Программа психологических адаптационно-развивающих занятий в первом классе
методическая разработка по психологии по теме
Основная цельданной работы: способствовать осознанию позиции школьника, снижение высокого уровня тревожности и напряженности в процессе адаптационного периода.
Задачи психологических занятий по программе:
1. Формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей.
2. Формирование школьной мотивации.
3. Формирование и развитие произвольной деятельности.
4. Формирование сравнительно хорошей эмоциональной устойчивости.
5. Формирование и развитие планомерного и расчлененного восприятия, элементов теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенных форм мышления и основных логических операций, смыслового запоминания.
6. Формирование умения выделять учебную задачу и превращать ее в самостоятельную цель деятельности.
7. Формирование качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями.
8. Психологическая поддержка родительской готовности к началу обучения в школе.
Методы работы:
коррекционно-развивающие упражнения, арттерапия, игротерапия, музыкотерапия, беседа, показ примеров и образцов, создание ситуации успеха.
Прогнозируемый результат: плавный и последовательный процесс прохождения адаптационного периода учащихся первых классов, снижения высокого уровня напряженности, тревоги у детей и создание эмоционального комфорта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma1klass.docx | 20.67 КБ |
Предварительный просмотр:
§ 1. Пояснительная записка.
Начальная школа по праву рассматривается в качестве основополагающего звена в системе образовательной и профессиональной школы.
В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важнейших мест в развитии представлений психологической науки.
Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. Бесспорно и то, что чем лучше готов организм ребенка ко всем изменениям, связанным с началом обучения в школе, к трудностям, которые неизбежны, тем легче он их преодолевает, тем спокойнее и безболезненней будет протекать процесс приспособления к школе.
Научные исследования показали, что начинать учебу в школе могут дети, обладающие достаточной функциональной готовностью, т. е. «школьной зрелостью». Психологи определяют школьную зрелость как достижение такой степени развития, когда ребенок «становится способным принимать участие в школьном обучении». В работах советских исследователей подчеркивается, что готовность к обучению в школе – многокомпонентное образование. У истоков такого подхода стоит Л. И. Божович, которая еще в 60-ые годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности и познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.
Поэтому принято считать, что готовность ребенка к систематическому обучению в школе («школьная зрелость») – это тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка. В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты:
- личностная готовность;
- интеллектуальная готовность ребенка к школе;
- социально-психологическая готовность к школьному обучению.
Актуальной проблемой в системе образования является проблема адаптации первоклассников к школе. Приходя в школу, попадаю в новую ситуацию, все дети переживают и волнуются. Кто-то привлекает к себе внимание повышенной активностью и подвижностью, кто-то как будто замирает. Что же является наиболее сложным для детей?
Первоклассникам неизвестны правила поведения ученика в школе, на уроках. Детям предстоит новые знакомства: друг с другом, с учителями. Часто и через полгода дети не знают имен большей части одноклассников. Все это замедляет процесс адаптации. При этом высокий уровень тревожности, напряженности, страха перед новым и неизвестным также замедляет процессу адаптации.
Основная цель данной работы: способствовать осознанию позиции школьника, снижение высокого уровня тревожности и напряженности в процессе адаптационного периода.
Основными принципами работы программы являются:
1. Принцип создания развивающей ситуации. Пробудить детей к высказываниям и обсуждению разных точек зрения по поводу выполнения определенных заданий.
2. Принцип природосообразности. Содержание программы соотнесено с возрастными нормами развития мыслительных процессов детей младшего школьного возраста.
3. Принцип системности. Учебно-развивающий материал выстроен по принципу возрастания уровня сложности выполнения заданий.
4. Принцип доступности. Материал представлен в конкретной форме, в виде известных жизненных ситуаций, что активизирует познавательный интерес детей, побуждает к размышлениям.
Задачи психологических занятий по программе:
- Формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей.
- Формирование школьной мотивации.
- Формирование и развитие произвольной деятельности.
- Формирование сравнительно хорошей эмоциональной устойчивости.
- Формирование и развитие планомерного и расчлененного восприятия, элементов теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенных форм мышления и основных логических операций, смыслового запоминания.
- Формирование умения выделять учебную задачу и превращать ее в самостоятельную цель деятельности.
- Формирование качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями.
- Психологическая поддержка родительской готовности к началу обучения в школе.
Методы работы:
коррекционно-развивающие упражнения, арттерапия, игротерапия, музыкотерапия, беседа, показ примеров и образцов, создание ситуации успеха.
Форма работы: групповая. Данные занятия проводятся в подгруппах по 10-12 человек, один раз в неделю.
Прогнозируемый результат: плавный и последовательный процесс прохождения адаптационного периода учащихся первых классов, снижения высокого уровня напряженности, тревоги у детей и создание эмоционального комфорта.
Рекомендации по проведению занятий.
На групповых психологических занятиях ребенок вне зависимости от учебных успехов должен чувствовать собственную ценность и значимость. Ребенок лучше всего запоминает информацию, когда не только слушает ее, но и видит ее наглядное изображение, имеет возможность потрогать изучаемый объект. В групповые занятия должны включаться игровые и двигательные задания. Необходимо содействовать рефлексии учащихся и помогать в осознании своих эмоциональных состояний. Учебная деятельность более эффективна в условиях игры, при наличии элементов соревнования. Через игровые роли и сказочные образы дети получают возможность осознавать собственные трудности, их причины и пути их преодоления. Полезно включать в занятия задания, которые дают возможность понять, что радовать или огорчать педагога могут не только их успехи или дисциплина на уроке, но и чтение книг, общение с одноклассниками. Нужно учитывать, что большинство детей растут в атмосфере домашнего тепла и тепла. В классе вокруг много ровесников, но они все чужие, и общение с ними нужно выстраивать заново, и далеко не каждый ребенок легко устанавливает новые привязанности. Поэтому важной задачей становится установление атмосферы дружелюбия.
Следует иметь в виду, что в случае эмоциональной усталости у ребенка может проявляться «детское» поведение: плач, капризы, желание телесных контактов. При появлении таких симптомов следует разрешить ребенку не включаться в занятия, а можно, например, порисовать.
Особенности организации образовательного процесса.
Предлагаемый курс рассчитан на 1год и представлен в двух частях.
Первая часть «Я поступил в первый класс!» представлена в количестве 10 часов. Включает в себя адаптационно-развивающие занятия, направленные на знакомство со школой, с учениками своего класса, привыканию требованиям обучения.
Вторая часть «Мой эмоциональный мир» представлена в количестве 15 часов. Включает в себя занятия, направленные на обучение умения понимать и контролировать свои эмоциональные состояния, на снижения высокого уровня тревожности.
Тематический план занятий по программе психологических адаптационно-развивающих занятий в первом классе.
№ | Тема | Задачи | Кол-во часов |
Первая часть «Я поступил в первый класс!» | 10 | ||
1 | Знакомство. Введение в мир психологии | Содействовать осознанию позиции школьника. Предоставить детям возможность назвать свои имена и создание условий для запоминания. | 1 |
2-3 | Правила школьной жизни | Знакомство друг с другом и правилами поведения. Создание доброжелательной атмосферы. Формирование у детей реалистических представлений о правах и обязанностей школьника и дошкольника. Практическое освоение правил поведения во время занятий. | 2 |
4 | Для чего дети ходят в школу. | Осознание детьми своего нового статуса школьника. Формирование учебной мотивации. Формирование навыков учебного сотрудничества. Создание доброжелательной атмосферы. | 1 |
5 | Мой класс | Создание доброжелательной атмосферы. Организация взаимодействия между учащимися. Создание предпосылок для формирования навыков учебного сотрудничества. | 1 |
6-7 | Учимся работать дружно | Формирование у детей отношения друг к другу как к партнерам в учебном сотрудничестве. Создание предпосылок для групповой сплоченности класса. | 2 |
8 | Мои успехи в школе | Развитие уверенности в себе и своих учебных возможностях. Создание условий для снижения высокого уровня тревожности. | 1 |
9-10 | Моя «учебная сила» | Развитие уверенности в себе и своих учебных возможностях. Закрепление позитивного эмоционального отношения к учебе и школе в целом. | 2 |
Вторая часть «Мой эмоциональный мир» | 15часов | ||
11 | Мои чувства | Знакомство с разнообразным эмоциональным миром. Обучение распознаванию и описанию своих чувств и чувств других людей. | 1 |
12 | Рисуем настроение | Создание доброжелательной атмосферы. Обучение выражать свое эмоциональное состояние. Продолжение знакомства с самим собой. | 1 |
13-14 | Радость | Знакомство с эмоцией «радость». Обучение умению различать эмоции. Обучение умению выражать данную эмоцию. Обучение умению говорить. | 2 |
15-16 | Грусть | Знакомство с эмоцией «грусть». Обучение умению различать эмоции. Обучение умению выражать данную эмоцию. Обучение умению говорить. | 2 |
17-18-19 | Страх | Знакомство с эмоцией «страх». Обучение умению различать эмоции. Обучение умению выражать данную эмоцию. Формирование умения справляться со своим страхом. | 3 |
20-21 | Злость | Знакомство с эмоцией «злость». Обучение умению различать эмоции. Обучение умению выражать данную эмоцию. Обучение умению говорить. | 2 |
22 | Зависть | Знакомство с состоянием «зависть». Обучение умению выражать данное состояние. Формирование умения справляться с завистью. | 1 |
23 | Автопортрет | Формирование умения принимать себя таким, какой ты есть. Создание ситуации успеха и благополучия. | 1 |
24-25 | Итоговое занятие | Закрепление знакомства с разнообразием эмоционального мира. Закрепление умения принимать себя и умения выражать свое эмоциональное состояние. Создание доброж. атмосферы. | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
музыкально – ритмическое занятие в первом классе « Русский народный танец»
Развивать речевое дыхание, голос. Уметь воспринимать музыку через зрительный, тактильновибрационный и слуховой анализаторы. Уметь выражать свои эмоции раз...
Программа психологического практикума "Познай себя" (7 - 8 классы).
Программа психологического практикума«Познай себя»(7 – 8 классы) ...
Программа психологического сопровождения процесса адаптации учащихся 5 класса к условиям обучения в средней школе «Я – пятиклассник».
Программа психологического сопровождения процесса адаптации учащихся 5 класса к условиям обучения в средней школе...
Конспект занятия в первом классе № 1
На тему "Семья"...
Авторская методика преподавания английского языка на внеурочных занятиях в первом классе.
Общеизвестно, что приоритетным направлением в начальных классах являются познавательный, развивающий и воспитательный аспекты обучения школьным предметам. Следовательно, внеурочные занятия по английск...
Логопедическое занятие в первом классе по теме «Наши гласные такие разные»
Логопедическое занятие в первом классе по теме «Наши гласные такие разные»...
Домашние логопедические занятия для первого класса
Данная публикация содержит задания для домашних логопедических занятий с учащимися первых классов с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Задания по развитию и коррекции речи на материале букв Ж...