Школьный психолог: дань моде или необходимость
презентация к уроку по психологии

Миронова Анна Александровна

На сегодняшний день психолог явление, казалось бы, обычное. Но, тем не менее, еще далеко не все до конца осознают всю важность данного специалиста в образовательном процессе. Давайте разберемся, кто такой школьный психолог, какие функции и задачи он выполняет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль школьного психолога в образовательной и воспитательной среде школы (слайд 1)

Школьный психолог – специалист, который работает в школе относительно недавно.

На сегодняшний день психолог явление, казалось бы, обычное. Но, тем не менее, еще далеко не все до конца осознают всю важность данного специалиста в образовательном процессе. Давайте разберемся, кто такой школьный психолог, какие функции и задачи он выполняет.

В первую очередь стоит отметить, что психолог в школе старается предупредить проблемы во взаимоотношениях «ученик-родитель-учитель». Очень важно, чтобы все три компонента этой цепочки не были изолированы друг от друга, в противном случае может возникнуть противостояние. А в случае каких-либо проблем, необходимо объединение усилий всех трех. .

Цель деятельности психолога (слайд 2)

психологическое сопровождение участников образовательного процесса в осуществлении личностного роста, саморазвития и самореализации, формирование и развитие мировоззренческого сознания современного человека

Задачи деятельности психолога (слайд 3)

  • психолого-педагогический мониторинг познавательной и творческой деятельности учащихся, динамики развития учащихся школы
  • содействие сохранению психологического здоровья участников образовательного процесса, их личностному росту и формировать и развивать позитивное чувство собственного Я, мировоззрение и создание гармоничной саморазвивающейся и самореализующейся  личности в современном социуме с адекватной системой отношений с окружающими, ранняя профилактика отклонений в развитии, поведении и деятельности
  • консультативная и информационная психологическая поддержка процессов обучения, воспитания и развития детей в образовательной среде школы

(Слайд 4) Функции

В функции школьного психолога входит: психологическая диагностика; коррекционная работа; консультирование родителей и учителей; психологическое просвещение; участие в педсоветах и родительских собраниях; участие в наборе первоклассников; психологическая профилактика. Разберем каждую из них более подробно.

Коррекционные занятия могут быть индивидуальными и групповыми. В ходе их психолог старается скорректировать нежелательные особенности психического развития ребенка. Эти занятия могут быть направлены как на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление), так и на решение проблем в эмоционально-волевой сфере, в сфере общения и проблемы самооценки учащихся. Занятия включают в себя разнообразные упражнения: развивающие, игровые, рисуночные и другие - в зависимости от поставленных целей и возраста школьников.

Консультирование родителей и учителей. Психолог знакомит родителей или учителей с результатами диагностики, дает определенный прогноз, предупреждает о том, какие трудности могут в будущем возникнуть у школьника в учебе и общении; при этом совместно вырабатываются рекомендации по решению возникающих проблем.

Одной из задач психолога является проведение работы на выявление аспектов готовности ребенка к школе. Психолог также дает рекомендации родителям вновь испеченных учеников.

Психологическая диагностика состоит из проведения групповых и индивидуальных обследований учащихся с помощью различных психологических методик. Диагностика проводится по предварительному запросу учителей или родителей, а также по инициативе психолога с исследовательской или профилактической целью.

Название работы

Условия проведения

Начальная школа

  • Исследование социально-психологической адаптации школьной жизни, индивидуальных особенностей психического развития: память, внимание, мышление, коммуникативная сфера, самооценка, тревожность, сформированность нравственно-этической сферы, умение ставить перед собой цель и умение данной цели добиваться и пр.
  • Психолого-педагогический мониторинг начальных классов в рамках ФГОС (на данный момент 1-3 класс)
  • Изучение индивидуальных психологических особенностей учащихся, динамики развития, определение готовности к обучению в 5 классе (межличностное взаимодействие, личностные характеристики (самооценка, мотивация, тревожность), нравственно-этическое оценивание, познавательная сфера)

Индивидуальные особенности в 1-х классах (в начале года стартовая диагностика, в конце года – итоговая диагностика)

Групповое исследование во 2-3 классах (в конце года итоговая диагностика)

Групповое исследование в 4 классах (в середине года диагностика личностной сферы, в конце года итоговая диагностика познавательной сферы)

Среднее звено

  • Исследование преемственности между 1 и 2 ступенями обучения, школьной адаптации в среднем звене, личностной сферы: учебной мотивации, тревожности. Определение динамики
  • Многофакторное исследование личности (межличностные отношения, характерологические и темпераментальные особенности учащихся)
  • Изучение психологической подготовленности учащихся 9 классов к экзаменам
  • Определение профессиональных предпочтений, ценностных ориентаций школьников

