Изучение особенностей коммуникативных навыков младших подростков с задержкой психического развития
статья по психологии
В настоящее время развитие коммуникативных навыков – важнейший компонент формирования личности, позволяющей полноценно реализовывать свои способности, знания, умения и навыки, полученные в школе. Их формирование является главной предпосылкой успешной адаптации и социализации учащихся. Изучение особенностей коммуникативных навыков обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) на современном этапе продолжает оставаться актуальной проблемой специальной педагогики и специальной психологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2019_statya_rosnou.docx | 29.99 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 376.3
Кузьмина Е.С., Горнова П.К.
Изучение особенностей коммуникативных навыков младших подростков с задержкой психического развития
Аннотация. В статье рассматриваются особенности коммуникативных навыков младших подростков с задержкой психического развития.
Ключевые слова: задержка психического развития, коммуникативные навыки.
Kuzmina E. S., Gornova P. K.
Study of features of communication skills of younger adolescents with mental retardation
Annotation. The article deals with the peculiarities of communication skills of younger adolescents with mental retardation.
Key words: mental retardation, communication skills.
В настоящее время развитие коммуникативных навыков – важнейший компонент формирования личности, позволяющей полноценно реализовывать свои способности, знания, умения и навыки, полученные в школе. Их формирование является главной предпосылкой успешной адаптации и социализации учащихся.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО), поэтапно вводимый в практику школы, декларирует обязательность формирования коммуникативной компетентности выпускника, которая заключается в «готовности и способности осознанно, уважительно и доброжелательно относиться к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира».
Изучение особенностей коммуникативных навыков обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) на современном этапе продолжает оставаться актуальной проблемой специальной педагогики и специальной психологии.
Целью нашего исследования явилась выявление особенностей коммуникативных навыков учащихся 6 класса с диагнозом ЗПР в количестве 12 человек.
Экспериментальной базой данного исследования явилась Государственное казенное общеобразовательное учреждение города Москвы "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 73"
г.Москвы (ГКОУ СКОШИ №73). В исследовании приняли участие учащиеся 6 класса с диагнозом ЗПР.
Предметом данного исследования явилось изучение своеобразие коммуникативных навыков подростков с задержкой психического развития.
Объектом исследования явились особенности коммуникативных навыков учащихся ГКОУ СКОШИ №73 г.Москвы.
Работа носит экспериментальный характер.
Для выявления особенностей коммуникативных навыков подростков ЗПР, испытуемым предлагался ряд заданий. Инструкция к каждому заданию повторялась не менее двух раз.
Задание №1:
Методика «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей» (КОС)
Испытуемым предлагался опросник КОС и лист для ответов. Предъявлялась инструкция: «Вам нужно ответить на все предложенные вопросы: если ваш ответ на вопрос положителен (Я согласен), вы ставите «+»; если отрицателен (Я не согласен), ставите « - ».
При обработке результатов сопоставлялись ответы обследуемого с кодом и подсчитывалось количество совпадений отдельно по коммуникативным и организаторским склонностям.
Приведем примерные вопросы методики КОС (всего 40):
- Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?...
19. Раздражают ли вас окружающие люди, и хочется ли вам побыть одному?...
39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
Задание №2:
Тест коммуникативных умений
Автор: Л. Михельсон.
Перевод и адаптация Ю. З. Гильбуха
Цель: определение уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений.
Инструкция:
"Мы просим Вас внимательно прочитать каждую из описанных ситуаций и выбрать один вариант поведения в ней. Это должно быть наиболее характерное для Вас поведение, то, что Вы действительно делаете в таких случаях, а не то, что, по-вашему, следовало бы делать".
Приведем примеры предложенных ситуаций:
- Кто-либо говорит Вам: "Мне кажется, что Вы замечательный человек". Вы обычно в подобных ситуациях:
- Говорите: "Нет, что Вы! Я таким не являюсь".
- Говорите с улыбкой: "Спасибо, я действительно человек выдающийся".
- Говорите: "Спасибо".
- Ничего не говорите и при этом краснеете.
- Говорите: "Да, я думаю, что отличаюсь от других и в лучшую сторону"…
26. Вы видите кого-либо, с кем хотели бы встретиться и познакомиться. В этой ситуации Вы обычно:
а) Радостно окликаете этого человека и идете ему навстречу.
б) Подходите к этому человеку, представляетесь и начинаете с ним разговор.
в) Подходите к этому человеку и ждете, когда он заговорит с Вами.
г) Подходите к этому человеку и начинаете рассказывать о крупных делах, совершенных Вами.
д) Ничего не говорите этому человеку….
Задание №3
Опросник «Мой класс»
Цель: измерение степени удовлетворенности школьной жизнью, степени конфликтности в классе.
Данная методика позволяла оценить учебные универсальные действия(УУД) учащихся данной группы, а именно:
- коммуникативные УУД – коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной и других видах деятельности;
- личностные УУД – освоение социальных норм, правил поведения, форм социальной жизни в группе.
Материал: бланк для ответов
Инструкция: “Вопросы этой анкеты направлены на то, чтобы установить, каким является ваш класс. Обведите кружком слово “Да”, если вы согласны с этим утверждением, и слово “Нет”, если не согласны с этим утверждением".
