Инновационный проект "Создание арт-терапевтической студии "Цветной мир", как одна из форм психолого-педагогического сопровождения"
проект по психологии
Проект предполагает создание в школе арт-терапевтической студии, оснащенной специализированным ИКТ-оборудованием
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 814.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационный проект МКОУ ГСОШ
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Газ-Салинская средняя общеобразовательная школа
Инновационный проект
«Создание арт-терапевтической студии «Цветной мир» с использованием интерактивных технологий, как одна из форм психолого-педагогического сопровождения»
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Информационная карта проекта 3
2. Введение 4
2.1. Актуальность и инновационная деятельность 4
2.4. Новизна проекта 7
3.1. Описание основной идеи проекта 8
3.2. Психолого-педагогический опыт работы по проекту 11
3.3. Описание интерактивного обуродования арт-терапевтической студии 12
3.4.Программа реализации проекта 14
3.5. Календарный план реализации проекта 15
3.6. Бизнес-план 16
5. Список литературы 19
6. Приложение 1. Программа занятий в арт-терапевтической студии «Цветной мир» 20
Информационная карта проекта
Название проекта | «Создание арт-терапевтической студии «Цветной мир» с использование интерактивных технологий на базе образовательной организации, как одна из форм психолого-педагогического сопровождения» |
Цель проекта | Создание арт-терапевтической студии «Цветной мир» с использование инновационных технологий |
Задачи проекта |
|
Разработчики | Етмишева Т.М. педагог-психолог МКОУ Газ-Салинская средняя общеобразовательная школа |
Участники проекта | Учащиеся МКОУ Газ-Салинской средней школы |
Срок реализации проекта | 2018-2020 годы |
База реализации | Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Газ-Салинская средняя общеобразовательная школа |
Основная идея проекта | Проект предполагает создание в образовательной организации арт-терапевтической студии, оснащенной специализированным ИКТ оборудованием для арт-терапевтических занятий: интерактивная студия «Мир оживших рисунков», планшеты для рисования. Арт-терапевтическая студия «Цветной мир» - это психокоррекционная и развивающая среда, способствующая коррекции, формированию и развитию у обучающихся МКОУ ГСОШ эмоционально-личностных и поведенческих компетенций. Модель студии предполагает следующие формы работы: психологические занятия для детей, испытывающих проблемы в эмоционально-волевом и поведенческом развитии. Деятельность арт-терапевтической студии расширит возможности психолого-педагогической службы МКОУ ГСОШ по поддержке детей и взрослых в острые периоды развития (адаптационные периоды), позволит развивать адаптивные возможности подрастающего поколения. |
Новизна проекта | Данный проект может стать частью реализации регионального комплексного проекта "Цифровая школа Ямала" на институциональном уровне, который заключается в осуществлении перехода на качественно новый уровень использования компьютерной техники и информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе и управлении сферой образования автономного округа путём создания современной IT-инфраструктуры. Новизна проекта заключается в возможности совершенствования комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с различными особенностями развития посредством применения новых интерактивных методов и приёмов. |
Предполагаемые результаты | Снижение количества высоко тревожных детей и подростков, снижение количества детей с низкой и неадекватно завышенной самооценкой, агрессивностью и нарушениями поведения. И, как следствие, уменьшение количества детей, состоящих на различных видах учёта, а так же повышение учебной мотивации, снижение суицидного риска. |
Один рисунок стоит тысячи слов.
Восточная мудрость
Введение
Актуальность и инновационная значимость.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту главная задача современной школы это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, т.е. воспитание всесторонне и гармонично развитой личности.
Обязательным условием выполнения задач ФГОС выступает грамотно выстроенное психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Именно оно может помочь решить проблему гетерогенного состава учащихся школы по уровню психического, эмоционально-личностного развития, состоянию здоровья (в том числе дети с ОВЗ), а так же по наличию или отсутствию поведенческих нарушений.
Большую роль в формировании отклонений от нормального психологического развития в современных условиях играют социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияющие на психологию детей, порождающие тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие.
Кроме того, на развитие личности подрастающего поколения негативное влияние оказывают суровые условия Крайнего Севера, в которых мы живём. Состояние организма, вызванное действием экологических факторов Заполярья, получило название «синдром полярного напряжения»[1]. В период полярной ночи у детей ухудшается умственная и физическая работоспособность, происходит резкое падение двигательной активности, соответственно ухудшаются и физиологические показатели организма. Полярный день с белыми ночами также вызывает ряд негативных явлений у детей. Происходит существенное изменение психического статуса. Появляются раздражительность, вспыльчивость, необоснованно повышенная психическая активность и др.
Особенно тяжело сказываются данные неблагоприятные явления на детях, чьи адаптивные возможности и так крайне низки. Это дети инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, имеющие проблемы в поведении, дети, состоящие на различных видах учета, дети, имеющими различные виды зависимости, тревожные, гиперактивные, очень эмоциональные дети, т.е. дети «группа риска».
Для решения задач коррекции и развития психоэмоциональной, поведенческой и мотивационной сфер данной категории детей на помощь педагогу-психологу могут прийти арт-терапевтические техники.
Арт-терапия – особый метод выражения эмоций и иных содержаний психики человека через изобразительное творчество.
Целью арт-терапевтических занятий с детьми «группы риска» является создание условий для гармонизации и стабилизации психоэмоционального состояния ребёнка, предупреждение и коррекция поведенческих и эмоциональных расстройств у детей, развитие у них комплекса психологических навыков, необходимых для успешной психосоциальной адаптации.
Задачи арт-терапии: повышение психоэмоционального фона, поддержание оптимального уровня тревожности (коррекция тревожности), обучение приёмам снятия психоэмоционального напряжения, создание условий для самовыражения.
Методами арт-терапии можно справиться с различными негативными состояниями, такими как – негативная «Я-концепция», тревожность, страхи, агрессивность, переживание эмоционального отвержения, депрессия, конфликты, неадекватное поведение и многими другими психологическими проблемами, которые мешают подростку жить и тормозят его развитие.
Существует множество различных видов и направлений терапии искусством. Это: изотерапия, музыкальная терапия, танцевальная терапия, библиотерапия, драмтерапия, кинотерапия, куклотерапия, имаготерапия, песочная терапия и т.д.
Среди методов арт-терапии, которые возможно пользоваться в развивающе-коррекционной работе с трудными подростками является изотерапия (рисунок) развивающее воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности.
«Рисунок позволял встретиться со своей злостью, страхом, тревогой и т.д. - со всем тем, что присутствует в нас сильно, как мощный аккорд, или только зарождается из смутного предчувствия. Рисунок давал этому жизнь, клиент наделял его голосом, чувствами, желаниями. И то взаимодействие, что рождалось в процессе оживления и диалога, могло принести много открытий и, очень важно, изменений. ...Поэтому рисунок в арт-терапии - это хороший способ для того, чтобы соприкоснуться с чем-то важным, интимным, внутренним"[2]
Вместе с тем мы живём в стремительно изменяющемся мире, который не мыслим уже без цифровых информационных технологий. Школа сейчас – это не просто здание, в котором проводятся уроки. Это целый мир: реальный и виртуальный, существующий в пространстве и времени.
Психолого-педагогическое сопровождение не может быть исключением в процессе информатизации школы. Наоборот использование компьютерных программ способствует развитию сенсомоторных, перцептивных и высших когнитивных функций; повышению эффективности обучения учащихся, повышению их учебной мотивации, развитию их интеллектуальных и творческих возможностей и др. Одним из аспектов применения ИКТ технологий является психокоррекционная работа с личностными нарушениями детей.
На личном опыте было замечено, что работа на компьютере вызывает больший интерес у ребят, чем просто традиционные занятия. Исходя из этого, было решено использовать в работе с учениками так называемой «группы риска» различные информационные технологии. В том числе и в арт-терапевтическом процессе (компьютер как инструмент рисования): использование компьютерных графических редакторов.
Цели и задачи проекта.
Исходя из всего вышесказанного цель проекта – создание арт-терапевтической студии «Цветной мир» с использование инновационных технологий.
Задачи:
- Сформировать мотивацию и интерес учеников к участию в деятельности арт-терапевтической студии
- Разработать программу деятельности арт-терапевтической студии «Цветной мир».
