Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и ФФНР. 2017-18 уч.гг
методическая разработка

Быстрова Вероника Геннадьевна

Предварительный просмотр:

Анализ работы по самообразованию за 2017-2018 учебный год.

Учителя-логопеда  МДОУ Детский сад «Светлячок»,

 Быстровой В.Г.

По теме: «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и ФФНР »


  1. Образование: высшее, ФГБОУ ВПО «Псковский государственный университет» 2012 год.
  2. Занимаемая должность: учитель-логопед.
  3. Педагогический стаж: 18 лет.
  4.  В должности учитель – логопед 3 год
  5. Самообразование.

Сроки

Тема самообразования

2013-2014 учебный год

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством дидактических игр

2014-2015 учебный год

Артикуляционная гимнастика как один из приемов при формировании произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста

2015-2016 учебный год

Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста  и у детей подготовительной группы с ОНР

2016-2017, 2017-2018 уч. год

Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и ФФНР

  1. Повышения квалификации:
  1. Русская народная культура Псковского края - региональный компонент содержания дошкольного и общего начального образования.
  2. Дошкольное образование в современном мире: реализация ФГОС
  3. Инклюзивная практика ДОУ  общеразвивающего вида.
  1. Мои награды:

Самоанализ.

Тема по самообразованию:  «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и ФФНР»

Цель:  формирование и развитие фонематического слуха, восприятия и навыка звукового анализа у детей 5-7 лет с ФФНР и  общим недоразвитием речи с помощью специально подобранных игр и упражнений.

Для достижения этой цели мною были поставлены задачи:

  • проанализировать и обобщить теоретические представления о проблеме формирования фонематических процессов у  детей ФФНР и с общим недоразвитием речи;
  • осуществить подбор методики для выявления уровня сформированности фонематических процессов и уровня развития навыков звукового анализа и синтеза у детей 5-7 лет с ФФНР и  с общим недоразвитием речи;
  • провести обследования детей с целью выявления детей с недостаточно сформированными фонематическими процессами и недостаточным уровнем  навыка звукового анализа и синтеза у детей 5-7 лет;
  • подобрать комплекс игр и упражнений на формирование формирования фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза  для детей 5-7 лет с учетом результатов обследования ;
  • провести контрольный срез уровня сформированности фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у детей 5-7 лет С ФФНР и  ОНР и проанализировать результаты;

Почему я выбрала эту тему?

При анализе научных работ следует подчеркнуть то, что имеют место многочисленные упоминания о наметившейся в последние годы тенденции увеличения числа детей, имеющих  нарушения речи, связанные с несформированностью фонематического восприятия.

Обследование детей детского сада 6-7 лет  свидетельствуют о том, что в настоящее время действительно наблюдается рост количества детей с нарушением формирования фонематического восприятия, отсюда и увеличение количества детей с нарушениями звукопроизношения. По наблюдению учителей начальных классов в настоящее время увеличилось число детей не подготовленных к  овладению осмысленным чтением и грамотным письмом. Вопрос о развитии у ребёнка фонематического слуха остро встаёт при обучении детей грамоте. Исследователи, занимающиеся проблемами психологической готовности детей к овладению грамотой, отмечают неумение детей шести-семилетнего возраста произвести звуковой анализ слова.

Дошкольники затрудняются выделить отдельные звуки, так как воспринимают слово целиком, как звукокомплекс. Необходимость своевременного развития фонематических процессов диктуется тем, что их нарушение или недоразвитие приводит к затруднениям в овладении правильным звукопроизношением, не различение ребенком окончаний, приставок, предлогов становится причиной лексико-грамматических нарушений и, как следствие, недостаточного развития связного высказывания. Нарушение звукопроизношения, выражающееся в звуковых заменах в устной речи, является несомненной предпосылкой артикуляторно-акустической дисграфии, недостаточное владение навыками звукового анализа и синтеза — дисграфии на почве несформированности фонематического анализа слов.

Гипотеза: Целенаправленное и систематическое включение  игр и упражнений  на формирование фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза  в систему логопедических занятий,  способствует  формированию  фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у детей 5-7 лет с ФФНР и общим недоразвитием речи.

  Методологические и теоретические основы работы.

Для достижения цели мной был разработан  план работы

  1. Подбор литературы

Анализ педагогической литературы

Башинская, Т. В.

 Королевство звуков: занятия по формированию и развитию звуковой стороны речи дошкольников 4 — 6 лет: пособие для учителей-дефектологов и педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/Т.В.Башинская. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2006. - 70, [2] с.: ил. ISBN 985-486-701-3.

Пособие содержит систему занятий по формированию и развитию звуковой стороны речи дошкольников 4—6 лет с общим недоразвитием речи (II и III уровня речевого развития). Предлагаемая система рассчитана па дна года обучения и включает работу на уровне звуков, слогов, слов, предложений, стихов, что обеспечивает осознание звуковой стороны русского языка и готовит к овладению осмысленным чтением и грамотным письмом. Занятия включают строго последовательный подбор заданий с подробным описанием подачи материала трех уровней сложности: *низкого, **среднего, ***высокого. Это позволяет осуществить дифференцированный подход к обучению дошкольников с разным уровнем речевого развития.

Адресуется учителям-дефектологам, педагогам, воспитателям учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, а также будет полезно преподавателям, студентам педагогических высших учебных заведений, учащимся педколледжей, родителям.

Р.И. Лалаева. Устранение оптической дислексии и дисграфии Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос, 1998г.

Данное пособие содержит практический и теоретический материал по вопросам формирование буквенного гнозиса, развитие зрительной памяти, формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза

.

Поваляева М.А. Справочник логопеда - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - 448 с.

Книга "Справочник логопеда" содержит информацию о нормативно-правовых документах, информационно-методические письма, что поможет глубже понять причины возникновения речевых нарушений, грамотно провести комплексную дифференциальную диагностику, осмысленно выбрать и успешно реализовать  наиболее эффективную коррекционно-развивающую методику, используя традиционные и нетрадиционные методы.
Издание "Справочник логопеда" адресован руководителям коррекционно-образовательных учреждений (классов, групп), дефектологам, учителям-логопедам школьных, дошкольных учреждений, студентам педагогических и медицинских вузов, колледжей, слушателям институтов повышения квалификации и переподготовки кадров "Справочник логопеда" также может быть интересен врачам: невропатологам, психиатрам, педиатрам, физиотерапевтам; родителям, имеющим детей с речевыми нарушениями.

Т.А. Ткаченко Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению   грамоте: Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. - М.:  «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

В пособии представлены теоретические положения и практические рекомендации, а также система занятий с детьми 4-летнего возраста по обучению их навыкам звукового анализа и синтеза, без которых невозможно овладение грамотой. Использование оригинальной авторской символики позволяет наиболее эффективно готовить детей с проблемами в речевом развитии и без таковых к усвоению чтения и письма.

В пособии собраны занимательные игры и упражнения, а также конспекты занятий, которые рекомендуется проводить с дошкольниками в условиях детских образовательных учреждений и в кругу семьи.

Новиковская О.А. Развитие звуковой культуры речи у дошкольников .Логпедические игры и упражнения.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2008г

Предложенные задания развивают моторику артикуляционного аппарата, речевого дыхания, высоты и силы голоса.

Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия – М ОООТД «Издательство Мир книги»,2008г

В книги представлена оригинальная система из игровых упражнений для исправления недостатков звукопроизношения у дошкольников.

Жукова  Н.С. Преодоления общего недоразвития речи у дошкольников. – М.Просвещение,1990г

В книги излагаются современные представление о недоразвитии речи, этиология и патогенез, сравнение процессов усвоение ребенком норм русского языка в норме и патологии, Дана система поэтапного коррекционного обучения.

