Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла»: школа, учитель, ученики.
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла»: школа, учитель, ученики.
Звенят все чаще в памяти моей
Тугие трели школьного звонка.
Все чаще голоса учителей
Я слышу в сердце, грустные слегка.
Они мне на дорогах бытия
Желают только счастья и добра.
И тем роднее мне учителя,
Чем дальше я от школьного двора.
- О.Н.У.
- Проверка д/з
- Введение в тему урока
- Многие люди, уходя из школы, вспоминают своих учителей.
- (Рефлексивная пауза). Мне хотелось бы, чтобы вы сегодня на уроке подумали, а что для вас значит слово «УЧИТЕЛЬ».
- Сегодня мы с вами посмотрим, как вспоминает о своем учителе автор рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла» Фазиль Искандер.
4. Работа по теме урока
1) Слово о писателе
- Фазиль Абдулович Искандер родился в 1929 году в Сухуми (слайд 1). Говорят, что дерево может вырасти лишь на высоту своих корней. По корням Фазиля Искандера можно судить о том, какая это могучая личность. Детство его прошло в горном селе и в сухумском дворике дедушки, куда он приезжал на лето. Посмотрите, какая природа его окружала! (слайд 2)
- Отец его был персом по происхождению. Но в одну ненастную ночь восьмилетний Фазиль простился с отцом и больше его не увидел никогда. Высланный в Иран, отец умер на чужбине (слайд 3).
- Воспитывала его одна мама, которую он очень любил и высоко ставил, хотя она была простая крестьянская женщина и не прочла в своей жизни ни одной книги. Она была от природы по-настоящему умна. Но главным воспитателем был дедушка. Главным, если не считать Абхазии и суровых, но справедливых нравственных заповедей гор.
- Окончив школу, Искандер отправляется в Москву, где хочет поступить в университет на философский факультет. Это ему не удается. Он становится студентом Государственного библиотечного института.
Учась в этом вузе, Искандер пишет стихи, и в 1951 году переходит в Литературный институт им. Горького, который заканчивает в 1954 году.
В 1957 году вышла первая книга стихов Искандера «Горные тропы». Но настоящая известность пришла к нему с прозой.
Ещё в 1956 году в журнале «Пионер» был напечатан рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». И в этом же году 8 рассказов Искандера были включены в 5-томник «Библиотеки произведений советских писателей». (слайд 4)
Проза Искандера началась с рассказов о детстве.
В своих смешных и трогательных рассказах писатель ставит серьезные нравственные вопросы: что такое честь и бесчестие, достоинство и трусость, в чем состоит коварство, как выражается предательство? Эти вопросы станут в дальнейшем коренными в творчестве Искандера. Обращение к детству не снижает глобальности этих вопросов, а лишь делает их более близкими читателю.
2) Работа с произведением
- Вспоминая о своем учителе математики, автор подчеркивает незаурядность его личности: «Не знаю, был ли он гениален, сейчас это трудно установить. Я думаю, скорее всего, был».
- Как звали учителя? Случайно ли отчество (связь с мифами). У героев Искандера «говорящие» имена. Используя эту традицию русской литературы, писатель дает героям характеристику, в которую вкладывает свое отношение к ним.
- Чем же отличался Харлампий Диогенович от своих коллег? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.
-Наверное, этот учитель знал какой-то особый секрет воспитания. Но какой? Найдите ответ на вопрос по тексту (работа с текстом).
- Главное оружие Харлампия Диогеновича – это делать человека смешным… (стр. 326)
-А почему Харлампий Диогенович обращается к пятиклассникам на вы? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.
- Наверное, хочет подчеркнуть, что уважает их так же, как взрослых.
-А не слишком ли жестоко выставлять ученика на посмешище перед всем классом? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.
- Вспомните: «Все смеются против одного. Если над тобой смеётся один человек, то можешь еще как-то с этим справиться. Но невозможно пересмеять весь класс».
- Все понимают, что учитель поступает справедливо. Ведь он высмеивает ученика не из-за личной неприязни. Просто он не терпит, когда к делу относятся спустя рукава, не выносит разболтанности, разгильдяйства, обмана. А самое главное у него нет любимчиков. «Смешным мог оказаться каждый».
- Конечно, мало приятного, когда над тобой смеются, но если в этом смехе нет ни оскорбления, ни унижения, то и обижаться особенно не на что. Во всяком случае, «пострадавшему» от Харлампия Диогеновича хотелось бы, во что бы то ни стало доказать, что он «не такой уж окончательно смехотворный».
