«Адаптационные игры как форма психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса»
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
«Адаптационные игры как форма психолого-педагогического
сопровождения образовательного процесса»
Адаптация – приспособление строения и функций организма к условиям существования в окружающей среде. Она происходит постоянно, имеет защитный характер, потому что позволяет человеку перестраивать свою деятельность с учетом обстоятельств и повышать ее продуктивность, т.е. развиваться.
Адаптацию необходимо рассматривать не как пассивное приспособление к меняющимся условиям, а как процесс выработки новых форм и способов активности, обеспечивающих эффективность деятельности в меняющихся условиях и сохранения своего психофизического благополучия.
В психологии различают адаптацию психологическую, под которой понимают приспособление психической деятельности человека к условиям окружающей среды, и социальную – приспособление человека к определённым формам социальной деятельности.
Неотъемлемой частью организации образовательного процесса в Доме детского творчества является психолого-педагогическое сопровождение, целью которого является помощь учащимся в решении проблем личностного развития, самореализации и адаптации в социуме, создание благоприятного климата в учебных группах.
Реализация данной цели осуществляется средствами дополнительных общеобразовательных программ.
Начало знаний ребёнка в учреждении дополнительного образования всегда сопровождается процессом адаптации. Занятия в детских объединениях отличаются от уроков в школе, дети приходят к нам из нескольких образовательных учреждений, уровень их физического и психического развития не одинаков. Некоторые учебные группы предусматривают разновозрастный состав детей, есть детские объединения, где занимаются в основном девочки (хореография, театры моды) или смешанный состав подростков. Успешной адаптации детей к новым условиям способствуют специальные игры, которые позволяют нашим обучающимся быстрее познакомиться, почувствовать свою сопричастность к группе, создают ощущение безопасности и принятия, снижают эмоциональное напряжение, способствуют оптимизации психологического климата в коллективе.
Для проведения данной работы на должном уровне в начале каждого учебного года педагог-психолог проводит установочный семинар педагогам, в рамках которого проходит знакомство с адаптационными играми и «проживание» их. Большое внимание уделяется эмоциональной составляющей участия в игре. Апробация игр с педагогами дает эффект сплочения коллектива, эмоциональной разрядки, положительного настроя на новый учебный год. После такого практикума педагоги сами успешно проводят адаптационные игры в кружках, объединениях, игры особенно актуальные в первые месяцы с начала образовательного процесса и при поступлении в группу новичков.
Как правило, адаптационные игры чаще всего проводятся на вводном этапе занятий и всегда воспринимаются с радостью как детьми младшего школьного возраста, так и подростками. По результатам диагностик, проводимых в конце учебного года, у обучающихся наблюдается повышение уровня коммуникативных и регулятивных универсальных действий, снижается уровень тревожности, отмечается положительный психологический климат в коллективе.
Предлагаю вашему вниманию несколько наиболее популярных адаптационных игр.
«Представление начинается»
Задача участников игры – знакомиться с остальными, называя свое имя. Только делается это не совсем обычно. Участникам нужно образовать круг. Каждый по очереди говорит, как его зовут, и совершает определенное движение. Другие повторяют имя игрока и то движение, которое он показал.
«Имя-качество»
Участники игры становятся в круг. Обычно игру начинает ведущий, называя свое имя и какое-либо прилагательное или качество характера на первую букву своего имени. (Например: Люба - любезная).
Рядом стоящий участник повторяет то, что сказал предыдущий и называет свое имя-качество. Наталья-нежная, Алексей-активный, и так далее.
Игра позволяет быстро познакомиться и запомнить имена.
«Ветер дует»
Подобная игра сблизит детей и поможет избавиться от зажатости.
Участникам говорится о том, что в комнате слишком жарко и что нужен ветерок. Желающие становятся возле стенки в ряд. Ведущий говорит: «Ветер дует на того, кто…». А потом добавляет: «…любит яблоки», «…в брюках», «…имеет домашнее животное» и так далее. К кому подходит сказанное, тот бежит к противоположной стене и потом возвращается обратно. Признаки должны придумываться такие, чтобы они объединяли участников игры.
«Веревочка»
Оборудование: цветной шпагат три метра длиной, связанный узлом в кольцо.
Участникам предлагается встать вокруг веревочного кольца, взявшись за него левой рукой. Ведущий делает акцент на том, что все мы – одна группа, мы все связаны, настроение каждого отражается на состоянии всей группы. Детям должны обозначить свое настроение высотой от пола. Веревка на уровне талии – настроение ровное, спокойное; поднята вверх – радостное, опущена вниз – грустное.
