Тренинг личностного роста для педагогов "Мое психологическое благополучие"
методическая разработка по психологии
Тренинг личностного роста для педагогов "Мое психологическое благополучие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_lichnostnogo_rosta.doc | 944.36 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГКОУ «Приволжская школа - интернат»
Тренинг личностного роста
для педагогов
«Мое психологическое благополучие»
Подготовила
Соловьева Н.А.
педагог-психолог
2019-2020 учебный год
Тренинг личностного роста для педагогов
«Мое психологическое благополучие»
Цель: Осознание педагогами своей индивидуальности. Коррекция эмоционального отношения педагогов к себе. Помощь педагогам в налаживании эффективного взаимодействия с окружающими.
Задачи:
Накопление эмоционально-положительного опыта, развитие интереса к себе.
Развитие у педагогов способности разбираться в своих чувствах; навыков восприятия и адекватной оценки эмоциональных состояний других людей (эмпатии); коммуникативных умений.
Снижение негативных переживаний и трансформация их в положительные эмоциональные состояния.
Ознакомление с техниками саморегуляции эмоционального состояния.
Материалы и оборудование: Музыкальный центр, флешка с музыкой, фломастеры, карандаши, бумага.
1. Упражнение «Улыбки» (под песню «Улыбка» из м/ф «Крошка енот»)
Давайте поприветствуем друг друга улыбками. Посмотрите направо- улыбнитесь, посмотрите налево - улыбнитесь. Посмотрите на себя - и тоже улыбнитесь. Я надеюсь, что этот положительный настрой сохранится на протяжении всего занятия.
2. Правила группы:
Выслушивать каждого выступающего, не перебивая;
Быть активным на протяжении всего занятия;
Не отказывать ни от чего, что будет предложено;
Быть веселым, позитивным, всех заражая своими улыбками;
Высказываться, когда этого требует ход тренинга;
Отмечать только положительные качества участников тренинга;
Соблюдать конфедициальность.
«Я ознакомлен и соглашаюсь с правилами». Поднимите руку, кто согласен с правилами.
3. Упражнение «Общее время»
Перед вами обычный лист бумаги. Представьте, что это ваше общее время, это ВСЕ ваше время. Оторвите от вашего общего времени время, затраченное на:
Работу;
Общение с семьей, родными, близкими;
Любимое занятие, хобби;
Мечту, фантазии;
Здоровье;
Остаток времени – себе.
Поднимите вверх те кусочки времени, которые вы уделяете себе любимому или любимой. На ваш взгляд - это правильно? Это нормально?
Один из основных принципов общей психологии гласит - «сначала я, сначала – себе, потом – остальные, потом -остальным».
Обсуждение: Помним ли мы о себе, придерживаемся ли этого принципа в жизни, в работе? Все ли и всегда ли по достоинству оценивают ваше самопожертвование (работе, семье, друзьям, родным и т.д.). Любите ли вы себя любимого, любимую!?
Разобраться во всем этом поможет наш тренинг «Мое психическое благополучие».
4.Упражнение “Только хорошее”: Участникам предлагается вспомнить, что хорошего произошло с ними в это утро.
Обсуждение. (3-5 мин).
5. Упражнение « Мой портрет»
Давайте побудем художниками своей жизни и нарисуем портрет. Свой портрет! Такими, какими вы себя видите. (2-3 мин)
(упражнение выполняется под спокойную музыку).
Обсуждение: Легко ли было выполнить это упражнение? Какая изюминка в вашем портрете? Что наиболее ярко удалось нарисовать - глаза, губы, волосы?
Расположение портрета ( на весь лист, на половину листа, на четверти листа). и т.д.
6. Упражнение «Брачное объявление».
А в продолжение предыдущего упражнения, мы теперь - великие писатели и пишем поэму о своей жизни.
Вспомним, что все люди разные, но каждый по - своему уникален. Ваша задача, написать под портретом краткое брачное объявление (или приглашение к знакомству).
Описывать можно внешность, черты характера, поведение, похвалить себя, рассказать о привлекательных чертах внешности и характера. Постарайтесь в своем объявлении доказать, что именно с вами нужно познакомиться. (3мин)
(Пояснение к упражнению: данный прием формирует адекватную самооценку. Называя свои привлекательные черты, самооценка повышается, а публичное озвучивание «объявления» не позволит завысить свои характеристики).
