Этическая задача, как одна из форм групповой работы педагога-психолога с детьми в школе.
рабочая программа по психологии на тему
В групповой работе с детьми педагоги-психологи используют различные формы, методы и техники. Одной из таких новых форм является - этическая задача.
Этическая задача – это модель проблемной ситуации, встречающаяся в жизни, при этом не имеющая однозначного этического решения.
Эта форма работы может применяться достаточно широко, но наиболее эффективна она при работе с конкретной актуальной проблемой в классном коллективе (драка, воровство, конфликт, травля и т.п.), а также в профилактических целях (профилактика употребления ПАВ, профилактика насилия, конфликтов и т.п.).
Цель: Расширение осознавания и достижения мультифокусной точки зрения на проблемную ситуацию.
Задачи: 1. Вовлечение учащихся в активное осмыслевание и обсуждение проблемной ситуации.
2. Обучение культуре дискуссии и ведения диалога.
3. Развитие уважительного отношения к иной точки зрения.
4. Соотнесение своих и иных морально-нравственных представлений и ориентиров.
Адресат: может применяться с подростками, взрослыми без ограничений. В начальной школе, ввиду высокой нормативности младших школьников применение этой формы требует учета возрастных особенностей и достаточного опыта у ведущего.
Необходимое время: от 30 до 60 минут.
Требования к квалификации ведущего: высшее педагогическое или психолого-педагогическое образование, опыт личного участия в решении этических задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eticheskie_zadachi_lavrova.docx | 15.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Этическая задача, как одна из форм групповой работы педагога-психолога с детьми в школе.
В групповой работе с детьми педагоги-психологи используют различные формы, методы и техники. Одной из таких новых форм является - этическая задача.
Этическая задача – это модель проблемной ситуации, встречающаяся в жизни, при этом не имеющая однозначного этического решения.
Эта форма работы может применяться достаточно широко, но наиболее эффективна она при работе с конкретной актуальной проблемой в классном коллективе (драка, воровство, конфликт, травля и т.п.), а также в профилактических целях (профилактика употребления ПАВ, профилактика насилия, конфликтов и т.п.).
Цель: Расширение осознавания и достижения мультифокусной точки зрения на проблемную ситуацию.
Задачи: 1. Вовлечение учащихся в активное осмыслевание и обсуждение проблемной ситуации.
2. Обучение культуре дискуссии и ведения диалога.
3. Развитие уважительного отношения к иной точки зрения.
4. Соотнесение своих и иных морально-нравственных представлений и ориентиров.
Адресат: может применяться с подростками, взрослыми без ограничений. В начальной школе, ввиду высокой нормативности младших школьников применение этой формы требует учета возрастных особенностей и достаточного опыта у ведущего.
Необходимое время: от 30 до 60 минут.
Требования к квалификации ведущего: высшее педагогическое или психолого-педагогическое образование, опыт личного участия в решении этической задачи.
Правила составления задач.
1. Задача должна быть составлена в виде истории или рассказа с персонажами в соответствии с заданной проблемой.
2. Количество персонажей не менее 4-х и не более 6-ти.
3. Основными героями истории должны быть дети, но, при необходимости, взрослые также могут быть персонажами историй.
4. Все герои должны быть разные по поступкам. При этом не должно быть явно отрицательного или явно положительного героя.
5. Если в актуальной истории нет положительного героя, его нужно ввести в рассказ.
6. Если в задаче необходимо наличие учителя, его роль должна бы положительной (или хотя бы не отрицательной).
7. Задача должна быть правдоподобна!
Правила проведения задач.
1. Позиция ведущего безоценочная!
2. Ведущий может задавать уточняющие вопросы: «А почему вы поставили именно такой балл…», «Правильно ли я вас поняла, вы поставили такой балл потому что….» и т.п.
3. Ведущий может задавать дополнительные вопросы: «Привели ли действия этого героя к положительному эффекту…», «Мог ли данный герой поступить как-то иначе…» и т.п.
4. Важно выслушивать мнение каждого ребенка.
5. Нет смысла проводить задачу только с теми, кто провинился. Необходимо подключать всех детей.