Фомичева М.Ф. Воспитания у детей правильного произношения.- М.Просвещение, 1989г.

В пособии даются, общие  сведения о нарушении речи у детей дошкольного возраста, раскрывается содержание и  методика коррекционной работы, профилактики и коррекции звукопроизношения.

Рыбина А.Ф. Коррекция звукопроизношения у детей, речевой материал,- Волгоград. Учитель 2010г.

В пособии предлагается материал: комплексы артикуляционных упражнений, игры, игровые упражнения, словесные объяснения и рекомендации по коррекции, воспитанию и развитию речи.

Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М.:"Издательство ГНОМ и Д", 2000. - 80 с. (Практическая логопедия.)

Предлагаемое пособие предназначается для воспитателей и логопедов дошкольных групп для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Представленный материал содержит характеристику особенностей речевого развития детей пятилетнего возраста с ФФН, методические приемы их обследования, раскрывает вопросы организации и содержания коррекционного обучения по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей. Может быть адресовано родителям детей с нарушениями речи

Ткаченко Т. А.

Т    Логопедические упражнения/ Ил. Т. Ляхович. — М: Изд-во Эксмо 2005. - 224 с,

В данной книге объединены 110 упражнений для нормализации речи детей, которые рекомендуется проводить и логопедам, и неспециалистам: родителям, родственникам, гувернёрам, воспитателям и пр.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида (старшая группа). — М.: Школьная Пресса, 2002. — 32 с.

Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием — самая распространенная категория детей с отклонениями речевого развития. Они представляют собой реальную группу риска по неуспеваемости при овладении письмом и чтением в общеобразовательной школе.

Данная программа рекомендована для работы в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида, логопедических группах детских садов общеразвивающего вида. Может быть применена на логопедических занятиях в детских поликлиниках, в детских домах для детей с отклонениями в развитии, а также при подготовке студентов дефектологических отделений.

Ткаченко Т. А. В первый класс — без дефектов речи: Методическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.— 112

В книге обобщен и систематизирован опыт работы одного из ведущих логопедов г. Москвы по устранению дефектов речи у шестилетних детей. В течение продолжительного времени этот опыт фрагментарно распространялся на курсах повышения квалификации педагогов и был оценен практиками самым положительным образом. Данное пособие продолжает серию публикаций, излагающих авторскую систему коррекции общего недоразвития речи у дошкольников Издание адресовано воспитателям, методистам, логопедам различных детских образовательных учреждений, а также родителям.

Лиманская О.Н.

Конспекты логопедических занятий. Первый год обучения. М.: ТЦ Сфера, 2009. 128 с.

Методическое пособие включает конспекты 76 фронтальных занятий с детьми 5—6 лет, имеющими общее недоразвитие речи. Предлагаемые автором игры и упражнения помогут сформировать у детей такие понятия, как «звук», «слог», «слово», «предложение», а необходимые в работе различные атрибуты («колокольчик», «барабан», «подушечка») позволят детям в ходе манипуляций предметами закрепить навыки звукового анализа и синтеза.

Чистоговорки, потешки, стихотворения, используемые в ходе занятий, способствуют развитию у детей слухового внимания, фонематического слуха и восприятия. Формированию лексико-грамматических категорий служат специальный наглядный материал и речевые игры, тщательно подобранные логопедом. Пособие может быть использовано в работе воспитателей как логопедических групп, так и массовых групп детских садов.

Иванова Ю.В.

Дошкольный логопункт: документация,

планирование и организация работы.

М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008.

В данном пособии приведены практические материалы по организации работы на дошкольном логопункте: нормативно-правовые документы, планы, образцы отчетов о проделанной за учебный год работе, образцы организационных документов, регламентирующих работу логопеда с воспитателями и родителями, и документов, необходимых для проведения обследования. В пособии также представлены конспекты вводных занятий — логотренинг — на которых логопед подготавливает артикуляционный аппарат и мелкую моторику детей к последующей коррекционной работе.

