статья "Современный учитель и новые образовательные стандарты"
статья по теме

Бурлакова НатальяАлексеевна

Статья  о роли учителя в современной школе  в условиях введения ФГОС. Какие требования предъявляет современная школа к учителю 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_uchitel_i_novye_obrazovatelnye_standarty.docx27.54 КБ

Предварительный просмотр:

                   

СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ И НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДВАРТЫ.

Авакиян  Л.В., Бурлакова Н.А.

Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразоваательная школа «Земля родная», город Новый Уренгой.

Образование  вошло в эпоху, когда педагогические системы должны быть не только развивающими, но и развивающимися. Динамика изменяющегося общества требует изменений в целях, содержании, технологиях образования. То, в какой мере оно сможет эффективно отвечать вызовам времени, зависит от педагогов, от их готовности и способности включаться в процесс обновления практики образования .

Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жесткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремленность, креативность, качества лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации.

      Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) все настойчивее входят в современную школу, где учителя, учащиеся, родители – участники важного для жизни школы события.

В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю: это профессионал, который

  • демонстрирует универсальные и предметные способы действий
  • инициирует действия учащихся
  • консультирует и корректирует их действия
  • находит способы включения в работу каждого ученика
  • создает условия для приобретения детьми жизненного опыта.

Одна из главных составляющих стандарта без которого невозможно успешное внедрение ФГОС в школе – учитель. Учитель всегда был, есть и будет ключевой фигурой в школе.

Современный урок – это урок, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно-значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты.

Какова же миссия учителя в современном образовательном процессе?

Существуют определенные ценностные характеристики понятия «миссия учителя»: личность учителя, отношение учителя к ребенку, особенности его служения детству и задачи, которые он при этом решает, требования к учителю [9].

      К.Д.Ушинский, В.П.Вахтеров, П.Ф.Каптеров считали, что сама личность учителя имеет воспитательную силу [2, 3, 8]. Ей отводилось ведущее место в воспитательной направленности обучения на протяжении всей истории. Личность учителя производит впечатление, которое сохраняется на долгие годы. П.П.Блонский писал о том, что учитель должен всколыхнуть сердце и душу ребенка, прежде всего владея словом.Широко известно его высказывание: «Как сильно может всколыхнуть детские души рассказ учителя о своей работе, своем детстве, своих путешествиях, своих любимых  писателях и своих любимых героях! Почему учитель, как живая личность, отсутствует в классе и держит свою душу на замке от детей? Почему перед детьми так часто скучающий профессионал? Лишь живая душа оживит души. Говори же, говори, учитель; может быть час твоего увлечения - самый поучительный час для детей. Всколыхни сердца,  дай им глубокое впечатление [1. с.138].

      Сегодня  назрела необходимость преобразований. Образовательная система ранее была направлена на успешное усвоение стандарта основной группы учащихся. В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционный  подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить их, так как в школе он не  участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе учения знаний на практике. Отличительная  особенность нового стандарта – его деятельностный  характер. Сейчас невозможно вынести деятельность за «рамки» содержания образования, потому что современное образование имеет личностно-ориентированную направленность; оно немыслимо без конкретной личности и проявляет себя лишь в деятельности. До сих пор обучение строилось в школе по такой схеме: школа «дает», ученик «берет». В результате у детей сформировалось иждевенческое отношение не только к школе, но и к жизни вообще. Не уча человека действовать и создавать образовательную продукцию, школа воспитывает не творца и деятеля, а лентяя и тунеядца. Международная комиссия по образованию для ХХI века (ЮНЕСКО) считает, что учитель должен, если он хочет, чтобы его услышали и поняли его ученики, донести до них мысль о том, что информация – это еще не знание, что для приобретения последних необходимо приложить усилия, проявить внимание, волю и упорство.[7] Деятельностный подход предполагает развитие личностных качеств, позволяющих ему действовать созидательно, создавая образовательную продукцию в каждой изучаемой области.      Главная цель -  развитие личности. Велика роль учителя, который во главу угла ставит задачу развития самодеятельности учащихся, благодаря которой человек впоследствии станет распорядителем своей судьбы. Поэтому новая школа требует нового учителя. И требования к учителю предъявляются очень высокие. Современный учитель должен стремиться найти ответ на вопрос «Как учить?» Как учить детей, чтобы они могли в дальнейшем самостоятельно развиваться, были готовы к решению многих задач, которые приготовит им жизнь.И найти на него ответ помогает технология деятельностного подхода, настоящий инструмент учителя, позволяющий решать важные задачи по формированию у детей деятельностных способностей. Теперь задача учителя организовать исследовательскую деятельность учащихся, чтобы они сами додумались до решения ключевой проблемы урока, объяснили, как надо действовать в новых условиях! Не получать знания в готовом виде, а самостоятельно находить способы решения сначала учебных, а потом жизненноважных проблем – вот чему необходимо научить своих учеников. Воспитать успешного ученика может только успешный учитель. В современном понимании миссии учителя усилено внимание к ценностям его инновационной личности. В связи с этим А.В.Хуторской выделяет учителей «нового типа»: «педагог – экспериментатор», «учитель – новатор», «педагог – исследователь», которые  появились в связи с модернизацией российского образования в ХХI веке Выделяется инновационный аспект деятельности учителя и подчеркивается необходимость совершенствования навыков социальной рефлексии, диалогического мышления во взаимодействии с учеником [9].