Веревочку можно превратить в препятствие. Для этого нужно взяться за руки, надеть веревочное кольцо на запястье ведущего. Все члены группы, начиная с ведущего, по очереди пролезают через веревочное кольцо, не расцепляя рук.
«На льдине»
Игра направлена на преодоление физического барьера.
Оборудование: газеты.
Игра хорошо подходит для детей подросткового возраста и старше.
На полу расстилаются газеты, которые имитируют льдину. Ведущий предлагает участникам представить весенний ледоход. Задача участников игры – «плыть» на льдине всей группой, чтобы никто не «свалился в воду».
Постепенно «льдина тает» - размер газет уменьшается, участники придвигаются близко друг к другу.
Благодаря игре атмосфера становится теплее. После игры следует провести рефлексию.
«Разминка-приветствие»
Обучающиеся становятся в круг, вытягивают правую руку вперед и строят башню из ладоней, заканчивая предложение: «Команда – это…(предложение может быть любым, связанным с видом деятельности или событием, например, моделирование – это…)». Потом кладут сверху левую ладонь и называют свое качество, которое может быть полезным при работе в группе.
«Угадай прикосновение»
Рука участвует в важнейших событиях жизни человека. Через руку матери ребенок получает первую любовь и заботу. Обучаясь в школе, он поднимает руку, чтобы ответить.
Надо почувствовать руку друг друга и угадать, чьи это прикосновения. Ведущий, сидя на стуле, кладет на колени руки ладонями вверх, закрывает глаза. Другие ребята по очереди кладут свои ладони сверху, ведущий угадывает, кто к нему прикоснулся.
Если ведущий затрудняется с ответом, то можно назвать его по имени. При этом к тактильному подключается аудиальный канал, ведущий угадывает по голосу того, кто к нему прикоснулся. Допускается, чтобы ведущий прикоснулся к волосам или одежде участника.
«Что за зверь?»
Все берутся за руки стоя в кругу и начинают запутываться. Когда все запутались и получилась одна большая «путанка», можно вообразить, что вся группа превратилась в одного огромного зверя. Теперь срочно необходимо определить, где находится голова, а где хвост. Научиться двигаться во все стороны, в том числе назад. А потом можно пробежаться и, может быть, кого-то «съесть».
Рефлексия. Какие ощущения и эмоции испытали при выполнении задания?
«Поезд»
6-8 человек становятся «вагонами», положив руки на плечи впереди стоящего. Все, кроме первого, закрывают глаза. Этому «поезду» нужно проехать через препятствия, которые изображают другие участники. Задача поезда - проследовать от стены до стены, по пути объехав 3-4 препятствия. Участники препятствия шипят, при опасно близком расстоянии издают предостерегающие звуки.
Рефлексия. Кому больше понравилось быть локомотивом? Вагонами? Препятствиями? С чем это связано? Какие эмоции возникли при движении в составе «поезда»?
«Ковер-самолет»
Игра направлена на слаженность работы в команде. Участники берутся правой рукой за край покрывала. На покрывале лежат 8-12 воздушных шариков или легких мячиков.
Участникам по команде ведущего необходимо:
- двигаться по часовой стрелке;
- перехватиться за покрывало левой рукой;
- присесть и встать;
- правой рукой держать покрывало и левой погладить соседа по голове.
Смотрим количество оставшихся шаров на покрывале.
Рефлексия. Насколько легко было выполнять упражнения? Что мешало? Чего хотелось во время игры?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активные формы обучения в образовательном процессе
Описаны основные принципы и методы работы на уроках иностранного языка. Представлены наиболее интересные формы работы на уроке....
Активные формы обучения в образовательном процессе
Описаны основные принципы и методы работы на уроках иностранного языка. Представлены наиболее интересные формы работы на уроке....
Активные формы обучения в образовательном процессе
Описаны основные принципы и методы работы на уроках иностранного языка. Представлены наиболее интересные формы работы на уроке....
Занятие – праздник, как одна из форм повышения эффективности образовательного процесса в творческом объединении детей, изучающих английский язык.
Одной из нетрадиционных форм проведения занятий является занятие-праздник. На таких занятиях удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера. Предлагаю р...
Особенности дискуссионной формы работы в образовательном процессе
Особенности дискуссионной формы работы в образовательном процессе...
Внедрение новых форм педагогического контроля образовательного процесса в рамках ФГОС
Методическая разработка посвящена проблемам педагогического контроля образовательного процесса. Рассматривается один из вариантов педагогического контроля – компьютерное тестирование. В разработке...
«Практическая деятельность воспитанников,как форма повышения эффективности образовательного процесса» ( из опыта работы)
Материал из опыта работы в объединении эколого-биологической направленности.Рассказывается о практических видах деятельности детей, которые повышают эффективность образовательного процесса...