Выступление на Методическом совете «Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов»
статья
Эффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без изменения в системе оценки качества образования. Она должна включать оценку образовательных достижений как основу для перехода с одной ступени обучения к другой. Учитывая новые требования к школьному образованию, современный урок также решает задачи, которые направлены на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_metodicheskom_sovete.docx | 22.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на Методическом совете
Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов
«Ничему тому, что важно знать,
научить нельзя, — все, что может
сделать учитель, это указать дорожки»
(Р.Олдингтон)
1)Урок был и остается самой распространенной формой обучения в современной школе, однако его роль и место в организации образовательного процесса претерпевает изменения.
Урок, сохранив присущие ему признаки, рассматривается не только как вариативная, но как развивающаяся структура .Главное направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только учителя, но и ученика.
2)Новые образовательные стандарты
включают три группы требований :
- требования к структуре образовательных программ
- требования к условиям реализации образовательных программ
- требования к результатам их освоения.
Требования к результатам освоения образовательных программ включают не только знания, но и умения их применять, выпускник должен быть всесторонне компетентным в процессе социализации. Эффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без изменения в системе оценки качества образования. Она должна включать оценку образовательных достижений как основу для перехода с одной ступени обучения к другой.
Учитывая новые требования к школьному образованию, современный урок также решает задачи, которые направлены на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни.
Три постулата современного урока
- Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;
- Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;
- Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
Любой урок –имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.
Современный урок обязан соответствовать последним достижениям педагогической науки и практики
А эти последние достижения сводятся к двум содержательным сторонам
– личностной ориентации и
- вариативности образования;
двум подходам – событийному и ресурсному и
двум дидактическим технологиям – проектной и рефлексивной.
Что такое ресурсный подход в образовании? Сфера образования может стать ресурсом развития личности лишь в том случае, если образовательные действия станут инициативными и превосходящими по потенциалу, побуждающими к развитию эту личность.
Образовательные ресурсы - это материальные, духовные, временные и другие средства развития человеческого потенциала, среды и деятельности человека.
Но главным фактором и ресурсом, обеспечивающим качество образования, является урок. Урок как форма организации учебной деятельности возник очень давно. Ученые считают, что уроку приблизительно 350 лет. И все эти годы лучшие, думающие учителя стремились максимально обеспечить через урок решение образовательных, воспитательных и развивающих задач, актуальных для своего времени. Таким образом, главным ресурсом развития урока в любое время становился сам учитель. Рассматривают следующие ресурсы современного урока
- Временные
- Информационные
- Технологические
- Мотивационные
- Инновационные
- Здоровьесберегающие
- Методической и психолого-педагогической компетентности учителя
- Материально-технические
1 место – здоровьесберегающие и развивающие технологии
2 место – проектирование образовательной среды урока с использованием современных педагогических технологий обучения
3 место – проектирование комфортной адаптивной среды (больше свободы, раскрепощения, творчества учащихся на уроке)
4 место – материально-технический, финансовый
Главный ресурс урока – сам учитель
Ресурс времени
Самой распространенной причиной низкого качества знаний обучающихся, по мнению учителей, является недостаток времени на уроке на изучение содержания образовательной программы. Так ли это в действительности?
Рассмотрим основные причины потери времени и выявим общие условия его экономии, исходя из определения урока как регламентированного (в первую очередь - временными рамками), ресурсообеспеченного, управляемого, системного процесса совместной деятельности учителя и обучающихся по достижению запрограммированного, диагностируемого образовательного результата.
Самое общее условие экономии времени вытекает из определения урока как управляемого процесса. Управление в данном случае - организация взаимодействия учителя и обучающихся по достижению целей урока. Следовательно, на уроке не должно быть места тому, что не "работает" на достижение цели.
Мотивационные ресурсы современного урока
По мнению многих педагогов-практиков, одним из наиболее сложных условий обеспечения высокого качества образования в контексте компетентностно-ориентированного обучения является формирование и поддержание на оптимальном уровне мотивации учебной деятельности современных школьников.
По направленности и содержанию мотивы могут быть:
• Социальные (долг, ответственность, понимание значимости обучения для всего общества).
• Познавательные (стремление больше знать по всем предметам, стать эрудированным).
• Профессионально-ценностные (без знаний не будет хорошей профессии).
• Эстетические (от обучения получаешь удовольствие, раскрываешь свои способности и таланты).
• Коммуникативные (возможность расширять круг общения благодаря повышению интеллектуального уровня и новым знакомствам).
• Статусно-позиционные (стремление через учение или общественную деятельность утвердиться в обществе, в своем вузе, группе и т. д.).
• Традиционно-исторические (стереотипы, которые возникли в обществе и укрепились с течением времени).
• Утилитарно-практические (необходимость в дипломе, который позволяет получить заветное рабочее место).
• Учебно-познавательные (стремление усвоить отдельный интересующий предмет и научиться самообразованию).
• Неосознанные (основаны на полном непонимании смысла получаемой информации и полном отсутствии интереса к познавательному процессу).
Технологический ресурс современного обучения
Известный американский социолог Чарлз Перроу определяет технологию в любой области деятельности как «средство преобразования сырья в искомые продукты и услуги», будь то металл, информация или люди. Звучит не совсем корректно применительно к процессу обучения, но сущность технологии в этом определении «схвачена» достаточно точно.
Технология обучения — это педагогическая система, включающая упорядоченное содержание, специально организованные операции и действия, которые обеспечивают гарантированное достижение дидактических целей.