- Организовать деятельность арт-терапевтической студии «Цветной мир», как инновационной формы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса
Основная идея проекта
Арт-терапевтическую студию «Цветной мир» мы рассматриваем как психокоррекционную и развивающую среду, способствующую коррекции, формированию и развитию у обучающихся МКОУ ГСОШ эмоционально-личностных и поведенческих компетенций.
Модель студии предполагает следующие формы работы: психологические занятия для детей, испытывающих проблемы в эмоционально-волевом и поведенческом развитии.
Деятельность арт-терапевтической студии расширит возможности психолого-педагогической службы МКОУ ГСОШ по поддержке детей и взрослых в острые периоды развития (адаптационные периоды), позволит развивать адаптивные возможности подрастающего поколения.
Проект предполагает создание в образовательной организации арт-терапевтической студии, оснащенной специализированным ИКТ оборудованием для арт-терапевтических занятий: интерактивная студия «Мир оживших рисунков», планшеты для рисования.
Новизна проекта.
Новизна проекта заключается в возможности совершенствования комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с различными особенностями развития посредством применения новых интерактивных методов и приёмов.
Основная часть.
Основная идея проекта.
Арт-терапия имеет ряд преимуществ:
- каждый ребёнок может участвовать в арт-терапевтической работе;
- арт-терапия является средством преимущественно невербального общения.
- изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей;
- арт-терапия является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека;
- арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию;
- арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления.
- арт-терапия не требует специальных навыков участников (умение рисовать, владение музыкальными инструментами и т. д.) и акцентирует внимание не только на результате творческой деятельности, но и на самом процессе.
Апробация различных арт-терапевтических методов в работе педагогов – психологов с детьми, имеющих различные отклонения в развитии и поведении, позволяет сделать вывод о том, что применение данной технологии решает следующие важные задачи:
Диагностические. Арт-терапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации. Арт-терапия выявляет и внутренние, глубинные проблемы личности. Обладая многосторонними диагностическими возможностями, она может быть отнесена к проективным тестам.
Коррекционные. Достаточно успешно корректируется образ “Я”, самооценка становится более адекватной, сглаживаются или исчезают неадекватные формы поведения, улучшаются взаимодействия с другими людьми. Хорошие результаты достигаются в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы и личности.
Развивающие. Происходит личностный рост, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности.
Психотерапевтические. “Лечебный” эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, позитивного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.
Воспитательные. Способствует нравственному развитию личности и усвоению этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с окружающими.
Показаниями для проведения арт-терапии являются:
• трудности эмоционального развития, стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, лабильность, импульсивность эмоциональных реакций;
• нарушения поведения, девиации;
• наличие конфликтных межличностных отношений,;
• повышенная тревожность, страхи, фобические реакции;
Одним из наиболее распространенных видов арт-терапии в работе с детьми с различными особенностями является изотерапия (рисунок, лепка) —коррекция посредством изобразительной деятельности. Рисование способствует развитию чувственно-двигательной координации, внимания, активизирует конкретно-образное и абстрактно-логическое мышление. Наряду с этим изотерапия способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, координации движений, их точности и целенаправленности вследствие установления баланса в коре головного мозга между процессами возбуждения и торможения.
Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, благодаря рисованию он постигает, иногда моделирует действительность, легче воспринимает болезненные для него образы и события.
Принимая во внимание особенности эмоционально-волевой сферы детей «Группы риска» (негативизм, агрессия, повышенная тревожность и т.п.) наш проект подразумевает использование мультисенсорного, интерактивного оборудования в ходе арт-терапевтических занятий, что должно работать на повышение мотивации к занятиям и улучшению динамики развития данной группы детей.
