СЕМИНАР «Работа педагога – психолога с детьми «группы риска»
рабочая программа по психологии на тему

Болушкова Ольга Николаевна

 

Цели семинара:

— Обсудить факторы и критерии, определяющие детей «группы риска».

— Познакомить с опытом работы с детьми  «группы риска» в СОШ №6.

— Обсудить влияние системы воспитательной работы на работу с детьми «группы риска».

—Обсудить влияние эмоционального выгорания педагогов на появление (?) детей «группы риска».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar1.docx149.17 КБ

Предварительный просмотр:

15. 02. 2011 г.

СЕМИНАР «Работа педагога – психолога с детьми «группы риска»

 Цели семинара:

— Обсудить факторы и критерии, определяющие детей «группы риска».

— Познакомить с опытом работы с детьми  «группы риска» в СОШ №6.

— Обсудить влияние системы воспитательной работы на работу с детьми «группы риска».

—Обсудить влияние эмоционального выгорания педагогов на появление (?) детей «группы риска».—

  1. Вступительное слово педагога – психолога

Работа с детьми «группы риска» - один из самых актуальных аспектов работы педагога – психолога. Особое внимание обращает на себя возрастающее число обучающихся с патологией, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Безусловно, таким детям необходима педагогическая реабилитации и коррекция.

Психологи и ученые отмечают изменения в детско – родительских отношениях. Наблюдается ситуация «разорванных связей». «Разорванные связи» - отсутствие коллектива в развитии ребенка (распад дворовой компании, класса, семьи). «Разорванные связи» не передают опыт сотрудничества. Падение родительской эффективности. Меняется категория детства. Поменялась детская литература (новые сюжеты, вестернизация; не борьба со злом, а использование силы, ловкости.

Данные с 2005 по 2010

  1. Достаточно снизилась когнитивное развитие дошкольников

 Дивергентное мышление снизилось  с хорошего до слаборазвитого.  Дивергентное мышление (от лат. divergere – расходиться) — метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы. Исследованиями дивергентного мышления занимались Е. Торранс, Д. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Груббер, И. Хайн, А. Б. Шнедер, Д. Роджерс.

  1. Снижение общей энергичности детей. Одновременно возрастание эмоционального дискомфорта.
  2. Снижение уровня развития сюжетно – ролевой игры.
  3. Падение любознательности и воображения.
  4. Неразвитость тонкой моторики.
  5. Снижение произвольности.
  6. У многих детей – «экранная зависимость». 60% родителей вместе с детьми проводят досуг у телевизора.
  7. Низкий уровень развития внимания.
  8. Многие дети не могут занять себя сами.
  9. Выросло количество детей, находящихся в аффективной напряженности.
  10. Увеличивается количество одаренных детей.
  11. Общее недоразвитие – 22,5%.
  12. Дисгармоничное развитие -  26,5%.
  13. 65% детей (леворуких, гиперактивных, астеничных и т.д.), требующих индивидуального подхода.
  14. Меняются ценностные ориентации. Чуткость, терпимость, сопереживание – занимают последнее место по данным социологического опроса. Первое место – решительность, умение добиваться своего.
  15. Появляются: общая астенизация(общая психическая и физическая слабость), эмоциональная неустойчивость, ГРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ – общее ослабление опорно – двигательного аппарата.

  1. Обсуждение критериев и факторов, определяющих  детей «группы риска».

Упражнение «Ассоциации».                                                                                                                                                                                                                              Какие ассоциации у вас вызывают слова «группа риска»?  Ведущему необходимо выявить представление о детях «группы риска».   - Что для вас ДГР?

«Мозговой штурм». Работа в командах. Обсуждение результатов.

Вопросы:

  1. По каким критериям можно отнести детей к «группе риска»?
  2. Какие факторы определяют «группу риска»?                                                                                                                                                                                          а) семья (дисгармоничная семья);                                                                                                                                                                                               неблагополучная семья (в том числе недостаточная забота о ребенке со стороны родителей, конфликты в семье, жестокое обращение с ребенком, отсутствие и неучастие в воспитании ребенка одного или обоих родителей; злоупотребление родителями алкоголя и наркотических средств и др.;

низкий материальный уровень и плохие условия проживания;

низкий образовательный и культурный уровень родителей;

неправильное отношение и ошибки в воспитании (неприятие; гиперсоциальное воспитание; тревожно-мнительное воспитание; эгоцентрический тип восприятия);

 отрицание самоценности ребенка;

б) продолжительные заболевания и тяжелые травмы;

в) неблагополучная ситуация в отношении подростка со сверстниками;

г) индивидуальные особенности (гиперактивность,   леворукость);

д) эмоциональные нарушения (агрессивность, тревожность, импульсивность, психическая неустойчивость);

е ) дидактогенный фактор (при контакте с учителем, склонному к конфликтному стилю общения или авторитарному у детей может возникать состояние повышенной школьной тревожности, которое может в школьные неврозы)

                                                                         

  1. Как Вы думаете,  является ли эмоциональное выгорание педагогов фактором, определяющим «группу риска»?
  2. В чем, по вашему мнению, состоит психолого – педагогическая помощь ДГР?
  3. Каков, по – вашему мнению, может быть состав коррекционной группы ДГР?
  4.  С какими детьми «группы риска» возможна только индивидуальная работа?

Мультимедийная презентация «Работа педагога – психолога с ДГР»

 Ведущий. Названные критерии можно объединить в несколько групп. Учащиеся "группы риска" – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов.

В группы риска входят дети и подростки из-за самых разнообразных показателей. Это могут быть:                                                                                                                                                                       1 – генотипические особенности и врожденные дефекты;                                                                                                 2 – социальные условия;                                                                                                                                                           3 – особенности развития личности – дети и подростки с «социальным риском» нарушений возрастного психического и личностного развития.

  1. 1) дети, находящиеся на воспитании в семьях с низким уровнем социальной адаптации;
  2. 2) дети с высокой наследственной отягощенностью в сфере психических заболеваний (эндогенные психозы);
  3. 3) дети с гипердинамическим синдромом;
  4. 4) дети, находящиеся в условиях депривации;
  5. 5) дети, имеющие эмоциональные нарушения: агрессивные дети; эмоционально – расторможенные дети; тревожные дети.
  6. 6) леворукие дети.

Классный руководитель.

Педагогическое сопровождение учащихся                                                                                                                                                                                                 Систематический контроль за посещаемостью и успеваемостью.                                                                                                                                                                               Помощь учащемуся в учебно-познавательной деятельности.                                                                                                                                                        Обеспечение постоянной связи с семьей.                                                                                                                                                                                                   Осуществление тесной связи с педагогами-предметниками.                                                                                                                                                                 Проведение тематических классных часов и мероприятий с привлечением учащихся «группы риска».                                                                                                                                                                            Активизация творческой, трудовой, спортивной и др. деятельности.                                                                                                                                               Проведение индивидуальной работы с учащимися «группы риска».                                                                                                                                               Осуществление групповой поддержки детям «группы риска».

Социальный педагог

Вовлечение в кружки, секции, клубы. Профилактические беседы. Осуществление контроля за посещаемостью и успеваемостью. Социально-педагогическое сопровождение. Формирование правовой культуры подростков. Вовлечение в обществено-полезную деятельность. Социально-педагогическая помощь педагогам в работе с детьми «группы риска» и семье, участие  в школьном ПМПк. Координация работы между субъектами образовательного процесса и различных служб. ОДН, КДН, ЦРП, ЦРБ.                                                                                                                                                       Должен изучать совместно с практическим психологом  выявляет медико-психологические, возрастные, личностные особенности детей, их способности, интересы, отношение к школе, учебе, поведение, круг общения, выявлять позитивные и негативные влияния в структуре личности ребенка. Тесное сотрудничество с социальным педагогом  благотворно влияет на результативность данной деятельности. Мы изучаем индивидуальные особенности ребенка и выявляем его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяем их причины, отслеживаем истоки возникновения конфликтных ситуаций; исследуем условия и особенности отношений с социумом, жизнедеятельности ребенка.