      В соответствии с ФГОС меняется характер педагогической деятельности: педагог должен не учить, а помогать учиться ребенку. Меняются мотивы, потребности, ценностные ориентиры. Новый преподаватель – это исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов, владеющий современными образовательными и информационно-коммуникативными технологиями обучения. Хуторской считает, что жизнь требует от современного учителя инновационного поведения, то есть активного и систематического творчества в педагогической деятельности. Инновационное  поведение – это максимальное развитие своей индивидуальности. Чтобы быть инноватором, полезно осознать, пережить и избавиться от психологических барьеров, «комплексов», мешающих реализации инновационной деятельности [5.4с].Развивающемуся обществу нужны современно образованные , нравственные, предприимчевые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью, способны к сотрудничеству, обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

      И.Р.Арсенова считает, что готовность педагога к инновационной деятельности можно оценить по его сформированности необходимых для этой деятельности личностных (большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей; высокий эмоциональный статус готовности к творчеству) и специальных качеств (освоение  новых технологий; овладение новыми методами обучения; умение разрабатывать проекты; умение анализировать и др.) [6].

Итак, каким же должен быть учитель нового поколения?

Для того, чтобы перейти на ФГОС второго поколения нужны педагоги, которые глубоко знают свой предмет, владеют разнообразными методическими средствами, психологически подготовлены. Готовность учителя к реализации ФГОС нового поколения определяет многое: наличие у него соответствующих ценностных ориентаций, любовь к своей профессии, предмету. Практика показывает предмет, который преподает любимый учитель, часто становится любимым предметом. Но и этого не достаточно. Каждый учитель должен стать новатором, найти свою методику, отвечающую его личным качествам, поскольку без этого , все остальное может остаться лишь формальным дорогостоящим нововведением. Наряду с традиционным вопросом «Чему учить» современному учителю  стоит постоянно быть озабоченным вопросом «Чему мне нужно научиться» и чтобы быть готовым  к этому, следует осмыслить идею системно-деятельностного  подхода, как основы ФГОС и привнести это не только в жизнь учеников, но и в свою собственную. По мнению Всемирной Организации ЮНЕСКО  основная  миссия  учителя в современном обществе – «научить учиться».

Научить получать знания.

Научить  работать и зарабатывать.

Научить жить.

Научить жить вместе.

Литература

1.Блонский П.П. Избранные педагогические произведения  /Ред кол :   Б.П.Есипов, Ф.Ф.Королев, С.А.Фрумов;  Сост.: Н.И.Блонская, А.Д.Сергеева./      М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.- 695 с.

2.Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения /Составители: Л.Н.Литвин, Н.Т.Бритаева/, М.: Педагогика, 1987. – 400 с.

3. Каптеров П.Ф. Избранные педагогические сочинения /Под ред. А.Арсеньева/ М.: Педагогика, 1982.- 704 с.

4.Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 3т Т.2 М.: Педагогика, 1974.-584 с. Т.2 М.: Педагогика, 1974. - 44 с.

5.Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: Учеб.пособие для студ. высш.учеб.заведений. М: Академия, 2008.- 256 с.

Интернет  источники

6.  http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/uchitel-issledovatel

7. htt – www.ifap.ru – library-book201.pdf.url

 8. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ponimanie-missii-uchitelya-v-pedagogicheskoy-antropologii-rossii-xix-nachala-xx-vv (дата обращения: 11.06.2013). Малякова Н. С. Понимание миссии учителя в педагогической антропологии России XIX - начала XX вв. // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2011.  №139

9. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика - рычаг образования // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 10 сентября. http://eidos.ru/journal/2005/0910-19.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самооценка готовности учителя к работе по новым образовательным стандартам

Анкета "Самооценка готовности учителя к работе по новым образовательным стандартам"...

Сотрудничество школьного психолога и учителя начальных классов в условиях реализации новых образовательных стандартов образования.

В последнее время учителя начальной школы отмечают увеличение числа детей с трудностями в обучении, обусловленных, прежде всего недостаточным уровнем когнитивно - личностного развития учащихся. В совр...

Сотрудничество школьного психолога и учителя начальных классов в условиях реализации новых образовательных стандартов образования.

В последнее время учителя начальной школы отмечают увеличение числа детей с трудностями в обучении, обусловленных, прежде всего недостаточным уровнем когнитивно - личностного развития учащихся. В совр...

Сотрудничество школьного психолога и учителя начальных классов в условиях реализации новых образовательных стандартов образования.

В последнее время учителя начальной школы отмечают увеличение числа детей с трудностями в обучении, обусловленных, прежде всего недостаточным уровнем когнитивно - личностного развития учащихся. В совр...

Системный подход в формировании навыка чтения – важнейшего УУД.Школы России переходят на новые образовательные стандарты. Проблема чтения не могла не найти своё отражение и в этом нормативном документе. Федеральный государственный образовательный стандарт

Школы России переходят на новые образовательные стандарты. Проблема чтения не могла не найти своё отражение и в этом нормативном документе. Федеральный государственный образовательный стандарт, в осно...

Тема доклада: «Использование новых образовательных технологий в работе учителя в коррекционной школе в связи с введением новых образовательных стандартов»

laquo;Использование новых образовательных технологий в работе учителя в коррекционной школе в связи с введением новых образовательных стандартов»...