-И все-таки жутковато ждать, когда на тебя обрушатся раскаты смеха. Помните, с кем сравнивает своего учителя не решивший задачу пятиклассник?
- С палачом, выбирающим жертву.
-Тогда можно только порадоваться за ученика, нашедшего способ перехитрить учителя. Что придумал герой, чтобы избежать наказания? Вспомним, как это было.
Сценка (Восстановление сюжета). Проигрывание ситуации, театрализация. (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.
-Почему учитель после показанных событий рассказал о подвигах Геракла? А кто такой Геракл?
- Геракл – герой древнегреческих мифов.
- Учитель догадался, что мальчик специально вернул докторшу, так как не знал урок. Он догадался о трусости мальчика, и иронично называет его поступок тринадцатым подвигом Геракла. (Ирония (от греч. еironeia – притворство, насмешка) – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние).
-Представьте другого учителя, как бы он отреагировал на такой поступок? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.
- Накричал, поставил «2».
- Начал бы ругаться, спрашивать.
- Вызвал родителей.
- Повёл к директору.
-Как поступил Харлампий Диогенович?
- выразительное чтение кульминации.
-Почему же эта история подействовала на «бесстрашного малярика» сильнее всех внушений? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.
- Потому что учитель перед всем классом открыл то, что мальчик таил сам от себя: все его хитроумные действия были продиктованы трусостью. И возразить было нечего.
-Учитель говорит спокойно, негромко, уважительно. Как же воспринимает его слова провинившийся?(Рефлексивная пауза). Размышления вслух.
- Я почувствовал, как от его взгляда сердце мое с размаху влепилось в спину.
- Двойка, которой он так старательно пытался избежать, была бы для него просто спасением, но и это было несбыточно. Лучше двойка, чем смех всего класса. Долгожданный звонок, «как погребальный колокол, продрался сквозь хохот класса».
- Не потускневшие со временем впечатления свидетельствуют о том, что событие это имело большое значение для будущего писателя. Как вы думаете почему?
5. Подведение итогов урока. Рефлексия
-Итак, по мысли Ф. Искандера, закалка смехом – это своего рода прививка, которую необходимо получить в детстве, чтобы суметь вовремя уловить горькую правду о себе и не сбиться в пути. В1992 году Ф.Искандер был удостоен Международной Пушкинской премии за вклад в мировую литературу. Мы понимаем, что премия заслуженна: этот писатель обладает удивительным стилем, в котором мягкая и тонкая ирония переплетается с лучшими традициями русской литературы.
- Каким, по вашему мнению, должен быть учитель? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.
- Каждый человек учится в школе, из многих будней складываются годы жизни. Очень непросто превратить эти будни в радость себе и другим.
- Смех открывает человека и поэтому общение учителя и ученика должно быть радостным, взаимообогащающим.
- Взрослые – это выросшие дети, а дети – будущие взрослые. И жить нам надо, взявшись за руки.
6. Д/задание пересказ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла»: школа, учитель, ученики. Звенят все чаще в памяти моей Тугие трели школьного звонка. Все чаще голоса учителей Я слышу в сердце, грустные слегка. Они мне на дорогах бытия Желают только счастья и добра. И тем роднее мне учителя, Чем дальше я от школьного двора
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ф. Искандер "Тринадцатый подвиг Геракла"
Презентация к уроку литературы в 6 классе на тему "Юмор в рассказе Ф. Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла"....
Конспект урока по рассказу Фазиля Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла"
На уроке большое внимание уделено работе с текстом. Используются разные виды чтения....
Проверочная работа по рассказу Ф.Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла"
Проверочная работа по рассказу Ф.Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла" представлена в презентации и позволяет проверить уровень усвоения учащимися изученного произведения....
Конспект урока по литературе Ф.Искандер "Тринадцатый подвиг Геракла":школа,учитель,ученики.
Конспект урока по литературе в 6 классе Ф.Искандер "Тринадцатый подвиг Геракла"....
Тема «Образы детей в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».
Открытый урок по литературе...
Урок литературы в 6 классе по теме Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детских характеров.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Автор урока: Ёлкина Ю.В. Учебный предмет: литература Класс:6-А Автор УМК: Коровина В.Я. и др. Литература: учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2 ч. –М.: Просвещение, 2014....
Ф. Искандер. . «Тринадцатый подвиг Геракла» . Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Ф. Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла» . Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека....