СЕМИНАР «Работа педагога – психолога с детьми «группы риска»
рабочая программа по психологии на тему
Цели семинара:
— Обсудить факторы и критерии, определяющие детей «группы риска».
— Познакомить с опытом работы с детьми «группы риска» в СОШ №6.
— Обсудить влияние системы воспитательной работы на работу с детьми «группы риска».
—Обсудить влияние эмоционального выгорания педагогов на появление (?) детей «группы риска».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar1.docx | 149.17 КБ |
Предварительный просмотр:
15. 02. 2011 г.
СЕМИНАР «Работа педагога – психолога с детьми «группы риска»
Цели семинара:
— Обсудить факторы и критерии, определяющие детей «группы риска».
— Познакомить с опытом работы с детьми «группы риска» в СОШ №6.
— Обсудить влияние системы воспитательной работы на работу с детьми «группы риска».
—Обсудить влияние эмоционального выгорания педагогов на появление (?) детей «группы риска».—
- Вступительное слово педагога – психолога
Работа с детьми «группы риска» - один из самых актуальных аспектов работы педагога – психолога. Особое внимание обращает на себя возрастающее число обучающихся с патологией, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Безусловно, таким детям необходима педагогическая реабилитации и коррекция.
Психологи и ученые отмечают изменения в детско – родительских отношениях. Наблюдается ситуация «разорванных связей». «Разорванные связи» - отсутствие коллектива в развитии ребенка (распад дворовой компании, класса, семьи). «Разорванные связи» не передают опыт сотрудничества. Падение родительской эффективности. Меняется категория детства. Поменялась детская литература (новые сюжеты, вестернизация; не борьба со злом, а использование силы, ловкости.
Данные с 2005 по 2010
- Достаточно снизилась когнитивное развитие дошкольников
Дивергентное мышление снизилось с хорошего до слаборазвитого. Дивергентное мышление (от лат. divergere – расходиться) — метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы. Исследованиями дивергентного мышления занимались Е. Торранс, Д. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Груббер, И. Хайн, А. Б. Шнедер, Д. Роджерс.
- Снижение общей энергичности детей. Одновременно возрастание эмоционального дискомфорта.
- Снижение уровня развития сюжетно – ролевой игры.
- Падение любознательности и воображения.
- Неразвитость тонкой моторики.
- Снижение произвольности.
- У многих детей – «экранная зависимость». 60% родителей вместе с детьми проводят досуг у телевизора.
- Низкий уровень развития внимания.
- Многие дети не могут занять себя сами.
- Выросло количество детей, находящихся в аффективной напряженности.
- Увеличивается количество одаренных детей.
- Общее недоразвитие – 22,5%.
- Дисгармоничное развитие - 26,5%.
- 65% детей (леворуких, гиперактивных, астеничных и т.д.), требующих индивидуального подхода.
- Меняются ценностные ориентации. Чуткость, терпимость, сопереживание – занимают последнее место по данным социологического опроса. Первое место – решительность, умение добиваться своего.
- Появляются: общая астенизация(общая психическая и физическая слабость), эмоциональная неустойчивость, ГРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ – общее ослабление опорно – двигательного аппарата.
- Обсуждение критериев и факторов, определяющих детей «группы риска».
Упражнение «Ассоциации». Какие ассоциации у вас вызывают слова «группа риска»? Ведущему необходимо выявить представление о детях «группы риска». - Что для вас ДГР?
«Мозговой штурм». Работа в командах. Обсуждение результатов.
Вопросы:
- По каким критериям можно отнести детей к «группе риска»?
- Какие факторы определяют «группу риска»? а) семья (дисгармоничная семья); неблагополучная семья (в том числе недостаточная забота о ребенке со стороны родителей, конфликты в семье, жестокое обращение с ребенком, отсутствие и неучастие в воспитании ребенка одного или обоих родителей; злоупотребление родителями алкоголя и наркотических средств и др.;
низкий материальный уровень и плохие условия проживания;
низкий образовательный и культурный уровень родителей;
неправильное отношение и ошибки в воспитании (неприятие; гиперсоциальное воспитание; тревожно-мнительное воспитание; эгоцентрический тип восприятия);
отрицание самоценности ребенка;
б) продолжительные заболевания и тяжелые травмы;
в) неблагополучная ситуация в отношении подростка со сверстниками;
г) индивидуальные особенности (гиперактивность, леворукость);
д) эмоциональные нарушения (агрессивность, тревожность, импульсивность, психическая неустойчивость);
е ) дидактогенный фактор (при контакте с учителем, склонному к конфликтному стилю общения или авторитарному у детей может возникать состояние повышенной школьной тревожности, которое может в школьные неврозы)
- Как Вы думаете, является ли эмоциональное выгорание педагогов фактором, определяющим «группу риска»?
- В чем, по вашему мнению, состоит психолого – педагогическая помощь ДГР?
- Каков, по – вашему мнению, может быть состав коррекционной группы ДГР?
- С какими детьми «группы риска» возможна только индивидуальная работа?
Мультимедийная презентация «Работа педагога – психолога с ДГР»
Ведущий. Названные критерии можно объединить в несколько групп. Учащиеся "группы риска" – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов.
В группы риска входят дети и подростки из-за самых разнообразных показателей. Это могут быть: 1 – генотипические особенности и врожденные дефекты; 2 – социальные условия; 3 – особенности развития личности – дети и подростки с «социальным риском» нарушений возрастного психического и личностного развития.
- 1) дети, находящиеся на воспитании в семьях с низким уровнем социальной адаптации;
- 2) дети с высокой наследственной отягощенностью в сфере психических заболеваний (эндогенные психозы);
- 3) дети с гипердинамическим синдромом;
- 4) дети, находящиеся в условиях депривации;
- 5) дети, имеющие эмоциональные нарушения: агрессивные дети; эмоционально – расторможенные дети; тревожные дети.
- 6) леворукие дети.
Классный руководитель.
Педагогическое сопровождение учащихся Систематический контроль за посещаемостью и успеваемостью. Помощь учащемуся в учебно-познавательной деятельности. Обеспечение постоянной связи с семьей. Осуществление тесной связи с педагогами-предметниками. Проведение тематических классных часов и мероприятий с привлечением учащихся «группы риска». Активизация творческой, трудовой, спортивной и др. деятельности. Проведение индивидуальной работы с учащимися «группы риска». Осуществление групповой поддержки детям «группы риска».
Социальный педагог
Вовлечение в кружки, секции, клубы. Профилактические беседы. Осуществление контроля за посещаемостью и успеваемостью. Социально-педагогическое сопровождение. Формирование правовой культуры подростков. Вовлечение в обществено-полезную деятельность. Социально-педагогическая помощь педагогам в работе с детьми «группы риска» и семье, участие в школьном ПМПк. Координация работы между субъектами образовательного процесса и различных служб. ОДН, КДН, ЦРП, ЦРБ. Должен изучать совместно с практическим психологом выявляет медико-психологические, возрастные, личностные особенности детей, их способности, интересы, отношение к школе, учебе, поведение, круг общения, выявлять позитивные и негативные влияния в структуре личности ребенка. Тесное сотрудничество с социальным педагогом благотворно влияет на результативность данной деятельности. Мы изучаем индивидуальные особенности ребенка и выявляем его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяем их причины, отслеживаем истоки возникновения конфликтных ситуаций; исследуем условия и особенности отношений с социумом, жизнедеятельности ребенка.
Педагог – психолог
Проведение диагностического минимума с целью выявления детей «группы риска» определенной категории. Выявление индивидуальных особенностей личностной и мотивационной сфер, выявление разного рода отклонений в поведении и отставании в учении (выделение «группы риска»). Формирование коррекционных групп и проведение коррекционно – развивающих занятий. Разработка индивидуальных программ психологического сопровождения Психологическое просвещение педагогов. Консультирование - индивидуальное; групповое по результатам диагностики с целью разработки рекомендаций. Психологическое просвещение родителей. Консультирование родителей. Участие в школьном ПМПк.
Учитель – логопед. Обследует состояния речи детей, осуществляет работу по исправлению звукопроизношения, по развитию словарного запаса, устранению оптической дисграфии и дислексии, восполнению пробелов в знаниях русского языка.
Учителя-предметники. Организация работы по коррекции знаний. Организуют дифференцированный подход в работе с обуч-ся.
Заместитель директора по УВР и ВР. Реализация разно уровневой модели содержания образования. Рациональная организация педагогического процесса. Вовлечение в общественополезную деятельность.
Директор школы
Осуществляет текущий контроль за соблюдением режима работы школы с детьми «группы риска».
Данные по Наро –Фоминской СОШ № 6 с углубленным изучением отдельных предметов.
- Дети из неблагополучных семей -
- Опекаемые дети-
- Обучающиеся, стоящие на учете в одн; на внутришкольном учете -
- Тревожные дети (5 кл.) -
- Агрессивные подростки ( 6,7,8 кл) -
- Леворукие -
- Общее недоразвитие речи -
- Низкий уровень психологической готовности (1 кл.)
Психологическое сопровождение ДГР
Возрастные периоды | «Группа риска» | психодиагностика | Коррекционно –развивающая работа | Работа с родителями | Работа с педагогами |
1 кл. | Дети с низким уровнем психологической готовности к школе. | Наблюдение; «Семаго»; Диагностика уровня школьной тревожности с помощью проективных методик. | Проведение коррекционо – развивающих занятий с детьми, испытывающими трудности в интеллектуальной сфере; трудности адаптации к школе. Адаптационные классные часы: «Я – школьник». «Программа занятий по организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению». | Индивидуальное консультирование по результатам диагностики. Консультирование родителей, дети которых занимаются в группе развития. Психологическое просвещение: родительское собрание «Адаптационный период первоклассников»; родительское собрание для родителей будущих первоклассников «Психологическая готовность к школе» | Консультация для педагогов начальных классов, воспитателей ГПД "Психокоррекционная работа с тревожными детьми". Выступление на педагогическом консилиуме по предоставлению на ПМПК. |
2-3 кл | Продолжение диагностической и психокоррекционной работы с детьми, испытывающими трудности в общении, интеллектуальной сфере, тревожными детьми в "группах развития" (по необходимости) | ||||
4 кл. | Дети с низким уровнем готовности к переходу в среднюю школу, т. е. тех детей, для которых обучение в 5-м классе может вызвать определенные трудности, связанные как с низким уровнем предшествующего развития, так и с нереализованными возможностями. | Методика Т.И.Юферовой; Использование метода наблюдения для определения психологических особенностей младших школьников, "обучение" составлению индивидуальных психолого-педагогических карт (карта наблюдений Д.Стотта) | Программа психокоррекционной работы с детьми "группы риска". Привлечение детей "группы риска" к участию в воспитательных мероприятиях, содействующих проявлению познавательной активности, обеспечивающих переживание успеха. | Консультирование родителей. | Консультирование педагогов. |
5 кл. | Дети, испытывающих трудности адаптационного периода, имеющие высокий уровень тревожности. | Тест тревожности Филлипса; анкетирование учащихся с целью определения отношения к школе; проективные методики; Диагностика межличностных отношений в классе (социометрия и ее варианты) и статусного положения ребенка в группе сверстников. | Коррекционно – развивающие занятия по снижению уровня тревожности. «Я –пятиклассник». «Программа занятий по снижению школьной тревожности с использованием рисуночных методик». | Консультирование. "Психологические особенности детей 10-12 лет в переходный период. Модель общения взрослого с подростком". Общешкольное родительское собрание «Адаптационный период пятиклассников». | Выступление на педагогическом консилиуме «Дети группы риска. Адаптация пятиклассников». Анализ эффективности работы учителей-предметников по преодолению трудностей адаптации у обучающихся» |
