Тренинг общения
план-конспект занятия по психологии (7, 8 класс)
Данный материал содержит практические игры и упражнения на развитие общения. Конспект разработан для учащихся 14-15 лет, но может быть использован и в работе с детьми другого возраста и даже со взрослыми (с небольшой корректировкой).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_trening_obshcheniya._ivanova_m.g.doc | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
Автономная некоммерческая организация высшего образования
Национальный открытый институт г. Санкт-Петербург
Кафедра психологии
Тренинг общения
конспект занятия с детьми 7-8 класса
По направлению подготовки «Психология»
Профиль «Психология развития»
Подготовила:
Иванова Марина Геннадьевна
Санкт-Петербург
2019
Пояснительная записка
Актуальность. В подростковом возрасте общение играет очень важную роль. Именно в этом возрасте активно развиваются коммуникативные качества личности, возникает высокая потребность в общении. Однако, особенно в последнее время, уровень коммуникации у подростков достаточно низкий. Общение все больше переносится в виртуальный мир. Необходимость общаться «вживую» зачастую ставит молодых людей в тупик. Именно поэтому тренинг, направленный на развитие умения общаться, является в данном возрасте достаточно актуальным.
Социально-психологический тренинг – это форма специально организованного общения, психологическое воздействие которого основано на активных методах групповой работы. В ходе тренинга значительно эффективнее решаются вопросы развития личности, успешно формируются коммуникативные навыки.
В ходе тренинга участники овладевают различными способами межличностного взаимодействия, становятся более компетентными в сфере общения, и появляется определенный опыт позитивного отношения к себе, к окружающим людям и к миру в целом.
Цель: способствовать осознанию подростками ценности межличностного общения.
Задачи:
- Способствовать формированию представлений о вербальном и невербальном общении.
- Способствовать совершенствованию коммуникативных навыков.
- Формирование мотивации построения позитивных взаимоотношений.
- Развитие рефлексии, эмпатии.
Основные принципы проведения тренинга общения:
- Принцип активности, реализующийся в социально – психологическом тренинге, предполагает не усвоение готовых знаний и приемов, а самостоятельную выработку более эффективных навыков общения.
- Принцип конструктивной, а не оценочной обратной связи.
Количество участников – 12 человек.
Возраст участников – 14 – 15 лет.
Условия проведения – для проведения тренинга необходимо достаточно просторное помещение, где есть возможность различного способа размещения участников – как для работы за столами, так и свободного перемещения. Так как тренинг предполагает движение и постоянное перестроение, занятие может проходить без перерыва – два академических часа (1,5 часа).
Необходимое оборудование – стулья по количеству участников, столы, твердые подставки – планшеты для каждого участника, ручки, листы бумаги, доска, мел или лист ватмана и маркеры, повязки на глаза (не обязательно), карточки с заданиями для некоторых упражнений.
Тренинг общения
Данный тренинг способствует овладению приемами эффективного общения через игровые компоненты и технику активного слушания.
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Тема нашего занятия – «Секреты общения». Хотите узнать такие секреты, которые помогут вам быть приятным собеседником, избегать конфликтов, лучше понимать друг друга? Тогда начнем.
II. Знакомство
Для начала, давайте познакомимся. Каждому из нас приятно, когда его называют по имени. Особенно, если нас называют так, как нам более всего привычно.
Кстати, это и будет 1 секретом общения. Оказывается, любому человеку приятно, когда произносят его имя, поэтому, если хотите установить с ним хорошие отношения, чаще называйте его в разговоре по имени.
Упражнение «Снежный ком (знакомство)»
Материалы – не требуются.
Время – 2 минуты.
Участники встают в круг. По-очереди, начиная с ведущего, называют свое имя
(как бы я хотел, чтобы ко мне обращались на тренинге). Каждый следующий участник повторяет все имена, начиная с имени ведущего, в конце добавляя свое. Таким образом, последний участник должен повторить все имена. Упражнение желательно повторить в обратном порядке.
Как я уже сказала, сегодня тема нашей встречи – общение. А что такое общение? (ответы).
Общение – это сложный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной жизни. Общение может происходить в различных формах, из которых выделяют 3 стороны:
- обмен информацией
- взаимодействие
- установка взаимопонимания.
Открою вам еще один секрет общения – чтобы уметь общаться, надо быть хорошими слушателями.
Что вы чувствуете, когда вы говорите, а вас не слушают? (ответы)
Человек, умеющий общаться, знает, как важно быть внимательным слушателем. Вспомните кого-либо из своих знакомых, кто, общаясь с вами, внимательно слушает вас. Что делает этот человек, чтобы дать вам почувствовать, что он вас слушает? (ответы)
Давайте вместе попрактикуемся быть хорошими слушателями прямо сейчас.
Упражнение «Рисование на слух»
Материалы – листы бумаги, карандаши или ручки.
Время – 2-3 минуты на рисование (1 часть), по 3 минуты для рисования каждому участнику при работе в парах (2 часть), 2-3 минуты обсуждение.
Участники размещаются так, чтобы не видеть, что рисуют другие.
Установка: На одной половине листа нарисовать рисунок, используя только 3 геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Располагать их можно как угодно, по своему выбору. (Выполняя задание, дети не должны показывать свои работы друг другу. По окончании необходимо сложить листки пополам, закрыв, таким образом, рисунок). Далее участники разбиваются на пары, сев спиной к спине. Один из этой пары будет «слушателем», другой – «объясняющим». «Объясняющий» будет затем объяснить «слушателю» как нужно рисовать, чтобы «слушающий» воспроизвел копию его рисунка. «Слушатель» следует указаниям, не заглядывая в рисунок «объясняющего». «Слушатель» может задавать вопросы, которые должны помочь ему нарисовать картинку, как можно точнее. Затем партнеры меняются ролями и повторят упражнение. По прошествии нескольких минут парам предлагается сравнить свои рисунки, обратив внимание на то, насколько они совпадают или различаются.
Обсуждаем результаты. Вопросы к детям:
- Трудно ли рисовать, основываясь только на том, что ты услышал?
- Трудно ли было давать указания?
- Что помогало рисовать?
- Чем вы помогли тому, кто слушает вас?
Вывод: Хороший слушатель – это тот, кто может быть внимательным и задаёт дополнительные вопросы, чтобы лучше понять собеседника.
Скажите, при выполнении этого задания вам приходилось общаться между собой? Вы общались с помощью слов, такое общение называют «вербальным». Секрет такого общения в том, чтобы словами мы доносили нашу мысль максимально точно. Предлагаю небольшую игру, чтобы мы смогли увидеть, как важно точное слово и его правильное понимание.
Игра «Стыковка»
Оборудование – стулья, повязки на глаза (не обязательно).
Время – 2-3 минуты.
Игра в четверках. Двое садятся напротив друг друга так, чтобы их колени соприкасались, закрывают глаза. Указательные пальцы правых рук – “Космические станции” - они вытягивают навстречу друг другу.
Двое других стоят позади сидящих. По сигналу каждый из стоящих начинает с помощью словесных команд управлять движениями правой руки сидящего перед ним.
Цель – свести концы указательных пальцев своих партнеров.
Обсуждение. Как вам помогло то, что говорил ваш партнер? Трудно было играть с закрытыми глазами? А почему, как вы думаете, труднее общаться, когда не видишь собеседника? (не видишь его жестов, выражения лица).
Сейчас вы общались с помощью слов. А как еще можно общаться? Представьте себе ситуацию, что вы оказались за границей и вам нужно объясниться с иностранцами, не зная их языка – как вы это сделаете?
(При помощи жестов).
Общение без помощи слов называется невербальным.
В следующей нашей игре вы сами попробуете общаться друг с другом невербально.
Игра «Пойми меня»
Оборудование – карточки с написанными на них словами для 2-х команд.
Время – до 5 минут.
Участники делятся на 2 равные команды.
Каждой команде нужно будет по цепочке от первого игрока к последнему передать слово, написанное на карточке. Капитан объясняет это слово второму в колонне, второй – третьему и т.д. Выигрывает та команда, которая быстрее смогла донести правильную информацию до последнего игрока.
В этой игре очень важно соблюдать правила.
Первое правило: говорить запрещается, нельзя произносить ни звука. Вам придется объясняться друг с другом без помощи слов.
Второе правило: не поворачиваться, пока игрок, стоящий сзади, не похлопает вас по плечу.
Теперь все отвернитесь, поворачиваются ко мне, чтобы прочитать слово на карточке только капитаны команд.
Обсуждение.
- Скажите, какие трудности вы испытали, общаясь друг с другом без слов? Попробуйте объяснить, почему другие игроки не всегда вас понимали? (Все люди разные, используют разные средства общения).
Это еще один секрет общения: все люди разные, и общаться они привыкли по-разному, поэтому если хотите понимать собеседника, слушайте его внимательно, не перебивайте, следите за его мимикой и жестами, старайтесь понять его мысли и чувства. Помните, что немаловажным является то, как мы общаемся. Давайте попробуем выделить основные качества, важные для общения.
Мозговой штурм «Качества, помогающие общению»
Время – 10 – 15 минут.
