Познавательные функции, системы восприятия, психомоторные навыки.
план-конспект занятия по психологии (10 класс)

Познавательные функции:

  1. Внимание
  2. Восприятие
  3. Память
  4. Мышление
  5. Речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_no_1_poznavatelnye_funktsii_sistemy_vospriyatiya.docx39.94 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательные функции, системы восприятия, психомоторные навыки.

Познавательные функции:

  1. Внимание
  2. Восприятие
  3. Память
  4. Мышление
  5. Речь.

Внимание – это избирательная направленность восприятия человека на тот или иной объект.

Характеристика внимания.

- устойчивость

- интенсивность

- сосредоточенность

- объём

- распределение

Устойчивость внимания – это способность в течении длительного времени сохранять состояние сосредоточенности в дорожно ситуации.

Факторы, влияющие на устойчивость внимания:

  1. Внешние помехи – 36%
  2. Настройка аппаратуры – 14,2%
  3. Наличие пассажира – 13,6 %
  4. Разговор с пассажиром – 6,4 %.

Интенсивность внимания – это степень его напряжения при восприятии объекта.

Интенсивность не всегда одинакова, снижается:  при разговоре по телефону, на прямых участках дороги, при курении за рулём, при движении по однородной местности, прослушивание музыки.

Часто причиной ДТП становится отвлечение внимания водителя.

Интенсивность должна быть увеличена:

- при совершении обгона

- при проезде перекрёстков

- при увеличении скорости

- при проезде пешеходных переходов

- при сложных погодных условиях.

Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой или с одного вида деятельности на другой. Переключаемость внимания может быть непроизвольным.

Водитель должен заставлять себя сосредоточится на дорожной ситуации.

Частой причиной вторичных ДТП является непроизвольное переключение внимания.

Внимание должно переключаться с одного объекта на другой по мере их  опасности. Сначала опасны пешеходы, теперь  опасен автобус.

 Таким образом, переключение внимания это способность быстро переключать внимание с одного опасного объекта на другой.

Объём внимания характеризуется количеством объектов, которые могут быть восприняты водителем одновременно.

В среднем человек может обрабатывать информацию не более, чем о 5 объектах.

Распределение внимания – это способность рассредоточить внимание на значительном пространстве информационного дорожного поля.

Восприятие – это процесс активного поиска признаков, необходимых для формирования образа и принятия правильного решения на дороге.

Система управления «Водитель – автомобиль – дорога – среда».

Последовательность актов, включенных в процессе восприятия:

  1. Первичное выделение комплекса стимулов.
  2. Поиск в памяти аналогичной дорожной ситуации.
  3. Отнесение объекта (или ситуации) к определённой категории и поиск дополнительных признаков.
  4. Окончательный вывод об объекте с приписыванием ему ещё не воспринятых признаков.

Водитель  должен своевременно воспринимать и адекватно оценивать информацию о дорожной ситуации и принимать правильные решения.

Увидел. Получил информацию. Принял решение. Начал действовать.

Вся информация о дорожной ситуации поступает в мозг по информационным каналам.

Каналы восприятия:

- зрение (визуальная система);

- слух (аудиальная система);

- вкус;

- запах (обонятельная система);

- кожная чувствительность (тактильная система);

- внутреннее (ощущение от мышц и внутренних органов).

Зрительное восприятие с помощью зрения водитель получает 80 % информации о дорожной ситуации.

Важнейшие характеристики зрения – это острота зрения  и  поле зрения.

Острота зрения – 3-4˚ область острого зрения; 7-8˚- хорошее зрение; 12-14˚ - удовлетворительное зрение.

Поле зрения – это видимое пространство, которое человек может охватить взглядом при неподвижном глазном яблоке. Поле зрения для белого цвета распространяется: к наружной стороне – на 90˚, к внутренней стороне – на 60˚, вверх – на 50˚, вниз – на 70˚.

Глубинное зрение – это свойство человека различать расстояние до различных объектов и между объектами. Наиболее правильное восприятие пространства достигается зрением размеров предметов, часто встречающихся в пути. Систематическая тренировка в определение расстояния развивает глазомер – важное качество водителя.

