Работа педагога-психолога с детьми, нуждающимися в индивидуально-профилактической работе
статья по психологии
Дети, попадающие в категорию девиантного поведения, часто оказываются на внутришкольном индивидуальном контроле. Следует отметить, что к этой группе часто относятся дети с различными типами отклоняющегося поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
devianty_pravonarushiteli_addikty.docx | 26.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Дети, попадающие в категорию девиантного поведения, часто оказываются на внутришкольном индивидуальном контроле. Следует отметить, что к этой группе часто относятся дети с различными типами отклоняющегося поведения. Из практики можно определить следующие, исключая психопатологические (наличие патологии, диагноза):
-на основе гиперспособностей (одаренность в чем-либо, высокие способности). Например, приоритет увлечения радиотехникой, спортом и прочим перед учёбой. Многочисленные пропуски занятий, отставание в пройденном материале, недолговременный контакт с одноклассниками могут повлечь за собой дезадаптацию в школе, Как следствие затяжной неуспех в учебной и социальной школьной жизни, отказ от посещения образовательного учреждения вообще. Итог – попадает на индивидуальный профилактический контроль. Данный тип встречается в практике реже.
-на основе гипоспособностей. Например, неуспевающие по причине низких интеллектуальных способностей, либо педагогической запущенности (социальные навыки, навыки саморегуляции и пр.). У таких детей даже может быть заключение на руках у родителя о статусе ребенка с ОВЗ (УО), но они его в школу не приносят. Ребенок по нескольку раз остается на повторный год обучения, приобретает статус «хронически неуспевающего» и автоматически попадает под внимание внутришкольного контроля. Такие дети в практике встречаются чаще всего, т.к. каждый год одна и та же программа не привлекает ребенка, частая смена классного коллектива и новое завоевание своего социального статуса в нем – трудно, лучше избегать школы совсем.
-патохарактерологические особенности (в основе особенности характера, акцентуаций). Например, склонность к бродяжничеству, поиску новых впечатлений; вспыльчивость и склонность к конфликтному поведению; склонность к самоповреждающему поведению; к аморальному и пр. С подобным типом отклоняющегося поведения чаще и надолго попадают на ИПК. С 18 лет патохарактерологический тип может иногда поменять статус на патологический (получить диагноз).
-аддиктивное (зависимое) поведение. Например, вовлеченность в употребление ПАВ, электронных сигарет, снюсов, спайсов, солей и т.п. На внутришкольном контроле процент детей этого типа не большой (1-2 человека максимум), но всегда существует риск увеличения их численности. Причиной тому, в первую очередь является «мода, пропаганда» среди группы сверстников новинок, которые еще не имеют официальный статус законодательного запрета – как следствие, ложное ощущение у детей, что «ничего страшного ведь нет». Второй актуальной причиной появления таких девиантов является общедоступность увлечений, свободная продажа несовершеннолетним.
-деликвентное (правонарушения, противоправное) поведение. Например, воровство, вовлечение несовершеннолетних в противоправную деятельность. Подобные случаи также встречаются в практике в небольшом процентном соотношении. Часто носят семейный характер, т.е. например, дети из одной и той же семьи, либо родитель вовлекает ребенка в воровство.
Не всегда официальный статус неблагополучной семьи имеют дети обозначенных типов девиантного поведения. Но практически у всех в основе есть ошибки в семейном воспитании, за редким исключением.
Поскольку проблема ребенка, требующая разрешения, имеет и внутренние, и личностные, и внешние аспекты, работа специалиста включает следующие основные составляющие:
1.Непосредственная (индивидуальная) работа с ребенком, предполагающая его психолого-педагогическую поддержку. Взаимодействие психолога с детьми ИПР носит чаще индивидуальный характер, каждая встреча содержит элементы и диагностики, и консультирования, и профилактики. Важный момент в установлении индивидуального контакта, это объективное объяснение причин, целей и личной выгоды для самого ребенка. Ребенок не пойдет вам на встречу, если не будет понимать, ЗАЧЕМ это нужно.
2.Групповая работа с детьми, направленная на реализацию коррекционно-развивающей работы по итогам диагностического, консультативного и профилактического запроса. В практической деятельности эффективнее включать таких детей в группу норматипичных, так как там его вызывающее поведение не будет иметь успеха и придется подстраиваться и менять свои формы взаимодействия - влияние социума сверстников.
Противопоказания для групповой коррекционной работы:
• наличие тяжелых психических расстройств;
• выраженная двигательная расторможенность;
• проблемы интимно-личностного характера (сексуальные нарушения, пережитые психотравмы и т. д.);
• активное нежелание подростка работать в группе.
Некоторые программы и направления коррекции, используемые в практике:
- «Ладья – в ладу с собой и миром» автор Сирота Н.А., Воробьёва Т.В. и др.
- Образовательная программа по профилактике отклоняющегося поведения «Мир во мне», на основе авторов Н.П.Дементьева, Е.В.Овчинникова и др.
- «Программа развития временной перспективы и способности к целеполаганию для учащихся 15-17 лет», автор Заворотняя С.Н.
- Программа работы по коррекции склонности к воровству и обману у детей, автор Цыплянская Е.А.
3.Работа с семьей, ориентированная на повышение психологической компетентности родителей, оптимизацию детско-родительских отношений, решение ошибок в воспитании. Все чаще в практике, зарекомендовывает себя метод кросс-коучинга, т.к. у родителей чаще нет потенциала на длительное сотрудничество. Но их участие играет крайне важную роль для коррекции девиантного поведения. К сожалению, у девиантов – детей чаще и девианты- родители, что сильно снижает эффективность работы.
4.Работа с педагогами (индивидуальное консультирование, помощь в составлении характеристики на ребенка, выработка психологических рекомендаций по взаимодействию с учащимся, проведение обучающих семинаров, тренингов). Основная задача в работе с педагогами - формирование толерантности в отношении ребенка, повышение психологической компетентности во взаимодействии с детьми и родителями.
Важное условие эффективной работы – это своевременное обращение всех участников образовательных отношений к педагогу – психологу, администрации школы в случаях:
• наличия у ребенка серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение, проблемы с успеваемостью, пропуски учебных занятий без уважительных причин и т. д.);
• появления у подростков депрессивных состояний (замкнутость, уход в себя, эмоциональные всплески и др.);
• употребления или предполагаемого употребления спиртных напитков, наркотических веществ;
• кризисной ситуации в семье, трудности в процессе воспитания.
Таким образом, основная цель работы педагога-психолога с девиантными детьми – это создание благоприятных условий для личностного развития ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального, семейного), оказание ему комплексной психолого-педагогической помощи.
Основной диагностический инструментарий психолога
в работе с детьми, нуждающимися в ИПР.
1.Личностный опросник Плутчик-Келлермана-Конте.
2.Опросник СЖО (смысло-жизненные ориентации).
3.Тест «Незаконченные предложения» Сакса Леви.
4.Выявление типа памяти методом воспроизведения по- разному воспринятых слов.
5.Методика «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия.
6.Тест «Склонность к девиантному поведению» Э.В.Леус, А.Г.Соловьёв.
7.Тест-опросник Кеттела для подростков.
8.Тест акцентуации характера «Чёртова дюжина» А.С.Прутченков, А.А.Сиялов.
9. Методика определения внимания Мюнстерберга.
10.Тест «Ваза», О.Масляев.
11.Опросник «Склонность к отклоняющемуся поведению», А.Н.Орёл.
12.Методика Басса-Дарки в адаптации А.К. Осницкого.
13. Методика определения самооценки Г.Н.Казанцевой.
14.Анкета для определения учебной мотивации и адаптации Н.Г. Лускановой.
15. Анкета «Учитель, ученик, коллектив».
16.Методика «Расстановки чисел».
7.
