Тренинг общения на межличностные отношения
методическая разработка по психологии по теме

Жесик Надежда Борисовна

Психологический практикум по формированию модели поведения в общении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_obshcheniya_dlya_administracii.docx32.82 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное казённое образовательное учреждение

 среднего профессионального образования

«Кунгурский техникум – интернат»

Министерства труда и социального развития

Российской Федерации.

Тренинг общения и межличностные отношения.

(Вариант: администрация, сотрудники техникума)

Педагог - психолог Н. Б. Жесик,

 первая квалификационная категория

Цель: выработать стратегию общения и умение вести себя в обществе.

Ход.

  1. Погружение.

-Я предлагаю вначале встать в круг и ответить на ряд простых вопросов, передавая при этом ниточку клубка.

- Сейчас меня, пожалуйста, называйте…

- Что я ожидаю от тренинга…

- Потяните нити. Что чувствуете? Мы вместе, мы в единой связке. Судьба не дура. Зря людей не сводит.

- Передаем клубок в обратном направлении, собирая нить в клубок

  -  Я счастливый человек  потому, что…

 - Я желаю участникам встречи…

2. Правила тренинга.

- В тренинге несколько правил, которые помогут в общении:

Оборудование: звезды с правилами игры

Список правил:

1. Внимательно слушать друг друга.

2. Не перебивать говорящего

3. Уважать мнение друг друга

4. Я - высказывание

5. Безоценочность суждений

6. Активность

7. Правило «стоп»

- Какие правила хотите добавить? Напишите на звезде, или подарите её товарищу, подруге, другому участнику встречи.

Оборудование: звезды

  1. Упражнение «Моё настроение

Оборудование: шары разного цвета

- Какого цвета ваше настроение?

Обоснование: 

Красный стимулирует, снабжает очень сильной, но достаточно грубой энергией. Способствует активности, уверенности, дружелюбию, может провоцировать ярость, гнев. Красный создает ощущение тепла. Кофе кажется горячее в красной    чашке, нежели в зеленой.

 Предпочтение красного цвета означает уверенность в себе, готовность к действию, заявление о своих силах и возможностях.

Оранжевый цвет способствует хорошему настроению, вызывает ощущение тепла, стремление к движению, активизирует, благоприятно влияет на работоспособность, улучшает физиологические функции. Считается, что оранжевый цвет и его оттенки предпочитают импульсивные и амбициозные, всегда оптимистичные люди.

Желтый цвет, с точки зрения психологов, соответствует сангвиническому темпераменту. Желтый цвет, как и оранжевый, пользуется популярностью у жизнерадостных и подвижных людей, стремящихся к изменениям в жизни, путешествиям. Желтый цвет производит впечатление солнечного освещения, бодрит, вызывает ощущение тепла и света, способствует созданию хорошего настроения, выражает освобождение, облегчение, психологическую способность к раскрытию. Они быстрее других цветов гасят отрицательные эмоции.

Красный, оранжевый и желтый цвета являются цветами экстроверсии т. е. импульса обращенного наружу

Зеленый цвет может иметь множество оттенков, различно влияющих на человека. Мягкие желто-зеленые тона (бриллиантовая зелень) могут стимулировать мыслительную деятельность, укрепляют нервную систему, способствуют релаксации, Желто-зеленый цвет психологически означает раскрытие возможностей, желание на встречи с новым

Чистый зеленый, с точки зрения психологов, — наиболее консервативный цвет. Принято считать, что люди, предпочитающие чистый зеленый, обладают уверенной, твердой манерой держаться, стремятся к стабильности и прочности своего положения в жизни; им свойственны такие качества, как постоянство, настойчивость, сила воли, самоуважение. Человек, предпочитающий зеленый цвет, как утверждают психологи, имеет стабильное чувство самооценки, твердо придерживается своих убеждений, и не приветствует какие-либо внешние и внутренние изменения.

Длительное наблюдение спокойных, нейтральных и мягких оттенков зеленого цвета вызывает устойчивый подъем работоспособности (кратковременное действие зеленого цвета на работоспособность не влияет).

Зеленоватый цвет с лимонным оттенком, по мнению психологов, обычно предпочитают люди, стремящиеся избегать конфликтов, постоянно контролирующие свое поведение и наблюдающие за другими людьми, а также люди, следящие за тем, чтобы не подвергнуться опасной для них критике и не скомпрометировать себя.