Пособие адресовано логопедам, работающим на логопунктах дошкольных образовательных учреждений.

Лиманская О.Н.

 Конспекты логопедических занятий. Второй год обучения. — М.:ТЦ Сфера, 2009. — 176 с. — (Логопед в ДОУ).

Методическое пособие окажет практическую помощь логопедам в работе по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи. В конспекты фронтальных занятий входят игры и упражнения, которые помогут развить у детей навыки словообразования, сформировать грамматически правильную речь, обогатят и активизируют их словарь.

Большое внимание в пособии уделено овладению детьми графическими умениями, развитию у них мелкой моторики рук, закреплению пространственного восприятия и правильной ориентировка на плоскости листа. С этой целью в каждое занятие (имеется в виду работа с тетрадью) включено применение трафаретов букв и предметов, даются навыки рисования узоров по клеткам, выполнения штриховки.

Книга рекомендована не только для проведения логопедических занятий, но и для работы с детьми массовых групп детских садов.

Ткаченко Т. А.

Альбом индивидуального обследования дошкольника. М:.Издательство ГНОМ и Д, 2004г

Содержит оптимальное количество тестовых заданий с картинками.

Итак, решению вопроса в формировании фонематического восприятия . навыков звукового анализа и синтеза посвящены работы Г.А.Каше, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной М.Ф. Фомичевой, Т.А. Ткаченко, О.А.Новиковская,  Т.В. Башинская  и др..

При анализе научных работ следует подчеркнуть то, что имеют место многочисленные упоминания о наметившейся в последние годы тенденции увеличения числа детей, имеющих  нарушения речи, связанные с несформированностью фонематического восприятия.

II. Проведение обследования фонематического слуха, восприятия и навыков фонематического анализа и синтеза.

        Форма проведения обследования - индивидуальная работа с каждым ребенком, так как это позволяет осуществить индивидуальный подход, максимально сосредоточить внимание ребенка на выполняемых заданиях, свести постороннее внимание к минимуму, не отвлекать детей от занятий в группе, установить между логопедом  и ребенком благоприятную атмосферу.

          Средняя продолжительность обследования одного ребенка составляла 20-25 минут.

На диагностическом этапе использовалась методика, предложенная Ивановой Ю.В. автором   книги  «Дошкольный  логопункт: документация, планирование и организация работы».

        Количество обследованных детей –43, из них зачислены на логопункт 28, обследовалось – 25 воспитанников.


В результате обследования были выявлены основные ошибки, см таблицу:

Качественно-количественный анализ исследования ошибок  и правильных ответов при исследовании фонематических процессов  у дошкольников  на начало года.

Виды ошибок

Старшая группа

Подготовител. группа

Кол-во ошибок

Количество правильных ответов

Кол-во ошибок

Количество правильных ответов

Ошибки, связанные с несформированностью фонематического слуха:

Повторение цепочки из 3-х слогов;

13

2

4

6

Повторение цепочки из 2-х слогов;

8

7

2

8

Дифференциация оппозиционных звуков (для старшей группы);

3

12

Дифференциация звуков (для подготовительной  группы):

Выбрать картинку на звук:

С

        2

        8

Ш

2

8

Ч

3

7

Л

3

7

Хлопни в ладоши на звук:

С

1

9

Ш

1

9

Ч

4

6

Звуковой анализ:

Назови сколько звуков в слове;

10

0

Назови  звуки начале  слова:

15

7

3

Назови звуки в конце слова:

15

6

4

Определи место звука «М» в слове:

7

3

Раздели слог на звуки:

8

2

Из таблицы видно, что 13 детей допускали ошибки в повторении цепочки из 3 слогов, большинство ошибок было допущено детьми в результате недостаточно сформированного фонематического слуха. Дошкольники часто допускали ошибки в слоговых цепочках на различение звуков по звонкости и глухости (да-та-да, ба-па-ба). Несколько детей подготовительной группы  допускают ошибки в дифференцировании  шипящих свистящих звуков и  соноров. В результате обследования мы видим, что большинство детей подготовительной группы выделяют заданный звук из потока звуков, это свидетельствует о сформированности фонематического слуха и восприятия. Однако, 3 ребенка не смогли выполнить это задание.

При обследовании умения проводить детьми  звуковой анализ слов было выявлено, что из 15 детей старшей группы  некоторые дети могли определить только гласный звук стоящий  в начале слова( Оля, утка, Аня)  в словах же с начальным согласным звуком у детей возникли трудности.   А последний оппозиционный звук не назвал ни один ребенок. Отсюда следует, что для   формирования навыка звукового анализа необходимо специальное  обучение детей  звуковой культуре речи.  Если проанализировать данные диагностики подготовительной группы, мы видим, что из 10 обследованных детей никто не назвал количество звуков в предложенных словах. Затруднения вызвали задания с определением первого и  последнего звука в слове, не определяли последний гласный звук. Так же много ошибок дети делали в определении места звука в слове. Основные ошибки, это не определяют звук в середине слова, некоторые дети не слышат звук в начале и в конце слова. Половина детей не смогли разделить слоги на звуки.

Итак, воспитание звуковой культуры речи - одна из важнейших задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сенситивным для ее решения. Показателями звуковой культуры речи являются непосредственно фонетическая и орфоэпическая правильность речи, четкая дикция и интонационная выразительность. В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух. Поэтому и работа должна вестись в двух направлениях: развитие речедвигательного аппарата и развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный, ритмический слух).

Незаменимым условием, обеспечивающим восприятие фонем родного языка, является фонематический слух. Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, от определённого уровня развития фонематического слуха.

Обследование детей детского сада 6-7 лет  свидетельствуют о том, что в настоящее время действительно наблюдается рост количества детей с нарушением формирования фонематического восприятия, отсюда и увеличение количества детей с нарушениями звукопроизношения. По наблюдению учителей начальных классов в настоящее время увеличилось число детей неподготовленных к  овладению осмысленным чтением и грамотным письмом. Вопрос о развитии у ребёнка фонематического слуха остро встаёт при обучении детей грамоте. Исследователи, занимающиеся проблемами психологической готовности детей к овладению грамотой, отмечают неумение детей шести-семилетнего возраста произвести звуковой анализ слова.

Дошкольники затрудняются выделить отдельные звуки, так как воспринимают слово целиком, как звукокомплекс.

Актуальность.

Необходимость своевременного развития фонематических процессов диктуется тем, что их нарушение или недоразвитие приводит к затруднениям в овладении правильным звукопроизношением, не различение ребенком окончаний, приставок, предлогов становится причиной лексико-грамматических нарушений и, как следствие, недостаточного развития связного высказывания. Нарушение звукопроизношения, выражающееся в звуковых заменах в устной речи, является несомненной предпосылкой артикуляторно-акустической дисграфии, недостаточное владение навыками звукового анализа и синтеза — дисграфии на почве несформированности фонематического анализа слов.

 Целью данной логопедической работы является формирование фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза.

Задачи:

 развитие слухового внимания неречевых звуков

развитие фонематического восприятия

развитие фонематического слуха: 

развитие навыков простейшего анализа и синтеза,

В процессе формирования фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза у детей 6-7 лет были определены этапы работы: (См.  первый год обучения 2016-17гг)

После проведения работы по формированию фонематических процессов была проведена повторная диагностика. Результаты видны в таблице:

Качественно-количественный анализ исследования ошибок  и правильных ответов при исследовании фонематических процессов  у дошкольников  на конец года.

