Работа педагога - психолога с детьми – инвалидами, не посещающими государственные учреждения
статья по психологии
Дети-инвалиды, не посещающие дошкольные и школьные учреждения в силу тяжести психофизических нарушений обслуживаются педагогом-психологом и получают социально-педагогические услуги на дому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_pedagoga-psihologa_s_detmi.docx | 23.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа педагога - психолога с детьми – инвалидами, не посещающими государственные учреждения.
В социально - реабилитационном отделении «Центра инвалидов и детей инвалидов Калининского района» обслуживаются и получают социально - педагогические услуги дети – инвалиды, посещающие дошкольные и школьные учреждения компенсирующего вида и дети – инвалиды, не посещающие дошкольные и школьные учреждения.
Дети – инвалиды, не посещающие дошкольные и школьные учреждения в силу тяжести психофизических нарушений обслуживаются педагогом - психологом и получают социально - педагогические услуги на дому.
Социально – психологическая индивидуальная работа на дому проводится с детьми - инвалидами, имеющими самые сложные нарушения умственного или множественного характера, что препятствует посещению Центра. Часто такие дети не могут быть устроены в образовательные учреждения в силу диагноза, а значит, ограничены в контактах и возможностях социализации. Работа на дому строится на основе возможностей ребенка, запроса родителей, имеющегося в квартире пространства для развития. Занятия в основном ведутся в присутствии родителей, которые имеют возможность научиться приемам развития ребенка в домашних условиях. Занятия проходят в игровой форме. Такая форма занятий дает положительную динамику.
Работа с детьми – инвалидами на дому включает в себя 3 этапа:
1 этап – установление контакта с ребенком – инвалидом и его родителями.
2 этап – проведение социально – психологической диагностики развития ребенка – инвалида, составление индивидуального плана работы с ребенком – инвалидом.
3 этап - работа с родителями.
1 этап.
При первичном посещении ребенка – инвалида на дому выясняется у родителей, какие проблемы у ребенка, и какую помощь ждут от педагога – психолога. Устанавливается контакт с ребенком – инвалидом и его родителями
2 этап.
Проводится психолого – педагогическая диагностика для выявления психологических особенностей развития ребенка. Составляется индивидуальный план работы с ребенком – инвалидом.
Занятия проходят от 1-2 раза в неделю продолжительностью от 30-45 минут. Курс занятий проходит от3-4 месяцев.
В психолого-диагностической карте фиксируется состояние ребенка, характер эмоций ребенка, особенности психических процессов, характер взаимоотношений с родителями. При работе с ребенком – инвалидом основной целью считаю помочь раскрыть у него внутренние ресурсы для достижения успеха дальнейшей социализации. Необходимы не только развивающие психокоррекционные занятия дома, но и закрепления полученных знаний, умений, навыков дома, постоянная направляющая помощь родителей. В зависимости от проблемы ребенка ставятся определённые цели и задачи направленные на развитие:
- коммуникативных навыков;
- активного и пассивного словаря;
-психических процессов;
- мелкой моторики;
- снижению тревожности;
- снижению агрессии;
- коррекции поведения;
- снижение интенсивности страхов;
- игровой деятельности;
- умение выражать свои чувства и эмоции адекватным способом.
Методы, используемые на занятиях:
-игры;
- упражнения для развития психических функций;
- тесты для развития психических функций;
-элементы сказкотерапии;
- элементы арт - терапии;
- элементы музыкотерапии;
- методика запоминания слов по А.Р. Лурии и др.;
- методика пиктограмм;
- элементы психо – гимнастики;
- элементы песочной терапии.
После курса занятий проводится заключительная психолого – педагогическая диагностика развития ребенка. В ней отслеживается динамика развития ребенка.
3 этап.
Включение родителей в процесс реабилитации и становлении личности ребенка – главная цель работы с семьей. После каждого занятия проводится консультирование родителей по вопросам развития ребенка, его достижениям, по перспективам совместной деятельности, чем бы они могли самостоятельно заниматься с ребенком по рекомендациям специалиста.
Примерные темы консультаций:
1. Индивидуальные особенности развития ребенка.
2. Индивидуальный подход к ребенку в семье.
3. Специфика взаимодействие родителя с ребенком.
4.Развитие и воспитание ребенка в домашних условиях.
5. Рекомендации по выбору развивающих игр и игрушек для ребенка.
Одной из основных задач является в содействии перехода с надомного обучения в коррекционный сад или школу, и привлечение детей – инвалидов для занятий в Центре, так как в Центре больше возможностей и педагогов для занятий с детьми – инвалидами.
Вот пример из моего опыта:
Мальчик А. 14 лет (инвалидность – ЗПМР по эндокринному типу, ожирение 3-ей степени).
Занимаясь мальчиком с 2015-2016 год на дому индивидуально, была проведена диагностика, в результате были выявлены различные нарушения и проблемы: эмоционального развития, маленький словарный запас, поведенческих навыков, объём памяти и внимания снижен, нарушена мелкая моторика рук, тревожен, боялся электроинструментов, когда соседи делали ремонт, прятался под кровать и плакал, боялся выходить из дома. В результате психо-коррекционных занятий и игр увеличился объём памяти и внимания, снизилась тревожность, пропал страх перед электроинструментами (в игровой форме сам делал ремонт, держал в руках игрушечную электродрель), увеличился словарный запас, помощью арт – терапии и песка улучшилась мелкая моторика и координация движений пальцев рук. Стал посещать Центр и ездить на различные социокультурные мероприятия, стал подвижнее, общительнее, после проработки страхов стал владеть игровыми навыками.
Родителям были даны рекомендации:
1. Наблюдение невролога по месту жительства.
2. Дома больше разговаривать с ребенком, сопровождать речью совместные действия с ним, использовать в общении все формы взаимодействия (речь с разными интонациями, мимику, смех, пение, читать книжки, включать музыку)
3. Очень важно, чтобы ребенок не находился долго в одном положении. Рекомендована адаптивная физическая культура.
Занимаясь с детьми – инвалидами на дому я убедилась, что только индивидуальный подход к каждому ребенку и совместные занятия с ним, а также включения родителей в совместные занятия дают положительный результат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЕМИНАР «Работа педагога – психолога с детьми «группы риска»
Цели семинара:— Обсудить факторы и критерии, определяющие детей «группы риска».— Познакомить с опытом работы с детьми «группы риска» в СОШ №6.— Обсудить влияние системы воспитательной рабо...
Применение здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога с детьми раннего и дошкольного возраста и их родителями.
Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым....
Этическая задача, как одна из форм групповой работы педагога-психолога с детьми в школе.
В групповой работе с детьми педагоги-психологи используют различные формы, методы и техники. Одной из таких новых форм является - этическая задача. Этическая задача – это модель проблемной...
Презентация для педагогов-психологов МБОУ СОШ на тему: "Система работы педагога-психолога с детьми "группы риска".
Особенностью «детей группы риска» является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут сработать или нет. Вследствие этого этой категории детей...
Работа педагога-психолога с детьми, нуждающимися в индивидуально-профилактической работе
Дети, попадающие в категорию девиантного поведения, часто оказываются на внутришкольном индивидуальном контроле. Следует отметить, что к этой группе часто относятся дети с различными типами отклоняюще...
Инклюзивное образование в школах - работа педагога-психолога с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами
В презентации рассматривается специфика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в общеобразовательных школах. Приведено понятие инклюзивного образования и его содерж...
План работы педагога-психолога с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами на 2021-2022 учебный год
План работы педагога-психолога с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами...