Единые формы психолого-педагогических исследований классного и школьного коллектива.
тест по психологии на тему
Предлагаемые единые формы помогут проанализировать отношение к здоровью, наиболее главные черты характера личности, коллектива, мотивацию, межличностные отношения, оценку и самооценку, выявить проблемные зоны, то есть то, что необходимо для проектирования педагогической деятельности. Они могут быть использованы как в учебной, так и во внеучебной работе, как с самими учащимися, так и в работе с их родителями. Не обязательно использовать тесты, с которыми работают профессиональные психологи и которые требуют специальных знаний. Несмотря на простоту некоторых предлагаемых заданий они, тем не менее, могут дать достаточный материал для размышлений ученику, учителю, педколлективу и родителям над своей работой и характером своих отношений с окружающими. Возможна компьютерная обработка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
edinye_formy.doc | 524 КБ |
Предварительный просмотр:
Единые формы психолого-педагогических исследований
классного и школьного коллектива
Пояснительная записка
Цель: единый подход в изучении личности ребенка и школьного коллектива. Задачи:
- Определение состояния, направленности и особенностей личности ученика и классного коллектива в целом,
- Выделение проблемных зон в развитии ребенка, коллектива,
- Оценка и определение дальнейших действий.
Объект исследования: учащиеся; школьный коллектив.
Предмет исследования: оценка состояния и динамики развития личности и коллектива,
Рабочая гипотеза: использование диагностики позволит осуществлять оперативное регулирование проблем здоровья, учебной, творческой деятельности, духовно-нравственной сферы учащихся (поведения, взаимоотношений и т.д.)
Методы проведения исследования: анкетирование.
План проведения исследований
1.Инструктаж классных руководителей по организации и проведению диагностики, выдача единых форм диагностики.
2.Определение сроков проведения исследований и обработки полученных результатов.
3.Проведение анкетирования для учащихся.
4.Анализ материалов и выявление тенденций.
5.Составление сводных графиков, схем, таблиц.
6.Информированность классных руководителей по итогам диагностики в целом по школе через сводный итог, выводы, рекомендации.
7.Составление мини – программы по обозначенным проблемам.
8.Принятие управленческого решения по программе регулирования и коррекции через:
-индивидуальную работа с учащимися,
- индивидуальную с родителями,
- внеклассные мероприятия;
- социальное партнерство;
- вспомогательные школьные службы;
- работа с учителями – предметникам.
Предлагаемые единые формы помогут проанализировать отношение к здоровью, наиболее главные черты характера личности, коллектива, мотивацию, межличностные отношения, оценку и самооценку, выявить проблемные зоны, то есть то, что необходимо для проектирования педагогической деятельности. Они могут быть использованы как в учебной, так и во внеучебной работе, как с самими учащимися, так и в работе с их родителями. Не обязательно использовать тесты, с которыми работают профессиональные психологи и которые требуют специальных знаний. Несмотря на простоту некоторых предлагаемых заданий они, тем не менее, могут дать достаточный материал для размышлений ученику, учителю, педколлективу и родителям над своей работой и характером своих отношений с окружающими. Возможна компьютерная обработка.
Общий инструктаж
ПРАВИЛА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ
РАБОТЕ С ТЕСТАМИ
- Не бить результатами теста ни себя, ни своих учеников по голове - тесты дают представление об уровне развития только на данный момент. В результате обучения и воспитания данные тестов могут значительно измениться.
- Не разглашать данные тестов, если они могут ухудшить психологическое состояние учащегося или его положение в семье. Это касается в первую очередь тестов по социометрии. "Надо прилагать все возможные педагогические усилия чтобы "изгои" перестали быть ими и влились в основную группу классного коллектива.
- При возникновении трудных проблем не надо стараться мудрить и лучше обратиться к профессиональному психологу за разъяснением по спорному вопросу.
- Каждого ученика можно привлечь на свою сторону, если опираться на его сильные стороны, которые могут быть выявлены в ходе начальной профориентации. Раннее выявление природных задатков позволяет учителю выбирать те знания, те учебные предметы и виды деятельности, которые будут развивать именно эту способность. Она в свою очередь может стать стержнем всего будущего развития личности учащегося.
- Выводы по результатам тестирования должны дополняться изучением и анализом других доступных учителю документов - мнений других учителей, знакомством с семьей.
Методика «Мотивы учебной деятельности»
Цель: выявить мотивы учебной деятельности школьника методом анкетирования
Методика проведения:
Подготовить опросный лист для каждого учащегося с номерами утверждений. Предложить отметить утверждения, с которыми ученик согласен:
Утверждение | % от кол-ва уч-ся |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
Обработка: подсчитайте % положительных ответов по каждому утверждению. Проведите классификацию мотивов по № по итогам обработки; суммируйте итоги ответов и разделите на 2.
Итоги диагностики:
Мотив | Действие \образец\ | % | Место |
Мотивация благополучия | 1 + 11: 2= | % | Место |
Престижная мотивация | 6 + 12 | % | Место |
Мотивация содержания | 7 + 10 | % | Место |
Мотивация прессом | 2 + 9 | % | Место |
Класс________Кол-во уч-ся_______Кол-во отвечающих_____________
Классный руководитель_________________________
ДРК «Успешность ребенка».
Цель: определить уровень успешности ребенка, роль педагогов и семьи в успешности ребенка.
Методика проведения: учащиеся заполняют таблицу: отмечают галочкой наличие призовых мест, побед в конкурсах, олимпиадах, Днях здоровья и т.д. за год. В.-Всероссийские, О.- окружные, Г. –городские, Ш. –школьные.
Отмечают тех, кто готовил, консультировал, помог в этом.
Вид деятель ности | Наличие приз. мест | Тренер | Одно класс ники | Роди тели | Кл. рук. | Учи тель предм. |
Учеба | В.-0 О.-1. Г.-3 Ш.-7 | + | + | + | ||
Всего | 11 | |||||
Спорт | В.-1 О.-2. Г.-3 Ш.-7 | + | + | |||
Всего | 13 | |||||
Твор- во | В.-0 О.-1. Г.-3 Ш.-7 | + | + | |||
Всего | 11 | |||||
Итог | В.-1 О.-4 Г.-9 Ш.-21 | 1 | - | 1 | + | |
Всего | 35мест | 3 | 1 | 1 | 1 | - |
Обработка: Считаете общее количество призовых мест по видам (учеба, спорт, творчество), затем кол-во выборов того или лица.
Итоги диагностики:
________класс, ______кол-во, __________отвечали.
Всего мест | Трен | Одно классн. | Родители | Кл. рук. | Учитель предм. |
35% |
Класс________Кол-во уч-ся_______Кол-во отвечающих_____________
Классный руководитель_________________________
ДРК« Приоритеты жизненных ценностей».
Цель: определить уровень сформированности жизненных ценностей
Методика проведения:
Подготовить опросный лист для каждого учащегося с номерами утверждений. На доске записать 10 желаний. Предложить из них выбрать только 5.
1.Быть человеком, которого все любят.
2.Иметь много денег.
3. Иметь современный компьютер.
4. Иметь верного друга.
5. Чтобы у родителей было хорошее здоровье.
6. Иметь возможность многими командовать.
7. Иметь много слуг и ими распоряжаться
8. Иметь доброе сердце
9.Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
10.Иметь то, чего у других никогда на будет.
Ключ к ответам:
Номера отрицательных ответов: 2, 3, 6, 7, 10.
Пять положительных ответов – высокий уровень. 4-3 – средний.
2 – ниже среднего уровня. 0-1 – низкий уровень.
Итоги диагностики:
высокий | средний | ниже среднего | низкий | |||||
Кол-во челов. и % | % | % | % | % |
Класс________Кол-во уч-ся_______Кол-во отвечающих_____________
Классный руководитель_________________________
ДРК «Общественная активность учащихся»
Цель: определить уровень общественной активности, оценки КТД, психологического климата.
Методика проведения:
Подготовить опросный лист для каждого учащегося с тремя таблицами. Каждому учащемуся предлагается в 1 таблице отметить личное присутствие, участие, участие в подготовке КТД класса и школы знаком +:
Присутствовал | Участвовал | Готовил | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
КТД класса | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
КТД школы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наличие и самооценка выполнения общ-х поручений Цель: выявить наличие и самооценку выполнения общ-х поручений (постоянных и временных). Каждому учащемуся предлагается в таблице №2 Методика проведения: Каждому учащемуся предлагается в таблице №2 отметить вид поручения и дать самооценку по их выполнению.
Психологический климат: Цель: определить уровень психологического климата в школе и в классе. Методика проведения: Каждому учащемуся предлагается в таблице №3 оценить психологический климат по 5-бальной шкале.
|
Класс________Кол-во уч-ся_______Кол-во отвечающих_____________
Классный руководитель_________________________
ДРК «УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНЬЮ (разработана доцентом А.А. Андреевым) Цель изучения: определить степень удовлетворенности школьной жизнью Методика проведения: Подготовить опросный лист для каждого учащегося с номерами утверждений. Предложено прослушать утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале: 4 – совершенно согласен; 3 – согласен; 2 – трудно сказать; 1 – не согласен; О – совершенно не согласен.
Обработка полученных данных.Занести в таблицу варианты ответов учащихся и вычислить процент от общего количества респондентов. Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если У > 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворенности, если же 2 > У < 3, или У < 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной
|
Итоги диагностики: средний бал по каждому вопросу
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Класс________Кол-во уч-ся_______Кол-во отвечающих_____________
Классный руководитель_________________________
Методика «Самооценка» (Тест Дембо-Рубинштейна)»
Цель: Определение уровня самооценки учащихся.
Методика проведения: Посмотрите, я на доске нарисую вертикальную линию. Представьте, что на ней расположены все люди по такому критерию, как, например, «счастье». Вот здесь, наверху, находятся самые счастливые люди. Вот здесь, внизу, - самые несчастные. Ну а здесь - серединка. Теперь нарисуйте, пожалуйста, пять таких линий у себя на листочке, которые мы назовем шкалами по критериям: «счастье», «характер», «ум», «здоровье», «знание себя». Отметьте на них середину, а затем поставьте отметки так, как вы считает, где вы находитесь по этим критериям.
Обработка результатов: Чем выше отметка на вертикальной черте к верху, тем выше его самооценка. Чем ниже по вертикальной черте от середины, тем ниже его самооценка.
Фамилия | Высокая с\оценка | Средняя с\оценка | Заниженная с\оценка |
Иванов И. | |||
Петров И |
2.Методика «Самооценка. (Опросник С.В. Ковалева)
Цель: Определение уровня самооценки учащихся.
Методика проведения: Вам будут предложены 32 суждения, по поводу которых возможны пять вариантов ответов, каждый из которых кодируется баллами по схеме: очень часто- 4 балла; часто - 3 балла; иногда -2 балла; редко - 1 балл; никогда - 0 баллов. Выберите ответ и проставьте в бланк балл в зависимости от частоты проявления у вас анализируемого состояния.(баллы прописаны на доске) Дети отвечают:
Суждения
- Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
- постоянно чувствую свою ответственность по работе.
- Я беспокоюсь о своем будущем.
- Многие меня ненавидят.
- Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.
- Я беспокоюсь за свое психическое состояние.
- Я боюсь выглядеть глупцом.
- Внешний вид других куда лучше, чем мой.
- Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.
- Я часто допускаю ошибки.
- как жаль, что я не умею говорить как следует с людьми.
- Как жаль, что мне не хватает уверенности.
- Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще.
- Я слишком скромен.
- Моя жизнь бесполезна.
- Многие неправильного мнения обо мне.
- Мне не с кем поделиться со своими мыслями.
- люди ждут от меня очень много.
- люди не особенно интересуются моими достижениями.
- я слегка смущаюсь.
- Я чувствую, что многие люди не понимают меня.
- Я не чувствую себя в безопасности.
- Я часто волнуюсь, и понапрасну.
- Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.
- Я чувствую себя скованным.
- Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.
- Я уверен, что люди почти все принимают легче, чем я.
- мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.
- Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.
- как жаль, что я не так общителен.
- В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.
- Я думаю о том, чего ждет меня общественность.
Обработка результатов: Сумма баллов 0-25 - высокий уровень самооценки, при котором человек, как правило, оказывается не отягощенным «комплексом неполноценности», правильно реагируют на замечания других и редко сомневается в своих действиях. Сумма баллов 26-45 - средний уровень самооценки, при котором человек редко страдает от «комплекса неполноценности» и лишь время от времени старается подладиться под мнения других. Сумма баллов 46-128 - низкий уровень самооценки, при котором человек болезненно переносит критические замечания в свой адрес, старается всегда считается с мнением других и часто страдает от « комплекса неполноценности».
Высокая с\оценка | Средняя с\оценка | Заниженная с\оценка |
Ч. % | Ч. % | Ч. % |
Класс ____Кол-во_____Опрошено______Классный рук.______________
Методика «Сферы интересов» О.Мотков
Цель: изучение интересов для планирования и корректировке воспитательной деятельности.
Методика проведения: 1.На доске написать шкалу ответов: 5-очень важно, 4-важно, 3-не очень важно, 2- маловажно, 1-не важно.2. Учащиеся проставляют в столбик цифры с 1 по 23.Учитель зачитывает название сферы. Учащиеся проставляют против каждой сферы ее значимость (в баллах) для самого себя.
1.Общение с друзьями;
2.Общение в семье;
3.Общение с учителями;
4.Коллектив класса
5.Общение с п\полом
6.Общение с природой;
7.Учеба;
8.Спорт, физ-ра;
9.Домашний труд;
10.Бизнес;
11.Живопись, лепка, макраме;
12.Техническое твор-во;
13.Изготовление св.руками;
14.Др.виды творч. деят-ти;
15.Походы;
16.Экскурсии, краевед-е;
17.Самовоспитание;
18.ТВ, радио;
19.музыка любая;
20.Кино;
21.Одежда;
22.Чтение худ. лит-ры;
23.Бездельничать
Сферы объединены по видам деятельности, далее приоритеты:
1. Общение - № вопросов: 2,5,3,1, 4
2.Развлечения № вопросов:18,19,20,21,22.
3.Интерес к трудоемким, активным видам деятельности 7,8,9,10,17,11,15,16,12,213,14
4.Творческая деятельность 15,16,18,21,22
5.Занятия без особой цели 23
Обработка: составьте таблицу по классу.
Фам илия | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | итог | Прио ртет |
:1.Средний бал по ученику: суммируются все баллы и делятся на 23.
Высокий: 18-22,оптимальный- 17-14; дост.-13-10; крит.- 9-7.
2.Средний бал по классу: суммируются ср. балл по уч-ся и делится на кол-во уч-ся
2.Приоритет интересов по ученику.
3.Приоритет по классу в целом: на 1месте, на 2-м, на 3-м.
4.Широта интересов: (22 сферы с оценкой 4 -5 умножить на кол-во уч-ся, кроме 23) - 100% , 90-100% - высокий уровень, 75-90% - оптимальный уровень, 5—75% - достаточный уровень, меньше 50% - критический уровень.
1.Сферы интересов ср. балл______________ __________уровень 2.На 1м.____________ сфера _на 2м.________________ сфера на3м.___________ сфера На 4м.____________ сфера на 5м.____________ сфера 3.Широта интересов_______________%____________уровень 4.Проблемные интересы: низкий уровень:__________________________________________ 5.Кол-во уч-ся: с высоким уровнем интересов:__________, оптим._________дост.________низк.______ |
Класс ____Кол-во_____Опрошено______Классный рук.______________
ЛИЧНОСТНАЯ ШКАЛА САМООЦЕНКИ С. СПИЛБЕРГЕРА
Цель: определить уровень тревожности личности, ее индивидуальной чувствительности к стрессу и как черту личности, характеризующуюся склонностью испытуемого в той или иной степени испытывать в большинстве ситуаций страх, опасение.
Методика проведения. На доске напишите варианты ответов и объясните значение:
1 - Почти никогда, 2 - Иногда, 3 – Часто, 4 - Почти всегда.
Дети проставляют в столбик цифры с 1 до 20, а рядом после диктовки - вариант ответа, например: 1-1, 2-3 и т.д. Предупредите, что отвечать надо быстро.
№ п/п | Предложения | Почти никогда | Иногда | Часто | Почти всегда |
1 | Я испытываю удовлетворение | 1 | 2 | 3 | 4 |
2 | Я быстро устаю | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | Я легко могу заплакать | 1 | 2 | 3 | 4 |
4. | Я хотел бы стать таким же счастливым, как и другие | 1 | 2 | 3 | 4 |
5. | Бывает, что я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решение | 1 | 2 | 3 | 4 |
6. | Я чувствую себя бодрым | 1 | 2 | 3 | 4 |
7. | Я спокоен, хладнокровен и собран | 1 | 2 | 3 | 4 |
8. | Ожидание трудностей очень тревожит меня | 1 | 2 | 3 | 4 |
9 | Я слишком переживаю из-за пустяков | 1 | 2 | 3 | 4 |
10. | Я вполне счастлив | I | 2 | 3 | 4 |
11. | Я принимаю все слишком близко к сердцу | 1 | 2 | 3 | 4 |
12 | Мне не хватает уверенности в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
13. | Я чувствую себя в безопасности | 1 | 2 | 3 | 4 |
14 | Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей | 1 | 2 | 3 | 4 |
15. | У меня бывает хандра | 1 | 2 | 3 | 4 |
16. | Я бываю доволен | 1 | 2 | 3 | 4 |
17. | Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня | 1 | 2 | 3 | 4 |
18. | Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом не могу о них забыть | 1 | 2 | 3 | 4 |
19. | Я уравновешенный человек | 1 | 2 | 3 | 4 |
20 | Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах | 1 | 2 | 3 | 4 |
Опросник состоит из двух подшкал: измерение тревожности как свойства личности и как эмоционального состояния.
Обработка: Из суммы ответов на вопросы 2, 3, 4, 5, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 20 вычитается сумма ответов на вопросы 1, б, 7, 10, 13, 16, 19. К полученной разности прибавляется цифра 35. Суммарный показатель по шкале Спилбергера до 30 баллов — низкий уровень тревожности; от 30 до 45 — средний; выше 45 — высокий уровень тревожности.
Ваша обработка:
Список класса | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
1.Иванов М. | + |
Учащимся с высоким уровнем тревожности следует уделять особое внимание, осуществлять мероприятия по созданию системы психологической помощи, по мере необходимости информацию довести до учителей предметников и родителей.