Фиолетовый цвет, особенно глубокий и сочный, считается цветом творчества. Считается, что фиолетовые оттенки предпочитают люди, склонные к живописи, а также натуры, нуждающиеся в любви и восхищении.

Однако вкупе с необычайной красотой этот цвет еще и очень "коварен": считается, что яркий фиолетовый влияет на подсознание и настраивает на раздумья, а в больших количествах — способствует меланхолии, расслабляет психику, вызывая утомление.

Фиолетовый цвет относится к наиболее пассивным. Его воздействие приводит к ослаблению и замедлению жизненных процессов, понижению активности, к появлению ощущения угнетенности с оттенком некоторого беспокойства. Даже кратковременное действие фиолетового цвета снижает работоспособность. Фиолетовый цвет с синим оттенком может вызывать ощущение одиночества и самоотрешенности.

Черный это авторитарность. Если мы видим мужчину или женщину в черном, или черную машину, то подсознательно они для нас становятся более весомыми. Наверное, поэтому лимузины богатых и состоятельных господ, которые хотят казаться авторитарными, черного цвета, как и их одежда. Черный цвет обозначает не только авторитетность и весомость, но и агрессивность.

Люди, предпочитающие черный  – загадки. Они хотят неосознанно привлечь к себе внимание окружающих, так как черный цвет любопытен, потому что скрывает за собой что-то интересно и страшное. Если вы одеваете только черное, то это может говорить о том, что вам чего-то существенного не хватает в жизни. Таким образом, вы ограждаете себя от неприятной действительности, пытаетесь спрятаться. Лучше выходить из такого состояния. Но делать это надо не спеша, постепенно меняя атрибуты черной одежды, на другие яркие цвета.

- Сейчас выберите любой из предложенных цветовых карточек.

Оборудование: красные, желтые, зеленые, синие квадраты

Макс Люшер на основании своей методики выделил четыре основных типа личности, соответствующих красному, синему, зеленому и желтому цвету. Каждый цветотип в данном случае определяется преобладающей манерой поведения данного человека.

"Красный" цветотип стремится к успеху и новым достижениям.

"Синий", наоборот —к удовлетворению, успокаивающему довольству, гармонии. "Зеленый" цветотип стремится обрести уверенность в собственной значимости, а "желтый" — к беззаботной свободе, новым возможностям, освобождению от каких-либо ограничений и препятствий.

Интересно, что человек вовсе не обязательно должен принадлежать к какому-то одному цветотипу. Наоборот, чем больше цветотипов соединены в одной личности, тем более гармоничной, с точки зрения психологов, она является. Таким образом, в наибольшей гармонии с самим собой и окружающими находится "четырехцветная" личность, то есть человек, сочетающий в себе все перечисленные стремления и ощущения: самоуважение (зеленый), уверенность в своих силах (красный), удовлетворенность (синий), внутренняя свобода (желтый).

  1. Упражнения на сплочение группы

А. Упражнение «Лавата»

Описание упражнения: участники встают в круг и исполняя песню «здороваются» разными частями тела

Дружно танцуем мы тра – та- та

Танец веселый наш это лавата (Плечи, талия, колени, уши, руки)

       

Б.  Упражнение «Поздороваемся»

Описание упражнения

Ведущий предлагает всем поздороваться за руку, но особенным образом.

- Здороваться нужно двумя руками с двумя участниками одновременно, при этом отпустить одну руку можно только, когда найдешь того, кто тоже готов поздороваться, т. е. руки не должны оставаться без дела больше секунды. Задача - поздороваться таким образом со всеми участниками группы. Во время игры не должно быть разговоров.

- Что почувствовали?

Психологический смысл упражнения

Установление контакта между участниками. Рукопожатие - это символический жест открытости и доброй воли. Немаловажно, что при этом происходит контакт глазами - это способствует возникновению близости и позитивной внутренней установки. То, что действие происходит без слов, повышает концентрацию внимания членов группы и придает действию прелесть новизны.

  1. Разминка.

Упражнение «Поменяйтесь местами»

Описание упражнения

Участники сидят на стульях в кругу. Водящий выходит на середину круга и говорит фразу:

- Поменяйтесь местами те, кто...

  1. умеет жарить яичницу;
  2. любит петь;
  3. утром любит подольше поспать;
  4. сидеть допоздна в «Одноклассниках»;
  5. любит водить машину.