При управлении автомобилем в очках важно помнить: чем больше диоптрии – тем уже поле зрения.

При увеличении скорости поле зрения водителя сужается.

Слепая зона (или мертвая) автомобиля – это пространство вокруг машины, которое водитель не может увидеть со своего места. Слепая зона – участок дороги, который невозможно увидеть в зеркало (слайды: 74,75 – пример).

Слепые зоны являются одной из распространённых причин попутных столкновений.

Уменьшение слепой зоны автомобиля (слайд 77).

Контроль слепой зоны с помощью электронной системы (слайд 78, 79).

Водителю при перестроении необходимо учитывать возможность нахождения в слепых зонах других участников дорожного движения.

Водитель должен учитывать наличие слепых зон других автомобилей и по возможности сократить время пребывания в них.

Контроль слепых зон (слайд 82) всегда поворачивайте голову в сторону манёвра: при перестроении, на повороте, при объезде.

Увеличивают слепую зону автомобиля:

  1. Наличие очков с широкой душкой оправы.
  2. Надетый капюшон или платок.
  3. Занавески на окнах.
  4. Разговор по мобильному телефону.

В тёмное время суток почти невозможно световосприятие предметов, и их различают не по цвету, а по контуру.

Ночью расстояние обнаружение объектов сокращается вдвое.

Опасным моментом для водителя является переход от тьмы к свету, и наоборот.

Безопасная дистанция 90 км/ч (слайд 92).

Зрительные иллюзии при управлении автомобилем причины их проявлений:

  1. Изменение контрастности освещения;
  2. Особенности перспективы;
  3. Утомление;
  4. Принятие алкоголя и наркотиков;
  5. Принятие лекарственных препаратов (слайд 96,97,98,99,100,101,102).

Эффект монотонии – это обращение мыслей водителей во внутренний мир, не связанный с управлением автомобиля.

Может возникать:

- на длительных однообразных трассах;

- в протяжных тоннелях.

При резком изменении дорожной ситуации водитель либо не успевает среагировать, либо сила реакции не адекватна ситуации.

Категории водителей, наиболее подверженных эффекту монотонии:

- водители общественного транспорта;

- водители грузовиков дальних перевозок;

- военные водители из числа солдат срочной службы.

Способы профилактики монотонии:

- смена стиля вождения;

- смена радиоканала;

Останова на обочине и кратковременный отдых.

Аудиальная система – является второй по значимости для водителя.

С помощью слуховых ощущений водитель оценивает качество работы агрегатов автомобиля, а так же воспринимает:

- информацию,  передаваемую звуковыми сигналами, другими водителями;

- звонки у железнодорожных переездов;

- сирену автомобиля;

- зумеры внутренней сигнализации;

- различные шумы, интенсивность и частота которых дают некоторое представление о скорости движения и её изменении.

Слух помогает определить расположение в пространстве источника  звука: открыие и закрытие железнодорожного переезда; сирены экстренных служб; получать инормацию о работе системы автомобиля.

Равновесие – это свойство органов человека воспринимать и реагировать на изменение положения тела в пространстве, а так же действие на организм ускорений и перегрузок.

Ускорение – характеризует быстроту изменения скорости по численному значению и по направлению.

Вибрация – колебание. По способу передачи различают 2 вида вибрации:

Общую вибрацию, передающуюся через опорные поверхности  на тело сидящего или стоящего человека.

Локальную вибрацию, передающуюся через руки или ноги человека, а так же через предплечья, контактирующие с вибрирующими поверхностями.

ТЕМА  «Воздействие на поведение водителя психотропных, наркотических веществ, алкоголя и медицинских препаратов».

Тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий при употреблении алкоголя.

В России  ежегодна происходят около 12000 дорожно-транспортных происшествий, связанных с управлением транспортным средством в состоянии опьянения, в которых погибают около 2000 человек, получают ранения около 18000 человек.

