Тренинг личностного роста для молодых специалистов «Успешный человек – это я».
план-конспект урока по психологии по теме
Деятельность преподавателя сложна и многогранна. В процессе ее осуществления начинающий педагог сталкивается с определенными затруднениями. Это нехватка времени для выполнения каких-то дел, в том числе – подготовка к урокам, чувство перегруженности работой, недостаточная компетентность. Плюс ко всему конфликты с администрацией, учениками, родителями, психологическая напряжённость... Естественно, что в такой ситуации человек испытывает напряжение и состояние, близкое к паническому страху. Но учитель не должен терять самоконтроль и поддаваться сиюминутным чувствам. Чтобы справиться со стрессом, чтобы научиться владеть собой, учитель должен уметь переключать свои мысли, находить положительные стороны в различных жизненных ситуациях. А в этом ему может помочь тренинговое занятие одной из задач, которого, является эмоциональная поддержка молодых специалистов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_sobstvennym_emocionalnym_sostoyaniem.docx | 32.9 КБ |
prezintaciya_k_seminaru_1.ppt | 1.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Работа с собственным эмоциональным состоянием».
Цель: Снижение психоэмоционального напряжения педагогов,
Задачи:
- Эмоциональная поддержка молодых специалистов.
- Обучение способам управления своим эмоциональным состоянием.
- Обучение способам психологической самопомощи в ситуации стресса.
- Обучение педагогов способам снижения стрессовых реакций организма.
Ход занятия.
Вводная часть.
Приветствие и лёгкая разминка.
Психолог:
- Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово.
- Спасибо. Я вижу, что упражнение настроило вас на добрые отношения.
Упражнение «Пустой или полный».
Психолог: «Сейчас я покажу вам стакан, наполненный водой до середины.
Одни скажут, что он наполовину пустой, а другие — что наполовину полный, и то, и другое — правда, однако эти высказывания выражают разное отношение к происходящему. Позитивное отношение к фактам и людям лучше, чем критическое. Каждому из нас приятнее, когда в конкретной ситуации (даже в наших ошибках) люди видят хоть что-то положительное.
Если вы научитесь находить позитивные стороны в возникающих проблемных ситуациях, то постепенно вы станете более позитивным человеком, вы обретёте естественный иммунитет к стрессовым ситуациям, и это поможет вам начать жить полной жизнью.
Основная часть.
Скажите, а бывает так, чтобы у человека всегда всё было хорошо, и он никогда не испытывал трудностей? (Нет)
Правильно, не зря пословица гласит, что жизнь прожить не поле перейти. Но люди к своим трудностям относятся по-разному. Бывает так, что теряют веру в себя, в свои силы. Но есть люди, которых не сломали жизненные трудности. Вы, конечно же, знаете таких людей.
А я хочу вам привести пример героя романа Даниэля Дефо, Робинзон Крузо, когда его корабль потерпел кораблекрушение и он один остался на необитаемом острове.
В начале Робинзона охватило отчаянье от того бедственного положения в котором он оказался. Но надо жить. И Робинзон Крузо стал искать положительные стороны в такой сложной жизненной ситуации.
Отрицательные стороны | Положительные стороны |
Я заброшен судьбой на мрачный необитаемый остров и не имею никакой надежды на избавление. | Но я жив, я не утонул, подобно всем моим товарищам. |
Я остался без пищи и без одежды. | Но бог чудесно пригнал наш корабль так близко к берегу, что я успел запастись всем необходимым. И у меня есть возможность добывать себе пропитание до конца моих дней. |
Я беззащитен против нападения людей и зверей | Но остров, куда я попал, безлюден, и я не видел на нём ни одного хищного зверя. Что было бы со мной, если бы меня выбросило на Африканский берег? |
ВЫКЛ. ЭКРАН
В любой ситуации надо находить больше положительных сторон. Ведь всегда можно найти что-то хорошее.
Деятельность преподавателя сложна и многогранна. В процессе ее осуществления начинающий педагог сталкивается с определенными затруднениями.
А давайте попробуем, как Робинзон Крузо, увидеть положительные стороны в различных ситуациях.
Постарайтесь вспомнить проблему или ситуацию, которая вас тревожит.
Отрицательные стороны | Положительные стороны |
Нехватка времени для выполнения каких – то дел, спешка. | Учишься быть более организованным, эффективно использовать своё время. Я управляю своим временем, чтобы заниматься тем, что приводит меня к цели, и устраняю деятельность, которая истощает моё время и энергию. |
Чувство перегруженности работой, переутомляемость. | Я признаю, что мои возможности ограниченны, и поэтому стараюсь выбирать только полезную и важную для меня деятельность. Я учусь избегать бессмысленной и бесполезной деятельности. |
Слишком высокая ответственность | Ответственность становится моим помощником, она помогает мне перестать стоять на месте. |
Психологическая напряженность, постоянное оценивание меня окружающими. | Я принимаю других людей такими, какими они являются и, в свою очередь, они принимают меня такой, какая я есть. Я в равной степени достойна и важна, как и любой человек на этой земле. Постоянное оценивание меня окружающими даёт мне стимул выглядеть достойно и внутренне и внешне, чтобы соответствовать высокому званию – УЧИТЕЛЬ. |
Недостаточная компетентность. Коллеги сомневаются в моих возможностях (не верят в меня | Но я здорова, и полна энергии и у меня есть возможность доказать обратное. А для этого я должна учиться, в том числе и у скептически настроенных коллег. |
Конфликтные ситуации. | Конфликт помогает мне начать действовать, он оповещает меня, о том, что мне необходимо что-то поменять. |
Трудности при подготовке к уроку. | Подготовка облегчает мою жизнь. Подготовка к уроку позволяет мне ослаблять напряжение и стресс в долгосрочной перспективе. Подготовка к успеху гарантирует успех. |
Мои решения обдуманы. Любая проблема, которая появляется в жизни, разрешима. |
Вывод: В каждой жизненной ситуации можно найти что-то хорошее, что поможет нам справиться с этой проблемой.