Обсуждение: заслушивают каждого участника, задают вопросы.
Затем участники пишут пожелания на понравившимся им портретах. При этом хотя бы по одному пожеланию должно быть на каждом портрете.
7. Упражнение «Хочу – могу - надо»
Каждый педагог пишет на листочке слова в столбик «Я хочу...», «Я могу...», « Мне надо...» и дописывает предложения. Затем первый учитель говорит «Я хочу…» и продолжает свое предложение. Второй продолжает «Я могу…», ну а третий «Мне надо…».
Обсуждение: Давайте посмотрим – какое из трех предложений было высказано наиболее убедительно.
Кто наиболее убедительно говорил о своих желаниях и с чем эти желания были связаны?
Этим упражнением мне хотелось вам показать, что каждому человеку, особенно учителю, необходимо какое - то время посвящать «для себя», на исполнение своих желаний, чтобы сохранить оптимизм и душевное здоровье.
Важно не отказаться от самого себя, от своей индивидуальности, играя роль учителя, а находить возможности реализовать себя как можно полнее в рамках заданных профессией ограничений. Будьте самим собой!
8. Методика «Колесо жизненного баланса»
Колесо жизненного баланса – это замечательная методика, которую следует проделывать несколько раз в год, чтобы трезво оценить свою ситуацию. Оно четко показывает, где вы находитесь в данный момент, чего вы добились в прошлом и какие цели у вас в будущем. Колесо демонстрирует, куда утекает ваша энергия, и почему вам не хватает сил на совершенствование в другой сфере.
***
Нашу жизнь в целом можно разделить на 8 основных сфер. Все сферы нужно поделить на 10 делений. Начиная от центра круга, надо оценить каждую сферу в вашей жизни по своим личным ощущениям и закрасить шкалу.
Не стоит долго думать над пунктами. Первая цифра, которая пришла на ум, и будет верной.
В идеале колесо должно быть ровным, чтобы оно смогло крутится вперед и продвигать человека по жизни. Но более 90% людей находятся в сильном жизненном дисбалансе, если рассматривать их по этому колесу.
1. Сфера Здоровье и спорт является основополагающей. Именно от нее зависят все остальные сферы колеса жизненного баланса. Если у человека проблемы со здоровьем, и он испытывает какой-то дискомфорт, то остальные дела в остальных сферах начинают замедляться или проседать. Человек не сможет уделить должное время своей работе или семье, потому что будет обеспокоен своим здоровьем (самочувствие; внешний вид; подвижность; настроение; прогулки на свежем воздухе; бодрость; режим дня; режим питания; тренировки; фигура; правильное питание; правильное время для сна).
2. Отношения Колесо жизненного баланса не сможет крутиться без сферы Отношения. Сюда входят любой вид общения и отношений: семейные, близкие дружеские, любовные. Эта сфера напоминает, что не нужно забывать про своих родителей, бабушек, про сестер, братьев и про друзей. Оценивая ее, задавайте себе вопросы:
Давно ли вы были на романтическом свидании?
Как давно вы говорили с родителями/братьями/сестрами по душам?
Уделяете вы должное внимание своим детям?
3. Друзья и окружение Колесо баланса жизни должно поддерживаться Друзьями. В эту сферу входят все коллеги, знакомые и приятели, соседи и не очень приближенные друзья. Если вы хотите выйти на новый уровень и привлекать в свою жизнь качественных людей, то нужно проработать эту сферу.
Находясь в окружении успешных людей, вы тоже будете становиться успешным. Здесь срабатывает проекция зеркала: ты то, что ты видишь.
Оценивая эту сферу, задайте себе такие вопросы:
Как давно вы ходили с друзьями в кино?
После того как вы вышли замуж/женились, общаетесь ли до сих пор со своими друзьями или уделяете всё внимание только мужу и детям?
Можете ли вы легко найти общий язык с незнакомцами?
Поддерживаете/подбадриваете ли вы своих знакомых в трудных ситуациях?
Оставляете ли вы положительные комментарии под фотографиями ваших приятелей?
4. Карьера и бизнес Колесо жизненного баланса невозможно представить без карьеры и бизнеса. Эта сфера очень показательная и значимая. Это индикатор того, на какой карьерной ступени вы сейчас находитесь или показатель, насколько успешен ваш бизнес. Важно понимать, что для вас именно значимо в этом центре.