В ходе работы над проектом было изучено большое количество литературы. Были найдены единичные публикации, посвященные использованию компьютера как рабочего инструмента арт-терапии. Как отмечает Ш. МакНифф (McNiff 2004), «появление компьютерных технологий предоставляет большие дополнительные возможности для визуальных искусств. Хотя до настоящего времени «цифровая революция» в наибольшей мере повлияла на коммерческую сферу графического дизайна, независимые художники начинают осваивать новые электронные медиа. Арт-терапевты часто испытывают дефицит изобразительных средств и, проявляя консервативные установки в отношении художественных материалов, явно не торопятся осваивать те возможности, которые открывает перед ними «цифровая эра»». Ш. МакНифф отмечает, что наиболее деликатный способ познакомить клиента во время арт-терапевтических занятий с компьютерной графикой связан с индивидуальными занятиями, когда клиент и арт-терапевт сидят вместе перед монитором и исследуют экспрессивные возможности компьютера: «Интерактивный характер компьютера энергизирует и углубляет трехсторонние отношения между арт-терапевтом, клиентом и создаваемыми образами. Пространство между компьютерной мышью и визуальным образом может меняться, делая образ доступным для обозрения клиентом и арт-терапевтом. Это создает большие перцептивные возможности…Цифровой образ сохраняет свою автономность и может быть виден обеим сторонам».
При использовании компьютерных редакторов в ходе арт-терапевтических занятий с учащимися школы можно также учитывать то, что компьютер может «защищать личные границы и удовлетворять амбиции тех детей и подростков, которым в силу их индивидуальных особенностей или характерных для пубертата реакций эмансипации (независимость, высокие притязания в общении со сверстниками, брутальность и агрессивность, в сочетании с психологической «тонкостью» и «хрупкостью»), требуется большая межличностная дистанция и наличие определенных инструментов, опосредующих их взаимодействие с другими, в том числе, с арт-терапевтом» (Копытин А. И.).
Выбор компьютера как художественного инструмента и его применение в ходе арт-терапевтических занятий строилось, с учетом опыта Н. В. Володиной-Панченко (Володина-Панченко Н. В. 2002). Она обращает внимание на особые возможностями компьютерной графики для гармонизации психоэмоционального состояния детей и подростков, развития их творческих способностей, формирования позитивной «я»-концепции, мотивации к деятельности, совершенствования волевых качеств, навыков общения. Эти эффекты были подтверждены, в частности, при использовании компьютера в работе с детьми и подростками с хроническими психическими заболеваниями, проходящими лечение в психиатрическом отделении (Чуприкова Е. Г., Володина-Панченко Н. В., Милютина Е. Л., 1995).
Психолого-педагогический опыт работы.
Данное направление работы начиналось в условиях наличия дефицита пространства и материалов для работы. Однако впоследствии были получены положительные результаты в работе. В течении 2017-2018 уч.г. коррекционные занятия с элементами арт-терапии с использованием графических редакторов проводились с детьми ОВЗ (класс VIII вида). В работе были достигнуты следующие результаты:
Результаты стартовой диагностики в КРО классе (VIII вид) 2017-2018 уч.г..
Обследовано 6 человек.
Исследуемые параметры | Уровни | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
1. Самооценка | 1/17% | 4/66% | 1/17% |
2. Адаптация | - | 4/66% | 2/34% |
3.Психологический комфорт класса | - | 5/83% | 1/17% |
4. Социометрический статус | Лидер – 0% | Предпочитаемые – 1/17%; Принятые – 4/66% | Изолированные– 1/17% |
5.Учебная мотивация | - | 1/17% | 5/83% |
Результаты итоговой диагностики в классе КРО (VIII вид) 2017-2018 уч.г.
Обследовано 6 человек.
Исследуемые параметры | Уровни | ||
Высокий | Средний (адекватная) | Низкий | |
1. Самооценка | - | 6/100% | - |
2. Адаптация | 2/34% | 4/66% | - |
3.Психологический комфорт класса | 2/34% | 4/66% | - |
4. Социометрический статус | Лидер – 0% | Предпочитаемые – 2/34%; Принятые – 4/66% | - |
5.Учебная мотивация | 1/17% | 4/66% | 1/17% |
Таким образом, наблюдалась значительная положительная динамика в психоэмоциональном развитии детей.
Положительный результат был получен и в работе с детьми, состоящими на учете в КДН и ЗП. Снизился уровень агрессии, поведение стало более устойчивым. На начало 2017-2018 уч.года на учете в КДН состояло 5 детей, на конец – 1 ребенок.
Для успешной организации комплексной помощи детям «группы риска», с целью их оптимального развития, а так же исходя из положительного опыта работы в данном направлении возникает необходимость создания арт-терапевтичекой студии.
Реализация проекта Арт-терапевтической студии «Цветной мир» предполагает наличие специального интерактивного оборудования: планшеты для рисования со стилусом, интерактивная студия «Мир оживших рисунков».
Описание интерактивного оборудования
Интерактивная студия «Мир оживших рисунков»
С помощью оборудования и специального приложения ребенок, используя обычные карандаши и 3D-раскраски, может самостоятельно создать собственный мир, который оживет, придет в движение и начнет взаимодействовать с реальностью.
Для ребенка это настоящее чудо, творцом которого является он сам. С психологической точки зрения это уникальная возможность мотивировать его к дальнейшей творческой деятельности.
В комплект материалов входят 4 сцены различной тематики — «Океан», «Море», «Космос», «Лесные животные» — и набор соответствующих рисунков, которые предлагается раскрасить. Выбор цветов зависит исключительно от юного художника — персонажи будут существовать в том виде, какой им придал их создатель.
Оборудование, с помощью которого детские рисунки оживают, включает камеру, лазерные детекторы, сканер с управлением, необходимые комплектующие и аксессуары. Для того чтобы перенести сказочную страну в пространство комнаты или зала, потребуется также проектор и компьютер, обеспечивающий связь Wi-Fi.
Преимущества
Для ребенка данная технология — это не просто возможность оживить рисунок. Значение этого процесса гораздо шире, глубже и значимей, ведь он:
- несет в себе момент сотворчества и дает опыт взаимодействия с другими детьми;
- обучает и развивает ребенка в интересной и ненавязчивой для него форме;
- дарит массу незабываемых эмоций;
- способствует концентрации внимания и совершенствованию мелкой моторики;
- дает навыки рисования и позволяет использовать современные технологии для личного роста.
Детские рисунки оживают, благодаря личным усилиям и полету фантазии вашего ребенка, который ощутит себя способным влиять на окружающий мир. Это серьезный вклад в его мировоззрение и будущую позицию как активного творца своей жизни, а не стороннего наблюдателя.
Технология оживления рисунков
Занятия такого рода называют живыми картинками. Оживи рисунок - программа позаимствована у конструкторов, которые переводили чертёж в объёмное изображение. Чтобы оживить свой рисунок, ребёнок должен его аккуратно и тщательно раскрасить тем, что у него есть:
- карандашами,
- фломастерами,
- красками,
- пастелью и т.п.
Затем картинку надо обработать специальной программой и загрузить на оборудование. Программа, установленная на этих устройствах, обработает изображение и оживит его на экране: превратит в объёмную фигурку или заставит двигаться. У картинки будут те цвета, в которые её раскрасит ребёнок. В раскрасках с дополненной реальностью разработчики пошли ещё дальше. Рисунок оживает на красивом фоне, с ним можно играть.
Раскраски, которые предлагает «Мир оживших рисунков», легко превратятся в настоящий мультфильм. Компьютерная программа наложит их на фон в виде океана, космоса и т.д и дети посмотрят созданный своими руками мультфильм. Герои мультфильма будут реалистично двигаться, подплывать ближе или, наоборот, разворачиваться и плыть в другую сторону от прикосновения к экрану.
Кроме того, интерактивность арт-терапевтических занятий будет обеспечиваться работой на планшетах со стилусом bb-mobile Techno 8.0 TOPOL’ LTE TQ863Q
Характеристика планшета.
- Операционная система: Android 5.1
- Дисплей: 8 дюймов, IPS, 1280×800 пикселей
- Процессор: MediaTek MT8783, 8 ядер, 1300 МГц
- Вес: 326 г
Этот планшет оснащен стилусом. Посредством установления на планшет программы Paint появляется возможность заниматься арт-терапевтической деятельностью с группой детей.
Программа реализации проекта
Для реализации проекта требуется материально-техническое оснащение.
Подготовительный этап (2018-2019 год)
В рамках данного этапа предполагается работа по созданию необходимых организационных, материально-технических условий для реализации проекта:
- Изучение литературы, источников в сети Интернет по данному вопросу;
- планирование деятельности студии;
- приобретение и установка оборудования в арт-терапевтическую студию;
- повышение профессиональных компетенций педагога-психолога (прохождение курсов повышения квалификации, вебинаров);
- разработка программы занятий студии.
Практический (2019 - 2020 годы)
На данном этапе психологической службе МКОУ ГСОШ предстоит
разработать и апробировать:
- программу деятельности арт-терапевтической студии;
осуществить:
- корректировку программы деятельности студии с учетом практических результатов;
- набор первой группы учащихся для работы в арт-терапевтической студии;
- мониторинг результативности
Анализ результатов проекта (сентябрь-декабрь 2020 года)
Основное его назначение – организовать оформление и экспертизу продуктов проекта.
Календарный план
№ п/п | 3адача | События | Сроки реализации |
1. | Разработка проекта | ЭТАП 1. (подготовительный, 2018 –2019 год) | |
Изучение опыта имеющихся практик использования интерактивного оборудования в арт-терапевтической практике | Сентябрь-октябрь 2018 | ||
Разработка и описание проекта создания арт-терапевтической студии «Цветной мир». Разработка программы занятий | Октябрь-ноябрь 2018 | ||
Анализ имеющихся ресурсов МКОУ ГСОШ | Декабрь 2018 | ||
Составление сметы расходов финансовых средств, необходимых для реализации проекта | Декабрь 2018 | ||
Представление и экспертиза проекта | Январь 2019 | ||
Приобретение и установка оборудования в ОУ | Январь-май 2019 | ||
Организация повышения квалификации педагога-психолога | 2019 год | ||
2. | Апробировать, обобщить и представить психологическую практику организации арт-терапевтической студии с использованием интерактивных технологий. | ЭТАП 2. (практический, 2019-2020 уч. год) | |
Набор первых групп обучающихся | сентябрь-май 2018 | ||
Апробация программы занятий | Май - август 2018 | ||
Проведение занятий | Сентябрь 2019- апрель 2019 | ||
Мониторинг удовлетворённости обучающихся | Май 2019 | ||
3. | Анализ результатов проекта | ЭТАП 3. (анализ, сентябрь-декабрь 2020 года) | |
Обобщение практики организации арт-терапевтической студии на базе ОО | Сентябрь-октябрь | ||
Оценка эффективности реализации проекта | сентябрь-октябрь 2019 |
Ожидаемые результаты | Механизмы измерения результатов |
| Анкеты, опросы, фото, видеосюжеты и т.д.
|
Бизнес-план.
Арт-терапевтическая студия «Цветной мир» с использованием интерактивного оборудования осуществляет развивающую и коррекционную деятельность с детьми «группы риска».
Для обеспечения работы студии необходимо иметь:
- Помещение: 15-20 кв. метров (кабинет психолога),
- Оборудование:
- Планшеты для рисования со стилусом
- Интерактивная студия «Мир оживших рисунков»
- Сопутствующие товары: краски, кисти, бумага, цветные карандаши, фломастеры, кинетический песок.
Приобретение необходимого оборудования предполагает получение гранта в размере 500 тыс. руб.
Необходимое оборудование для работы интерактивной арт-терапевтической студии «Цветной мир»
№п/п | Наименование оборудования | Цена/ед. товара (руб) | Кол-во | Стоимо-сть | Источник финансов для приобретения |
1 | Планшеты со стилусом bb-mobile Techno 8.0 TOPOL’ LTE TQ863Q
| 10000 | 5 | 50000 | Средства образовательной организации |
2 | Интерактивная студия «Мир оживших рисунков» | 454400 | 1 | 454400 | Грант |
3 | Гуашь (набор) | 200 | 6 | 1200 | Средства образовательной организации |
4 | Цветные карандаши (набор) | 250 | 6 | 1500 | Средства образовательной организации |
5 | Кисти (набор) | 200 | 6 | 1200 | Средства образовательной организации |
6 | Кинетический песок | 400 | 5 | 2000 | Средства образовательной организации |
7 | Фломастеры (набор) | 300 | 6 | 1800 | Средства образовательной организации |
| Итого: |
| 512100 |
Заключение
Информационные цифровые технологии давно стали нашей реальностью и необходимо активно их осваивать. В психолого-педагогическом сопровождении учащихся «группы риска» информационные технологии будут способствовать формированию эффективной системы работы не только с данной категорией детей, но со всеми участниками образовательного процесса.
