Основы эффективного общения.
план-конспект занятия по психологии (11 класс)

При взаимодействии друг с другом живые существа обмениваются информацией. Этот тип межвидовых контактов называется общением. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_no3_osnovy_effektivnogo_obshcheniya.docx24.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема № 3

Лекция «Основы эффективного общения»

При взаимодействии друг с другом живые существа обмениваются информацией. Этот тип межвидовых контактов называется общением.

В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства.

Содержание – это информация, которая передаётся от одного человека другому:

От сотрудников ГИБДД – водителю;

От администрации – водителю;

От водителя – водителю.

Цель общения – это, ради чего у человека возникает данный вид активности.

Средства общения – это то, с помощью чего передаётся информация. Средства общения бывают вербальные и невербальные.

Виды общения.

В зависимости от содержания, целей и средств, общение делится на несколько видов:

  1. Материальное. При материальном общении происходит обмен предметами и продуктами деятельности человека.
  2. Когнитивное. При когнитивном общении происходит обмен знаниями.
  3. Кондиционное. При кондиционном общении происходит обмен психическими и физиологическими состояниями. К примеру: если кто-то из пассажиров начинает паниковать, то состояние это может передаваться и водителю, или зевать.
  4. Мотивационное. При мотивационном общении происходит обмен побуждениями, интересами, мотивами.
  5. Деятельностное – это общение, которое сопровождает какой-либо вид деятельности, например «комментирующее вождение».

По числу участников общение делится на: межличностное и массовое.

Межличностное общение – это непосредственные контакт индивидуумов, то есть «лицом к лицу».

Массовое общение – это множественные непосредственные контакты незнакомых людей, а так же коммуникация, опосредованная различными видами информации: транспортный поток, различные сообщества автомобилистов.

По используемым средствам общение делится на: вербальное и невербальное.

Вербальное общение – это передача информации с помощью слов. Около 35% информации передаётся с помощью речи.

Невербальное общение так же играет важную роль в передаче информации. 65% информации передаётся не вербально.

Невербальные средства общения.

Мимика. Исследования показали что при неподвижном или невидимом лице лектора теряется до 10-15% информации.

Взгляд. Визуальный контакт свидетельствует о расположении человека к общению.

Поза. Положение тела в пространстве наглядно показывает, как человек оценивает свой статус по отношению к другим участникам общения.

Жестикуляция. Несёт информацию о состоянии эмоциональной возбуждённости человека.

Походка. По походке и её стилю можно понять эмоциональное состояние человека.

Приёмы невербального общения на дороге.

  1. Все сигналы регулировщика относятся к невербальному общению.
  2. Инспектор требует Вас остановится.
  3. Повороты на право, налево, торможение.
  4. Подача сигналов о начале движения.
  5. Подача сигнала и неисправности.
  6. Просьба уступить дорогу.

Стороны общения.

Интерактивная сторона общения отражает межличностное взаимодействие людей в процессе общения.

        Перцептивная сторона общения отражает процесс формирования многогранного  образа собеседника.

        На формирование образа собеседника оказывает влияние следующие явления:

Идентификация – способ понимания собеседника через попытку поставить себя на его место.

Рефлексия – попытка представить себя таким, каким тебя видит собеседник.

Казуальная атрибуция – приписывание собеседнику причин его поведения.

Аттракция – привлекательность образа собеседника в результате субъективного отношения к нему.

Эффект ореола – влияние первого впечатления на дальнейшее взаимодействие.

Стереотипизация – устойчивый упрощённый образ собеседника.

Функции общения.

Прагматическая функция. Общение является важнейшим условием объединения людей в процессе их деятельности.

Формирующая функция общения – важнейшее условие изменения психического облика человека.

Подтверждающая функция. Желая утвердиться в своей ценности, человек ищет точку опоры в другом человеке. Многие люди не получая подтверждения в своей социальной среде, добиваются его агрессивным поведением на дороге.

Внутриличностная функция. Общения человека с самим собой может рассматриваться как универсальный способ мышления.

Этапы общения.

1 этап: переключение от общения с самим собой или другим партнёром на общение с данным человеком.

2 этап: установление психологического контакта.

3 этап: обмен сообщениями или информацией.

4 этап: завершение психологического контакта.

Стили общения – это индивидуально-типологические особенности взаимодействия между людьми.

Деловой стиль общения – обусловлен практическими требованиями жизни и профессиональной деятельностью. Деловой стиль общения требует предельной точности речи и использование терминов. Требует объективности информации. В документах недопустимо выражения субъективного мнения и эмоционально-окрашенной лексики. Деловой стиль общения характеризуется компактностью изложения, краткостью, экономным использованием языковых средств.

Разговорный стиль – обслуживает сферу неформальных отношений в семье, быту, дружеском кругу. Разговорный стиль выполняет функцию межличностного общения, изобилуя жестикуляцией, эмоциями и бытовой лексикой. Неправильное использование стиля общения может привести к непониманию между сторонами, участвующими в общении.

Барьеры, препятствующие эффективному общению:

- барьер негативной установки как правило связан с первым отрицательным впечатлением;

- барьер темперамента. Возникает как следствие встречи людей с разными типами нервной системы;

- барьер «страха начала общения», может проявляться как в трудности подбора первых слов, так и в агрессивном поведении;

- барьер «страха непонимания», как правило, основывается на предыдущем негативном опыте общения;

- барьер «возраста», может возникнуть при общении людей разного поколения.

Правила эффективного общения.

  1. Прежде чем вступить в общение, необходимо определить свои интересы и соотнести их с интересами партнёра.
  2. Выбрать начальные слова, тон и скорость речи.
  3. Выражение лица должно соответствовать цели общения, желаемому результату и отношению партнёра.
  4. Поза может как облегчить общение, так и затруднить его.
  5. Постарайтесь создать атмосферу сотрудничества.
  6. Стремитесь к ясности в общении.
  7. Проявляйте искренний интерес к собеседнику.
  8. Вместо осуждения постарайтесь понять партнёра. В 90% случаев критика ведёт лишь к агрессии в Вашу сторону.
  9. Обращаясь к человеку, чаще называйте его по имени, отчеству.
  10. Необходимо учитывать желания, вкусы, интересы собеседника.
  11. Дайте оппоненту высказаться.
  12. Проявляйте уважение к мнению собеседника.
  13. Указывать человеку на ошибки необходимо, не нанося ему обиды. Сначала признайте его достоинства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Основы эффективного общения"

Элективный курс "Основы эффективного общения" в форме  коммуникативного практикума...

Основы эффективного педагогического общения в высшей школе

Цель: Выявить основные формы эффективного педагогического общения.Объект исследования: педагогическое общениеПредмет исследования: основы эффективного педагогического общения в высшей школе....

Основы эффективного общения.

Понятие общения, его функции, этапы общения, этикет на дороге, основные «Эффекты» в восприятии других....

Конспект открытого занятия по общеобразовательной программе ДООП «Треннинг общения» Тема занятия «ТАКТИКИ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ»

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр технического творчества Адмиралтейского района Санкт-Петербурга Конспект  открытого занятияпо общеобразовательной ...