Оборудование – листы бумаги, ручки для каждого участника, доска, мел или большой лист ватмана, маркеры.
Участники располагаются полукругом.
Инструкция: На первом этапе (3-4 минуты) вы должны самостоятельно и индивидуально составить список качеств, важных для общения. Чем больше их вы включите в этот список, тем интереснее будет работать на втором этапе. При составлении списка постарайтесь представить себе общительного человека. Каким он должен быть? Чем он отличается от других людей? Одним словом, нарисовать ваш образ общительного человека. Вспомните литературных героев, своих знакомых и т.д. Может быть, это поможет составить перечень качеств, важных для приятного и продуктивного общения.
На втором этапе мы проведем дискуссию, основная цель которой – выработать общий список качеств, важных для общения. При этом любой может высказать свое мнение, разумеется, аргументируя его, приводя примеры, иллюстрирующие, как и когда эти качества помогали преодолеть то или иное препятствие, улучшить отношения с окружающими. Названные качества включаются в общий список большинством голосов, который оформляется на доске (табло) или большом листе бумаги.
Он может иметь следующий вид:
Список качеств, важных для общения:
Умение слушать;
Тактичность;
Умение убеждать;
Интуиция;
Наблюдательность;
Душевность;
Энергичность;
Открытость.
III. Взаимодействие
Ну что же, вы уже знаете основные секреты общения, вместе мы составили список основных качеств, необходимых для успешного общения. Самое время попробовать применить ваши знания в деле.
Игра «Геометрические фигуры»
Оборудование – не требуется.
Время – 2 минуты.
Участники игры свободно размещаются по залу.
Задание – за отведенное время построить геометрическую фигуру из всех участников.
Прямоугольник – за 12 секунд
Квадрат – за 10 секунд
Треугольник – за 8 секунд
Ромб – за 6 секунд
Круг – за 3 секунды.
Открою вам еще один секрет общения – это умение вежливо, не обидев оппонента, прервать разговор, если вы спешите. Это умение может вам не однажды пригодиться. Я немного усложню вашу задачу – выход из общения вам надо найти с человеком, который вам не знаком.
Упражнение «Выход из общения»
Оборудование – карточки с вопросами.
Время для каждого участника – 30 секунд.
Участники разбиваются на пары, каждая пара проигрывает ситуацию 2 раза, меняясь ролями.
Инструкция. Вы спешите, уже опаздываете, но вдруг вас останавливает незнакомый человек. Скорее всего, он вас с кем-то перепутал, а может, ему больше не к кому обратиться. У вас 30 секунд, чтобы найти достойный выход из разговора. Отмахнуться или ответить односложно нельзя.
Примерные вопросы:
Скажите, что мне делать со своей дочерью?
Подскажите, как создать аккаунт в «Инстаграм»?
Что модно в этом сезоне?
Как вам не стыдно?
Ну, сколько ещё можно, уже 3 часа вас жду!
Когда же ты меня отсюда заберёшь?
Как быть, если она не пришивается?
У меня тут лампочка не зажигается? Что делать?
Всё посмотрел, но чего-то не хватает. Чего же?
Помогите мне придумать вопрос для программы «Что? Где? Когда?»
Как вы думаете, что мне купить в подарок бабушке?
Мой ребенок не засыпает без любимой игрушки, а мы забыли ее в гостях. Что делать?
Обсуждение. Как вам кажется, вы справились с заданием? Чей ответ был наиболее удачным, с точки зрения умения общаться?
Ну а теперь давайте представим ситуацию, когда умение понимать друг друга становится жизненно необходимым. Конечно, это игра, но где, как не в игре, попробовать применить свои знания.
Игра "Побег с пиратского острова"
Оборудование – карточки с планом побега (для каждой пары свой план), карточки для жеребьевки (пленник, спасатель).
Время – 15 минут.
Ведущий сообщает группе, что половина участников попала в плен к пиратам. С помощью жребия решается, кто будет пленником, а кто спасателем (поровну). Но оставшиеся игроки не теряли времени даром и подготовили побег. Пленникам нужно сообщить план побега. Так как все они находятся в разных местах, к каждому посылается отдельный игрок сообщить план побега. Естественно, план у каждого свой. Сообщить план побега необходимо только жестами, так как кричать вслух небезопасно: может услышать охрана. Делать это нужно достаточно быстро, в течение 1 – 2 минут, поскольку существует риск быть замеченными. (Работа идет в парах одновременно.)
После окончания сообщений каждый пленник по очереди рассказывает всем о том плане побега, который был подготовлен для него. После рассказа каждого пленника, свой вариант рассказывает тот, кто готовил этот план. Рассказы сопоставляются. Если они в основных деталях совпадают, то пленник считается освобожденным, если нет – остается в плену.