6-8 кл. | подростки с явлениями психической неустойчивости. Подростки "группы риска" с преобладанием явлений аффективной возбудимости. Подростки с ЗПР; подростки, характеризующихся различными проявлениями девиантного поведения; дети из неблагополучных семей; педагогически запущенные дети. | метод наблюдения, беседа, анкетирование, тестирование, анализ документов. Тест эмоций Басса – Дарки. Проективные методики «Несуществующее животное», «Рисунок семьи». Изучение характера отношений с социальным окружением и с самим собой, возрастную динамику "образа – Я", особенности личностной саморегуляции (по опыту Т.В.Снегиревой, М., 1987) с помощью школы социально-психологической адаптированности (СПА). | группы социально-психологического тренинга общения. Программа факультативного курса «Психологический практикум» в 6-8 классах компенсирующего обучения (120 часов); | Индивидуальное консультирование родителей. | круглый стол для классных руководителей 1-11х классов по вопросам семьи и школы «Стили семейного воспитания». выступление на ШМО классных руководителей 6 – 8 классов с докладом «Психолого-педагогический статус учащегося» с предоставлением диагностических методик для выявления личностных особенностей подростков, интересов и определения статуса подростка в классе. Выступление на педагогическом совете «Нравственное становление личности школьника» |
9-11 кл | Диагностика общих способностей, профессиональных предпочтений и возможностей учащихся (анкеты, ДДО, профкарты и др.) Диагностика сформированности осознанной саморегуляции; овладения ее механизмами и средствами (опросник "Саморегуляция" по А.К.Осницкому, Т.В.Снегиревой, М., 1987 год). виды социальной (личностной) направленности характерны для старшеклассников (опросник "СН" - адаптированный вариант методики В.Басса, В.Смекала, И.Кучера). Диагностика ценностных ориентаций и их влияния, на выбор профессии (методика М.Рокича, адаптированная Б.С.Кругловым.) | Программа, направленная на формирование временной перспективы, изменения в структуре мотивационной сферы, на развитие способности к организации своего времени, временной компетентности. Реализация программы «Психология и выбор профессии». | Консультация для родителей: “Психологические основы профориентации в семье" (по итогам диагностики). Родительские собрания «помощь родителей при подготовке к ЕГЭ». |
Литература и интернет-ресурсы
1. Кибирев А.А., Сеньчукова И.В. Организация деятельности школ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. — Хабаровск, 2004.
2. Сакович Н.А. Психолого-педагогическое сопровождение детей и семьи, находящихся в социально опасном положении. — Мн.: АПО, 2010.
3. http://webcache.googleusercontent.com
5. «Коррекционные развивающие технологии в работе с детьми группы риска» Статья Т.Г. Неретиной
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные методы профилактической работы педагога-психолога с обучающимися «группы риска» (презентация)
Данная презентация является сопровождением для выступления "Современные методы профилактической работы педагога-психолога с обучающимися группы риска...
Современные методы профилактической работы педагога-психолога с обучающимися «группы риска»
Современные методы профилактической работы педагога-психологас обучающимися «группы риска»(Выступление на РМО педагогов-психологов А.В. Чекановой)В «Педагогической поэме» А.С. Макаренко писал:«П...
Программа работы психолога с детьми "группы риска" и их родителями
Программу можно использовать школьному педагогу- психологу...
Методический семинар "Работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ с помощью программы "Гимнастика Мозга""
quot;Работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ с помощью программы "Гимнастика Мозга""...
Индивидуальный план работы педагога-психолога с детьми «группы риска» на 2018-2019 учебный год.
Индивидуальный план работы педагога-психолога с детьми «группы риска» на 2018-2019 учебный год....
План работы педагога-психолога с детьми группы риска на 2018-2019 учебный год
План работы составлен в соответствии с Программой «Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС ООО на 2015-20...
Презентация для педагогов-психологов МБОУ СОШ на тему: "Система работы педагога-психолога с детьми "группы риска".
Особенностью «детей группы риска» является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут сработать или нет. Вследствие этого этой категории детей...