Подготовка кадров к работе в летнем оздоровительном лагере. Разрешение конфликтов
статья по психологии
Разрешение конфликтов в детском оздоровительном лагере
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_razreshenie_konfliktov.docx | 23.65 КБ |
Предварительный просмотр:
5. Разрешение конфликтных ситуаций и пути выхода из них.
Конфликт — это ситуация, в которой двое или несколько людей не могут добиться согласия между собой.
Способы воздействия детей в конфликтной ситуации
К ним относятся:
• «физическое воздействие» — дети толкают друг друга, устраивают потасовки, отнимают друг у друга какие-то вещи, занимают чужое место и т.д.;
- «опосредованное воздействие» — воздействие на «противника» через других людей через жалобы,
обращение к взрослым или другим детям, крик или плач с целью привлечь внимание;
«психологическое воздействие» — давление на взрослого и других детей с помощью крика, плача,
топанья ногами и т.д.;
«словесное воздействие» — указания другому, что он должен делать или чего он не должен делать
(«отдай, уходи»), или заявление о собственных действиях, или отказ от выполнения заданий;
«угрозы и санкции» — предупреждения о возможных негативных последствиях действий других детей,
воспитателя: угроза жалоб («а я расскажу!»), угроза нарушения дисциплины («я не буду убирать за собой»),
угроза разрыва отношений в целом («я с тобой больше не дружу!»), а также различные междометия и слова,
произносимые с угрожающей интонацией («понял?», «ну!» и др.);
«аргументы» — попытки объяснения, обоснования своих притязаний или неправомерности притязаний
партнера, призыв к соблюдению правил, негативная оценка действий партнера, оценка своих действий и т.д.
Неконструктивные способы реагирования взрослого на конфликт между детьми
Неверные реакции взрослого (воспитателя) в ситуации конфликта между детьми:
игнорирование (нежелание каким-либо образом разрешить конфликт);
подавление («заминание» конфликта, при котором конфликтующие стороны до конца не разрешили
конфликт);
поиск «правого и виноватого» (у подростков возникает стремление защитить себя и обвинить другого).
Алгоритм работы взрослого в ситуации конфликта между детьми
Взрослый (воспитатель) в ситуации конфликта между детьми может задать ряд вопросов, способствующих разрешению конфликта:
Из-за чего произошел конфликт?
Хочешь ли ты разрешить конфликт?
Можешь ли ты сформулировать, что конкретно не устраивает твоего «противника» в твоем поведении?
Как ты думаешь, в чем он прав?
Как ты думаешь, в чем он не прав?
Как ты думаешь, в чем ты прав?
Как ты думаешь, в чем ты не прав?
Что ты получишь, если разрешится конфликт?
Что ты потеряешь, если конфликт не разрешится?
Каким, по твоему мнению, должно быть справедливое решение?
Давай подумаем, какие варианты решения этого конфликта могут быть?
Какой из них для тебя наиболее приемлем?
Хочешь ли ты сохранить отношения с этим человеком?
• Нужен ли тебе нейтральный посредник для налаживания отношений с твоим «противником»?
Данные вопросы необходимо обсудить с подростками — участниками конфликта.
Правила разрешения конфликта в детском коллективе
При возникновении конфликта между детьми его участников необходимо ознакомить с правилами разрешения конфликта:
все сказанное здесь остается конфиденциальным (не разглашается);
нельзя издеваться над «противником», унижая или оскорбляя его обидными словами;
запрещается перебивать говорящего;
необходимо вести себя достойно, говорить честно.
Формы обучения детей конструктивному разрешению конфликтной ситуации
Существуют различные формы обучения детей конструктивному разрешению конфликтов. К ним относятся:
• учебные дискуссии;
• тренинг профилактики конфликтного поведения;
• мозговые штурмы;
• кейс-технологии (наработка навыков эффективного разрешения конфликтов через разбор проблемных ситуаций);
• конфликтологические мастерские и т.п.
Наиболее эффективные способы разрешения конфликтов и снижения эмоционально-психологической напряженности в кризисные периоды пребывания детей в оздоровительном лагере:
1. Аудиовизуальный способ. Общеизвестно, что определенные звуки голоса, тон и визуальный контакт снижают напряжение. Если голос начинает звучать тише - это дает сигнал к спокойствию. Кроме того, существенную роль играет разница в тоне и скорости речи. Если голос понижается, коммуникация становится менее категоричной, что невольно заставляет успокоиться.
2. Кинестетический способ (движения, положение тела). Желательно, чтобы в периоды возникновения напряженности движения вожатых были предсказуемыми и точно рассчитанными, а не нервными и резкими. В ситуации конфликта фактически у любого человека возникает естественная потребность быстрее передвигаться, осуществлять резкие движения, но именно тогда вожатому или любому психологически подготовленному педагогическому работнику оздоровительного лагеря необходимо сознательно, с волевым усилием замедлить движения, свести жестикуляцию к минимуму, то есть продемонстрировать максимально спокойное поведение.
3. Вербальный способ. Вступая в речевой контакт с наиболее раздраженными детьми, необходимо сказать им что-то нейтральное или эмоционально положительное (может быть, упомянуть о том, чем они недавно успешно занимались), а затем ненавязчиво, косвенно, исподволь подсказать им наиболее адекватный способ конструктивного поведения, а значит, и следующий шаг коммуникативных действий.
Профилактика конфликтов в детском оздоровительном лагере
Наиболее педагогически продуктивным подходом к созданию системы профилактики конфликтов в детском оздоровительном лагере или на определенных этапах развития лагерной смены является формулировка в организационный период смены предельно четких норм жизнедеятельности в отряде, которые касаются не только соблюдения режимных моментов, но и взаимоотношений в отряде. Обозначенные правила и нормы должны не забываться и выполняться. Всё это зависит от последовательности выдвижения педагогических требований вожатых, от того насколько они не «забывчивы», последовательны, принципиальны в своих требованиях к детям, насколько они сами нацелены на то, чтобы пунктуально выполнять установленные нормы.
К таким общепризнанным нормам и правилам, выведенным из педагогической практики, можно сегодня отнести:
- недопустимость физической и вербальной агрессии (вожатый должен быть гарантом не только физической, но и эмоциональной безопасности детей);
- нравственный запрет на осмеяние любых предложений товарищей;
- необходимость соблюдения строгой конфиденциальности (информацию о конкретных детях не нужно «выплескивать» за пределы конкретного отряда, делать ее источником досужего обсуждения - она должна оставаться внутренним достоянием «отрядной семьи»).
Кроме обозначенных, общепризнанных сегодня правил вожатые могут предложить отряду совместно выработать собственные нормы и правила, регулирующие контекст их общей жизнедеятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы. В летнем оздоровительном лагере. Работа площадки "Музыкальная радуга".
Летние каникулы являются, с одной стороны, формой организации свободного времени детей, с другой - пространством для оздоровления и развития ребенка. Мы предоставляем детям возможность получить дополн...
Подготовка кадров к работе в летнем оздоровительном лагере. Сопровождение детей группы риска
Сопровождение детей группы риска...
Подготовка кадров к работе в летнем оздоровительном лагере. Особенности формирования временного детского коллектива
Особенности формирования временного детского коллектива...
Подготовка кадров к работе в летнем оздоровительном лагере. Особенности физиологического и психологического развития детей младшего школьного возраста.
Особенности физиологического и психологического развития детей младшего школьного возраста....
Подготовка кадров к работе в летнем оздоровительном лагере. Особенности физиологического и психологического развития детей среднего школьного возраста.
Особенности физиологического и психологического развития детей среднего школьного возраста....
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ В ЛЕТНИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ С ВОСПИТАННИКАМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ НА ПОСТИНТЕРНАТНОМ СОПРОВОЖДЕНИИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
В данной статье я делюсь опытом работы в летних оздоровительных лагерях с сиротами, который учатся в учреждениях профессионального обучения и находятся на постинтернатном сопровождении.Ключевые ...
Программа подготовки кадров, участвующих в реализации летней оздоровительной кампании
Программа подготовки кадров, участвующих в реализации летней оздоровительной кампании...