Групповое исследование в 5-х классах в начале года

 Групповое исследование 6-8 классов

Групповые исследования

Групповые исследования в 9 классах с последующим консультированием

Старшее звено

  • Диагностика адаптации учащихся 10-х классов к новой социально-педагогической ситуации
  • Изучение психологической подготовленности учащихся 11 классов к ЕГЭ
  • Изучение самосознания, мировоззрения выпускников

Групповое исследование (ноябрь)

Групповое исследование в 11 классах (середина учебного года)

Определение психологических особенностей детей с целью более оптимального взаимодействия в системе «учитель-ученик»

Групповое исследование по запросам учителей

Психологическое просвещение сводится, как правило, к участию в педсоветах и родительских собраниях.

Тем не менее, не стоит забывать, что задача психолога не решать проблему, а предупреждать ее. Особо важную роль психолог играет в начальной школе. С первого класса не только у слабо подготовленных, но и у одаренных, талантливых детей могут возникать трудности. Обращаться необходимо к школьному психологу, если вас беспокоит плохая успеваемость ребенка, формирование негативных личностных особенностей, состояние психического здоровья, его жизненные перспективы.

Важен психолог в средней и старшей школе. Ученики ждут от психолога ответов на вопросы о том, как преодолеть сложности в общении, во взаимоотношениях с учителями и родителями, как развивать те или иные личностные качества, какую профессию выбрать в будущем и так далее.

Итак, подведем итог. Основные направления деятельности школьного психолога: профилактика и психокоррекция трудностей адаптации первоклассника, развитие западающих процессов у учащихся 2-3-х классов, психологическая помощь ученикам в период перехода из начальной школы в основную, в профессиональной ориентации и при подготовке к экзаменам.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

психологическое сопровождение участников образовательного процесса в осуществлении личностного роста, саморазвития и самореализации, формирование и развитие мировоззренческого сознания современного человека

Слайд 3

психолого-педагогический мониторинг познавательной и творческой деятельности учащихся, динамики развития учащихся школы содействие сохранению психологического здоровья участников образовательного процесса, их личностному росту и формировать и развивать позитивное чувство собственного Я, мировоззрение и создание гармоничной саморазвивающейся и самореализующейся личности в современном социуме с адекватной системой отношений с окружающими, ранняя профилактика отклонений в развитии, поведении и деятельности консультативная и информационная психологическая поддержка процессов обучения, воспитания и развития детей в образовательной среде школы

Слайд 4

психологическая диагностика коррекционная работа консультирование родителей и учителей психологическое просвещение участие в педсоветах и родительских собраниях участие в наборе первоклассников

Слайд 5

Исследование социально-психологической адаптации школьной жизни, индивидуальных особенностей психического развития учащихся (для 1 классов) Психолого-педагогический мониторинг начальных классов в рамках ФГОС (на данный момент 1-3 класс) Изучение индивидуальных психологических особенностей учащихся, динамики развития, определение готовности к обучению в 5 классе (для 4 классов)

Слайд 6

Исследование преемственности между 1 и 2 ступенями обучения (5 классы) Многофакторное исследование личности (6-8 классы) Изучение психологической подготовленности учащихся 9 классов к ГИА Определение профессиональных предпочтений, ценностных ориентаций школьников ( 9 классы)

Слайд 7

Диагностика адаптации учащихся 10-х классов к новой социально-педагогической ситуации Изучение психологической подготовленности учащихся 11 классов к ЕГЭ Изучение самосознания, мировоззрения выпускников

Слайд 8

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-ценностное общение: этическая беседа. Проявление толерантности – это дань моде или необходимость современности?

Данное мероприятие проводится в форме этической беседы для обучающихся 10 класса по злободневной теме  толерантности. Диалог строится с привлечением произведений русской классики. Диалог создаёт ...

Статья "Проектная деятельность в школе-дань моде или необходимость"

Размышления о необходимости рационального использования ресурсов в образовании...

Необходимые документы для школьного психолога

Здравствуйте.Очень многие молодые специалисты сталкиваются с тем, что в начале работы сложно собрать всю необходимую документацию и правильно ее оформить. Я тоже столкнулась с такими проблемами. К сча...

Проект «Засорения» разговорная речи современной молодежи: влияние времени, дань моде или необходимость?»

Цель проекта - доказать современной молодежи, что использование неоправданных заимствований, варваризмов, употребления в речи «американизированной» лексики, замена нормированных и общеприн...

Формирование функциональной грамотности: дань моде или необходимость?!

В статье приведены примеры формирования функциональной грамотности на уроках информатике в основной школе из опыта работы....