Арт-терапевтические занятия с использование графических редакторов повышают мотивацию к занятиям, нравятся детям, способствуют положительной динамике в их эмоционально-волевом развитии. Использование в работе инновационых технологий, таких как интерактивная студия «Мир оживших рисунков» будет способствовать более эффективному сопровождению детей «группы риска», позволит добиться положительной динамики. Занятия в арт-терапевтической студии могут также выступать средством профилактики суицидов, девиантного поведения детей и подростков.
Инновационная значимость и новизна представленного проекта состоит в возможности совершенствования комплекса условий и средств коррекционно-развивающей работы на основе применения инновационных технологий.
Разработка данного проекта и внедрение его в деятельность образовательной организации может помочь современной школе в реализации задач по формированию и раскрытию способностей каждого ученика, воспитанию порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
В случае реализации проекта обеспечивается устойчивость социальных эффектов (снижение правонарушений, нарушений устава школы и т.п.); образовательных эффектов (повышение мотивации; формирование гармоничного типа личности учащегося); экономических эффектов (улучшение результативности обучения детей, что приведет к увеличению интеллектуального потенциала села)
Предложения по распространению и внедрению результатов реализации проекта
Разработанные в рамках проекта инновации, могут быть полезными для всех участников проекта (педагоги, родители), а также могут распространяться за ее пределами. Идея проекта может быть использована в других школах, как района, так и нашего округа.
Опыт педагога-психолога, представленный в описании данного проекта, может быть использован в других образовательных организациях при внедрении современных технологий в образовательный процесс и психолого-педагогическое сопровождение в частности.
Список литературы
1. Копытин, А. И. Основы Арт-терапии.— СПб., 1999.
2. Копытин, А. И. Практикум по Арт-терапии.— СПб., 2000.
3. Копытин, А.И. Теория и практика арт-терапии/ А.И.Копытин – СПб.: Питер, 2002. 4. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. — СПб.: Речь, 2003.
5. Программа арт-терапевтического занятий с ребёнком-сиротами и ребёнком, оставшемуся без попечения родителей /под ред. И.А. Подольской. – Калуга. 2009.
6. Роджерс, К.Р. Становление личности. Взгляд на псегоотерапию/ К.Р. Роджерс; пер. с англ. М.Злотник. – М.: Изд-во ЭКСЕМУО-Пресс, 2001.
7. Сакович, Н.А. Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования: Учебно-методическое пособие [В 3 ч.]/ Т.В.Сакович. – Ч.1. – Минск, 2003.
8. Сакович, Н.А. Практикум по креативной психотерапии: Учебно-методическое пособие/ Н.А. Сакович.-Минск, 2005 9. Юнг.
Приложение 1.
ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ В АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТУДИИ «ЦВЕТНОЙ МИР»
Цели и задачи:
1. Помочь ребенку в творческом виде выразить себя, свои чувства и потребности (в том числе негативные эмоции, такие как гнев, обида, злость). Разгрузить «контейнеры» подавленных эмоций и чувств.
2. Восстановить связь с собой, помочь научиться осознавать дискомфорт, понимать, что с ним делать.
3. Снять запреты на проявление себя в творчестве.
4. Научить детей расслабляться, ощущать свое тело, снимать напряжение, познакомить с различными способами релаксации и работы с собой в стрессовых ситуациях. Развить стрессоустойчивость.
5. Познакомить с собой и помочь научиться принимать себя таким, какой есть, учитывать свои индивидуальные особенности и объяснять про себя, тем самым добиваясь гармонии в отношении с собой и миром.
6. Помочь гармонично развиваться личности ребенка, развить в ребенке уверенность в себе, адекватную самооценку, позитивное мышление.
7. Помочь развивать познавательную активность ребенка.
8. Развить коммуникативные навыки ребенка.
Весь курс разбит на 5 этапов – 5 тем: «Кто Я такой», «Такой разный Я. Мои чувства», «Мое тело», «Я и общество», «Я работаю в группе». Каждая тема прорабатывается на протяжении 4 - 7 занятий.
1 этап «Кто я такой»
Этот этап направлен на развитие в ребенке ощущения себя, своего тела, своей индивидуальности. Мы будем учиться любить себя, легче относится к критике, понимать про свои индивидуальные особенности, принимать их.
