Подготовка кадров к работе в летнем оздоровительном лагере. Особенности физиологического и психологического развития детей среднего школьного возраста.
статья по психологии

Особенности физиологического и психологического развития  детей среднего школьного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Особенности физиологического и психологического развития детей среднего школьного возраста 10-13 лет. Методы и формы работы с детьми в данном возрасте.

Физиологические особенности (Рост и развитие)

Рост девочек опережает рост мальчиков. Быстрый рост мускулатуры.     Не пропорциональность роста   Начинается процесс полового созревания (сначала у девочек, потом - у мальчиков), учащается сердцебиение, учащается головная боль, повышается раздражительность, появляется неуступчивость, проявляется повышенное стремление к спорам, происходит ускорение темпов развития скелета, рук, ног, центральная нервная система отличается повышенной возбудимостью.  

Психологические особенности (Особенности поведения)

Дети среднего возраста бурно проявляют эмоции, склонны к конфликтам со сверстниками, взрослыми, родителями, стремятся испытать себя.   Девочки - более спокойны, рассудительны, послушны, любят общественные дела. Мальчики - энергичны, непоседливы, более эмоциональны, чаще уклоняются от общественных дел, настойчиво ищут пример для подражания. Особенности поведения: агрессивность у мальчиков, подчиненность у девочек; энергичны, быстры в действии, настойчивы, обладают энтузиазмом, часты беспокойные состояния, нуждаются в постоянной деятельности, стремятся к большой двигательной активности, любят массовые игры, шумные, спорят, влюбчивы, боятся поражения, чувствительны к критике, интересы постоянно изменяются, комфортнее чувствуют себя в микрогруппе, мальчики любят играть с мальчиками, девочки — с девочками, часто стремятся к соперничеству, начало осознания моральных устоев, интерес и любопытство ко всему вокруг, стремятся к независимости вне семьи.   Стремление к большой мускульной активности.   Большая физическая активность. (обожают, бегать друг за другом, толкаться и пр.) Физические навыки оказывают большое влияние на отношение к ребенку со стороны сверстников. Неуклюжесть, неумение рассчитать свои силы и пр.   На первое место выходят их сверстники. Групповое поведение объединение. Причастность к определенной группе – тусовке – самое важное. Настроены больше на действия, нежели на размышления. Ведущие потребности: - быть принятым в группе сверстников. - коллективные действия и игры, формирование навыков сотрудничества. - иметь кумиров, идеалов для подражания. - знаний об особенностях своей личности. - появляется интерес к противоположному полу.   Кумир - пример для подражания. Приверженность субкультурам.  

Методы работы

не стоит скупиться на поощрение и похвалу, используйте всю активность ребенка, играйте с ними в спортивные игры, чаще предоставляйте время для занятий по интересам, разумно отвечайте на их вопросы.     Постоянная смена видов активности.     Лучше мотивировать соревновательностью. Игры соревновательные. (Например, покажем, что мы лучшие!) игра должна быть настоящая, не имитационная (настоящий поход, настоящий спектакль, настоящее путешествие); подвижные игры должны быть без излишних эмоциональных нагрузок. При организации игр особенно важен состав команд, число девочек и мальчиков должно быть примерно равным по силам и способностям; некоторые соревнования можно проводить отдельно для мальчиков и девочек;   Эффективное педагогическое воздействие – сделать это модным. Активное использование чередования творческих поручений (так как способность к самоконтролю выше)     Позиция вожатого - играет роль не прямого наставника, а старшего члена коллектива, руководит «изнутри».

Формы работы:

Формы-путешествия, в основе которых лежит перемещение участников по определенному маршруту.