Обработка результатов:
Шкалы степени удовлетворенности школьной жизнью, степени конфликтности в классе, степени сплоченности класса состоят из 10 пунктов, расположенных в следующем порядке (см. Табл. 1).
Таблица № 1
параметр | Пункт шкалы, номер |
удовлетворенность школьной жизнью | 1, 4, 7, 10, 13 |
конфликтность | 2, 5, 8, 11, 14 |
сплоченность | 3, 6, 9, 12, 15 |
Приведем пример заданий из бланка:
| Да Нет |
| Да Нет |
| Да Нет |
Анализ результатов выполнения предложенных заданий позволил сделать некоторые выводы об особенностях коммуникативных навыков учащихся 6 класса с ЗПР.
Результаты выполнения задания №1:
57% учащихся имеют средний уровень коммуникативных склонностей.
29% - имеют уровень ниже среднего, что свидетельствует о трудностях в установлении контактов с людьми.
14%, имеют высокий уровень коммуникативных склонностей.
Анализ результатов организаторских склонностей показал:
14% учащихся имеют низкий уровень,
43% учащихся класса - уровень ниже среднего,
36% учащихся класса – средний уровень,
7% - высокий уровень.
Согласно полученным результатам при выполнении задания №2, перцептивная функция общения, состоящая в процессе восприятия друг друга партнерами по общению, и установление на этой основе взаимопонимания для подростков с задержкой психического развития выражена в большей степени в таких реакциях как зависимая, пассивная и агрессивная, оказывающая давление.
Результаты выполнения обследуемыми задания №3 : Таблица№2
Оцениваемые показатели | высокий уровень | средний уровень | низкий уровень |
Удовлетворенность жизнью класса | 14% | 50% | 36% |
Конфликтность | 43% | 57% | |
Сплоченность | 14% | 50% | 36% |
Из полученных результатов следует, что большинство учащихся имеют средний уровень развития УУД. Но в классе есть подростки, которые не удовлетворены жизнью класса 36%; 43% показали, что в классе высокий уровень конфликтности; 36% считают, что класс разобщен.
Результаты проведенного исследования выявили некоторые недостатки коммуникативных навыков подростков с ЗПР:
- у большинства обследуемых выявлены средний и сниженный уровни коммуникативных склонностей;
- у большей части испытуемых восприятие друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания выражено в зависимой, пассивной и агрессивной реакциях;
- примерно у половины обследуемых выявлен средний уровень удовлетворенности жизнью класса, значительная часть не удовлетворены жизнью класса, отмечают разобщенность группы и высокий уровень конфликтности.
Проведенное исследование показало необходимость организации специальной коррекционной работы по развитию коммуникативных навыков у подростков с ЗПР, а также коррекции межличностных взаимоотношений в классном коллективе, так как неудачи в межличностных отношениях, выражающиеся в нарушении нормальных контактов со сверстниками, могут привести к социальной дезадаптированности подростков.
Подростки нуждаются в дальнейшей серьезной и планомерной работе по формированию и развитию коммуникативных и организаторских склонностей.
Своевременно проведенная диагностика и выявление существующих проблем в общении подростков с задержкой психического развития, способствует профилактике дезадаптации учащихся, и может способствовать улучшению качества учебно-воспитательной работы в школе-интернате.
Литература:
- Бабкина, Н. В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в условиях образо вательной интеграции / Н. В. Бабкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. – № 1.
- Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология: учеб. – метод. комплекс / Неретина Т. – М.: Флинта, НОУ ВПО «МПСИ; 2010.
- Тригер Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. — СПб.: Питер, 2008.
Карточка автора:
Горнова Полина Константиновна - магистрант 1 курса заочной формы обучения кафедры специального дефектологического образования АНО ВО «РосНОУ», социальный педагог ГКОУ «Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 73» (gornovap@gmail.com; 8(915)322-12-15); сфера научных интересов – специальная психология.
Кузьмина Екатерина Сергеевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры специального дефектологического образования АНО ВО «РосНОУ» (8(916)214-39-13); сфера научных интересов – специальная психология, число публикаций – 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Коррекционная работа по формированию мыслительных процессов у младших школьников с задержкой психического развития»
Выявление психологических особенностей внимания, памяти, мышления школьников с диагнозом ЗПР....
Конспект коррекционного занятия "Развитие коммуникативных способностей младших школьников с задержкой психического развития".
Занятие "Учимся эффективно взаимодействовать" направлено на развитие коммуникативных навыков младших школьников с ЗПР, эмпатии, умения работать в команде....
Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога.
Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога....
Развитие памяти младших школьников с задержкой психического развития
Память — это форма психического отражения, заключающаяся в закрепленности, сохранении и последующих воспроизведениях прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в дальнейшем....
РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АннотацияВ статье рассматриваются вопросы по организации коррекционной работы по развитию зрительной памяти у младших школьников в процессе проектной деятельности. Рассмотрены преимущества применения ...
Развитие мышления у подростков с задержкой психического развития посредством выделения существенных признаков предмета
Развитие мышления у подростков с задержкой психического развития посредством выделения существенных признаков предмета...
Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога.
В пособии дана общая характеристика познавательной деятельности младших школьников с задержкой психического развития. Определено место психологического сопровождения в системе коррекционно-развивающег...