2 этап «Такой разный я. Мои чувства»
На этом этапе ребята научатся понимать, какие эмоции они испытывают, узнают, что чувства не бывают плохими или хорошими. Но от одних нам бывает плохо, а от других хорошо. Дети узнают, где живут эмоции в теле. Мы вместе будем думать, как понять, что мы чувствуем и как об этом сообщить себе и другим.
3 этап «Мое Тело»
На этом этапе ребята будут исследовать свое тело, каким разным оно бывает, что оно умеет, чем оно наполнено. Будем учиться чувствовать свое тело, снимать напряжение и расслабляться
4 этап «Я и другие»
Этот этап направлен на развитие у ребенка понимания, что все люди разные, что у каждого есть свои особенности и то, что ему трудно с другими людьми это не потому, что они плохие. Дети научаться понимать, что мешает сближаться с другими людьми, поможет стать более толерантными и терпимыми к другим, не воспринимать на личный счет поступки и слова других детей и людей. Дети будут учиться проявлять себя открыто с другими.
5 этап «Я работаю в коллективе»
Здесь дети получат навык заводить новых друзей, понимать и принимать их такими, какие они есть. Дружить, доверять, искать близких и безопасных отношений для себя, раскрываться в дружбе, делится, договариваться, играть, придумывать вместе. Научатся вести себя в коллективе, строить конструктивные и продуктивные отношения с другими людьми.
Программа рассчитана на 8 месяцев (сентябрь - апрель), 4 занятия в каждом месяце, всего 32 занятия.
№ | Название темы | Примечания |
Я | ||
Окно в волшебный мир | ||
Волшебный эликсир. Образы и звуки | ||
Волшебный эликсир. Цвета и линии | ||
Я-планета | ||
Я-дерево | ||
Это я (коллаж) | ||
Что я люблю | ||
Я в лучах солнца. Мои положительные качества | ||
Воображаемый зверь | ||
МОИ ЧУВСТВА | ||
Давай позлимся | ||
Вулкан | ||
Такие разные чувства | ||
Противоположные чувства | ||
Ларец счастья | ||
Мои страхи | ||
МОЕ ТЕЛО | ||
Мои руки | ||
Мои ноги | ||
Что говорят газеты | ||
Карта моего тела | ||
Две стороны моего тела | ||
Рисунок тела | ||
Я И ДРУГИЕ | ||
Дружба | ||
Портреты того, что внутри и снаружи | ||
Преодоление | ||
Я хочу/ я могу сделать | ||
Я РАБОТАЮ В ГРУППЕ | ||
Опиши и нарисуй | ||
Прекрасный сад | ||
Фруктовый/ овощной салат | ||
Следуй за лидером | ||
Рисунок группы. Поэтапный рисунок | ||
Мои ресурсы | ||
Это Я |
Занятия проходят 1 раз в неделю. Курс длится один учебный год.
Группа является закрытой и рассчитана на то, что ребенок посетит все этапы программы, поскольку она выстроена с учетом поэтапного развития, и без прохождения одного из этапов результат работы будет не таким стабильным и полным для ребенка.
[1] Это понятие в 1974 г. ввел академик В. П. Казначеев, понимая под ним сложный комплекс физиологических, метаболических, психофизиологических и других изменений, возникающих в организме человека в период проживания на Крайнем Севере
[2] И. Млодик "Приобщение к чуду или Неруководство по детской терапии"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сохранение и укрепление здоровья учащихся как одно из направлений психолого-педагогического сопровождения
Создание и развитие единой психолого-педагогической системы формирования, сохранения и укрепления здоровья детей и подростков средствами психологической культуры:повышение качества образования;формиро...
Единые формы психолого-педагогических исследований классного и школьного коллектива.
Предлагаемые единые формы помогут проанализировать отношение к здоровью, наиболее главные черты характера личности, коллектива, мотивацию, м...
«Психолого-педагогические аспекты сопровождения инклюзивного образования»
В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; рассматриваются общие подходы и основные понятия "психолого-педагогическое сопровождение", его принципы. ...
Выступление на педсовете или методическом объединении на тему: «Использование методов и форм психолого-педагогической диагностики в условиях дифференцированного и разноуровневого обучения»
Материал подготовлен для школы-интерната 8 вида....
«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...
«Адаптационные игры как форма психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса»
....
«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
laquo;Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали се...