Психология и школа. Учитель-ученик
консультация по психологии

Самохвалова Мария Максимовна

Взаимосвязь учителя и ученика. Особенности индивидуального стиля педагогической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologiya_i_shkola.docx21.47 КБ

Предварительный просмотр:

Психология и школа.

Учитель-ученик

В одном из своих писем студентам педагогического института замечательный педагог В.А.Сухомлинский писал: «Что самое главное, самое важное в педагогическом труде? Самое главное, дорогие друзья,- это видеть в своем ученике живого человека. Умственный труд ребенка, его успехи и неудачи в учении- это его духовная жизнь, его внутренний мир, игнорирование которого может привести к печальным результатам».

Плох тот учитель, который видит в учениках только «существо», усваивающее какой-то пункт программы. Такой учитель не замечает главного- воспитательного эффекта своего поведения. А воспитание в школе идет, всем ходом событий- тоном разговора учителя, его манерой держаться, его оценками, отношением к разным ученикам. Воспитывают и поведение учеников по классу и способы, уровень проведения мероприятий- вся атмосфера школьной жизни.

Для подлинного решения многих вопросов воспитания учителю необходимо полное знание о ребенке, о законах его умственного развития, формирования его как личности, знания возрастных особенностей его психики.

Анализ процесса обучения и воспитания в школе показывает, что существует много проблем, решение которых невозможно без привлечения данных психологии, без работы в школе специалиста-психолога.

Кто из учителей не убеждался: чтобы управлять процессом обучения, мало знать подлежащий усвоению материал, методику организации обучения, надо знать «объект», на который направлено обучение, а именно ученика, уметь определить его возможности, его состояние, обучаемость, мотивы.

Чтобы получить нужный эффект, необходимо строить особые отношения учитель-ученик. Необходимо понимать мотивы поведения ребенка, уметь снимать негативное отношение к учебе, к учителям, учитывать возрастные, индивидуальные особенности учеников, воспитательные последствия любых действий учителя и массовых мероприятий.

Школьное время быстротечно. А между тем, как никакое другое в человеческой жизни, оно отличается интенсивностью физического, умственного, нравственного роста. Педагоги и психологи обязаны помочь этому росту- создавать всестороннее и гармонически развитого человека.

Результаты исследований по возрастной и педагогической психологии могут многое подсказать, во многом помочь заинтересованным родителям. Помощь ребенку в освоении школьной программы, в усвоении знаний и навыков не должна ограничиваться контролем за приготовлением домашних заданий, проверкой выученного материала. Необходимо ставить перед детьми вопросы, требующие анализа материала, выделения и обобщения главного в нем, переосмысления получаемых знаний.

Чем сильнее развита активность ребенка, тем интенсивнее его внутренняя жизнь, тем она с каждым днем богаче, тем шире и многообразнее его контакты с окружающим миром. Главным стимулом для него становится ощущение внутреннего движения.

Одна из важных задач школы заключается в том, чтобы неравенство учеников в учебных занятиях не переживалось детьми как несчастье и не отбивало охоту учиться. Каждый ребенок должен найти свое место в жизни и полностью раскрыть свои способности.

Индивидуальный стиль педагогической деятельности

Стиль деятельности - взаимосвязанная совокупность индивидуальных особенностей личности, способов и характера осуществления определенной деятельности.

ЭИС – эмоционально-импровизационный стиль

+

Ориентация на процесс обучения, артистизм, контактность, проницательность, интересное изложение, гибкое варьирование программного материала, положительный психологический климат, активизация интереса к предмету, стимуляция высказываний учеников.

Демонстративность, отсутствие планомерности, методичности в закреплении и повторении, ориентация на сильных учеников, недостаточная требовательность, зависимость (чувствительность) от ситуации, непрочные знания и навыки учеников по предмету.

ЭМС – эмоционально-методичный стиль

+

Ориентация на процесс и результат обучения, контактность, проницательность, методичность в закреплении и повторении, требовательность, интересное изложение, варьирование программного материала, активизация интереса к предмету, прочные знания и навыки по предмету у школьников.

Демонстративность, чувствительность (зависимость) от ситуации на уроке, от настроения и подготовленности учеников.

РИС – рассуждающее - импровизационный стиль

+

Высокий уровень знаний, контактность, проницательность, требовательность, ясность и четкость изложения программного материала, внимание ко всем учащимся, сдержанность, интерес к предмету у учеников сочетается с прочными знаниями и навыками.

Негибкость в подаче материала, низкий уровень дисциплины, замедленный темп урока из-за застревания на работе с одним учеником, редкие коллективные формы работы.

РМС – рассуждающее -методичный стиль

+

Высокая методичность в закреплении и повторении, точная негибкая реализация программного материала, внимание ко всем учащимся, не только сильным или слабым, высокая требовательность.

Низкий интерес учеников к предмету, стандартный набор форм и методов, репродуктивная деятельность учеников, нестабильное эмоциональное отношение к ученикам, пребывание на уроках для учеников томительно и не всегда интересно, отсутствие благоприятного психологического климата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе Ф.Искандер "Тринадцатый подвиг Геракла":школа,учитель,ученики.

Конспект урока по литературе в 6 классе Ф.Искандер "Тринадцатый подвиг Геракла"....

Школа глазами ее "обитателей". Исследование характера отношений учитель - ученик.

Материал включает основные характеристики, которые ассоциируются у нас, учителей с нашими учениками и наоборот. За основу взяты сказочные персонажи как традиционных русских народных сказок, так и совр...

Индивидуальный проект как эффективная практика реализации форм наставничества «учитель-ученик», «ученик-ученик»

Применение метода наставничества по учебной дисциплине индивидуальный проект...

Удовлетворенность взаимодействием с психологом всех участников образовательного процесса (учитель, ученик, родитель) в МБОУ «Мало-Куналейской СОШ»

Удовлетворенность взаимодействием с психологом всех участников образовательного процесса (учитель, ученик, родитель)в МБОУ «Мало-Куналейской СОШ»...

Реализация модели наставничества «учитель – ученик» при организации урочной и внеурочной деятельности: успех учителя = успех ученика

Реализация модели наставничества «учитель – ученик» при организации урочной и внеурочной деятельности: успех учителя = успех ученика, или Как случаются заветные 100 баллов на ЕГЭ...