Примерные варианты плана побега:
- Я прокопаю тоннель, ты в него пролезешь, спускаемся к морю, вплавь добираемся до нашего корабля.
- Я передам тебе ключ от камеры в хлебе. Когда охранники уснут, ты откроешь камеру и тихонько выйдешь за ворота. Там я буду тебя ждать.
- Я перекину веревку через стену, ты перелезешь. Потом мы садимся в лодку, ты ложишься на дно, а я изображаю рыбака. Таким образом, плывем к своему кораблю.
- Я подсыплю охранникам снотворное. Когда они уснут, ты выходишь и идешь к лесу, где я буду ждать тебя с парой лошадей. Мы скачем до ближайшего города.
- Я устраиваю фейерверк у стен крепости. Как только пираты отвлекутся, ты перелезаешь через стену, где тебя будут ждать цыгане. Они будут давать представление. Ты переодеваешься в цыганский наряд, включаешься в их игру, а потом вместе с ними уходишь.
- Я привожу в повозке провизию для пиратов. Ты забираешься в повозку, залезаешь в бочку, которая помечена крестиком. Обязательно в эту бочку, только она будет пустая. Так мы выбираемся из крепости, потом бросаем повозку, бежим к морю, где будут ждать наши друзья с лодкой.
IV. Подведение итогов занятия
Наше занятие подходит к концу, и напоследок я хотела бы поделиться с вами еще одним важным секретом, помогающим сделать общение приятным и успешным. Я вам прочитаю описание этого средства, а вы попробуйте отгадать, о чем идет речь:
Она ничего не стоит, но много дает.
Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда.
Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче.
Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей.
Она — отдохновение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных, а также лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей.
И тем не менее ее нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока ее не подарили! (Дети высказывают свои предположения)
- Ну, конечно же, это улыбка! Вот такой простой, но ценный секрет общения. «Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь им».
Давайте вспомним и еще раз проговорим те секреты общения, о которых вы узнали на этом занятии:
- Человеку приятно, когда его называют по имени.
- Основной вид общения – вербальное.
-Существуют невербальные средства общения, которые дополняют нашу речь.
- Слушайте собеседника внимательно, не перебивайте, старайтесь понять его мысли и чувства.
- Улыбка помогает сделать общение приятным.
И давайте на последок подарим друг другу улыбки от всей души и почувствуем, как становимся богаче, получая улыбки окружающих, а также от того, что дарим свою улыбку друзьям. Почувствовали? Молодцы!
Список литературы
- Авидон И., Гончукова О. Тренинги формирования команды: Материал для подготовки и проведения. - СПб: Речь, 2008. -280 с.
- Болтунова А. И. Особенности межличностного общения среди подростков // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 492-494. — URL https://moluch.ru/archive/60/8639/ (дата обращения: 19.08.2019).
- Евтихов, О.В. Практика психологического тренинга / О. В. Евтихов. - СПб.: Речь, 2007. - 256 с.
- Крижанская Ю.С., Терьяков В.П. «Грамматика общения» - 2-е изд. – М.: Смысл; Академический проект, 1999 – 279 с.
- Соибназарова М. Н., Санакулова З. А. Некоторые психологические проблемы общения в подростковом возрасте // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 737-739. — URL https://moluch.ru/archive/109/26558/ (дата обращения: 19.08.2019).
- https://nsportal.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг общения на межличностные отношения
Психологический практикум по формированию модели поведения в общении...
Тренинг "Общение"
Психологический тренинг...
Занятие: "Тренинг общения"
Добрый день! Начинаем наше занятие с лобно – затылочной коррекции. Ребята, закройте глаза, сядьте поудобнее, слушайте мои слова. Все, что с вами произошло вчера – ушло навсегда. Это уже прошлое. Все н...
Занятие -тренинг "Общение"
Занятие -тренинг по курсу "Психология общения", предназначено для учащихся 6,7,8 классов, приемы и методы напрвлены на формирование коммуникативных навыков...
Тренинг общения для педагогов
Помощь педагогам в налаживании эффетивного взаимодействия с окружающими, развитии коммуникативных навыков....
Тренинг общения "Сплочение коллектива"
данный тренинг возможно использовать в работе с детьми и подростками на этапе сплочения коллектива....
УРОК С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА: Общение.
Цели: сплотить коллектив, закрепить имеющиеся знания об общении, развить творческие способности и нестандартное мышление, умение искать выход в необычных ситуациях.Представления (цепочка имен-качеств ...