Работа педагога - психолога с детьми – инвалидами, не посещающими государственные учреждения
статья по психологии

Дети-инвалиды, не посещающие дошкольные и школьные учреждения в силу тяжести психофизических нарушений обслуживаются педагогом-психологом и получают социально-педагогические услуги на дому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_pedagoga-psihologa_s_detmi.docx23.12 КБ

Предварительный просмотр:

Работа педагога - психолога с детьми – инвалидами, не посещающими государственные учреждения.

В социально - реабилитационном отделении «Центра инвалидов и детей инвалидов Калининского района» обслуживаются и получают социально - педагогические услуги дети – инвалиды, посещающие дошкольные и школьные учреждения компенсирующего вида и дети – инвалиды, не посещающие дошкольные и школьные учреждения.  

Дети – инвалиды, не посещающие дошкольные и школьные учреждения в силу тяжести психофизических нарушений обслуживаются педагогом - психологом и получают социально - педагогические услуги на дому.

Социально – психологическая индивидуальная работа на дому проводится с детьми - инвалидами, имеющими самые сложные нарушения умственного или множественного характера, что препятствует посещению Центра. Часто такие дети не могут быть устроены в образовательные учреждения в силу диагноза, а значит, ограничены в контактах и возможностях социализации. Работа на дому строится на основе возможностей ребенка, запроса родителей, имеющегося в квартире пространства для развития. Занятия в основном  ведутся в присутствии родителей, которые имеют возможность научиться приемам развития ребенка в домашних условиях. Занятия проходят в игровой форме. Такая форма занятий дает положительную динамику.

Работа с детьми – инвалидами на дому включает  в себя  3  этапа:

1 этап – установление контакта с ребенком – инвалидом  и его родителями.

2 этап – проведение социально – психологической диагностики развития ребенка – инвалида, составление индивидуального плана работы с ребенком – инвалидом.

3 этап  - работа с родителями.

1 этап.

При первичном посещении ребенка – инвалида на дому  выясняется у родителей, какие проблемы у ребенка, и какую помощь ждут от  педагога – психолога. Устанавливается контакт с ребенком – инвалидом и его родителями

2 этап.

Проводится психолого – педагогическая диагностика для выявления психологических особенностей развития ребенка. Составляется  индивидуальный план работы с ребенком – инвалидом.

Занятия проходят от 1-2 раза в неделю продолжительностью от 30-45 минут. Курс занятий проходит от3-4 месяцев.  

В психолого-диагностической карте фиксируется состояние ребенка, характер эмоций ребенка, особенности психических процессов, характер взаимоотношений с родителями.  При работе с ребенком – инвалидом основной целью считаю помочь раскрыть у него внутренние ресурсы для достижения успеха дальнейшей социализации. Необходимы не только развивающие психокоррекционные   занятия дома, но и закрепления полученных  знаний, умений, навыков дома, постоянная направляющая помощь родителей. В зависимости от проблемы ребенка ставятся определённые цели и задачи направленные на  развитие:

-  коммуникативных навыков;

- активного и пассивного словаря;

-психических процессов;

- мелкой моторики;

- снижению тревожности;

- снижению агрессии;

- коррекции поведения;

- снижение интенсивности страхов;

- игровой деятельности;

- умение выражать свои чувства и эмоции адекватным способом.

           Методы, используемые на занятиях:

-игры;

- упражнения для развития  психических функций;

- тесты для развития  психических функций;

-элементы  сказкотерапии;

- элементы арт - терапии;

- элементы музыкотерапии;

- методика запоминания слов  по А.Р. Лурии и др.;

- методика пиктограмм;

- элементы психо – гимнастики;

- элементы песочной терапии.

   После курса занятий проводится заключительная психолого – педагогическая диагностика развития ребенка. В ней отслеживается динамика развития ребенка.

3 этап.

Включение родителей в процесс реабилитации и становлении личности ребенка – главная цель работы с семьей. После каждого занятия проводится консультирование родителей по вопросам развития ребенка, его достижениям, по перспективам совместной деятельности, чем бы они могли самостоятельно заниматься с ребенком по рекомендациям специалиста.

Примерные темы консультаций:

1. Индивидуальные особенности развития ребенка.

2. Индивидуальный подход к ребенку в семье.

3. Специфика взаимодействие родителя с ребенком.

4.Развитие и воспитание ребенка в домашних условиях.

5. Рекомендации  по выбору развивающих игр и игрушек для ребенка.

Одной из основных задач является в содействии перехода с надомного обучения в коррекционный сад или школу, и  привлечение детей – инвалидов для занятий в Центре, так как в Центре больше возможностей и педагогов для занятий с детьми – инвалидами.  

Вот пример из моего опыта:

Мальчик А. 14 лет (инвалидность – ЗПМР по эндокринному типу, ожирение 3-ей степени).

Занимаясь мальчиком с 2015-2016 год на дому индивидуально, была проведена диагностика, в результате были выявлены  различные нарушения и проблемы: эмоционального развития, маленький словарный запас, поведенческих навыков, объём памяти и внимания снижен, нарушена мелкая моторика рук, тревожен, боялся электроинструментов, когда соседи делали ремонт, прятался под  кровать  и плакал, боялся выходить из дома.  В результате  психо-коррекционных занятий  и игр  увеличился объём памяти  и внимания, снизилась тревожность, пропал страх перед  электроинструментами (в игровой форме сам делал ремонт, держал в руках игрушечную электродрель), увеличился словарный запас, помощью арт  – терапии и песка улучшилась мелкая моторика и координация движений пальцев  рук. Стал посещать Центр  и ездить на различные  социокультурные мероприятия, стал подвижнее, общительнее, после проработки страхов стал владеть игровыми навыками.

Родителям были даны рекомендации:

1. Наблюдение невролога по месту жительства.

2. Дома больше разговаривать с ребенком, сопровождать речью совместные действия с ним, использовать в общении все формы  взаимодействия (речь с разными интонациями, мимику, смех,  пение, читать книжки, включать музыку)

3. Очень важно, чтобы ребенок не находился долго в одном положении. Рекомендована адаптивная физическая культура.

Занимаясь с детьми – инвалидами на дому я убедилась, что только индивидуальный подход к каждому ребенку и совместные занятия с ним, а также  включения родителей в совместные занятия дают положительный результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР «Работа педагога – психолога с детьми «группы риска»

Цели семинара:— Обсудить факторы и критерии, определяющие детей «группы риска».— Познакомить с опытом работы с детьми  «группы риска» в СОШ №6.— Обсудить влияние системы воспитательной рабо...

Применение здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога с детьми раннего и дошкольного возраста и их родителями.

Здоровье  – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым....

Этическая задача, как одна из форм групповой работы педагога-психолога с детьми в школе.

В групповой  работе с детьми педагоги-психологи используют различные формы, методы и техники. Одной из таких новых форм является  - этическая задача. Этическая задача – это модель проблемной...

Презентация для педагогов-психологов МБОУ СОШ на тему: "Система работы педагога-психолога с детьми "группы риска".

Особенностью «детей группы риска» является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут сработать или нет. Вследствие этого этой категории детей...

Работа педагога-психолога с детьми, нуждающимися в индивидуально-профилактической работе

Дети, попадающие в категорию девиантного поведения, часто оказываются на внутришкольном индивидуальном контроле. Следует отметить, что к этой группе часто относятся дети с различными типами отклоняюще...

Инклюзивное образование в школах - работа педагога-психолога с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами

В презентации рассматривается специфика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в общеобразовательных школах. Приведено понятие инклюзивного образования и его содерж...

План работы педагога-психолога с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами на 2021-2022 учебный год

План работы педагога-психолога с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами...