Психология и школа. Учитель-ученик
консультация по психологии
Взаимосвязь учителя и ученика. Особенности индивидуального стиля педагогической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologiya_i_shkola.docx | 21.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Психология и школа.
Учитель-ученик
В одном из своих писем студентам педагогического института замечательный педагог В.А.Сухомлинский писал: «Что самое главное, самое важное в педагогическом труде? Самое главное, дорогие друзья,- это видеть в своем ученике живого человека. Умственный труд ребенка, его успехи и неудачи в учении- это его духовная жизнь, его внутренний мир, игнорирование которого может привести к печальным результатам».
Плох тот учитель, который видит в учениках только «существо», усваивающее какой-то пункт программы. Такой учитель не замечает главного- воспитательного эффекта своего поведения. А воспитание в школе идет, всем ходом событий- тоном разговора учителя, его манерой держаться, его оценками, отношением к разным ученикам. Воспитывают и поведение учеников по классу и способы, уровень проведения мероприятий- вся атмосфера школьной жизни.
Для подлинного решения многих вопросов воспитания учителю необходимо полное знание о ребенке, о законах его умственного развития, формирования его как личности, знания возрастных особенностей его психики.
Анализ процесса обучения и воспитания в школе показывает, что существует много проблем, решение которых невозможно без привлечения данных психологии, без работы в школе специалиста-психолога.
Кто из учителей не убеждался: чтобы управлять процессом обучения, мало знать подлежащий усвоению материал, методику организации обучения, надо знать «объект», на который направлено обучение, а именно ученика, уметь определить его возможности, его состояние, обучаемость, мотивы.
Чтобы получить нужный эффект, необходимо строить особые отношения учитель-ученик. Необходимо понимать мотивы поведения ребенка, уметь снимать негативное отношение к учебе, к учителям, учитывать возрастные, индивидуальные особенности учеников, воспитательные последствия любых действий учителя и массовых мероприятий.
Школьное время быстротечно. А между тем, как никакое другое в человеческой жизни, оно отличается интенсивностью физического, умственного, нравственного роста. Педагоги и психологи обязаны помочь этому росту- создавать всестороннее и гармонически развитого человека.
Результаты исследований по возрастной и педагогической психологии могут многое подсказать, во многом помочь заинтересованным родителям. Помощь ребенку в освоении школьной программы, в усвоении знаний и навыков не должна ограничиваться контролем за приготовлением домашних заданий, проверкой выученного материала. Необходимо ставить перед детьми вопросы, требующие анализа материала, выделения и обобщения главного в нем, переосмысления получаемых знаний.
Чем сильнее развита активность ребенка, тем интенсивнее его внутренняя жизнь, тем она с каждым днем богаче, тем шире и многообразнее его контакты с окружающим миром. Главным стимулом для него становится ощущение внутреннего движения.
Одна из важных задач школы заключается в том, чтобы неравенство учеников в учебных занятиях не переживалось детьми как несчастье и не отбивало охоту учиться. Каждый ребенок должен найти свое место в жизни и полностью раскрыть свои способности.
Индивидуальный стиль педагогической деятельности
Стиль деятельности - взаимосвязанная совокупность индивидуальных особенностей личности, способов и характера осуществления определенной деятельности. |
ЭИС – эмоционально-импровизационный стиль
+ | – |
Ориентация на процесс обучения, артистизм, контактность, проницательность, интересное изложение, гибкое варьирование программного материала, положительный психологический климат, активизация интереса к предмету, стимуляция высказываний учеников. | Демонстративность, отсутствие планомерности, методичности в закреплении и повторении, ориентация на сильных учеников, недостаточная требовательность, зависимость (чувствительность) от ситуации, непрочные знания и навыки учеников по предмету. |
ЭМС – эмоционально-методичный стиль
+ | – |
Ориентация на процесс и результат обучения, контактность, проницательность, методичность в закреплении и повторении, требовательность, интересное изложение, варьирование программного материала, активизация интереса к предмету, прочные знания и навыки по предмету у школьников. | Демонстративность, чувствительность (зависимость) от ситуации на уроке, от настроения и подготовленности учеников. |
РИС – рассуждающее - импровизационный стиль
+ | – |
Высокий уровень знаний, контактность, проницательность, требовательность, ясность и четкость изложения программного материала, внимание ко всем учащимся, сдержанность, интерес к предмету у учеников сочетается с прочными знаниями и навыками. | Негибкость в подаче материала, низкий уровень дисциплины, замедленный темп урока из-за застревания на работе с одним учеником, редкие коллективные формы работы. |
РМС – рассуждающее -методичный стиль
+ | – |
Высокая методичность в закреплении и повторении, точная негибкая реализация программного материала, внимание ко всем учащимся, не только сильным или слабым, высокая требовательность. | Низкий интерес учеников к предмету, стандартный набор форм и методов, репродуктивная деятельность учеников, нестабильное эмоциональное отношение к ученикам, пребывание на уроках для учеников томительно и не всегда интересно, отсутствие благоприятного психологического климата. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе Ф.Искандер "Тринадцатый подвиг Геракла":школа,учитель,ученики.
Конспект урока по литературе в 6 классе Ф.Искандер "Тринадцатый подвиг Геракла"....
Школа глазами ее "обитателей". Исследование характера отношений учитель - ученик.
Материал включает основные характеристики, которые ассоциируются у нас, учителей с нашими учениками и наоборот. За основу взяты сказочные персонажи как традиционных русских народных сказок, так и совр...
Самооценка и самореализация в системе "учитель-ученику, ученик-ученику"
Из опыта работы учителя...
Индивидуальный проект как эффективная практика реализации форм наставничества «учитель-ученик», «ученик-ученик»
Применение метода наставничества по учебной дисциплине индивидуальный проект...
Удовлетворенность взаимодействием с психологом всех участников образовательного процесса (учитель, ученик, родитель) в МБОУ «Мало-Куналейской СОШ»
Удовлетворенность взаимодействием с психологом всех участников образовательного процесса (учитель, ученик, родитель)в МБОУ «Мало-Куналейской СОШ»...
Реализация модели наставничества «учитель – ученик» при организации урочной и внеурочной деятельности: успех учителя = успех ученика
Реализация модели наставничества «учитель – ученик» при организации урочной и внеурочной деятельности: успех учителя = успех ученика, или Как случаются заветные 100 баллов на ЕГЭ...