В конце называется какой-либо признак или умение. Задача тех, кто обладает данным умением или признаком поменяться местами. Задача ведущего - успеть сесть на любое освободившееся место. Тот, кто не успел сесть, становится новым водящим.

Психологический смысл упражнения.

Разминка, создание условий для того, чтобы лучше узнать друг друга, понять, как много общего, повысить заинтересованность участников друг другом.

-Вот видите, как много можно узнать нового и интересного о своем сокурснике за 5 минут

  1. Вступительная беседа с сообщением  цели психологической встречи

- Вначале вспомним притчу: В одном селе умирал глава большой семьи. Он попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый попытался, но хотя все они были сильные люди, ни одному не удалось справиться. Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью сделали это. Отец сказал: «Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам не страшны. А поодиночке вас легко сломать как эти прутья».

- Сегодня на тренинге мы посмотрим, насколько вам удастся действовать вместе и что необходимо делать, чтобы коллектив был сплоченным.

  1. Основные упражнения

  1. Упражнение «Прекрасный сад»

Описание упражнения

Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает спокойно посидеть, можно закрыть глаза

 

-  Представить себя цветком.

- Каким бы ты был?

-  Какие листья, стебель, а может быть шипы?

-  Высокий или низкий?

- Яркий или не очень?

- А теперь, после того, как все представили это - нарисуйте свой цветок.

Оборудование:  бумага, фломастер, ножницы, скатерть, скотч

- Вырежьте свой цветок.

Затем все садятся в круг.

Ведущий расстилает внутри круга полотно любой ткани, желательно однотонной, раздает каждому участнику скотч.

- Ткань – это поляной сада, которую нужно засадить цветами.

Все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок.

Обсуждение

- Полюбуйтесь  на «прекрасный сад», запечатлите  эту картинку в памяти. Несет картина, что-то положительное?

- Что-то заметили на картине?

Эта картина несет в себе, чтобы положительную энергию. Заметитьте, что хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам. Увидеть, в окружении, каких разных, непохожих на цветов растет ваш. Но есть и общее - у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание.

Психологический смысл упражнения

Сама по себе арт-терапия очень мощный инструмент, который используется для психологической коррекции и служит для изучения чувств, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе.

- Чему учит это упражнение?

Обобщение.

Позволяет понять и ощутить себя, быть самим собой выразить свободно свои мысли и чувства, а также понять уникальность каждого, увидеть место, которое занимаешь в многообразии этого мира и ощутить себя частью этого прекрасного мира.

  1. Упражнение «По следам великого магеканина».                                                                      Оборудование: фишки, следы, скотч, ножницы

- Сейчас мы будем путешествовать по следам нашего предка – ВЕЛИКОГО МАГЕКАНИНА. В то время, самым дорогим были люди: войны, женщины, дети и старики. И чтобы повести жителей в дальний путь выбирался ВЕЛИКИЙ из всех МАГИКАН. Право вести команду предоставляется самому опытному и уважаемому вожаку. У каждого из вас цветная фишка, ее вы вручите тому, кому очень доверяете в коллективе. По количеству фишек мы определим ВЕЛИКОГО из МАГИКАН.

- Первые шаги делает вождь, далее дает руку тому, кого бы хотел видеть в своей связке: слабого или сильного, уверенного или нуждающегося. И так далее вся группа в связке проходит путь.

- Если кто – то сбивается со следа – группа возвращается снова на исходную позицию.

Обсуждение

- Почему взяли в связку данного человека и что чувствовали?

  1. Упражнение «Рисунок на спине»

 Оборудование: рисунок с изображением дома

Описание упражнения

Участники делятся произвольно на 2 команды и строятся в 2 колонки параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Ведущий рисует какую-нибудь простую картинку и прячет ее. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спин каждого последнего члена команд. Задание - почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает.

Участникам предлагается обсудить в командах ошибки и находки, которые были в процессе упражнения. Сделать выводы, затем, с учетом этих выводов повторить упражнение. При этом первые и последние члены команд меняются местами.

Обсуждение в общем кругу.

- Что помогало понимать и передавать ощущения?

- Что чувствовали первые и последние члены команд в первом и во втором случае?

- Что мешало выполнять упражнение?

Психологический смысл упражнения

Развитие коммуникативных навыков, ответственности, сплоченности внутри команды. Осознать, насколько важно настроиться на понимание другого человека, а также само желание понять другого. Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие и навыков невербального общения.

