Рабочая программа "Мир профессий"
рабочая программа по психологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Позволяет расмотреть диапазон различного рода профессий, а также соотнести их со своими желаниями и способностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Изучения многообразия профессий. Соотнесение с характером, способностями. | 29.02 КБ |
Профессиональная ориентация в психологии | 12.58 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Рабочая программа «Мир профессий» составлена на основе программы О. А. Лапачковой «Мир профессий» для обучающихся восьмого класса, Т. М. Самосадова «Мир профессий» для обучающихся 5 класса. В качестве дополнительной литературы использовался: П. Лукша, К. Лукша «Атлас новых профессий» Москва, 2015.
В условиях постоянно изменяющейся экономики Российского государства необходимо содействовать школьникам в развитии ориентирования в мире профессий. А также
соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, в непосредственной профессиональной деятельности.
Цель программы – содействовать развитию профессионального самоопределения личности в младшем подростковом возрасте
Задачи:
1. Содействовать развитию знаний и умений по различному спектру профессий
2. Способствовать саморазвитию младших подростков в результате получения знаний и представлений о разных профессиях
3. Содействовать развитию положительного самоотношения
4. Способствовать развитию представления о профессиональной деятельности в современных условиях труда
5. Содействовать начальному соотнесению склонностей и способностей школьников с современными требованиями рынка труда
Методы: рассказ, беседа, дискуссия, упражнения с элементами тренинга
Программа «Мир профессий» состоит из двух частей — теоретической и практической. Теоретическая включает изучение «образа „Я“», мира труда и профессий. Практическая деятельность представляет собой закрепление полученных результатов с помощью занятий с элементами тренинга, а также тестирования, направленное на развития представлений о себе и соотнесении с «Миром профессий».Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, школьники соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений. Игры в тренинге способствуют реализации поставленной задачи.
К личностным результатам относятся:
1. Содействие развитию представлений о профессиях
2. Способствование начальному соотнесению «Образа Я» с представлениями рынка труда
3. Способствовать осмыслению мотивов выбираемой профессии
4. Содействие в развитии умения довести свою точку зрения до собеседника
5. Содействие в развитии устной речи школьников
6. Способствовать достижению поставленных целей деятельности
7. Способствование развитию умения сотрудничать в коллективе
8. Содействовать развитию произвольности школьников (умение организовать себя на работу)
9. Способствовать развитию эмпатии, взаимопомощи школьников
10. Содействие в развитии творческих способностей обучающихся
К метапредметным результатам относятся:
Познавательные УУД:
1. Развитие представлений о мире профессий
2. Содействие в развитии мотивации совершенствования своих способностей
3. Содействие развитию способности к переработке новой информации
4. Содействие в развитии составлять алгоритм действий для достижения поставленной цели
Коммуникативные УУД:
1. Умение слушать и понимать речь собеседника
2. Содействие в развитии устной речи школьников
Регулятивные УУД:
1. Развитие умения постановки цели занятия
2. Содействие в развитии умения довести свою точку зрения до собеседника
3. Способствование развитию умения сотрудничать
4. Содействовать в развитии умения работать по предложенному плану
5. Участие школьников в различных видах деятельности: игровой, групповой, изобразительной, творческой
2. Содержание курса внеурочной деятельности
№ п/п | Раздел | Формы работы | Описание основных видов деятельности |