Виды ошибок

Старшая группа

Подготовител. группа

Кол-во ошибок  

Количество правильных ответов

Кол-во ошибок

Количество правильных ответов

На начало года

На конец года

На начало года

На конец года

На начало года

На конец года

На начало года

На конец года

Ошибки, связанные с несформированностью фонематического слуха:

Повторение цепочки из 3-х слогов;

13

8

2

7

4

1

6

9

Повторение цепочки из 2-х слогов;

8

2

7

13

2

8

10

Дифференциация оппозиционных звуков (для старшей группы);

3

12

15

Дифференциация звуков (для подготовительной  группы):

Выбрать картинку на звук:

С

2

8

10

Ш

2

8

10

Ч

3

7

10

Л

3

7

10

Хлопни в ладоши на звук:    С

1

9

10

Ш

1

9

10

Ч

4

6

10

Звуковой анализ:

Назови сколько звуков в слове;

10

4

6

Назови  звуки начале  слова:

12

4

3

11

7

3

10

Назови звуки в конце слова:

15

5

0

10

6

1

4

9

Определи место звука «М» в слове:

7

1

3

9

Раздели слог на звуки:

8

1

2

9

Из таблицы видно, что при направленной и систематической работы, количество ошибок связанных с нарушениями фонематического слуха у детей уменьшились или совсем исчезли. В старшей группе количество детей допускающих ошибки связанные с несформированностью фонематического слуха уменьшилось: так на начало года при повторении цепочки из 2-х слогов ошибки допускали 8 из 15 детей, на конец года 2 детей сделали ошибки при повторении. Было выявлено, что ошибки допускались в результате не дифференцирования звуков по глухости и звонкости (парные согласные). При повторении цепочек из 3 слогов, ошибки, на начало года, допускали 13 детей, на конец  года 8 .  При анализе  навыков к звуковому анализу мы видим, что на начало года 80% детей не смогли определить начальный звук в слове, в конце года 27% детей не справились с заданием. Определения звука в конце слова вызвало у всех детей определенные трудности, а в конце года ошибки допустили 33% детей.

В подготовительной группе из обследованных детей  только 1 ребнок делал ошибки связанные с несформированностью фонематического слуха. Дифференцируя звуки  с выбором картинок на звуки и определении наличия звука на слух, на конец года  ни один ребенок не дал неправильного ответа. При проведении обследования навыка звукового анализа  на конец года  только один ребенок допускал ошибки связанные с несформированностью навыка фонематического анализа.

Вывод:            При наличии систематической целенаправленной работы по формированию фонематического слуха детей дошкольного возраста на основе использования игровой деятельности произошли видимые улучшения в произношении, приобретены навыки звукового анализа и синтеза, сформирован фонематический слух и восприятие, что обеспечит более качественную подготовку детей  к школе.

При систематической, адекватной логопедической и педагогической коррекции,  у детей с речевой патологией,  отмечается выраженная тенденция более интенсивного развития всех сторон устной речи,  и можно ожидать, что все дети, хотя и в разной степени, будут, подготовлены к обучению грамоте в школе и не будут испытывать серьезные затруднения в добукварном периоде обучения.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа в старшей логопедической группе

Знакомство детей с понятиями «звук», «неречевой», «речевой», дифференциация данных понятий на практике....

Консультация для родителей на тему: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ».

Консультация для родителей на тему:  «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ...

Картотека упражнений для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

Картотека упражнений для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа....

Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и ФФНР

Анализ работы по теме "Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и ФФНР" В данной работе представлена  подбор...

Авторская программа «ТИКОмания» в группе компенсирующей направленности (5-6 лет) развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством использования конструктора ТИКО «Логопедич

Представленная авторская  образовательная программа по формирование полноценной фонетической системы родного языка, развитию фонематического восприятия и овладению  навыками звукового анализ...

Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста

Цель: познакомить родителей с принципами и приёмами развития навыков звукового анализа и синтеза.При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, т.е. м...

Курсовая работа на тему "ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ В ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЕ"

Актуальность проблемы формирования звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста  с общим недоразвитием речи третьего уровня обусловлена тем, что данный навык является основным при дал...