  1. Упражнение Квадрат.

- Постройте весь коллектив в круг, и пусть участники закроют глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат. Обычно сразу начинается балаган, все кричат, предлагая свою стратегию. Через какое-то время выявляется организатор процесса, который фактически строит людей. После того, как квадрат будет построен, не разрешайте открывать глаза. Спросите, все ли уверены, что они стоят в квадрате? Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предложите участникам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Так же можно строиться в другие фигуры.

Обсуждение:

- Поделитесь впечатлением

  1. Упражнение «Крокодил»

Цель: избавиться от ощущения показаться другим людям смешным, нелепым.

- Многие люди боятся показаться окружающим смешными, нелепыми. Эта игра предлагается, как средство избавиться от этого опасения. Группа разбивается на две команды. Первая команда загадывает некоторое слово или словосочетание (можно – названия предметов, часто встречающихся в обиходе), вторая – делегирует своего участника (лучше, если добровольно), которому сообщается загаданное слово. Последний должен изобразить это слово только с помощью жестов и мимики, а его команда попытаться понять, что были загадано. Команды участников группы загадывают слова по очереди.

Обсуждение:

- Было ли трудно показывать?

- Как себя чувствовали?

- Какие чувства возникают по окончанию игры?

  1. Игра«Преодолей преграду»                                                    Оборудование: шары по количеству участников.

- Дорогие участники встречи. Представьте, что шар – это преграда между вами. Нужно разрушить преграду без рук и острых предметов.

Шар находится между участниками

- Поделитесь чувствами, которые вызвало это упражнение? Какая часть тела почувствовала тепло?

- Что помогло вам справиться с заданием?

  1. Упражнение «Найди и коснись меня»

Оборудование: платок

 Описание упражнения

Участники игры встают в круг необходимо водящему найти определенного человека. Прикасаясь к нему руками.

Психологический смысл упражнения

Разогревающее упражнение. Развивает сензитивность к окружающим, но при этом активизирует и наблюдательные и аналитические способности. Участники контактируют между собой, обращая внимание на разные аспекты действительности.

- Как вам удалось так быстро определить конкретного человека?

  1. Упражнение «Свеча доверия». 

Все участники становятся в круг плечо к плечу, руки согнуты в локтях, выставлены вперед. Ладони подняты вверх. Один из участников становится в центр круга. Руки опущены вдоль тела, глаза закрыты. Он расслабленно опускается на руки стоящих. Группа подхватывает его и медленно, аккуратно передает по кругу. В центре должен побывать каждый участник. После упражнения проводится обсуждение.

- Какие чувства испытали, когда были свечой?

Рефлексия

Упражнение «Последняя встреча» Музыка.

- Встаньте, пожалуйста, в круг, прижмитесь друг к другу, почувствуйте тепло товарища. Закройте глаза, сделайте вдох, выдох. Вспомните, какими вы пришли на встречу, чего ожидали. Вспомните самые неожиданные, трогательные моменты. Подумайте, как бы вы закончили предложение:  «После этой встречи я… Откройте глаза и скажите.

Примечание ведущему: к этому моменту нужно зажечь свечу.

Свеча побывает в руках у каждого члена группы

Ведущий протягивает свечу на ладони в центр круга, жестами просит группу подойти ближе и единым выдохом задуть свечу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психогигиена общения и межличностных отношений

В данной работе изучаются психогигиенические методики здорового общения, нормальных межличностных отношений....

Тест по теме "Общение. Межличностные отношения"

Варианты тестовой работы по обществознанию для 6 класса....

Тренинг межличностных отношений

Тренинг межличностных отношений "Что в имени тебе моем..." для обучающихся старших классов...

«ОБЩЕНИЕ В СИСТЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

В статье раскрывается, что такое общение. Связь общения и деятельности. Структура общения и форма....

Презентация "Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение"

Презентация "Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение" станет отличным помощником для подготовки учеников к ОГЭ по обществознанию....

“Основные области затруднений общения в школе: этно-социокультурная, статусно-позиционно-ролевая, возрастная, индивидуально-психологическая, деятельностная, область межличностных отношений”

В процессе общения между учителем и учащимся стоит задача не просто передать информацию, но и добиться ее адекватного понимания учеником. Адекватность восприятия учебной информации зависит от ряд...