В работе педагога возникают ситуации, когда нужно быстро и эффективно снять психоэмоционального напряжение. В этом может помочь серия упражнений. Особенность этих упражнений в том, что необходимо чередовать сильное мышечное напряжение и следующее за ним расслабление. Упражнение «Лимон» |
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления. Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
Упражнение «Сосулька» («Мороженое»)
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1–2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.
Упражнение «Воздушный шар»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы — большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1–2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.
И наконец, при сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20–30 приседаний либо 15–20 прыжков на месте. Данный метод снятия психоэмоционального напряжения широко используется как спортсменами, так и артистами перед ответственными выступлениями.
Упражнения-настрои
У учителя не всегда есть время и место, чтобы регулярно проводить психотехнические упражнения. В этом случае можно использовать метод вербального самовнушения, применяемый врачом Г.Н. Сытиным. Он предлагает речевые конструкции, которые учитель может произносить про себя или вслух утром и вечером, по дороге на работу, в течение рабочего дня, перед трудной беседой.
Настрой на работу
"Я с радостью иду на работу. Я люблю свою работу. Она является высшим смыслом моей жизни".
Настрой в течение рабочего дня
"Я хочу быть спокойным и стабильным. Я хочу быть уверенным в себе".
"Я очень люблю свою работу, она доставляет мне огромное наслаждение и наполняет мою жизнь радостью постоянных побед и большим смыслом".
"Я люблю своих учеников. Я всегда радуюсь встречам с ними. Я открыт к диалогу с моими учениками".
Настрой перед сложным разговором
"Я спокоен и уверен в себе. У меня правильная позиция. Я готов к диалогу и взаимопониманию".
Настрой на снятие усталости и восстановление работоспособности
"Я верю в то, что могу легко и быстро восстанавливаться после работы. Всеми силами я стараюсь почувствовать себя энергичным в конце дня. Я чувствую бодрость во всем теле".
Настрой на уверенность в себе
"Я все умею. Урок у меня получится. Я справлюсь с ситуацией".
Настрой на любовь к профессии и детям
"Работа педагога самая прекрасная. Я люблю своих учеников. У нас взаимопонимание. Я с радостью иду на работу".
Утренние и вечерние настрои
"Я человек смелый и уверенный в себе. Я все умею, все могу и ничего не боюсь".
"Я люблю своих учеников. Я всегда радуюсь встречам с ними. Я всегда открыт к диалогу с моими учениками".
Великая мудрость содержится в изречении: "Господи, дай мне силы изменить то, что я могу изменить, терпение – принять то, что я не могу изменить, и ум – отличать одно от другого".
Рефлексия.
- Что для меня было важно?
- Что было трудно?
- Что понравилось?
- Какой из способов снятия эмоционального напряжения вы бы хотели взять на вооружения?
Заключительная часть. Прощание.
Психолог: сейчас я предлагаю вам взяться за руки и почувствовать теплоту рук ваших коллег, почувствовать их сильное плечо и одобряющий взгляд. Чувствуете, какая крепкая у вас поддержка? А теперь мысленно оглянитесь вокруг, и вы увидите, сколько людей вас окружают это близкие люди, друзья, семья. Если вас мучают проблемы, с которыми вам трудно справиться, я думаю, что в таком большом окружении людей, вы непременно найдете поддержку и хороший совет.
Спасибо всем за участие!
Список используемой литературы и материалов:
1. Даниель Дефо: Робинзон Крузо
http://odinnaostrove.ru/literatura/robinzon-kruzo/43.html
2. http://psy.1september.ru/article.php?ID=200403705
3. Фопель Клаус: Как научить детей сотрудничать? Издательство: Генезис, 2010 г.
4. Метод вербального самовнушения, применяемый врачом Г.Н. Сытиным.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологический тренинг "Личностный рост педагога"
Данная разработка предназначена для школьных психологов, которые смогут формировать внутренние позиции успешного педагога с помощью данных упражнений....
Тренинг личностного роста для педагогов дополнительного образования
Профессия педагога дополнительного образования относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших резервов самообладания и саморегуляции.Психологическим условием эффективности профилактики...
Тренинг личностного роста для педагогов дополнительного образования
Профессия педагога дополнительного образования относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших резервов самообладания и саморегуляции.Психологическим условием эффективности профилактики...
Тренинг личностного роста для педагогов дополнительного образования
Профессия педагога дополнительного образования относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших резервов самообладания и саморегуляции.Психологическим условием эффективности профилактики...
Программа тренинга личностного роста "Познай себя"
Тренинг "Пойми себя" предназначен для подростков. Особенности переходного возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи: нестабильность семейного института, р...
"Тренинг личностного роста педагогов в условиях перехода к реализации ФГОС в основной школе".
Методическая разработка тренинга личностного роста будет полезна психологам школы, практикующим практические групповые занятия по развитию личности педагогов. Тренинг способствует развитию умения проя...
Тренинг для молодых педагогов "Успешный человек - это я"
Тренинг для молодых педагогов....