Подсферы: социальный статус; занятость; работа; карьерный рост.
5. Деньги
В этой сфере рассматривается любой вид навыков и все ваши доходы. Финансы нужно учитывать из всех источников, из которых вы их получаете. Обычно, но не всегда, сфера Денег тесно связана со сферой Карьеры и бизнеса. Постарайтесь честно оценить уровень ваших доходов.
Если вы довольны своей работой, но не довольны заработной платой, то стоит задуматься о дополнительных источниках своего дохода или улучшать уже существующие.
6. Духовный рост и творчество
Эту сферу каждый понимает по-своему. Сюда может входить: любое творчество; любое искусство; вера/религия; практики;медитации; эзотерическая литература; хобби.
Колесо жизненного баланса
7. Саморазвитие
Колесо жизненного баланса включает в себя сферу Саморазвития. Сюда относится всё то, что направлено на ваше личное развитие и рост: учеба, курсы, обучающие видео. Человек развивается или деградирует. И это дело каждого, что выбрать.
8. Яркость жизни
К данной сфере относятся те моменты, которые без труда запоминаются. Яркость жизни — это события, которые всегда хочется вспоминать. Сюда можно отнести всё, что только придет вам в голову: путешествия; катание на байках; поход в лес с палатками; спуск на байдарках по воде; катание на горнолыжных склонах; рождение ребенка; интересное кино; да просто вчера солнце ярко светило.
Итог: Какое колесо жизненного баланса получилось у вас? Если оно ровное и может крутиться, тогда вы – сверхчеловек!
А вот если оно получилось недостаточно ровным, то вам нужно поработать над своей жизнью.
Как улучшить колесо баланса?
1. Для начала нужно выявить причину дисбаланса .
2. Подумать над своими проблемами.
3. Далее необходимо ставить перед собой цели. Это очень важный критерий для достижения дальнейших успехов. При правильной постановке целей в жизни человека многое начнет меняться и налаживаться.
4. Проработайте каждую сферу, поставив себе по 2-3 цели на 3 ближайших месяца.
***
Сейчас вашему вниманию предлагается методика КЖБ. Перед вами круг, который ровно разделен на 8 частей. Отметьте точками свое положение
Я в социуме (друзья, коллеги)
Карьера (работа, учеба)
Финансовое положение
Мое здоровье
Семья
Любовь к родным и близким
Личностное развитие (самообразование)
Развлечение, хобби
Теперь схематично соедините те точки, которые у вас получились внутри круга - линиями. В идеале - у нас должен получиться круг в круге, если нет- то стоит задуматься, как ваше колесо сможет ехать дальше, и как сделать, чтобы это колесо все - таки смогло крутиться без преград.
Обсуждение. Вывод: Эта методика показала вам наглядно, на что в вашей жизни нужно обратить внимание, какую провести переоценку жизненных ценностей, что нужно исправить, что начать заново.
9. Упражнение «Задача». Реши ее.
Как часто мы, учителя, являемся вершителями судеб. Кому - то «3», кому - то «5». Кого - то хвалим, повышая самооценку, кого -то ругаем, самооценку занижая.
Вот и сейчас я хочу, чтобы вы неким образом стали судьями, стали избирателями. Перед вами задача. Я прочитаю ее. После этого у вас будет пару минут для обсуждения и принятия своего решения. Запишите ответ на листе бумаги.
ЗАДАЧА
Если бы вы встретили беременную женщину, у которой уже 8 детей, из них трое глухих, двое слепых, один умственно-отсталый, а сама женщина больна сифилисом - вы бы посоветовали сделать ей аборт?
Прежде чем ответить на этот вопрос, сделайте еще один выбор: Необходимо выбрать нового мирового лидера и ваш голос – решающий!
Вот информация о трех кандидатах:
Кандидат 1: общается с нечистыми на руку политиками, советуется с астрологами, у него две жены, курит без остановки и выпивает 8- 10 бокалов мартини в день.
Кандидат 2: дважды изгонялся с должности, спит до полудня, баловался опиумом в колледже, выпивает около литра виски каждый вечер.
Кандидат 3: имеет воинские награды, вегетарианец, не курит, пьет изредка пиво и никогда не изменял жене.
Кого из троих вы выберете?
Голосуем…….1……2…….3……
Первый кандидат: Франклин Рузвельт
Второй кандидат: Уинстон Черчилль
Третий кандидат: Адольф Гитлер
И, кстати, на счет аборта: если ваш ответ «да», то вы только что убили Бетховена.
Обсуждение: Каким образом вы принимали решение?
Что повлияло на выбор вашего решения?
Часто ли в жизни мы сталкиваемся с такими обманчивыми ситуациями?
10. Упражнение «Разрядка»
Проведем с вами небольшой тест. Главное правило: ответы на него - это только ваш выбор. Правильных и неправильных ответов нет.
Какой цвет тебе больше всего нравится?
Красный…черный…зеленый ....голубой….желтый.
Первая буква твоего имени.
Месяц рождения.
Белый или черный?
Назови человека одного пола с тобой.
Любимое число.
Больше нравится летать или ездить?
Океан или озеро.
Загадай желание.
Итак, ответы:
Если ты выбрал:
Красный - у тебя много энергии и твоя жизнь полна любви
Черный - ты консервативен и агрессивен
Зеленый - ты спокойный на все реагируешь с миром
Голубой - ты внезапен, любишь внимание от людей
Желтый - ты очень счастливый человек и дашь хороший совет тем, кому плохо.
Если первая буква твоего имени:
А-К у тебя много любви и дружбы в жизни,
Л-Р ты стараешься наслаждаться жизнью по максимуму,
С-Я тебе нравится помогать другим,
Если ты родился в:
Январь-март год пройдет хорошо, без препятствий.
Апрель-Июнь случится что - то хорошее, что оставит воспоминание на всю жизнь.
Июль-Сентябрь впереди ждут важные глобальные изменения.
Октябрь-Декабрь поначалу жизнь будет не так сладка, но итог будет хорошим.
Если ты выбрал:
Черный - твоя жизнь изменится. Сначала это будет казаться сложным, но со временем ты будешь благодарен судьбе
Белый - у тебя есть друг, который полностью верит в тебя и сделает для тебя все, что угодно, но ты можешь этого и не знать.
Этот человек твой хороший друг.
Столько близких друзей у тебя есть и будет в жизни.
Если ты выбрал:
Летать - ты любишь приключения.
Ездить - ты не любишь изменений
Озеро- ты предан друзьям и своей любви.
Океан- ты непредсказуем и любишь радовать людей.
Ваше желание исполнится, если мы сейчас друг другу похлопаем. На наших ладошках много- много рецепторов, которые, соприкасаясь друг с другом дают колоссальный волшебный эффект.
11. Рефлексия
«Я» для вас самих должна быть выше всего. Любите себя! Берегите себя! Цените себя!…
Нарисуйте на листах с вашим портретом смайлик, выражающий ваше настроение, ваше впечатление от тренинга и ваши пожелания. Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологический тренинг "Личностный рост педагога"
Данная разработка предназначена для школьных психологов, которые смогут формировать внутренние позиции успешного педагога с помощью данных упражнений....
Тренинг личностного роста для молодых специалистов «Успешный человек – это я».
Деятельность преподавателя сложна и многогранна. В процессе ее осуществления начинающий педагог сталкивается с определенными затруднениями. Это нехватка времени для выполнения каких-то дел, в том числ...
Тренинг личностного роста для педагогов дополнительного образования
Профессия педагога дополнительного образования относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших резервов самообладания и саморегуляции.Психологическим условием эффективности профилактики...
Тренинг личностного роста для педагогов дополнительного образования
Профессия педагога дополнительного образования относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших резервов самообладания и саморегуляции.Психологическим условием эффективности профилактики...
Тренинг личностного роста для педагогов дополнительного образования
Профессия педагога дополнительного образования относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших резервов самообладания и саморегуляции.Психологическим условием эффективности профилактики...
Программа тренинга личностного роста "Познай себя"
Тренинг "Пойми себя" предназначен для подростков. Особенности переходного возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи: нестабильность семейного института, р...
"Тренинг личностного роста педагогов в условиях перехода к реализации ФГОС в основной школе".
Методическая разработка тренинга личностного роста будет полезна психологам школы, практикующим практические групповые занятия по развитию личности педагогов. Тренинг способствует развитию умения проя...