Форма сдачи:
Класс: _____ Кол-во отв.____ | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Количество учащихся с: |
Средний уровень по классу__________________
ДИАГНОСТИКА АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ (ОПРОСНИК БАССА-ДАРКИ)
Цель: выявить группы учащихся с высоким уровнем агрессии.
Методика проведения. На доске напишите варианты ответов: да + нет - Дети проставляют в столбик цифры с 1 до 31, а рядом после диктовки - вариант ответа, например: 1 -, 2 + и т.д.
1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим (да- нет).
2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю (да- нет).
3. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать (да- нет).
4. Мне кажется, что я не способен ударить человека (да- нет).
5. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами (да- нет).
6. Я часто бываю несогласен с людьми (да- нет).
7. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему (да- нет).
8. Когда я раздражен, я хлопаю дверями (да- нет).
9. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной (да- нет).
10. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку (да- нет).
11. Я не способен на грубые шутки (да- нет).
12. Я требую, чтобы люди уважали меня (да- нет).
13. Люди, которые изводят вас, стоят того, чтобы их «щелкнули по носу» (да- нет).
14. Я никогда не бываю мрачен от злости (да- нет),
15. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня (да- нет).
16. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь (да- нет).
17. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю (да- нет).
18. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь (да- нет).
19. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева (да- нет).
20. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ (да- нет).
21. Я дерусь не реже и не чаще других (да- нет).
22. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее (да- нет).
23. Я ругаюсь только со злости (да- нет).
24. Если для защиты своих прав нужно применить физическую силу, я применяю ее (да- нет).
25. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу (да- нет).
26. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает (да- нет).
27. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки (да- нет).
28. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение (да- нет
29. В споре я часто повышаю голос (да- нет).
30. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям (да- нет).
31. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить (да- нет).
Ответ оценивается по шкалам следующим образом:
1. Физическая агрессия: «да» = 1, «нет» = 0: (№ вопросов: 1, 10, 12, 15, 18, 21, 24, 27) ; «нет» = 1, «да» = 0: (№ вопросов 4,7)
2. Косвенная агрессия: «да» = 1, «нет» = 0: ((№ вопросов: 2, 5, 8, 14, 16, 22, 25; «нет» = 1, «да» = 0: (№ вопросов 11, 19)
3. Вербальная агрессия: «да» = 1, «нет» = 0: (№ вопросов 3, 6, 9, 12, 17, 20, 23, 28, 29; «нет» = 1, «да» = 0: (№ вопросов 13, 26, 30, 31)
Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4.
Обработка:
Список класса | Физическая агрессия: | Косвенная агрессия: | Вербальная агрессия: | Кол-во баллов | Заключение |
Сидоров | * | 27 | Норма |
Форма сдачи:
Класс: _____ Кол-во отв.____ | Физическая агрессия: | Косвенная агрессия: | Вербальная агрессия: | Среднее кол-во баллов по классу | Заключение |
Количество учащихся |
Методика «Изучение стартовых возможностей для личностного роста»
Цель: выявить методом анкетирования стартовые возможности учащихся
Ход работы: учитель рисует таблицу на доске и просит отметить +:
Место | Где ты чувствуешь себя | Где хотел бы и мог | |||
Комфортно | Успешным | ||||
Чувст- вовать себя комфортно | быть успешным | ||||
Урок | |||||
Секция | |||||
Кружок | |||||
Класс | |||||
Семья | |||||
Перемена | |||||
Друзья | |||||
Другое место |
Методика № 2: «Оценка КТД». Шкала оценивания от 1 до 5 б.
КТД класса | ||
КТД школы |
Методика № 3 «Психологический климат Шкала оценивания Отл. Хор. Уд. Плох.
Класс | ||
Школа |
Обработка и результаты: вписать %
Место | Где ты чувствуешь себя | Где хотел бы и мог | |||
Комфортно | Успешным | ||||
Чувст- вовать себя комфортно | быть успешным | ||||
Урок | Ч. % | Ч. % | Ч. % | Ч. % | |
Секция | Ч. % | Ч. % | Ч. % | Ч. % | |
Кружок | Ч. % | Ч. % | Ч. % | Ч. % | |
Класс | Ч. % | Ч. % | Ч. % | Ч. % | |
Семья | Ч. % | Ч. % | Ч. % | Ч. % | |
Перемена | Ч. % | Ч. % | Ч. % | Ч. % | |
Друзья | Ч. % | Ч. % | Ч. % | Ч. % | |
Другое место | Ч. % | Ч. % | Ч. % | Ч. % |
Методика 2: «Оценка КТД» Психологический климат
класс | школа | класс | школа | |
Средний бал | ||||
Средний бал |
Класс______________Кол-во _________Кол-во опрошенных__________
Методика №3 Самооценка сформированности ключевых компетенций.