Алкоголь сужает поле зрения («туннельное зрение»)

Воздействие алкоголя на управление транспортным средством - Сужается «туннельное зрение», ухудшается слуховое и зрительное восприятие, становится труднее оценивать скорость и расстояние;

- Снижается скорость и адекватность реакции;

- Теряется ориентировка в дорожной ситуации и прогнозирование её развития;

- человек становится более раскованным, легкомысленным и менее критичным, появляется склонность к рискованному вождению.

Концентрация алкоголя в крови:  0,2 л пива - 0,02гр или 1 рюмка водки - 0,1 л или 1бокал вина = от 0,15 до 0,2 промилли.

Воздействие лекарственных препаратов на управление транспортным средством.

Снотворное, успокаивающие, болеутоляющие – снижают концентрацию внимания, искажают восприятие окружающей обстановки, замедляют реакцию, вызывают сонливость, вялость, нарушение координации.

Водитель полностью противопоказан приём снотворных и успокаивающих препаратов, наркотических обезболивающих, психотропных препаратов, противосудорожных средств, различного рода стимуляторов.

Воздействие наркотиков на управление транспортных средств.

Искажение восприятия реальности, обман чувств, смятение, депрессия, замедление реакции, притупление восприятия опасности, неправильная оценка скорости и расстояния, нарушение внимания.

Человек, употребляющий наркотики, не способен безопасно управлять транспортным средством.

Ответственность за управление транспортным средством в состояние опьянения.

  1. Ограничение самокритики;
  2. Ослабление торможения;
  3. Высокой готовности к риску;
  4. Ослабленного внимания;
  5. Ошибочной оценки скорости и дистанции;
  6. Увеличенной продолжительности переработки информации;
  7. Увеличение уровня агрессивности;
  8. Ошибочной оценки опасных ситуаций;
  9. Сужения поля зрения «взгляд из туннеля».
  10. Повышенной чувствительности к ослеплению светом.
  11. Повышенного автоматизма.
  12. Снижения восприятия пространства и глубины.
  13. Пониженной способности к оценке расстояния.
  14. Ограниченной адаптации к свету и темноте.
  15. Ослабление чувствительности к красному цвету.
  16. Ослабленной координации движений.
  17. Увеличение времени реакции.
  18. Ухудшение восприятия направления звука.

Память –процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения ранее воспринятого, пережитого или сделанного, а так же забывание информации.

Первоначальная форма запоминания – это непроизвольное запоминание, то есть без заранее поставленной цели, которое требует волевого усилия.

Произвольное запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определённую цель – запомнить то, что намечено, и использует для этого специальные приёмы. Всегда требует волевого усилия.

Процессы памяти:

- запоминание;

- хранение;

- воспроизведение;

- забывание.

Виды памяти по продолжительности сохранения следов:

Долговременная память – используется при запоминании длительное время технических, общенаучных и др. сведений связанных с профессией и необходимых в быту. Все знания, весь опыт водителя, то есть то, что необходимо в будущем, хранятся в его долговременной памяти.

Кратковременная память служит для запоминания чего-либо на непродолжительное время. Длительность хранения этой информации не превышает десятков секунд (в лучшем случае нескольких минут).

Одним из видов кратковременной памяти является оперативная память, которая связана с запоминанием информации, связанной с повседневной деятельностью человека.

Образная память заключается в запечатлении и воспроизведении объектов или явлений, ранее воспринятых органами чувств. В зависимости от преобладания в представлении тех или иных ощущений различают: зрительную, слуховую, двигательную память.

Мгновенная память содержит всю информацию от органов чувств. Информация хранится от долей секунд до 2-3 секунд.

При заходе в узкий поворот или проезд водитель опирается на мгновенную память.

Если двигаться медленно, то мозг управляет автомобилем, опираясь на информацию мгновенной памяти.

Если остановится, то информация о скрытых объектах будет потеряна, и необходимо выйти из машины для уточнения.

Объём кратковременной памяти от 5 до 9 смысловых единиц, при стрессовых состояниях он снижается до 2-3 единиц.

При обучении вождению старайтесь не задавать лишних вопросов, не забивая объём памяти несвоевременной информацией.

Оперативная память информация сохраняется от нескольких секунд до нескольких дней. Содержит всю необходимую информацию для выполнения повседневной деятельности (ПДД, маршруты, возможные места парковки).

