Тренинг личностного роста для молодых специалистов «Успешный человек – это я».
план-конспект урока по психологии по теме

Сафронова Светлана Владимировна

Деятельность преподавателя сложна и многогранна. В процессе ее осуществления начинающий педагог сталкивается с определенными затруднениями. Это нехватка времени для выполнения каких-то дел, в том числе – подготовка к урокам, чувство перегруженности работой, недостаточная компетентность. Плюс ко всему  конфликты с администрацией, учениками, родителями, психологическая напряжённость... Естественно, что в такой ситуации человек испытывает напряжение и состояние, близкое к паническому страху.  Но учитель не должен терять самоконтроль и поддаваться сиюминутным чувствам. Чтобы справиться со стрессом, чтобы научиться владеть собой, учитель должен уметь переключать свои мысли, находить положительные стороны в различных жизненных ситуациях. А в этом ему может помочь тренинговое занятие одной из задач, которого, является эмоциональная поддержка молодых специалистов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Работа с собственным эмоциональным состоянием».

Цель: Снижение психоэмоционального напряжения педагогов,        

Задачи: 

  1. Эмоциональная поддержка молодых специалистов.
  2. Обучение способам управления своим эмоциональным состоянием.
  3. Обучение способам психологической самопомощи в ситуации стресса.
  4. Обучение педагогов способам снижения стрессовых реакций организма.

Ход занятия.

Вводная часть.

Приветствие и лёгкая разминка.

    Психолог:

- Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово.

- Спасибо. Я вижу, что упражнение настроило вас на добрые отношения.

              

Упражнение «Пустой или полный».

         Психолог: «Сейчас я покажу вам стакан, наполненный водой до середины.

        Одни   скажут, что он наполовину пустой, а другие — что наполовину полный, и то, и другое — правда, однако эти высказывания выражают разное отношение к происходящему. Позитивное отношение к фактам и людям лучше, чем критическое. Каждому из нас приятнее, когда в конкретной ситуации (даже в наших ошибках) люди видят хоть что-то положительное.

     Если вы научитесь находить позитивные стороны в возникающих проблемных ситуациях, то постепенно вы станете более позитивным человеком, вы обретёте естественный иммунитет к стрессовым ситуациям, и это поможет вам  начать жить полной жизнью.

Основная часть.

      Скажите, а бывает так, чтобы у человека всегда всё было хорошо, и он никогда не испытывал трудностей? (Нет)

     Правильно, не зря пословица гласит, что жизнь прожить не поле перейти. Но люди к своим трудностям относятся  по-разному. Бывает так, что теряют веру в себя, в свои силы. Но есть люди, которых не сломали жизненные трудности.   Вы, конечно же, знаете таких людей.

     А я хочу вам привести пример  героя романа Даниэля Дефо, Робинзон Крузо, когда его корабль потерпел кораблекрушение и он один остался на необитаемом острове.

     В начале Робинзона охватило отчаянье от того бедственного положения в котором он оказался. Но надо жить. И Робинзон Крузо стал искать положительные стороны в такой сложной жизненной ситуации.

                Отрицательные стороны

Положительные стороны

Я заброшен судьбой на мрачный необитаемый остров и не имею никакой надежды на избавление.

Но я жив, я не утонул, подобно всем моим товарищам.

Я остался без пищи и без одежды.

Но бог чудесно пригнал наш корабль так близко к берегу, что я успел запастись всем необходимым. И у меня есть возможность добывать себе пропитание до конца моих дней.

Я беззащитен против нападения людей и зверей

Но остров, куда я попал, безлюден, и я не видел на нём ни одного хищного зверя. Что было бы со мной, если бы меня выбросило на Африканский берег?

ВЫКЛ. ЭКРАН

        В любой ситуации надо  находить больше положительных сторон. Ведь всегда можно найти что-то хорошее.  

 

        Деятельность преподавателя сложна и многогранна. В процессе ее осуществления начинающий педагог сталкивается с определенными затруднениями.

         А давайте попробуем, как Робинзон Крузо, увидеть положительные стороны в различных ситуациях.

     Постарайтесь вспомнить проблему или ситуацию, которая вас тревожит.

 

Отрицательные стороны

Положительные стороны

Нехватка времени для выполнения каких – то дел, спешка.

    Учишься быть более организованным, эффективно использовать своё время.

     Я управляю своим временем, чтобы заниматься тем, что приводит меня к цели, и устраняю деятельность, которая истощает моё время и энергию.

Чувство перегруженности работой, переутомляемость.

Я признаю, что мои возможности ограниченны, и поэтому стараюсь выбирать только полезную и важную для меня деятельность.

    Я учусь избегать бессмысленной и бесполезной деятельности.

Слишком высокая ответственность

Ответственность становится моим помощником, она помогает мне перестать стоять на месте.

Психологическая напряженность,

постоянное оценивание меня окружающими.

    Я принимаю других людей такими, какими они являются и, в свою очередь, они принимают меня такой, какая я есть.

     Я в равной степени достойна и важна, как и любой человек на этой земле.

     Постоянное оценивание меня окружающими даёт мне стимул выглядеть достойно и внутренне и внешне, чтобы соответствовать высокому званию – УЧИТЕЛЬ.

Недостаточная компетентность.

   Коллеги сомневаются в моих возможностях (не верят в меня

Но я здорова, и полна энергии и у меня есть возможность доказать обратное.

   А для этого я должна учиться, в том числе и у скептически настроенных коллег.

Конфликтные ситуации.

    Конфликт помогает мне начать действовать, он оповещает меня, о том, что мне необходимо что-то поменять.

Трудности при подготовке к уроку.

Подготовка облегчает мою жизнь. Подготовка к уроку позволяет мне ослаблять напряжение и стресс в долгосрочной перспективе.

Подготовка к успеху гарантирует успех.

Мои решения обдуманы. Любая проблема, которая появляется в жизни, разрешима.

Вывод:  В каждой жизненной ситуации можно найти что-то хорошее, что поможет нам справиться с этой проблемой.  

Как быстро снять психоэмоциональное напряжение

    В работе педагога возникают ситуации, когда нужно быстро и эффективно снять психоэмоционального напряжение. В этом может помочь серия упражнений. Особенность этих упражнений в том, что необходимо чередовать сильное мышечное напряжение и следующее за ним расслабление.

        Упражнение «Лимон»

      Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления. Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Упражнение «Сосулька» («Мороженое»)

 Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
     Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1–2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

                            Упражнение «Воздушный шар»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
           Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы — большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1–2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

И наконец, при сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20–30 приседаний либо 15–20 прыжков на месте. Данный метод снятия психоэмоционального напряжения широко используется как спортсменами, так и артистами перед ответственными выступлениями.

Упражнения-настрои

      У учителя не всегда есть время и место, чтобы регулярно проводить психотехнические упражнения. В этом случае можно использовать метод вербального самовнушения, применяемый врачом Г.Н. Сытиным. Он предлагает речевые конструкции, которые учитель может произносить про себя или вслух утром и вечером, по дороге на работу, в течение рабочего дня, перед трудной беседой.

Настрой на работу

"Я с радостью иду на работу. Я люблю свою работу. Она является высшим смыслом моей жизни".

Настрой в течение рабочего дня

"Я хочу быть спокойным и стабильным. Я хочу быть уверенным в себе".

"Я очень люблю свою работу, она доставляет мне огромное наслаждение и наполняет мою жизнь радостью постоянных побед и большим смыслом".

"Я люблю своих учеников. Я всегда радуюсь встречам с ними. Я открыт к диалогу с моими учениками".

Настрой перед сложным разговором

"Я спокоен и уверен в себе. У меня правильная позиция. Я готов к диалогу и взаимопониманию".

Настрой на снятие усталости и восстановление работоспособности

"Я верю в то, что могу легко и быстро восстанавливаться после работы. Всеми силами я стараюсь почувствовать себя энергичным в конце дня. Я чувствую бодрость во всем теле".

Настрой на уверенность в себе

"Я все умею. Урок у меня получится. Я справлюсь с ситуацией".

Настрой на любовь к профессии и детям

"Работа педагога самая прекрасная. Я люблю своих учеников. У нас взаимопонимание. Я с радостью иду на работу".

Утренние и вечерние настрои

"Я человек смелый и уверенный в себе. Я все умею, все могу и ничего не боюсь".

"Я люблю своих учеников. Я всегда радуюсь встречам с ними. Я всегда открыт к диалогу с моими учениками".

Великая мудрость содержится в изречении: "Господи, дай мне силы изменить то, что я могу изменить, терпение – принять то, что я не могу изменить, и ум – отличать одно от другого".

Рефлексия.

 

  1. Что для меня было важно?
  2. Что было трудно?
  3. Что понравилось?
  4. Какой из способов снятия эмоционального напряжения вы бы хотели взять на вооружения?

Заключительная часть. Прощание.

     Психолог: сейчас я предлагаю вам взяться за руки и почувствовать теплоту рук ваших коллег, почувствовать их сильное плечо и одобряющий взгляд. Чувствуете, какая крепкая у вас поддержка? А теперь мысленно оглянитесь вокруг, и вы увидите, сколько людей вас окружают это близкие люди, друзья, семья. Если вас мучают проблемы, с которыми вам трудно справиться, я думаю, что в таком большом окружении людей, вы непременно найдете поддержку и хороший совет.

Спасибо всем за участие!

Список используемой литературы и материалов:

1. Даниель Дефо: Робинзон Крузо

http://odinnaostrove.ru/literatura/robinzon-kruzo/43.html

2. http://psy.1september.ru/article.php?ID=200403705

3. Фопель Клаус: Как научить детей сотрудничать? Издательство: Генезис, 2010 г.

4. Метод вербального самовнушения, применяемый врачом Г.Н. Сытиным.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический тренинг "Личностный рост педагога"

Данная разработка предназначена для школьных психологов, которые смогут формировать внутренние позиции успешного педагога с помощью данных упражнений....

Тренинг личностного роста для педагогов дополнительного образования

 Профессия педагога дополнительного образования  относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших резервов самообладания и саморегуляции.Психологическим условием эффективности профилактики...

Тренинг личностного роста для педагогов дополнительного образования

 Профессия педагога дополнительного образования  относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших резервов самообладания и саморегуляции.Психологическим условием эффективности профилактики...

Тренинг личностного роста для педагогов дополнительного образования

 Профессия педагога дополнительного образования  относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших резервов самообладания и саморегуляции.Психологическим условием эффективности профилактики...

Программа тренинга личностного роста "Познай себя"

Тренинг "Пойми себя" предназначен для подростков. Особенности переходного возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи: нестабильность семейного института, р...

"Тренинг личностного роста педагогов в условиях перехода к реализации ФГОС в основной школе".

Методическая разработка тренинга личностного роста будет полезна психологам школы, практикующим практические групповые занятия по развитию личности педагогов. Тренинг способствует развитию умения проя...