Адаптационное занятие в пятом классе
план-конспект занятия по психологии (5 класс)

Адаптационное занятие в 5 классе "Морское путешествие".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptatsionnoe_zanyatie_dlya_5_klassa.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптационное занятие для 5 класса.

Морское путешествие

Цель: способствовать формированию дружеских отношений в классе.

Задачи:

  • Настроить детей на уважение и принятие себя и товарищей,
  • Формирование дружеских отношений в классе,
  • Активизация творческого потенциала.

I. Вводная часть. Создание доверительного и комфортного пространства. Психологическая разминка.

Ведущий. Я рада приветствовать вас. Спасибо, что нашли время прийти и принять участие в нашем сегодняшнем занятии. Прежде чем мы приступим непосредственно к занятию, я предлагаю вам поздороваться друг с другом.

Игра-активатор “Друг к дружке”.

Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро.

Выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.

А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро “поздороваться” друг с другом. А когда я скажу: “Друг к дружке!”, вы должны будете поменять партнера.

- Правая рука к правой руке!
- Нос к носу!
- Спина к спине!
- Друг к дружке!
- Бедро к бедру!
- Ухо к уху!
- Пятка к пятке!
- Друг к дружке!
- Носок к носку!
- Живот к животу!
- Лоб ко лбу!

- Друг к дружке!
- Бок к боку!
- Колено к колену!
- Мизинец к мизинцу!
- Друг к дружке!
- Затылок к затылку!
- Локоть к локтю!
- Кулак к кулаку!

II. Основная часть.

Звучит музыка, слышен шум моря.

Ведущий. Послушайте отрывок из песенного текста К. Ибряева “Школьный корабль” (если есть запись песни, то можно прослушать и не декламировать текст наизусть).

И в сентябрьский день погожий,
И когда метет февраль,
Школа, школа ты похожа
На корабль, бегущий вдаль.
Сейчас ваша вахта у школьной доски,
Так, значит,
Немножко вы все моряки,
Вам жажда открытий знакома,
Дороги у вас далеки.

Психолог: – Ребята, с какими образами сравниваются в песне школа и ученики?

Ответ: школа – корабль, ученики – моряки.

– Почему школа ассоциируется с кораблем?

Ответы: корабли совершают путешествия в неведомые страны, открывают новые неизвестные земли, а мы тоже путешествуем, но не по морям и океанам, а по стране знаний.

Итак, отправимся в путь. Осталось лишь закрепить паруса. Но как это сделать?

Упражнение "Наши лучшие качества"

Ведущий показывает детям бутылку с письмами.

Ведущий. Есть такой обычай: отправлять по морю письма в бутылках. Быть может, мы найдем ответ в этой бутылке, которая прибилась к нашему берегу?

Из бутылки извлекаются письма. Дети читают письма. 

Ведущий. Какие же новости принесли нам волны?

В процессе разговора ведущий должен подвести детей к мысли, что содержание всех писем – это описание их (детей) человеческих качеств.

Итак, представьте себе, что наш парусник вышел в открытое море. Плавание проходит вполне спокойно. У экипажа есть время для своих собственных дел по интересам.

А какие же есть у экипажа 5-го класса интересы, пристрастия, желания, развлечения?

Дети делятся на тройки. Ведущий приглашает себе в помощь группу детей, которые являются в классе лидерами, и просит раздать остальным участникам пилюли от морской болезни. Это конфеты. Их количество подобрано по количеству детей, но каждого вида по три-четыре штуки. Помощники ведущего не имеют права угощать друг друга.

Ведущий. Пожалуйста, объединитесь в тройки по сорту конфет и, ответив на анкету, найдите, что вас объединяет, отметьте, какие есть различия (дети отвечают на анкету в образовавшихся группах).

1. Твое любимое животное.

2. Любимое занятие.

3. Любимый цвет.

4. Любимое блюдо.

5. Любимый фильм.

Рефлексия: один человек из группы рассказывает, по каким вопросам более всего совпадений, а по каким есть различия.

Ведущий подводит итог: значит, в свободное время матросы на корабле могут собраться в кают-компаниях по интересам.

На иллюминаторы корабля прикрепляются таблички – названия клубов по интересам: любители кошек, меломаны, спорт, танц-клуб, мечтатели, кулинары, киноманы...

Игра «Превращения»

Ведущий. Среди моряков бытует поверье, что, встретив в плавании говорящую летучую рыбу и не послушав ее приказаний, можно сбиться с курса и навсегда сгинуть в морской пучине. Много и других опасностей подстерегает путешественников в морском плавании: пираты, русалки, привидения. Мы должны заранее подготовиться к такой опасности.

Разделитесь на пары по желанию. Решите, в какую вещь, предмет могли бы вы превратиться на время, чтобы избежать опасности. Вы можете это сделать вдвоем или по одному, лишь посоветовавшись с другом.

Дети пишут тайные записочки-превращения и прячут их на корабле (прикрепляют с помощью скотча).

Рефлексия: по желанию дети могут рассказать, в кого бы хотели превратиться и почему. Вот ответы ребят, которые решились поделиться с товарищами: цветок, дверь, сундук, кактус, парус, зеркало.

Выбор штурмана и девиза

Ведущий: Конечно, в нашем путешествии могут быть и непредвиденные трудности, с которыми придется бороться. Неплохо бы при этом иметь бывалого, знающего капитана, который бы крепко держал штурвал корабля.

Далее ведущий подводит детей к мысли, что рулевой на их корабле – классный руководитель. (К штурвалу прикрепляются инициалы классного руководителя.)

Ведущий. Корабль с алыми парусами стал поистине вашим кораблем, его паруса поддерживают ваши самые сильные качества, у каждого есть тайное местечко на корабле, спасающее его от опасностей, а штиль вы можете переждать в узком кругу друзей в приятном общении, Значит, на флаге яхты с алыми парусами должно быть начертано что-то одно, общее для всех. Какие у вас предложения?

Выбрать что-то наиболее подходящее. Флаг с девизом прикрепляется на самую высокую матчу.

РИТУАЛ ПРОЩАНИЯ

Ведущий говорит о том, что в течение всей встречи ребята по-новому открывались друг другу и нам, взрослым.

Что тронуло вас во время занятия? Что понравилось, не понравилось?

Что порадовало, что огорчило? Что было приятно, неприятно?

Все встают в круг, троекратно пожимают друг другу руки со словами: «До новых встреч! Спасибо за путешествие!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психологических адаптационно-развивающих занятий в первом классе

Основная цельданной работы: способствовать осознанию позиции школьника, снижение высокого уровня тревожности и напряженности в процессе адаптационного периода.Задачи психологических занятий по програм...

Программа адаптационных занятий по профилактике проявлений школьной дезадаптации у учащихся 1 классов «Здравствуй школа – это я!»

Адаптироваться к школе для первоклассника — задачка не из легких. Происходит это у всех по-своему и, увы, не всегда гладко. И если «не гладко» (это называется дезадаптацией), то есть с нар...

Адаптационные занятия для пятиклассников "Планета моего класса"

Адаптационные занятия для пятиклассников  в период перехода из младшего в среднее звено....

Адаптационные занятия для обучающихся 5 классов «Мы- пятиклассники»

Переход из начальных классов в сред­ние — процесс непростой как с физиоло­гической, так и с психологической точки зрения. Дети вступают в сложный воз­раст, который называется переходным, непростой и п...

Методическая разработка группового адаптационного занятия для учащихся с овз 1х классов с участием классного руководителя и воспитателя «Лесная школа доброты и вежливости».

Групповое адаптационное занятие с участием детей и педагогов 1-го класса проводиться педагогом-психологом на начальном этапе адаптационного периода.Содержит элементы визуализации, ролевой игры, релакс...

Адаптационное классный час для пятиклассников «Первый раз в пятый класс!»

Материал предназначен для работы школьного психолога.Цель: помочь детям прояснить свои цели на время обуче­ния в пятом классе.Задачи:1.      способствовать созданию довер...

Адаптационное занятие-тренинг для 10 класса "Класс глазами каждого"

Психологическое занятие-тренинг для 10 класса...