Основы эффективного общения.
план-конспект занятия по психологии (11 класс)
При взаимодействии друг с другом живые существа обмениваются информацией. Этот тип межвидовых контактов называется общением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_no3_osnovy_effektivnogo_obshcheniya.docx | 24.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема № 3
Лекция «Основы эффективного общения»
При взаимодействии друг с другом живые существа обмениваются информацией. Этот тип межвидовых контактов называется общением.
В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства.
Содержание – это информация, которая передаётся от одного человека другому:
От сотрудников ГИБДД – водителю;
От администрации – водителю;
От водителя – водителю.
Цель общения – это, ради чего у человека возникает данный вид активности.
Средства общения – это то, с помощью чего передаётся информация. Средства общения бывают вербальные и невербальные.
Виды общения.
В зависимости от содержания, целей и средств, общение делится на несколько видов:
- Материальное. При материальном общении происходит обмен предметами и продуктами деятельности человека.
- Когнитивное. При когнитивном общении происходит обмен знаниями.
- Кондиционное. При кондиционном общении происходит обмен психическими и физиологическими состояниями. К примеру: если кто-то из пассажиров начинает паниковать, то состояние это может передаваться и водителю, или зевать.
- Мотивационное. При мотивационном общении происходит обмен побуждениями, интересами, мотивами.
- Деятельностное – это общение, которое сопровождает какой-либо вид деятельности, например «комментирующее вождение».
По числу участников общение делится на: межличностное и массовое.
Межличностное общение – это непосредственные контакт индивидуумов, то есть «лицом к лицу».
Массовое общение – это множественные непосредственные контакты незнакомых людей, а так же коммуникация, опосредованная различными видами информации: транспортный поток, различные сообщества автомобилистов.
По используемым средствам общение делится на: вербальное и невербальное.
Вербальное общение – это передача информации с помощью слов. Около 35% информации передаётся с помощью речи.
Невербальное общение так же играет важную роль в передаче информации. 65% информации передаётся не вербально.
Невербальные средства общения.
Мимика. Исследования показали что при неподвижном или невидимом лице лектора теряется до 10-15% информации.
Взгляд. Визуальный контакт свидетельствует о расположении человека к общению.
Поза. Положение тела в пространстве наглядно показывает, как человек оценивает свой статус по отношению к другим участникам общения.
Жестикуляция. Несёт информацию о состоянии эмоциональной возбуждённости человека.
Походка. По походке и её стилю можно понять эмоциональное состояние человека.
Приёмы невербального общения на дороге.
- Все сигналы регулировщика относятся к невербальному общению.
- Инспектор требует Вас остановится.
- Повороты на право, налево, торможение.
- Подача сигналов о начале движения.
- Подача сигнала и неисправности.
- Просьба уступить дорогу.
Стороны общения.
Интерактивная сторона общения отражает межличностное взаимодействие людей в процессе общения.
Перцептивная сторона общения отражает процесс формирования многогранного образа собеседника.
На формирование образа собеседника оказывает влияние следующие явления:
Идентификация – способ понимания собеседника через попытку поставить себя на его место.
Рефлексия – попытка представить себя таким, каким тебя видит собеседник.
Казуальная атрибуция – приписывание собеседнику причин его поведения.
Аттракция – привлекательность образа собеседника в результате субъективного отношения к нему.
Эффект ореола – влияние первого впечатления на дальнейшее взаимодействие.
Стереотипизация – устойчивый упрощённый образ собеседника.
Функции общения.
Прагматическая функция. Общение является важнейшим условием объединения людей в процессе их деятельности.
Формирующая функция общения – важнейшее условие изменения психического облика человека.
Подтверждающая функция. Желая утвердиться в своей ценности, человек ищет точку опоры в другом человеке. Многие люди не получая подтверждения в своей социальной среде, добиваются его агрессивным поведением на дороге.
Внутриличностная функция. Общения человека с самим собой может рассматриваться как универсальный способ мышления.
Этапы общения.
1 этап: переключение от общения с самим собой или другим партнёром на общение с данным человеком.
2 этап: установление психологического контакта.
3 этап: обмен сообщениями или информацией.
4 этап: завершение психологического контакта.
Стили общения – это индивидуально-типологические особенности взаимодействия между людьми.
Деловой стиль общения – обусловлен практическими требованиями жизни и профессиональной деятельностью. Деловой стиль общения требует предельной точности речи и использование терминов. Требует объективности информации. В документах недопустимо выражения субъективного мнения и эмоционально-окрашенной лексики. Деловой стиль общения характеризуется компактностью изложения, краткостью, экономным использованием языковых средств.
Разговорный стиль – обслуживает сферу неформальных отношений в семье, быту, дружеском кругу. Разговорный стиль выполняет функцию межличностного общения, изобилуя жестикуляцией, эмоциями и бытовой лексикой. Неправильное использование стиля общения может привести к непониманию между сторонами, участвующими в общении.
Барьеры, препятствующие эффективному общению:
- барьер негативной установки как правило связан с первым отрицательным впечатлением;
- барьер темперамента. Возникает как следствие встречи людей с разными типами нервной системы;
- барьер «страха начала общения», может проявляться как в трудности подбора первых слов, так и в агрессивном поведении;
- барьер «страха непонимания», как правило, основывается на предыдущем негативном опыте общения;
- барьер «возраста», может возникнуть при общении людей разного поколения.
Правила эффективного общения.
- Прежде чем вступить в общение, необходимо определить свои интересы и соотнести их с интересами партнёра.
- Выбрать начальные слова, тон и скорость речи.
- Выражение лица должно соответствовать цели общения, желаемому результату и отношению партнёра.
- Поза может как облегчить общение, так и затруднить его.
- Постарайтесь создать атмосферу сотрудничества.
- Стремитесь к ясности в общении.
- Проявляйте искренний интерес к собеседнику.
- Вместо осуждения постарайтесь понять партнёра. В 90% случаев критика ведёт лишь к агрессии в Вашу сторону.
- Обращаясь к человеку, чаще называйте его по имени, отчеству.
- Необходимо учитывать желания, вкусы, интересы собеседника.
- Дайте оппоненту высказаться.
- Проявляйте уважение к мнению собеседника.
- Указывать человеку на ошибки необходимо, не нанося ему обиды. Сначала признайте его достоинства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Общение. Основы бесконфликтного общения"
беседа с родителями...
Элективный курс "Основы эффективного общения"
Элективный курс "Основы эффективного общения" в форме коммуникативного практикума...
Основы эффективного общения
Тема № 3....
Основы эффективного педагогического общения в высшей школе
Цель: Выявить основные формы эффективного педагогического общения.Объект исследования: педагогическое общениеПредмет исследования: основы эффективного педагогического общения в высшей школе....
Основы эффективного общения.
Понятие общения, его функции, этапы общения, этикет на дороге, основные «Эффекты» в восприятии других....
Конспект открытого занятия по общеобразовательной программе ДООП «Треннинг общения» Тема занятия «ТАКТИКИ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ»
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр технического творчества Адмиралтейского района Санкт-Петербурга Конспект открытого занятияпо общеобразовательной ...