Долговременная память хранит информацию в течении неограниченного срока, при этом существует ( но не всегда) возможность её многократного воспроизведения.

Функционирование данного вида памяти связано с мышлением и волевыми усилиями.

Запоминание информации для улучшения запоминания:

  1. Частота занятий по практическому вождению не менее 3-х раз в неделю.
  2. Теория ПДД – самостоятельно каждый день.
  3. Сконцентрироваться на одном элементе (одно занятие – одно упражнение)
  4. Частота повторений (сделать упражнение самостоятельно не менее 3 раз подряд правильно.
  5. Здоровый сон более 3 часов в сутки.
  6. Использовать все виды памяти (механическую, логическую, образную).
  7. Учить чуть больше, чем требует программа (используя дополнительную литературу).
  8. Пересказать прочитанное третьим лицам своими словами.

Игра для оперативной памяти.

Путешествие с братом, другом, мужем, женой на машине представьте, что вы сотрудник ГИБДД и «штрафуйте» водителя за каждое нарушение, сверяясь с ПДД и системой штрафов. Эта игра поможет выучить ПДД, водителя заставит быть аккуратнее.

Хранение информации, для лучшего хранения систематизируйте информацию.

Нельзя учить ПДД только по билетам, где информация взята из всех разделов.

Системный подход – учить по разделам. При заучивании избегайте отрицательных эмоциональных состояний, иначе информация как нежелательная будет вытеснена из памяти.

Если по окончании автошколы Вы не сели сразу за руль – информация как не используемая, будет большей частью будет утеряна, и через год придётся учиться заново.

Очень часто воспроизведению информации мешают фоновые факторы, которые сопровождали процесс запоминания около 3% курсантов автошкол испытывают трудности при сдаче экзамена по ПДД, если учили только по бумажным носителям.

Обязательно тестируйте себя в режиме реального экзамена.

При запоминании практических элементов на площадке не привязывайтесь к фону (рельефу) личности.

На площадке ГИБДД нет в качестве ориентира ни любой ямы, ни дерева.

Доминанта Ухтомского

При сильном душевном волнении в мозге образуется очаг, забирающий всю энергию на себя, не оставляя её для открытия файлов памяти.

Чем сильней Вы переживаете, тем меньше Ваши шансы сдать экзамен хорошо.

Важно помнить, что сильная и слабая мотивация ведут к неудаче, а средний уровень ведёт к успеху.

Для лучшего воспроизведения навыков практического вождения желательно взять одно занятие накануне экзамена в ГИБДД.

Забывание информации – Эффект  Зейгарник. Информация в памяти может быть частично или полностью утрачена после достижения цели, для которой эта информация была необходима.

После сдачи внутреннего экзамена по теории уровень знаний может резко снизиться.

Даже если Вы знали на отлично – необходимо продолжать самостоятельные вождения в прежнем режиме.

 Яркое, как правило, отрицательное эмоционально окрашенное событие может образовать в мозге стойкий след, которое называется явлением «флешбек».

Например, вы стали свидетелем (участником) ДТП, и это Вас сильно эмоционально затронуло.

В мозге возникает стойкий образ увиденного, который может спонтанно возникать перед Вашим взором, кратковременно выключая вас из реального мира.

В момент управления автомобилем это смертельно опасно.

 Для того, чтобы опасная информация не перешла в долговременное хранение, надо:

  1. Отказаться от сна в течении суток.
  2. Постараться переработать информацию (выговориться).

Мышление водителя – психический процесс решения задач с целью адаптации к изменениям окружающего мира, преобразования действительности или открытие чего то нового.

Мышление включает в себя 2 процесса:

Анализ – это мысленное расчленение процесса, явления или предмета, выявление его отдельных признаков. Выделение в объекте каких либо сторон, элементов, связей.

Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков, что позволяет устанавливать их взаимосвязи и познавать явления, предметы и процессы как единое целое. Получение единого целого из составных частей.

Мышление – это процесс отражения общих свойств предметов и явлений, нахождение закономерных связей и отношений между ними.