Педагог – психолог

Проведение диагностического минимума с целью выявления детей «группы риска» определенной категории.                                                                                                                                                                     Выявление индивидуальных особенностей личностной и мотивационной сфер, выявление разного рода отклонений в поведении и отставании в учении (выделение «группы риска»).                                                                                                                                                                                                         Формирование коррекционных групп и проведение коррекционно – развивающих занятий. Разработка индивидуальных программ психологического сопровождения                                                                                                                                                                                                                 Психологическое просвещение педагогов.                                                                                                                                                                                           Консультирование - индивидуальное; групповое по результатам диагностики с целью разработки рекомендаций. Психологическое просвещение родителей. Консультирование родителей. Участие  в школьном ПМПк.

Учитель – логопед. Обследует  состояния речи детей, осуществляет  работу по исправлению звукопроизношения, по развитию словарного запаса, устранению оптической дисграфии и дислексии, восполнению пробелов в знаниях русского языка.

Учителя-предметники. Организация работы по коррекции знаний. Организуют дифференцированный подход  в работе с обуч-ся.

Заместитель директора по УВР и ВР.                                                                                                                                                                                                                   Реализация  разно уровневой модели содержания образования. Рациональная организация педагогического процесса. Вовлечение в общественополезную деятельность.

Директор школы

Осуществляет текущий контроль за соблюдением режима работы школы с детьми «группы риска».

Данные по Наро –Фоминской СОШ № 6 с углубленным изучением отдельных предметов.

  1. Дети из неблагополучных семей -
  2. Опекаемые дети-
  3. Обучающиеся, стоящие на учете в одн; на внутришкольном учете -
  4. Тревожные дети (5 кл.) -
  5. Агрессивные подростки ( 6,7,8 кл) -
  6. Леворукие -
  7. Общее недоразвитие речи -
  8. Низкий уровень психологической готовности  (1 кл.)

Психологическое сопровождение ДГР

Возрастные периоды

«Группа риска»

психодиагностика

Коррекционно –развивающая работа

Работа с родителями

Работа с педагогами

1 кл.

Дети с низким уровнем психологической готовности к школе.

Наблюдение; «Семаго»;

Диагностика уровня школьной тревожности с помощью проективных методик.

Проведение коррекционо – развивающих занятий с детьми, испытывающими трудности в интеллектуальной сфере; трудности адаптации к школе. Адаптационные классные часы: «Я – школьник».

«Программа занятий по организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению».

Индивидуальное консультирование по результатам диагностики. Консультирование родителей, дети которых занимаются в группе развития.

Психологическое просвещение: родительское собрание «Адаптационный период первоклассников»; родительское собрание для родителей будущих первоклассников «Психологическая готовность к школе»

Консультация для педагогов начальных классов, воспитателей ГПД "Психокоррекционная работа с тревожными детьми".  Выступление  на педагогическом консилиуме по предоставлению на ПМПК.

2-3 кл

Продолжение диагностической и психокоррекционной работы с детьми, испытывающими трудности в общении, интеллектуальной сфере, тревожными детьми в "группах развития" (по необходимости)

4 кл.

Дети с  низким уровнем  готовности к переходу в среднюю школу, т. е. тех детей, для которых обучение в 5-м классе может вызвать определенные трудности, связанные как с низким уровнем предшествующего развития, так и с нереализованными возможностями.

 Методика Т.И.Юферовой;

Использование метода наблюдения для определения психологических особенностей младших школьников, "обучение" составлению индивидуальных психолого-педагогических карт (карта наблюдений Д.Стотта)

Программа психокоррекционной работы с детьми "группы риска".

Привлечение детей "группы риска" к участию в воспитательных мероприятиях, содействующих проявлению познавательной активности, обеспечивающих переживание успеха.

Консультирование родителей.

Консультирование педагогов.

5 кл.

Дети, испытывающих трудности адаптационного периода, имеющие высокий уровень тревожности.

Тест тревожности Филлипса;  анкетирование учащихся с целью определения отношения к школе; проективные методики;

Диагностика межличностных отношений в классе (социометрия и ее варианты) и статусного положения ребенка в группе сверстников.

Коррекционно – развивающие занятия по снижению уровня тревожности. «Я –пятиклассник». «Программа занятий  по                                                                   снижению школьной тревожности                                                                           с использованием рисуночных методик».

Консультирование. "Психологические особенности детей 10-12 лет в переходный период. Модель общения взрослого с подростком". Общешкольное родительское собрание «Адаптационный период пятиклассников».

Выступление на педагогическом консилиуме «Дети группы риска. Адаптация пятиклассников». Анализ эффективности работы учителей-предметников по преодолению трудностей адаптации у обучающихся»


6-8 кл.

подростки с явлениями психической неустойчивости. Подростки "группы риска" с преобладанием явлений аффективной возбудимости.

Подростки с ЗПР; подростки,  характеризующихся различными проявлениями девиантного поведения; дети из неблагополучных семей; педагогически запущенные дети.

метод наблюдения, беседа, анкетирование, тестирование, анализ документов. Тест эмоций Басса – Дарки. Проективные методики «Несуществующее животное», «Рисунок семьи». Изучение характера отношений с социальным окружением и с самим собой, возрастную динамику "образа – Я", особенности личностной саморегуляции (по опыту Т.В.Снегиревой, М., 1987) с помощью школы социально-психологической адаптированности (СПА).

группы социально-психологического тренинга общения. Программа факультативного курса «Психологический практикум» в 6-8 классах компенсирующего обучения (120 часов);

Индивидуальное консультирование родителей.

 круглый стол для классных руководителей 1-11х классов по вопросам семьи и школы «Стили семейного воспитания».

выступление на ШМО классных руководителей  6 – 8 классов с докладом «Психолого-педагогический статус учащегося» с предоставлением диагностических методик для выявления личностных особенностей подростков,  интересов и определения статуса подростка в классе. Выступление на педагогическом совете «Нравственное становление личности школьника»

9-11 кл

Диагностика общих способностей, профессиональных предпочтений и возможностей учащихся (анкеты, ДДО, профкарты и др.)

Диагностика сформированности осознанной саморегуляции; овладения ее механизмами и средствами (опросник "Саморегуляция" по А.К.Осницкому, Т.В.Снегиревой, М., 1987 год). виды социальной (личностной) направленности характерны для старшеклассников (опросник "СН" - адаптированный вариант методики В.Басса, В.Смекала, И.Кучера).

Диагностика ценностных ориентаций и их влияния, на выбор профессии (методика М.Рокича, адаптированная Б.С.Кругловым.)

Программа, направленная  на формирование временной перспективы, изменения в структуре мотивационной сферы, на развитие способности к организации своего времени, временной компетентности.

Реализация программы «Психология и выбор профессии».

Консультация для родителей: “Психологические основы профориентации в семье" (по итогам диагностики).

Родительские собрания «помощь родителей  при подготовке к ЕГЭ».

Литература и интернет-ресурсы

1. Кибирев А.А., Сеньчукова И.В. Организация деятельности школ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. — Хабаровск, 2004.

2. Сакович Н.А. Психолого-педагогическое сопровождение детей и семьи, находящихся в социально опасном положении. — Мн.: АПО, 2010.

3. http://webcache.googleusercontent.com 

4.festival@1september.ru;

5. «Коррекционные развивающие технологии в работе с детьми группы риска» Статья Т.Г. Неретиной


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные методы профилактической работы педагога-психолога с обучающимися «группы риска» (презентация)

Данная презентация является сопровождением для выступления "Современные методы профилактической работы педагога-психолога с обучающимися группы риска...

Современные методы профилактической работы педагога-психолога с обучающимися «группы риска»

Современные методы профилактической работы педагога-психологас обучающимися «группы риска»(Выступление на РМО педагогов-психологов А.В. Чекановой)В «Педагогической поэме» А.С.  Макаренко писал:«П...

Программа работы психолога с детьми "группы риска" и их родителями

Программу можно использовать школьному педагогу- психологу...

Методический семинар "Работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ с помощью программы "Гимнастика Мозга""

quot;Работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ с помощью программы "Гимнастика Мозга""...

Индивидуальный план работы педагога-психолога с детьми «группы риска» на 2018-2019 учебный год.

Индивидуальный план работы педагога-психолога  с детьми «группы риска» на 2018-2019 учебный год....

План работы педагога-психолога с детьми группы риска на 2018-2019 учебный год

План работы составлен в соответствии с Программой «Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС ООО на 2015-20...

Презентация для педагогов-психологов МБОУ СОШ на тему: "Система работы педагога-психолога с детьми "группы риска".

Особенностью «детей группы риска» является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут сработать или нет. Вследствие этого этой категории детей...