Наименование методики | Назначение | Примечание |
Учебная и познавательная деятельность. | ||
1.Анкета для определения учебной мотивации и адаптации Н.Г. Лускановой. 2. Анкета «Учитель, ученик, коллектив». 3.Проба на заучивание 10 слов. 4.Выявление типа памяти методом воспроизведения по-разному воспринятых слов. 5.Методика определения внимания Мюнстерберга. 6.Методика «Расстановки чисел». 7.Методика определения самооценки Г.Н.Казанцевой. 8.Серия Effecton Studio. | Выявление уровня учебной мотивации и адаптации. Определение уровня оперативной механической памяти. Выявление типа восприятия. Изучение свойств внимания. Выявление уровня самооценки личности. Определение работоспособности и темпа деятельности. | Диагностика проводится в индивидуальной форме. Рассчитана на уровень НОО и ООО. |
Эмоционально-личностная сфера | ||
1.Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса. 2.Личностный опросник Р. Кеттелла (12F). 3.Тест Р. Кеттелла (14- факторный, подростковый вариант). 4.Личностный опросник Плутчик Келлермана Конте. 5.Опросник «Смысло -жизненная ориентация». 6.Анкета «Мои мечты. Я планирую свое будущее. Я познаю себя и свои возможности». 7.Опросник «Диагностика девиантного поведения». 8.Тест акцентуации характера «Чертова дюжина» А.С.Прутченков, А.А.Сиялов. | Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой. Выявление личностных характеристик детей. Оценка личностных особенностей подростков (13-15 лет), определение выраженности полярных свойств личности. Диагностика механизмов психологической защиты. Выявление жизненных целей, процесса их достижения. Выявление способностей к целеполаганию, планированию, прогнозированию. Выявляется склонность к девиантности, аддикции, аутоагрессии, агрессии, деликвентности, воровству. Выявление акцентуаций личности. | Используется индивидуально или фронтально, в групповой форме. Анализируются факторы тревожности в сфере учебных ситуаций, социальных отношений, стрессоустойчивости. Используется индивидуально либо фронтально. Возраст 8-10 и 10-12 лет Методика дифференцирована по полу: разработаны варианты опросника для мальчиков и девочек. Возраст 13-15 лет. Используется в индивидуальной или групповой форме. Уровень ООО. Используется в индивидуальной или групповой форме. Уровень ООО. Используется в индивидуальной или групповой форме. Уровень НОО, ООО. Методика дифференцирована по полу: разработаны варианты опросника для мальчиков и девочек. Индивидуальная и фронтальная форма работы. Рекомендации по каждому типу. |
Коммуникативная сфера личности и социальное развитие | ||
1.Методика Р. Жиля. 2.Методика исследования «Незаконченные предложения» Сакса и Леви. 3.Анкета «Семья. Школа. Внешкольная среда». | Изучение межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений (уровень НОО). Изучение системы отношений ребенка и его окружения (уровень ООО). Изучение сферы окружения ребенка, основных трудностей в общении (уровень ООО). | На основе вербально визуального восприятия картинок выявляются особенности поведения в разнообразных жизненных ситуациях, затрагивающих отношения с другими людьми. Опросник построен в виде неоконченных фраз и предложений. Анкета подразумевает выбор ответа либо свой вариант. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа педагога-психолога с одаренными детьми
В докладе представлен материал по работе педагога-психолога с одаренными детьми, поэтапное выявление подобных детей и методы работы с ними для развития умственных и творческих ...
План работы педагога – психолога по профилактике правонарушений и работе с детьми “группы риска” 2017-2018 уч.год.
Планработы педагога – психолога по профилактикеправонарушений и работе с детьми “группы риска”2017-2018 уч.год....
Преемственность педагогов, педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Преемственность педагогов, педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья....
Презентация для педагогов-психологов МБОУ СОШ на тему: "Система работы педагога-психолога с детьми "группы риска".
Особенностью «детей группы риска» является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут сработать или нет. Вследствие этого этой категории детей...
Инклюзивное образование в школах - работа педагога-психолога с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами
В презентации рассматривается специфика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в общеобразовательных школах. Приведено понятие инклюзивного образования и его содерж...
Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по организации работы с семьями, находящимися в соп, и несовершеннолетними, нуждающимися в индивидуальной профилактической работе
Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, и несов...
Профилактическая работа педагога-психолога с агрессивными детьми. Реализация коррекционной работы непосредственно с обучающимися начальной школы имеющими агрессивные тенденции.
Проведение индивидуальной психокоррекционной работы является важным этапом помощи ребенку, имеющему агрессивное поведение....