1. | Человек в «Мире профессий» Основан на теоретическом информировании школьников о разных профессиях, современных условий труда. В программе рассматривается понятие «Я образ» как система представлений о себе, своих качествах. Подчеркивается важность умения, соотнести свои качества с представлениями окружающих, а также требованиями выдвигаемой профессии. Школьникам необходимо предположить и обсудить какие качества личности необходимы для той или иной профессии. Какими из них обладают они. В конце занятия делается вывод о том, что важно развивать недостающие нам качества, корректировать свои недостатки. Подчеркивается важность развития и воспитания. Школьников знакомят с несколькими профессиями (экономист, инженер, учитель, продавец, администратор). На уроке ученики знакомятся с их краткой характеристикой, обсуждают положительные и отрицательные стороны выбираемой профессии. Делается вывод о том, что положительное и отрицательное можно найти в каждой работе. Ученики знакомятся с понятие труд. Виды и формы современного труда. Делается вывод о значимости труда в жизни человека. На уроке школьники знакомятся со схемой Н. С. Пряжникова, которая заключается в согласовании межу собой хочу, могу, надо. Учитель освещает критерии работы специалиста, формирует понятие «ошибка» при выборе профессии. Например: неподходит тип нервной системы, темперамент, условия труда, тяжелый график, группа здоровья человека. Учитель объясняет, какую роль, играет здоровье для работы. Какие правила нужно соблюдать, чтобы оставаться здоровым. На уроке отвечают на вопрос что такое темперамент? Какие виды темперамента существуют. А так же в беседе ученики подбирают профессии для каждого типа темперамента. Формируется понятие нервная система, а так же какую роль она играет в трудовой жизни человека. Способы укрепления нервной системы. Осуществляется знакомство с новыми профессиями будущего, требованиями к ним. Обсуждение профессий, дискуссия оих востребованности. 1. Образ «Я» как система представлений о себе 2. Разнообразие профессий 4. Труд в жизни человека и общества 5. Хочу – могу – надо 6. Ошибки при выборе профессии 7. Что такое современный рынок труда? 8. Качества специалиста 9. Роль здоровья в жизни человека 10. Свойства нервной системы 11. Темперамент личности 12. Знакомство с «Атласом профессий» (человек – природа, человек – техника, человек – знаковая система, человек – художественный образ, человек – человек) | Рассказ, беседа, обсуждение, опрос, дискуссия, психологические упражнения, конкурсы | Познавательное Проблемно – ценностное общение Игровая |
2. | Ты на рынке труда. Цикл занятий основан на взаимосвязи теории профессионального выбора и практической деятельности по изучаемым темам. Ученики знакомятся с понятием условия труда ( график работы, вредные условия труда) Какими качествами необходимо владеть для того что работать в разных рабочих графиках. Что такое биологические часы человека. Какова возможность перестроить биологические часы. Что такое предметы и средства труда. Человек и ЭВМ. Человек – вычислительная техника. Роль транспорта в повседневном труде человека. Профессия водитель, строитель. Формирования понятия трудовой коллектив. Процессы реализуемые в трудовом коллективе. Социальные перемещения на рынке труда. Переподготовка кадров. Важность развития специалиста. Возможность смены сферы труда. Понятие Безработица. Льготы для безработных. Современная система образования. Техникум, колледж, высшее образование. Понятие таймменеджмент. Правила таймменеджмента. Реализация своего времени в соответствии с необходимостью его грамотного распределения. Что такое карьерная лестница? Десять правил успеха в работе и жизни. Качества руководителя. Самовоспитание. Изготовление плаката с основными вехами жизненного пути человека – профессионала «Мой путь в профессию». 1. Современные условия труда 2. Предметы и средства труда 3. Личность, как член трудового коллектива 4. Социальные перемещения на рынке труда 5. Типы учебных заведений 6. Рациональное распределение учебного времени 7. Понятие «Карьерная лестница» 8. Практические работы | Рассказ, беседа, дискуссия, занятия с элементами тренинга (групповая работа), викторина, конкурс, тестирование | Познавательное Проблемно – ценностное общение Игровая Досугово - развлекательная |
3. Тематическое планирование