К ним можно отнести:

игру-путешествие (маршрутные игры, игры по станциям, игры на преодоление этапов,игры-эстафетыи др.) – это целенаправленное движение по определенным правилам свободно или по заданному маршруту;

экскурсию – специально организованное передвижение участников с целью демонстрации имкакой-либоэкспозиции либо знакомства с великими историческими событиями,

сжизнью замечательных людей, с достижениями культуры, науки и техники;

поход – дальняя прогулка или путешествие, специально организованное передвижение на определенное расстояние, в ходе которого предполагаются остановки (привалы);

–парад (карнавальное шествие) – ритуальное передвижение.

3. Формы промежуточного характера, их особенностью является то, что здесь нет зрителей, здесь все участники.

К ним относятся:

ярмарка – развернутое на определенной площадке совместное развлечение, предполагающее вовлечение участников в различные аттракционы.

танцевальная программа – специально организованное на одной площадке развлечение с танцами;

вечер общения – программа общения на одной площадке (вечеринки, посиделки, салон, гостиная);

–трудовая акция (субботник, трудовой десант, уборка территории) – ограниченная по месту и времени специально организованная предметно-практическаятрудовая деятельность воспитанников;

подготовка к представлению – специально организованная совместная деятельность по придумыванию, разработке и реализации замыслакакого-либоконцерта, спектакля;

–час тихого чтения – специально выделенное время для чтения и обсуждения прочитанного;

–игры со словами – составление рассказа на одну букву, четверостиший с заданными словами, буриме и др.

выпуск стенгазеты – деятельность по созданию информационного продукта для последующей демонстрации.

Для того чтобы создать разнообразие форм работы с детьми, можно использовать такие комплексные формы, как тематические дни, которые предполагают систему дел, связанных общей темой, логикой, сочетанием различных видов деятельности, либо разнообразить содержание дел отряда, например, спорт, искусство, развлечения и др.

Отрядное дело – это одно из главных средств реализации программы отряда и лагеря.

Вподготовке и проведении дела принимают участие и дети, и взрослые. Степень участия детей зависит от периода смены, от уровня самостоятельности детей, от их организаторских и творческих способностей.

Отрядное дело получается по-настоящемутогда, когда:

1) каждый ребенок при подготовке дела и во время его проведения находит для себя роли поручения, задания;

2) дело имеет сюжет, вариативность, сюрпризы, новинки;

 3) дело учит ребят работать вместе, уважая мнение каждого участника, считаясь с их

интересами, желаниями;

  4) дело дает возможность каждому участнику раскрыться, самовыразиться;

5) взрослый активно участвует в придумывании, разработке дела, но как подсказчик, советчик, помощник;

         6)дело является важной составляющей программы лагеря, смены, отряда;

7)форма и содержание дела, способы его подготовки соответствуют возрасту детей в отряде, периоду смены;

8)хорошо продуманный   и интересный сценарий дела имеет красивое воплощение на практике: используется музыкальное оформление, театрализация, специально готовится помещение и др.

Таким образом, в летнем оздоровительном лагере необходимо использовать различные направления и формы работы, сориентированные на интеллектуальное, физическое, эмоциональное, социальное, нравственное развитие воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. В летнем оздоровительном лагере. Работа площадки "Музыкальная радуга".

Летние каникулы являются, с одной стороны, формой организации свободного времени детей, с другой - пространством для оздоровления и развития ребенка. Мы предоставляем детям возможность получить дополн...

Подготовка кадров к работе в летнем оздоровительном лагере. Разрешение конфликтов

Разрешение конфликтов в детском оздоровительном лагере...

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ В ЛЕТНИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ С ВОСПИТАННИКАМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ НА ПОСТИНТЕРНАТНОМ СОПРОВОЖДЕНИИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

В данной статье я делюсь опытом работы в летних оздоровительных лагерях с сиротами, который учатся  в учреждениях профессионального обучения и находятся на постинтернатном сопровождении.Ключевые ...

Программа подготовки кадров, участвующих в реализации летней оздоровительной кампании

Программа подготовки кадров, участвующих в реализации летней оздоровительной кампании...