Статья "Проектная деятельность в школе-дань моде или необходимость"
статья на тему

Щенецкова Марина Борисовна

Размышления о необходимости рационального использования ресурсов в образовании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_statya.docx18.15 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в школе – дань моде или  необходимость?

Система образования в РФ за последние годы подверглась серьезной трансформации. Введены новые образовательные стандарты в начальной школе, с 2015 года ФГОС начнет действовать на второй ступени обучения; именно ФГОС задает новые задачи  для педагогов.

Традиционное образование ориентировано на передачу знаний. Следует заметить, что задача научить пониманию четко не была  поставлена перед системой образования. Знание фактов не свидетельствует о понимании взаимосвязей между ними, а значит, знание не равно пониманию. По мнению эколога и философа Э.Д. Шакурова   система образования  была ориентирована на «наполнение», а не на «устройство» сознания.

Учить пониманию - это и есть новая задача и критерий получения современного образования. Помочь ученику «понять» можно через создание среды, содействующей нахождению «своего» смысла. Важно, чтобы среда была средой разных смыслов.  

Одним из действенных способов создания такой среды следует признать проектную деятельность в школе.  Этот уже не новый вид деятельности в последнее время стал популярным  в педагогической  среде. «Мода» на проекты  буквально захлестнула школы. Всегда ли правильно понимается сущность этой деятельности?

Следует понимать, что проект-это не электронная презентация, составленная учеником или группой учащихся,  как некоторые  педагоги до  сих пор считают.

Под проектной деятельностью понимается любая социально значимая организованная  деятельность учеников, опирающаяся на их индивидуальные интересы и предпочтения, направленная на достижение реальной, личностно-значимой ,достижимой цели, имеющая план  и критерии оценки результата, поддержанная культурой деятельности обучающихся, ценностями, традициями, освоенными нормами  и  образцами.

При выполнении проекта , его можно называть исследованием в определенной степени, должны учитываться требования к его реализации:

  • Должен быть посильным и выполнимым, соответствовать возрасту, способностям и возможностям ученика
  • Обеспечен условиями выполнения –информационные ресурсы, клубы, НШО, мастерские, лаборатории и т.д.
  • Учащиеся должны уметь ориентироваться в выборе темы проекта и методов, приемов, технологий  для успешного его выполнения
  • Должно быть организовано качественное педагогическое сопровождение  как научное, так и методическое
  • Ученики, впервые работающие  над проектом, должны вести дневники самоанализа
  • Должна быть понятная  критериальная система оценивания (максимально эффективно использование формирующего оценивания)
  • Результаты/продукты проекта должны быть презентованы и получить  оценку и признание достижений  в форме общественной конкурсной защиты.

В рамках традиционных учебных занятий вполне можно подготовить детей к проектно-исследовательской деятельности через :

•    проблемное введение в тему урока;

•    постановку цели и задач урока совместно с учащимися;

•    совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;

•    групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;

•    выдвижение идеи (мозговой штурм);

•    постановку вопроса (поиск гипотезы);

•    формулировку предположения (гипотезы);

•    обоснованный выбор способа выполнения задания;

•    составление аннотации к прочитанной книге, картотек;

•    поиск дополнительной литературы;

•    подготовку доклада (сообщения);

•    самоанализ и самооценку, рефлексию;

•    поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.

Средняя ступень образования –весьма благоприятный период для развития коммуникативных способностей, сотрудничества и кооперации  среди детей ,  вхождения в проектную деятельность. Учащиеся смогут быть в ситуации сотрудничества со сверстниками с распределением функций; сотрудничества с взрослыми и распределением функций; взаимодействия со сверстниками без распределения ролей и функций; конфликтного взаимодействия со сверстниками.

В этих условиях от учителя требуется обеспечить качество сотрудничества и учебного взаимодействия учащихся за счет поддержки комфортной атмосферы внутри группы, оказания помощи ученикам в выполнении задач и достижении соглашения при обсуждении сложных или спорных вопросов.

Учитель создает мотивирующую и объединяющую линию поведения, а не учит конкретному знанию, инициирует самообучение, чтобы ученик осознавал значимость цели своей деятельности.

Метод проектов -это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить некую проблему в результате  самостоятельных действий учащихся  с обязательной презентацией этих результатов. Основной девиз метода можно сформулировать так «Я знаю, для чего мне надо все,

что я познаю, я знаю, где и как я могу это применить»

Формы организации деятельности довольно разнообразны. Уместными будут: урок-экспертиза, исследование, лаборатория, творческий отчет, защита проектов, учебный эксперимент ,-все это в рамках урочных занятий. Во внеурочных занятиях открывается широчайшая возможность использования  проектной, исследовательской деятельности в форме: экспедиций, олимпиад, марафонов, конкурсов, конференций, работе в НШО и пр.

Наиболее востребованными в практике являются такие типы проектов:

  • Информационные
  • Игровые
  • Прикладные
  • Ролевые
  • Социальные
  • Инженерные
  • Учебно-исследовательские.

В качестве примера учебно-исследовательского проекта  можно назвать метапредметный   проект  «Различная одинаково-сть».Основные этапы, характерные для исследования: выбор области исследования, определение проблемы, составление плана и графика работы, изучение информации по проблеме, выдвижение гипотез , их оценка, постановка задач, выбор методов  их достижения, сопоставление гипотез с полученными результатами , выводы, презентация продукта.

проект\kazhdomy_pravo.ppt


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-ценностное общение: этическая беседа. Проявление толерантности – это дань моде или необходимость современности?

Данное мероприятие проводится в форме этической беседы для обучающихся 10 класса по злободневной теме  толерантности. Диалог строится с привлечением произведений русской классики. Диалог создаёт ...

Исследовательская работа учащейся 10 класса Журавлёвой Виктории по теме " Мода или необходимость?"

Данная работа содержит теоретический материал- исследование на тему использования в речи заимствовнных из английского языка слов и выражений. Презентация представляет данные исследования в таблицах и ...

Классный час - дискуссия. «Здоровый образ жизни – это мода или необходимость?»

Цель: Способствовать формированию у учащихся положительного отношения к здоровому образу жизни.Задачи:-     Формировать представления о здоровом образе жизни.-...

Школьный психолог: дань моде или необходимость

На сегодняшний день психолог явление, казалось бы, обычное. Но, тем не менее, еще далеко не все до конца осознают всю важность данного специалиста в образовательном процессе. Давайте разберемся, кто т...

Исследовательская работа на тему: «Заимствование: мода или необходимость?»

Объект исследования: заимствованные слова.Предмет исследования: использование заимствованных слов в современном русском языке.Цель исследования: выяснить, с чем связано появление  заимствованных ...

Проект «Засорения» разговорная речи современной молодежи: влияние времени, дань моде или необходимость?»

Цель проекта - доказать современной молодежи, что использование неоправданных заимствований, варваризмов, употребления в речи «американизированной» лексики, замена нормированных и общеприн...