Школа глазами ее "обитателей". Исследование характера отношений учитель - ученик.
материал по психологии по теме

Вера Викторовна Еремеева

Материал включает основные характеристики, которые ассоциируются у нас, учителей с нашими учениками и наоборот. За основу взяты сказочные персонажи как традиционных русских народных сказок, так и современных интерпретаций. Результаты не подтвердили предложенную гипотезу. В этой работе вы найдете много интересного, плюс интересные высказывания и пожелания учителей и учеников. При опросе учителей использованы шаблоны разной геометрической формы, что позволило проанализировать основные психологические типы учителей нашей школы. Попробуйте и вы провести подобную работу в школе. Актуально, снижает уровень тревожности в отношениях между учителями и учениками и просто - весело! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл школа глазами ее обитателей 27.04 КБ

Предварительный просмотр:

     Какими дети видят своих учителей? Насколько позитивна атмосфера процесса обучения в школе? Ведь только через положительные эмоции, возможно достичь одну из основных целей обучения: возникновение желания учиться и получать (добывать) знания. Какими учителя видят своих учеников? Как сохранить физическое и психологическое здоровье учителя в условиях постоянного стресса и давления со стороны родителей, администрации и самих учащихся, в условиях постоянного роста требований к уровню преподавания учебных предметов ... ?

     Предлагаем вашему вниманию микроисследование «Школьный мир глазами его «обитателей». Основной целью работы мы не ставили поиск ответов на все вышеупомянутые вопросы, которые, кстати, спровоцировали само исследование. Основная цель: выявление (вскрытие) главных эмоций и запросов, витающих в школьной атмосфере. Жизнь школьника и учителя с каждым годом становится все напряженнее и сложнее. Становится труднее школьная программа, ослабляется здоровье ученика, повышаются требования к работе учителя. Гипотеза: в процессе урочной системы обучения преобладают негативные эмоции, как со стороны учащихся, так и со стороны учителей. Актуальность работы заключается в необходимости осмысления, принятия определенных мер к достижению большего взаимопонимания и снижению уровня конфликтности и стресса в современных условиях.

    Для достижения поставленной цели, были опрошены учителя и ученики по двум вопросам «Какой он – современный учитель (ученик)?», «С какими сказочными персонажами ассоциируются у вас учителя (ученики) вашей школы?». Всего в опросе приняло участие 122 ученика, с 4-го по 11 класс и ---- учителей.

    Результаты представлены в презентации.

42 – добрый

39 – умный

26 – продвинутый

28 - понимающий

37 – веселый

20 – справедливый

20 – красивый

13 - общительный

Лиса 11

Белоснежка 10

Василисы  / царевны 20

Даша путешественница 6

Золушка 9

Алиса в стране чудес 6

Змей горыныч 8

Миньон 8

Колобок 19

Царевны 8

Сирены 7

Щука 7

Феи добрые 11 \ злые 11 (22)

Волк 7

Фрекен Бок 6

Баба яга 21

Некоторые сказочные персонажи требуют разъяснительной информации.

    Особенностью главного персонажа Даши является общение со зрителями. Она постоянно просит то что-нибудь сказать, то попрыгать, то посмотреть и найти что-то на экране. (Википедия)

    Миньоны желтые низенькие существа, имеют несколько волосинок на голове. Носят очки, чтобы лучше видеть. Носят синие рабочие костюмы. Обязанности миньонов – помогать своему создателю Грю и делать оружие. Живут они в особых секциях в лаборатории. Там они могут заниматься аэробикой, у них есть столовые, бары, где они устраивают бурные вечеринки по пятницам. Некоторые миньоны имеют различную бижутерию и предметы роскоши. Им платят зарплату, но на них испытывают различные препараты и оружие. Миньоны глуповаты, преданны и трудолюбивы. Они изобретательны и сообразительны. Имеют своеобразное чувство юмора. Язык миньонов необычен. Он представляет собой смесь английского, испанского, французского и русского языков.

    О бабе-яге, отталкивающего вида лесном божестве, колдунье, которая обладает многообразной властью, повествуют в основном сказки. Один из исследователей, считает образ бабы-яги трансформацией божества, некогда главенствующего в обрядах инициации, посвящения. Баба-яга - персонаж сказок не только отрицательный. В минуты трудности и безысходности главный герой обращается к ней за помощью. Но ему нужно выдержать определенные испытания…

    Вывод: гипотеза относительно наличия большинства ассоциаций с отрицательными героями сказок не подтвердилась.

Полезность проделанной работы:

  1. Учащиеся сняли часть психологической напряженности (их мнением  интересуются, можно дать волю своей фантазии и выплеснуть негатив)
  2. Учителя получили возможность убедиться, что большинство учащихся позитивно, с благодарностью и пониманием относятся к работе учителя (правда, это приятно)

Особые высказывания детей.

Учителя, будьте добрее.

Учитель должен быть высокий.

Учитель? -  железный.

Конфеты раздает,

Ничего не задает,

Танцует на уроке хип хоп,

Никогда не орет!

Учитель должен слушать.

Знание психологии – обязательно!

Опрос учителей проводился с использованием геометрических фигур. Выбор соответствующей фигуры имеет определенную психологическую интерпретацию.

http://www.samru.ru/content/Image/News/otorvis_vse/gadalka/raznoe/geo_2.jpg

ПРЯМОУГОЛЬНИК:
Временная форма личности, которую могут носить остальные устойчивые фигуры в определенные периоды жизни.
Это люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и потому занятые поисками лучшего положения. 
Поэтому ведущие качества прямоугольника - любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость.
Они открыты, для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое.

http://www.samru.ru/content/Image/News/otorvis_vse/gadalka/raznoe/geo_3.jpg

ТРЕУГОЛЬНИК: 
Эта форма символизирует лидерство.
Самая характерная особенность истинного Треугольника - способность концентрироваться на главной цели. 
Треугольники - энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели, и, как правило, достигают их.
Они честолюбивы и прагматичны, умеют показать вышестоящему руководству значимость собственной работы и работы своих подчиненных.
Сильная потребность быть правым и управлять положением дел делает Треугольник личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими.

http://www.samru.ru/content/Image/News/otorvis_vse/gadalka/raznoe/geo_4.jpg

КРУГ: 
Самая доброжелательная из пяти фигур.
Он обладает высокой чувствительностью, развитой эмпатией - способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека. 
Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную. 
Он счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. 
Поэтому, когда у Круга возникает с кем-то конфликт, наиболее вероятно, что Круг уступит первым. 
Он стремится найти общее даже в противоположных точках зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приёмы организации взаимодействия в системе отношений "Учитель- ученик".

Аннотация.       В статье освещены методы и приёмы организации взаимодействия в системе новых отношений «Учитель-Ученик», проанализированы принципы этого взаимодействия и пси...

Становление толерантных отношений «учитель-ученик».

Сложные условия современной России, в том числе образовательной среды, актуализировали проблему воспитания толерантности, настоятельно требующую практического решения....

Статья "Учитель – ученик: характер взаимодействий в современных социокультурных условиях".

P { margin-bottom: 0.21cm; } Учитель и ученик – это диалог двух культур, дополняющий друг друга. ...

Педсовет. Школа глазами ученика.

Доклад на школьном педсовете подготовлен Коваленко Еленой Николаевной. материалы доклада и презентация использованы в оформлении школьного сайта....

Социологическое исследование "Современная школа глазами общества" Яхлакова Мария и Худышина Анастасия

Проект выполнен учениками 5 классов, обобщён Яхлаковой Марией и Худышиной Анастасией....

Мини проект – социологическое исследование “Школа глазами взрослых и детей”

В программе по математике  6 класса есть практическая работа по сбору, организации и подсчёту данных и по этим данным надо уметь строить  диаграммы. Чтобы всему этому научиться я предложила ...