Оперативное мышление – это основной вид мышления водителя при управлении автомобилем. Для него характерны:

- тесная связь, переходящее в единство между восприятием и осмыслением, быстро меняющейся дорожной обстановки;

- непосредственное включение мышления в практическую деятельность;

- жестко лимитированное время, что определяет немедленное исполнение принятых решений;

- повышенный эмоциональный фон работы, требующий высокого нервно-психического напряжения.

Основная задача водителя – реагирование на изменения дорожной обстановки.

Как правило, ДТП происходят из-за:

- неправильного анализа и синтеза дорожной ситуации;

- поздняя оценка ситуации – 50%

- неспособность, предвидеть развитие ситуации – 23%

- неправильный прогноз – 16%

- плохая реакция – 11%.

Здравомыслящий водитель – это тот кто:

- анализирует себя и своё поведение на дороге;

- трезво оценивает свои недостатки и способности.

Скорость мышления в обычной жизни не превышает 2-3 км/ч, то есть скорости пешехода. Но когда мы находимся  за рулём автомобиля, информационный поток набегает на нас со скоростью, как минимум, 60 км/ч., то есть как минимум в 20 раз быстрее.

Мозг может не выдержать такого потока информации и включить охранное торможение центральной нервной системы и наш мозговой компьютер перейдёт в спящий режим.

На первых этапах ездить надо с комфортной скоростью, на которой Вы успеваете всё разглядеть и принять правильное решение.

Постепенно, с опытом комфортная скорость увеличится.

Тренировать скорость мозговых процессов поможет любая компьютерная игра на реакцию.

Формирование психомоторных навыков будущего водителя.

Психомоторика – псих (душа, сознание), моторика (движение), то есть это совокупность сознательно управляемых действий.

Двигательное действие, развивающееся в процессе бытового или учебного упражнения, называется психомоторным навыком. В каждом движении, которым реализуется психомоторный процесс, можно различать 2 его стороны: механическую и психологическую.

Механическая  характеристика рабочего движения определяется:

- путём;

- скоростью;

- темпом;

- силой.

Психологическая классификация рабочих движений предусматривает деление их на следующие группы:

- основные;

- поправочные;

- дополнительные;

- аварийные;

- лишние;

- ошибочные.

Человеческий мозг – единая суперсистема. Нейрон- единица нервной системы. Любой наш навык – это слажена работающий нейронный ансамбль. Передача импульса с одного нейрона на другой осуществляется с помощью химических веществ – нейромедиаторов. Количество нейромедиаторов в клетках ограничено: когда они заканчиваются, наступает утомление. Внешнее утомление будет характеризоваться увеличением числа ошибок. Водитель должен знать свой временной диапазон работоспособности и не превышать его.

Наша задача – сформировать правильные нейронные ансамбли, необходимые для управления автомобилем.

Этапы формирования нейронных ансамблей:

1 этап: поиск нужного соединения. Внешне мы будем наблюдать большое колличество ошибок.

2 этап: состыковка – нужное соединение найдено. Внешне мы наблюдаем безошибочное выполнение упражнения.

3 этап: наступление утомления – закончились нейронные ансамбли дают сбой в работе. Внешне мы будем наблюдать опять – увеличение числа ошибок.

В результате нашего жизненного опыта и генетической памяти в нашем мозге уже существует множество нейронных комплексов.

Нейронные ансамбли, которые нам помогут:

- Соединение «рук – глаз» вырабатываются с детства;

- Все короткие расстояния мы подсознательно меряем рукой;

- Левый габарит автомобиля всегда чувствуется лучше, так как он в зоне вытянутой руки;

- При разъездах в узких местах надо прижиматься своей стороной, вопреки инстинкту самосохранения;

- Машина едет туда, куда направлен взгляд водителя;

- Чтобы попасть в нужную полосу при повороте – её нужно найти и удерживать взглядом;

- Точка выхода из заноса: куда хотим чтобы машина пришла – туда и смотрим;

- Нельзя долго смотреть в боковое зеркало. Инстинктивно руки начинут поворачивать автомобиль в противоположную сторону для увеличения обзора;

- Важно сразу научиться переключению передач без использования зрения. Иначе при каждом переключении Вы будите отвлекаться от дороги. У обычного человека, как правило, не сформирована связь «зрение-ноги». Это нужно для ровного движения в потоке.

