
Ведущий: - Встаньте и как следует потянитесь. Я хочу, чтобы вы показали мне, как вы можете таинственным образом превратить шумный класс в комнату, где стоит волшебная тишина. Кто хочет быть ведущим? Это будет Принц(цесса) – на – цыпочках. Неслышными шагами Принц подойдет к кому-нибудь из вас, легко дотронется до плеча, а затем направится к кому-то следующему. Тот, до кого дотронулся Принц, будет так же бесшумно следовать за ним. Каждый, кто идет за принцем, должен быть тише мышки. Когда соберешь всех, проводи их к доске. Повернись к ребятам и поблагодари их, молча поклоном. После чего все возвращаются на свои места так же тихо. Анализ упражнения:
• Понравилась ли вам игра?
• Сложно ничего не говорить и не шуметь?
• В каком классе легче учиться в шумном или таком же тихом?
Ведущий: - Если учитель просит тишины в классе, вспомните эту игру.
Упражнение "Стоп-кадр"
Ведущий: - Ребята, вспомните игру "Море волнуется". По моей команде вы должны застыть в позе того, что я назову. Начнем. Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три фигура "птица" замри. ("лев", "ученик", "воздушный шар", "дружба", "тишина", "счастье").
Анализ упражнения:
• Какие фигуры было сложно показать? Почему?
• Почему фигуры птиц, льва, воздушного шарика у всех похожи, а дружба, счастье - разные?
Этап V. Рефлексия:
Ведущий:
Школьнику на память (отрывок)
Ответить хочешь - не шуми,
А только руку подними.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.
На уроке ты сиди,
Не стучи и не кричи.
На уроках не болтай,
Как говорящий попугай.
(С. Маршак)
А закончим мы наше занятие игрой «Доскажи словечко!»: (Приложение 4)
Говорить друзьям не лень,
Улыбаясь…(добрый день).
Друг друга не стоит винить,
Лучше скорее…(извинить).
До чего ж оно красиво
Слово доброе…(спасибо).
Когда виноваты, сказать спешите
«Прошу вас, пожалуйста, … (извините)».
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит…(добрый день).
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь…(здравствуйте).
Когда нас ругают за шалости,
Мы говорим…(простите, пожалуйста).
Друг другу на прощание
Мы скажем…(до свидания).
Вот и закончилось наше занятие. Вы все молодцы. Справились со всеми упражнениями, вот сколько школьных правил мы сегодня вами разобрали. Давайте мы их повторим.
Итак, наше занятие подошло к концу. Мы узнали, какие правила теперь есть в жизни учеников школе. Расскажите о ваших впечатлениях от занятия и о том, какое у вас настроение.
- Что же вам больше всего понравилось на нашем занятии?
- Что вам оно дало?
- Чему вы научились?
- Как элементы игры использовать в повседневной жизни?
- На этом наше занятие закончено, до свидания, ребята! До новых встреч!
Приложение .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по теме "цвет вокруг нас"
План-конспект открытого урока по теме "цвет вокруг нас", английский язык, 5 класс (1-й год обучения)...
План - конспект урока на тему "Школьные дни", 5 класс, УМК "SPOTLIGHT"
План - конспект составлен для проведения урока английского языка в 5 классе по теме "Школьные дни" по УМК Ю. Ваулиной "Spotlight"....
План-конспект урока по теме: «Школьная дипломатия» к учебнику Деревянко [7 класс]
Представляю Вашему вниманию план-конспект урока в 7 классе "Школьная дипломатия" по учебнику Деревянко. В наши дни очень актуальна тема: "Школьная дипломатия". В каждой школе есть свой ...
План-конспект проведения внеурочного занятия в разделе Физическая культура по теме: «Фитнес – аэробика, как содержание третьего урока или внеурочного занятия»
Технологическая карта урока (10 класс)...
План-конспект урока по теме "Школьные мероприятия"
Урок предназначен для 7 класса УМК "Forward"...
План-конспект дистанционного учебного занятия по физической культуре. Тема занятия: " Совершенствование техники подачи мяча в волейболе"
План-конспект учебного занятия "Совершенствование техники подачи мяча в волейболе" для обучающихся 2 курса по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность. Цель занятия: Совершенст...
План-конспект учебно-тренировочных занятий (5 занятий)
План-конспект учебно-тренировочных занятий (5 занятий)...