Пример этической задачи:
В одном 8-м классе учились ребята. Как и все подростки кто-то учился хорошо, кто-то не очень, а кто-то когда как… Некоторые любили математику, другие химию, третьи физкультуру… Как и все дети они общались, дружили, бывало и ссорились между собой.
И, однажды, в этом классе произошла такая история…
Классу предстояло написать серьезную контрольную работу по физике. Некоторые дети этого класса стали серьезно готовится: кто-то готовился самостоятельно, другие даже подходили на дополнительные занятия к учителю. А трое друзей (Вася, Федя и Руслан) не стали готовится к контрольной, а решили схитрить. Так, Вася сказал друзьям, что спишет с отличницы Маши, которая сидит перед ним. Федя похвастался, что придумал другой гениальный план. Он решил не сдавать работу, а переписав задачи, затем решить их дома. А после подложить в стопку с тетрадям и уверить учителя, что она забыла проверить его тетрадь. Руслан решил вообще ничего не решать, а сказать потом учителю, что работу он сдавал, но учитель, наверно, потерял его тетрадь. Был в этой компании еще мальчик Слава, который узнав обо всем этом сказал, что не одобряет такие поступки, но учителю ничего не расскажет. Слава отметил, что вряд ли им удастся провернуть все это и даже предложил свою помощь в подготовке к контрольной. На что ребята лишь посмеялись и ответили, что в случае неудачи, они преподнесут эту информацию родителям таким образом, что якобы это учитель врет, а они говорят правду.
В результате у них, конечно же, с контрольной ничего не вышло. Вася был замечен в списывании и вместе с Машей получил двойку. Федя и Руслан так же получили двойки. Мальчики пожаловались свои родителям, обвинив учителя во лжи. Родители написали жалобу директору. И учителя лишили премии.
Инструкция по проведению задач.
Разделитесь на группы по 4-5 человек. Выслушайте задачу и дайте оценку поведению (поступку) каждого героя этой истории. Оценка должна быть общей на группу по пятибалльной шкале (как в школе). При этом, если в группе есть ученик не согласный с общей оценкой, он может выставить свою оценку.
После того, как были выставлены все оценки, каждая группа высказывает свое мнение и причины по которым были выставлены именно такие баллы.
Положительные стороны этой формы работы.
1. Эта форма работы динамичная, активная, учащиеся с удовольствием включаются в нее.
2. Дети могут высказать свою точку зрения и , таким образом, могут быть услышанными и не раскритикованными.
3. Дети могут услышать чужую точку зрения, в данном случае точку зрения своих сверстников. Это очень важно, т.к. для подростков референтной группой являются именно сверстники.
4. Дискутируя, выслушивая, мнение других дети учатся бесконфликтному диалогу.
5. Дети могут обменяться мнением со взрослым почти на равных. Т.о. воспринимают взрослого не как авторитарного и давящего, а авторитетного и опытного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКИ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Одарённый ребенок, какой он? Возможности использования компьютера в преподавании. Направления применения информационных технологий на уроках физики....
педагогический проект "Школа олимпийского резерва как одна из форм работы с одаренными детьми"
по теме представлена презентация проекта...
Использование дистанционных технологий обучения – одна из форм работы с одаренными детьми.
Статья посвящена актуальной проблеме – перспективам использования одной из форм ИКТ – дистанционного обучения. На примере разработанного собственного дистанционного курса автор показывает, эффективнос...
Проектно-исследовательская работа по физике как одна из форм работы с одарёнными детьми
В статье описан опыт применения технологии учебных проектов в преподавании физики в сельской школе. Приведены аргументы в пользу данной педагогической технологии. Обоснован выбор тематики проект...
Школьные праздники -одна из форм воспитательной работы с детьми -логопатами..
Театрализованный праздник - важная часть жизни школьника, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от уроков. И уже почти афоризмом ста...
Организация исследовательской деятельности учащихся, как одна из форм работы с одарёнными детьми.
Не существует сколько-нибудь достоверных тестовна одарённость, кроме тех, которые проявляются врезультате активного участия хотя бы в самоймаленькой исследовательской работеА.Н.Колмогоров...
Проектная методика как одна из форм работы с одаренными детьми
Работа, посвященная использованию методу проектов при работе с одаренными детьми....