Кол – во часов | ||||
№ | Раздел, тема, занятие | Всего | Теория | Практика |
1. Человек в «Мире профессий» | 22 | 18 | 4 | |
Вводное занятие | 1 | |||
«Твой мир» | 1 | |||
«Такие разные профессии» | 1 | |||
«Я и мой выбор» | 1 | |||
«Хочу – могу – надо» | 1 | |||
«Я хочу» | 1 | |||
«Я могу» | 1 | |||
«А что же нужно» | 1 | |||
«Рисунок специалиста» | 1 | |||
«Твоя профессия» | 1 | |||
«Работа быть здоровым» | 1 | |||
«Сильный – слабый» | 1 | |||
«Что такое темперамент?» | 1 | |||
Практическая работа № 1 «Какой у тебя темперамент?» | 1 | |||
«Типы профессий» | 1 | |||
Практическая работа № 2 «Бег ассоциаций» | 1 | |||
«Каким быть? Твое настроение» | 1 | |||
«Будь сильным человек» | 1 | |||
«Интеллектуал в плюсе» | 1 | |||
Практическая работа № 3 «Кубики» | 1 | |||
«Солнце внутри – твои ресурсы» | 1 | |||
Практическая работа № 4 « Составление индивидуальной программы самовоспитания» | 1 | |||
2. 2. 2. Ты на рынке труда | 12 | 7 | 5 | |
«Все течет, все меняется» | 1 | |||
«Человек среди людей» | 1 | |||
Практическая работа № 5 «Диагностика межличностных отношений» | 1 | |||
«Волны рынка труда» | 1 | |||
«Пути получения профессии» | 1 | |||
«Рост в профессии» | 1 | |||
Практическая работа № 6 Деловая игра «Малое предприятие» | 1 | |||
Оценка способности школьников к выбору профессии. | 1 | |||
Практическая работа №7 «Шкала самооценки» | 1 | |||
Профконсультациионные услуги | 1 | |||
Практическая работа №8 «Твои способности» | 1 | |||
Итоговое практическое занятие №9 «Мой путь в профессию» | 1 | |||
Итого: | 34 | 25 | 9 |
Предварительный просмотр:
Содержание
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности…………………...3с.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности …………………………………………...6 с.
3. Тематическое планирование ………………………………………………..9 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Фонд контрольных работ по учебной дисциплине ОП.04 Основы материаловедения, для подготовки квалифицированных рабочих по профессии НПО 262019.01 Художник по костюму на базе среднего (полного) общего образования"
"Фонд контрольных работ по учебной дисциплинеОП.04 Основы материаловедения,для подготовки квалифицированных рабочихпо профессии НПО 262019.01 Художник по костюмуна базе среднего (полного) общего...
Практикум по учебной дисциплине "Основы материаловедения"для подготовки квалифицированных рабочих по профессии начального профессионального образования 262019.01 Художник по костюму на базе среднего (полного) общего образования
Практикум по учебной дисциплине "Основы материаловедения"...
Учебно-методическое пособие: практикум по ПМ "Технологическая обработка изделий и выполнение их в материале", для подготовки квалифицированных рабочих по профессии НПО 262019.01 Художник по костюму на базе среднего (полного) общего образования
Практикум по ПМ "Технологическая обработка изделий и выполнение их в материале",для подготовки квалифицированных рабочих по профессии начального профессионального образования262019.01 Художник п...
Современные образовательные технологии в подготовке рабочих строительных профессий
Таблица с перечнем технологий и результатами их применения в подготовке будущих строителей....
Программа подготовки квалифицированных рабочих по профессии "Тракторист-машинист категорий "В" и "С"
Настоящая учебная программ подготовки трактористов-машинистов категорий «В» и «С» сельскохозяйственного производства предназначена для подготовки квалифицированных рабочих из числа учащихся 10-11 клас...
ПРОГРАММА учебной дисциплины ОП.03 Техническое оснащение и организация рабочего места» профессия 260807.01 Повар, кондитер
Программа учебной дисциплины является частью программыподготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО по профессии 260807.01 Повар, кондитер...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Информатика и ИКТ» для профессий (группы профессий) 190631.01 «Автомеханик», 150709.02 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Информатика и ИКТ» для профессий (группы профессий) 190631.01 «Автомеханик», 150709.02 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)»...