Цель: определить уровень сформированности ключевых компетенций
Методика проведения: ответь на вопросы. Варианты ответов на доске: 0-нет, 1- иногда, 2- часто, 3 –всегда.
Готов ли ты:
1.Изменяться и адаптироваться, достигать согласия с другими.
2.Выявлять, осмысливать и оценивать шансы своего развития; проявлять собственные дарования, разрабатывать и развивать свои жизненные планы.
3.Обладаешь ли ты самостоятельностью, самоуважением, надежностью, ответственностью, чувством долга.
4.Умеешь ли ты адекватно оценивать свои способности и возможности.
5.Хочешь ли ты приобретать знания для дальнейшего образования.
6.Понимаешь ли ты необходимость личностного роста для успешного самоопределения в будущем.
7.Что предпочтешь ты: материальные ценности или здоровье, семью и интересная работу.
8.Проявляешь ли ты личностные качества — гражданские, нравственные, интеллектуальные, культурные.
9.Готов ли ты соблюдать в мире людей общечеловеческие, гуманные, нравственные законы и нормы.
10.Стремишься ли ты жить в гармонии с окружающим миром.
11.Умеешь ли ты самостоятельно планировать свою деятельность.
12.Способен ты к самореализации, активности в выборе деятельности.
13. Способен ли ты к самообразованию.
14. Способен ли ты к участию в проектно-исследовательской деятельности с целью овладения навыками продуктивной деятельности
15.Умеешь ли ты при помощи реальных объектов (телевизор, компьютер, принтер, модем) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.
16.Умеешь ли ты жить и работать в коллективе, иметь понятия о социальных ролях (лидер-организатор, лидер — генератор идей, исполнитель, зритель).
17.Имеешь ли ты представление о способах выхода из конфликтных ситуаций.
18.Имеешь ли ты навыки взаимодействия с различными социокультурными объектами коммуникации (умение корректно и правильно задать вопрос, представить себя, написать заявление и т.д.).
Обработка
№ ответа | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
О | ||||||||||||||||||
1 | ||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||
4 |
Сформированные компетенции:__________________________________________________
Несформированные компетенции________________________________________________
Класс______Кол-во_____Опрошено_________
ДРК «Семейные традиции».
Цель: изучить наличие семейных традиций. Перечислите, какие традиции (на доске) соблюдаются в вашей семье:
А) День рождения членов семьи Б) Новый год В) 8 марта Г) Спортивные мероприятия Д) Религиозные праздники (Пасха, Рождество, Крещение) Е) Банный день | ж) Выезд на дачу З) Совместный отдых И) Воскресный обед, ужин К) Культурные походы (кино, музей, выставки), Л) другие традиции - |
Отметить в % напротив
Спортивные увлечения твоей семьи. Указать, если есть, вид спорта, где и что посещают) Мама-, папа - , брат - , сестра - , бабушка, дедушка и т.д.
ДРК «Вредные привычки. Информированность» (Анонимно)
Цель: выявит наличие вредных привычек у школьников. Ход работы: на доске нарисована таблица и расшифровка:
1.Только пробовал | 2.Употребляю иногда | 3.Употребляю ненормативную лексику | 4.Информацию о вредных привычках в большей степени получаю от: | ||||||||||||
А | К | П | ПВ | А | Н | П В | П | Да | Нет | иногда | Ро ди те ли | Дру зья | Шко ла | СМИ |
А – алкоголь, К - курение, П – пиво, ПВ – психотропные вещества.
Учитель просит на листочке отметить только те варианты, которые соответствуют действительности. Например:
- А. П. 2.- П. 3 – Да 4.- Р.- 50%, СМИ – 20% Школа -15%, Друзья – 15%
Итог по классу:
1.Только пробовал | 2.Употребляю иногда | 3.Употребляю ненормативную лексику | 4.Информацию о вредных привычках в большей степени получаю от: | |||||||||||
А | К | П | ПВ | А | Н | П В | П | Да | Нет | Роди тели | Дру зья | Шко ла | СМИ | |
Чел. | ||||||||||||||
% |
ДРК «Наш класс»
Методика проведения: подготовить опросный лист. Прочитать утверждения, вопросы, варианты ответа дети вносят в таблицу (см. ниже).
1. Самочувствие в классе: а) мне здесь хорошо, чувствую себя в кругу друзей; б) есть отдельные друзья и товарищи, но
далеко не все; в) скорее здесь я одинок.
2. Отношения и классу: а) дорожу классом; б) не задумывался о значении класса в моей жизни; в) хотел бы перейти в другой класс, школу.
3. Наличие цели работы в классе:
а) думаю, что в классе проявляется забота о каждом ученике и обо мне тоже; б) считаю важным, что мы заботимся не только
о благополучии учеников, но и о жителях микрорайона, города; в) не чувствую заинтересованности в моем благополучии.
4. Отношение к деятельности класса: а) ничего не хотел бы менять
б) хотел бы внести существенные изменения в работу класса в) полагаю, что следует в корне изменить работу в классе.
5. Отношение к коллективным творческим делам: а) в классе проводятся КТД и я в них почти всегда участвую; б) хотел
бы чаще проводить КТД в классе; в) КТД в нашем классе не нужны.
6. Общение в классе: а) согласен, что большинство учеников стремятся к общению со всеми ребятами в классе;
б) думаю, что в основном дружат по группам; в) никто не дружит
7. Творческое самовыражение: а) доволен, что есть возможность проявить себя в классе; б) здесь, в классе, открыл в себе некоторые способности и имею возможность их удовлетворить; в) думаю, что во мне есть способности, о которых в классе
не знают. Дети заполняют такую таблицу. Ответы теста подсчитываются по ней:
№ вопроса | А | Б | В |
1 | 10 | 2 | -10 |
2 | 10 | 2 | -10 |
3 | 10 | 20 | -10 |
4 | 10 | 5 | -10 |
5 | 20 | 10 | -10 |
6 | 10 | 5 | -5 |
7 | 10 | 20 | -10 |
Наибольшее количество индивидуально набранных очков - 100, наименьшее - 65. Для определения общего мнения о классе
выводится среднее арифметическое. Но можно составить среднее арифметическое по каждому вопросу анкеты и отметить
личное отношение каждого ученика в коллективе, составив следующую таблицу: \образец\
Фамилия Имя | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Общ. балл | ||||||||||||||
а | б | в | а | б | в | а | б | в | а | б | в | а | б | в | а | б | в | а | б | в | ||
Иванов А Петров И | 10 | 2 | 10 | -10 | 10 10 | 10 | 20 | 10 | 10 | -5 | 10 | -10 | 7-80 | |||||||||
Ср. б. по ? |
Итоги:
среднее кол-во баллов по каждому вопросу:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Общее кол-во баллов по Кл | |||||||||||||||||||
а | б | в | а | б | в | а | б | в | а | б | в | а | б | в | а | б | в | а | б | в | ||||||
Анкетирование
Просим высказать ваше мнение по указанным вопросам. Заранее благодарим за сотрудничество.
1.Кто для вас является примером для окружающих людей?
Пример | |||
1.Родители | |||
2.Никто | |||
3.Президент | |||
4.Сам | |||
5.Родстственники | |||
6.Старшие | |||
7.Друзья | |||
8.Все люди сами по себе | |||
9.Певица Валерия | |||
10.Ленин | |||
11.Майкл Джордан | |||
12.Человек, ведущий здоровый образ жизни |
2.Какие черты характера вы больше всего цените в людях?
Черты характера | ||
1.Доброта | ||
2.Честность | ||
3.Справедливость | ||
4.Искренность | ||
5.Добропорядочность | ||
6.Взаимопонимание | ||
7.Скромность | ||
8.Независимость | ||
9.Отзывчивость | ||
10.Уважение | ||
11.Вежливость | ||
12.Целеустремленность | ||
13.Сочувствие | ||
14.Чувство юмора | ||
15.Воспитанность | - | 1ч |
16.Щедрость | - | 2ч |
17.Доброжелательность | ||
18.Любовь | ||
19.Ум | ||
20.Храбрость | ||
21.Доверие | ||
22.Сочувствие | ||
23.Трудолюбие | ||
24.Верность | ||
25.Самостоятельность | ||
26.Ответственность | ||
27.Дружелюбие | ||
28.Отзывчивость | ||
29.Добросовестность | ||
30.Откровенность | ||
31.Отходчивость | ||
32.Преданность | ||
33.Настойчивость |
4.Какие литературные произведения нравятся вам больше других?
Название произведения | ||||
5.Ваш любимый литературный герой?
Герой | ||||
1.Онегин | ||||
2.Н.Ростова | ||||
3.Супермен | ||||
4.Ш.Холмс | ||||
5.Гарри П. | ||||
6.Дюймовочка | ||||
7.Робинзон К. | ||||
8.Дама с собачкой | ||||
9.Бедная Лиза | ||||
10.Нет таких | 3ч. | 7ч. | 10ч. | |
11.Печорин | - | 3ч. | ||
12.Т. Ларина | - | 3ч. | ||
13.В.Теркин | - | 3ч. | ||
14.Фантомас | - | 1ч. | ||
15.Бэла | - | 1ч. | ||
16.Тарас Б. | - | 1ч. | ||
17.Джульетта | - | 1ч. | ||
18.Геракл | 1ч. | |||
19.Олеся («Гран.Браслет) | 3ч. | |||
20.Чацкий | - | - | 2ч. | |
21Трое из леса | 1ч. |
5.Кого из политических деятелей, борцов за счастье людей прошлого и настоящего вы цените больше всего?
Имя | 9В 21чел. | Всего63ч. | ||
1.Петр 1 | ||||
2.Жириновский | ||||
3.Столыпин | ||||
4.Путин | ||||
5.В.Мономах | ||||
6.И.Грозный | ||||
7.Витте | ||||
8.Николай 2 | ||||
9.Никто | ||||
10.Сталин | ||||
11.Декабристы | ||||
12.Филипенко | ||||
13.Кутузов | ||||
14.Александр 1 | ||||
15.Хакамада | ||||
16.Ельцин | ||||
17.Распутин | ||||
18.Ленин | ||||
19.Брежнев | ||||
20Ллойд Дж. | ||||
21.Рузвельт |
6.Кто из героев кинофильмов вам нравиться больше всего и почему?
Герой | ||||
1.Жади | ||||
2.Том Круз | ||||
3.Джони | ||||
4.Д.Чан | ||||
5.Э.Мерфи | ||||
6.Бодров | ||||
7.М.Гибсон | ||||
8.Б.Ли | ||||
9.Участковый (С.Безруков) | ||||
10.Д.Бонд. | ||||
11Фантомас | ||||
12.Лукас | ||||
13.Шварцнегер | ||||
14.Никто | ||||
15.Не ответили | ||||
16.Д.Керри | ||||
17.К.Диас | ||||
18.Пеппи Д.чулок | ||||
19.Саша Маленький | ||||
18.Электроник | ||||
19.Штирлиц | ||||
20.Вера ( «М. Вера») | ||||
21.Героини из к\ф «Москва слезам..») | ||||
22Волк «Ну, погоди! | ||||
23.В.Теркин |
7.Кто из представителей спорта ваш идеал и почему?
ИМя | ||||
1.Курникова | ||||
2.Д.Бекхэм | ||||
3.Кабаева | ||||
4.Дементьева | ||||
5.Хоркина | ||||
6.Гамова | ||||
7.Немов | ||||
8.Ренальдо | ||||
9.М.Джордан | ||||
10.М.Биби | ||||
11.Клячко | ||||
12.Давите | ||||
13.Ф.Тони | ||||
14.Учитель Шабаева | ||||
15.Учит. Лысенко | ||||
16.Учит.Петр Михайлович. | ||||
17.М.Балацир | ||||
18.Шумахер | ||||
19.Мостовой | ||||
20.Пиманков | ||||
21.С.Овчинников | ||||
22.Никто |
8.Какие профессии вас привлекают в жизни?
Профессии | ||||
1.Лингвист | ||||
2.Экономист | ||||
3.Банкир | ||||
4.Стилист | ||||
5.Врач | ||||
6.Психолог | ||||
7.Хореограф | ||||
8.Бухгалтер | ||||
9.Программист | ||||
10.Менеджер | ||||
11.Социолог | ||||
12.Юрист | ||||
13.Фармацевт | ||||
14.Предприниматель | ||||
15.Переводчик | ||||
16.Повар | ||||
17.Инженер | ||||
18.Дизайнер | ||||
19.Секретарь | ||||
20.Учитель | ||||
21Эколог | ||||
22.Водитель | ||||
23Журналист | ||||
24.Парикмахер | ||||
25.Археолог | ||||
26.Электрик | ||||
27Летчик | ||||
28.Химик | ||||
29.Историк | ||||
30.Автогонщик | ||||
31Строитель | ||||
32.Милиционер | ||||
33Художник | ||||
34Архитектор | ||||
35Дипломат |
9.Произведения каких художников и композиторов вам нравятся?
Фамилии | ||||
1.Малевич | ||||
2.В.Цой | ||||
3.Пикассо | ||||
4.Чайковский | ||||
5.Левитан | ||||
6.Лист | ||||
7.Шопен | ||||
8.Бах | ||||
9.Моцарт | ||||
10.М.Круг | ||||
11.Бетховен | ||||
12.И.Крутой | ||||
13И.Николаев | ||||
14.Л.да Винчи | ||||
15.Репин | ||||
16. Нет таких | ||||
17.Штраус | ||||
18.С.Шнуров | ||||
19.С.Бабкин | ||||
20.А.Князев |