Формирование функциональной грамотности: дань моде или необходимость?!
статья

Матяшова Галина Андреевна

В статье приведены примеры формирования функциональной грамотности на уроках информатике в основной школе из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_rmo_uchiteley_informatiki.docx177.38 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД НА РМО УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ
«ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ:
дань моде или необходимость?!»

( ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
МКОУ ПОБЕДИНСКАЯ ООШ
МАТЯШОВОЙ Г.А.)

Нельзя человека
научить на всю жизнь,
его надо научить
учиться всю жизнь!

Свое выступления хочу начать со старой притчи, которая, возможно, знакома многим из присутствующих, однако суть ее особо актуальна в свете решаемых нами задач сегодня.

 Называется она «Чайная церемония».

«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.

Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.

Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.

Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

- «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, – с гордостью сказал первый ученик.

 - «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник» –

добавил второй.

- «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник» –

подхватил третий.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.

Только последний ученик ничего не сказал. Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

-  Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:

«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».

- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.

- Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.

В данном материале для каждого из нас ценны методические приемы и методы, использованные мудрым учителем при проведении урока:
       - самостоятельная работа по приобретению новых знаний,

-  обучение в сотрудничестве,

- значимость практических знаний.

Притча «Чайная церемония» - не столько о знаниях, сколько об  умении применять их в жизненных ситуациях, говоря современным языком о «функциональной грамотности школьников».

Допустим, один человек знает 1000 английских слов, другой — только 100. Но при встрече с иностранцем тот, у кого словарный запас больше, зачастую начинает мычать и делать руками непонятные жесты. А, владеющий лишь сотней   слов, ухитряется толково ответить на вопрос или показать дорогу.

У одного знаний больше, но другой лучше умеет их использовать.

Большинство наших школьников, изучающих иностранный язык по действующим ФГОС второго поколения со второго класса, именно с этими компетенциями  имеет большие проблемы. И таких примеров можно приводить множество, на примере любого учебного предмета.

Введенные впервые в 2015 году Всероссийские проверочные работы вызвали бурю негодований в родительской среде, да, что греха таить, и в учительской тоже.

Как часто бывает, телегу поставили впереди лошади.

ВПР - это комплексная контрольная работа, которая должна показать уровень успеваемости школьников по различным предметам и соответствие их знаний требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), нацеленная на выявление и решение проблем в школьном образовании всех уровней.

Наибольшие затруднение вызвали  задания:

- содержащие большой объем текста;

- а также практико-ориентированные задания.

Сегодня эти проблемы сформулированы в одном обобщенном понятии – функциональная грамотность.

В рамках реализации указа Президента РФ от 07 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», где в качестве одной из приоритетных целей развития нашей страны на ближайшие годы названа вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, определена одна из важнейших задач современной школы – воспитание и обучение функционально-грамотных людей, т.е. готовить ученика к работе в конкурентных условиях. Уже сегодня востребованы выпускники, умеющие гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно получать актуальные знания; грамотно использовать полученную информацию; критически мыслить; осознавать, где и какие компетенции могут быть применены в окружающем мире.

Остро стоит проблема поиска людей, способных генерировать новые идеи, креативно мыслить; коммуникабельные, контактные в различных социальных группах.

Что ж такое функциональная грамотность?

https://documents.infourok.ru/0bb4abfd-57b2-4009-8c7e-fb5277e38d56/0/slide_05.jpgСегодня много можно встретить определений данному понятию:

- Функциональная грамотность  — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке; фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека.

 

-  Функционально-грамотный человек - это человек, думающий и действующий с высокой степенью самостоятельности и ответственности, умеющий добывать нужные ему знания, способный свободно использовать их для решения жизненно необходимых задач.

 «Умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности: работе, государстве, семье, здоровье, праве, политике, культуре». 

А если по сути - функциональную грамотность объясняют очень просто:

Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи, правильно интерпретировать данные по  диаграмме роста или снижения заболеваемости Covid-19, правильно оформить титульный лист реферата по учебному предмету,  содержание доклада с включением примечаний и гиперссылок, оплатить электронно квитанцию ЖКХ, записаться на прием к врачу  и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

В частности, сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.

Как показали результаты международного исследования PISA, Россия уступает развитым странам по уровню формирования функциональной грамотности. Среди прочих низок уровень компьютерной, информационной, финансовой грамотности наших обучающихся.  

Учитывая все это, на своих уроках информатики– в школе в учебном плане введены часы информатики с 5 класса – уделяю особое внимание этим направлениям.

Знание назначения и пользовательских характеристик основных устройств компьютера помогает моим старшеклассникам выбрать нужную компьютерную технику самостоятельно, помочь определиться с выбором родственникам. Этому способствуют практические работы, практико-ориентированные задания на сборку оптимального . При проведении данных работ обязательно работаем и с экономической составляющей данного набора.

В настоящее время все больше профессий связано с использованием вычислительной техники от простого ввода данных до разработки новых поколений технических и программных средств. Знание пользовательских интерфейсов различных прикладных программ, умение производить поиск, хранение и обработку различных видов информации формируется также на практических занятиях.

Сегодня возникло и особо остро ощущается противоречие между стремительными темпами роста знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения  в рамках периода обучения. На своих уроках стараюсь большое внимание уделять формированию информационной грамотности, а именно:

  • рациональным способам поиска информации,
  • критическому её оцениванию, фильтрации ненужной, неактуальной информации,
  • использованию исходных данных для создания новой информации,
  • навыкам интерпретирования информации,  (работа с диаграммами, таблицами, графиками),

В результате происходит реальное понимание роли информации  в современном мире.

        Часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда ученики не могут перенести знания, полученные в одной предметной области, для решения задач в рамках другого предмета. Считаю, что это также является элементом функциональной грамотности учащихся. Я работаю учителем математики, физики и информатики, считаю, что мне это помогает адаптировать знания обучающихся применительно своих предметов и не только.