Создание технологии обучения нельзя представлять как плод творческого озарения или смелого эксперимента педагога-одиночки. В лучшем случае это будет яркий педагогический опыт, а не технология обучения. Признаками результативной технологии обучения являются:
1. Системность. Технология должна обеспечивать гармонизацию целей, содержания и методической системы процесса обучения. Этот признак является результатом психолого-педагогического обоснования механизмов познавательной деятельности, общения. Он складывается на основе теоретических концепций, научных положений, на которых строится данная технология обучения.
2. Воспроизводимость. Технология должна давать гарантированный результат в условиях ее применения разными педагогами. Поэтому в технологии обучения так важны точная целевая направленность, система четких предписаний (последовательных этапов, операций, обязательных условий, которые нельзя нарушать), алгоритм контроля и получения обратной связи.
3. Определенная модель педагогического взаимодействия. Технологии, построенные на ведущей роли учителя по модели «субъект» — «объектного» взаимодействия, как правило, направлены на усвоение «готового знания» по предмету. «Субъект-субъектная» модель педагогического взаимодействия учителя и учащихся строится в технологии групповой работы и является личностно ориентированной.
В настоящий период идет полемика в отношении ресурсов развития урока. Среди таких ресурсов обсуждается ресурс образовательных технологий. Так, В.Лизинский в своей работе «Ресурсный подход в управлении развитием школы» отмечает, что «образовательные технологии имеют свои положительные и не очень особенности». Так, образовательные технологии игнорируют воспитательную функцию по определению; образовательные технологии не учитывают индивидуальное состояние ребенка, его мучения, страдания, переживания, недомогания. Для них ребенок - синоним ученика, ученик обязан учиться, значит, знать, выполнять, соответствовать. К сожалению, большинство авторов, агрессивно внедряющих свои технологии в учебный процесс, приравнивают ученика к техническому средству, подопытному существу, которое обязано выполнять предписания в нужное время, в нужном месте, в соответствии с запланированными результатами.
«Радость успеха - это могучая сила, от которой зависит желание ребенка быть хорошим». Учитель идет на урок – день за днем, год за годом, сомневается, думает, учится.
Современный урок начинается с учителя.. Современный урок- удивление, удовольствие, усилия, успех!
В своей педагогической деятельности наряду с традиционными методами, я использую информационные технологии обучения с целью создания условий выбора индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося. Стремлюсь вдохновлять учащихся на удовлетворение их познавательного интереса, поэтому главной задачей считаю создание условий для формирования мотивации у учащихся, повышение эффективности обучения.
Виды информационных ресурсов, используемых на уроке:
1.Электронные издания
2.Ресурсы сети Интернет
На разных этапах урока использую материалы Открытых образовательных ресурсов. Это позволяет решать следующие задачи:
1.Интенсификация образовательного процесса.
2.Активизация познавательной деятельности.
3.Формирование образовательных компетенций.
4.Формирование информационной культуры.
Задачи комплекта цифровых образовательных ресурсов -это помощь учителю при подготовке к уроку:
- компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов;
- большое количество дополнительной и справочной информации – для углубления знаний о предмете;
- эффективный поиск информации в комплекте цифровых образовательных ресурсов;
- подготовка контрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам);
- подготовка творческих заданий;
помощь при проведении урока:
- демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;
- компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний;
- индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с цифровыми образовательными ресурсами на уроке.
Практика моей работы показывает, что наиболее эффективно использование компьютера на уроках математики:
- при проведении устного счёта (возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения);
- при изучении нового материала (иллюстрирование разнообразными наглядными средствами;
-мотивация введения нового понятия; моделирование фигур в геометрии,
-при проверке самостоятельных работ (быстрый контроль результатов);
- при решении задач обучающего характера (выполнение рисунков, составление плана работы; отработка определенных навыков и умений);
На уроках математики использование информационных технологий существенно решает проблему наглядности. Учащиеся опираются на представленные образы, модели, знаки.
При использовании цифровых образовательных ресурсов на уроках математики можно отметить положительные моменты:
* учет индивидуальных особенностей учащихся;
* развитие творческих способностей школьников;
*воспитание интереса к предмету;
* обеспечение качественного усвоения программного материала;
Использование ЦОРов на уроке не является чьей-то прихотью или данью моде. Это необходимость, продиктованная временем. Естественно, это не означает, что компьютерные технологии непременно необходимо применять на каждом уроке. Использование цифровых образовательных ресурсов должно соответствовать целям и задачам урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "РЕСУРСЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ОСВОЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ"
Ресурс — количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат. А образовательные ресурсы - это мат...
Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов
Образовательные ресурсы - это материальные, духовные, временные и другие средства развития человеческого потенциала, среды и деятельности человека. Но главным фактором и ресурсом, обеспечивающим ...
Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов
Образовательный процесс в школе – это кровеносная система, а урок – это биение сердца. Конаржевский В. С. С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Уроку, считают ...
Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов
Выступление на педогагическом совете...
Муниципальный семинар молодых специалистов «Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов»
Психологический тренинг «Активизация внутренних ресурсов»...
Выступление на педагогическом совете "Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов"
Главным ресурсом развития урока в любое время становился сам учитель, все остальное играет хоти и важную, но вспомогательную роль. В современный период ведется активный поиск ресурсов современного уро...
Доклад на педагогическом совете "Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов и успешное прохождение ГИА"
В докладе говорится об уроке как основной форме организации учебно-воспитательного процесса и качестве его проведения...