Как скоординировать эти два нейронных ансамбля:

  1. Работа с тахометром. Нажимая на педаль газа, найдите и удерживайте 2000 оборотов, теперь 3000 оборотов и самое сложное 1000. Каждый автомобиль – это индивидуальность по чувствительности педалей.

Влияние возрастных и гендерных различий на формирование психомоторных навыков:

  1. Возраст ученика. Молодые люди обучаются быстрее в силу пластичности связей между нейронами, высокой скорости мозговых процессов.

У пожилых людей в связи между нейронами жёстче, скорость мозговых процессов снижена.

  1. Жизненный опыт. Развитое пространственное мышление. Занятие активными видами спорта.
  2. Социально – обусловленные гендерные различия. Мальчики быстрее осваивают навыки парковки. Девочкам это даётся трудней.
  3. Время занятий. Заниматься  надо в наиболее работоспособное время.
  4. Частота занятий должна составлять 3-4 раза в неделю.

Реакция – это закономерный ответ организма на внешнее воздействие.

Реакция может быть либо простой, либо сложной.

Простая сенсорномоторная реакция – это очень быстрый ответ заранее известным простым движением на внезапно появляющийся заранее известный сигнал.

Сложная сенсорномоторная реакция (реакция выбора) – это когда предъявляются несколько заранее известных сигналов, на каждый из которых следует отвечать определёнными, так же заранее известным движением. В любой сенсорномоторной реакции различают латентный (скрытый) и моторный период. Время от момента появления сигнала до начала движения называется латентным периодом, а время выполнения движения – моторным. Латентный период простой реакции в среднем составляет: на звуковой сигнал – 0,14 сек, на свет – 0,2 сек.

Путь, проходимый автомобилем за время различных видов реакции водителя при скорости 36 км/ч.

Факторы влияющие на продолжительность времени реакции водителя:

  1. Стаж работы- снижает.
  2. Болезнь – увеличивает
  3. Лекарства – увеличивает
  4. Алкоголь – резко увеличивает
  5. Радиация солнце – увеличивает
  6. Атмосферное давление с понижением – увеличивает
  7. Возраст – увеличивает
  8. Переутомление – увеличивает
  9. Скорость движения с возрастом – увеличивает
  10. Движение в темноте – увеличивает
  11. Ожидание опасности – снижает
  12. Испуг – увеличивает
  13. Настроение хорошее – снижает, плохое – увеличивает
  14. Спорт – снижает.

Контрольные вопросы.

  1. Назовите основную систему получения информации о дорожной ситуации.
  2. Назовите причины отвлечения внимания.
  3. Чем опасен эффект монотонии для водителя.
  4. В чем причина возникновения зрительных иллюзий на дороге.
  5. Как измеряется дистанция? Какая дистанция является безопасной?
  6. Назовите категории водителей, которые наиболее подвержены монотонии?
  7. Что влияет на увеличение «слепых» зон автомобиля?
  8. Какие факторы влияют на формирование психомоторных навыков вождения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа в старшей логопедической группе

Знакомство детей с понятиями «звук», «неречевой», «речевой», дифференциация данных понятий на практике....

Картотека упражнений для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

Картотека упражнений для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа....

Перспективное планирование по развитию фонематического восприятия и навыков фонематического анализа и синтеза

Планирование составлено на два года коррекционного обучения (старшая и подготовительная логопедическая группа)....

Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и ФФНР

Анализ работы по теме "Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и ФФНР" В данной работе представлена  подбор...

Авторская программа «ТИКОмания» в группе компенсирующей направленности (5-6 лет) развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством использования конструктора ТИКО «Логопедич

Представленная авторская  образовательная программа по формирование полноценной фонетической системы родного языка, развитию фонематического восприятия и овладению  навыками звукового анализ...

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И НАВЫКОВ ЗВУКО-СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

Статья Коноваленко С.В., канд. психол. наук, логопед высш.кат., психолог высш.кат. ЦЛПДО ЮАО...