Например, уделяю большое внимание средствами всех своих предметов формированию экономической грамотности, в частности решению задач с экономическим содержанием. Большие возможности для формирования финансовой грамотности предоставляются при изучении темы «Электронные таблицы». При использовании вычислительных таблиц ученики видят, что можно произвести большие математические и физические расчеты, затрачивая при этом значительно меньше времени и сил, если бы они выполняли все это вручную. При решении задач с экономическим содержанием  с помощью электронных таблиц ребята обучаются расчетам, оцениваю сравнительной выгоды той или иной покупки, сделки, предпринимательской деятельности. Происходит формирование бережливости, предприимчивости, расчетливости. Правильная профориентационная работа на уроке информатике дает осознание реальном значимости получаемых знаний и умений, что мотивирует их на сознательное усвоение основных физических и математических формул, которые пригодятся им в ближайшей перспективе для успешной сдачи ОГЭ в 9 классе, в будущей профессиональной деятельности в дальнейшем.  

При изучении на уроке алгебры в 8 классе темы «Построение квадратичной функции»   определенного вида отдельные  ученики затрудняются производить преобразования графиков, устанавливать зависимости между коэффициентами. Однако легко справляются с такими заданиями после изучения сходных тем, в частности «Моделирование», на уроках информатики, учебных курсах по информатики, оформив построения и преобразования графиков на компьютере при выполнении практической работы. Такая же ситуация и с построением столбчатых и круговых диаграмм на уроках математики в 6 классе. Еще могу привести более наглядный пример формирования функциональной грамотности, а именно умению рационально применять полученные знания на практике,  на уроке информатики  при работе в 8 и 9 классах по темам «Основы программирования». При составлении учебным программ, в частности на языке Паскаль, некоторые впервые понимают алгоритм решения линейных и квадратных уравнений, сравнения чисел, попутно осознавая значимость знаний, полученных на других учебных дисциплинах, их метапредметность.

Систематическая работа в этом направлении, особенно при работе в классах, где математику, физику и информатику преподает один учитель, и (или) в тех классах, где установлено сотрудничество между учителями информатики, математики, физики и других предметов, постепенно дети начинают воспринимать знания и умения в качестве метапредметных.

Уроки информатики по сути своей функционально-ориентированы: в каждом классе большое количество практических работ, выполняемых непосредственно на компьютере. Для формирования функциональной грамотности, в частности компьютерной, на своих уроках использую компьютерные программы-тренажеры. Я использую тренажеры при изучении нового материала и для отработки приобретенных ранее умений. При изучении темы «Клавиатура, ее назначение» используем программы «Клавиатурный тренажер», «Руки солиста» и др.).

Неоценимый вклад в формирование функциональной грамотности  на уроках информатики вносит работа над учебными проектами. В ходе данной работы дети постигают всю технологию решения задач: от постановки проблемы до представления результата. Наиболее актуально и выигрышно в плане представления результатов проекта выглядят материалы, созданные с помощью современных компьютерных информационных технологий (электронные учебники, буклеты, визитные карточки, презентации с элементами интерактивности, видеоролики, базы данных и т.д.). стараюсь, чтобы проекты имели социальную значимость,  были связаны с имеющимися духовными и нравственными потребностями учащихся ( «История одного храма», «Народный календарь», «С любовью мамочке моей», «Пригласительный билет», база данных «Школа»  и другие.). Особую значимость и мотивацию данная работа приобретает, если проектные работы размещаются на сайте школы, отбирают на конкурс.  Работа над проектами способствует формированию

  • креативного мышления,
  • логического мышления,
  • метапредметных результатов (коммуникативные способности учащихся, работа с информацией, самоконтроль, базовые исследовательские действия, общение, сотрудничество (при работе в группах), самоконтроль и др.).

Что характеризует ученика, у которого сформированы навыки функциональной грамотности?

Итак, важными индикаторами функциональной грамотности являются:

знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;

умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;

 готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.

Ученик, у которого сформированы навыки функциональной грамотности, умеет пользоваться различными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным). Он способен переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания и данному виду текстов.

Подводя итог вышесказанному, хочу констатировать, что у предмета «Информатика» большие возможности для формирования функциональной грамотности.

Положительным результатом своей работы считаю, что многие ученики с удовольствием участвуют во всевозможных конкурсах и олимпиадах по информатике, в уроках Цифры, все ученики имеют по информатике 100 процентную успеваемость, наблюдается положительная динамика знаний,  многие выпускники выбирают профессиональную деятельность, связанную с компьютерными технологиями.

Профессию учителя часто сравнивают с мифологической птицей Феникс – символом вечного обновления. Для учителя информатики это особенно актуально, т.к. очень быстро устаревает техника и программное обеспечение к ней.  Формировать функциональную грамотность учителя сегодня также актуально, как и формировать функциональную грамотность учащихся. Что я и делаю: систематически участвую в различного рода и уровня методических семинарах, повышаю профессиональные компетенции на курсах, участвовала в апробации механизмов непрерывного повышения педагогического мастерства педагогических работников «Реализация индивидуального образовательного маршрута» как учитель информатики в 2021 году.

Учить сегодня – сложная задача,

Ученье, как вершина, нас зовёт.

Быть современным, грамотным.

 А это значит –

Учить себя, чтоб двигаться вперёд!

Презентация "Формирование функциональной грамотности интерактивными ме...


Интернет-ресурсы по формированию и оценке функциональной грамотности

  1. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования российской академии образования: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
  2. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования российской академии образования» (Демонстрационные материалы).  http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.
  3. Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.
  4. Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач: http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf
  5. Сборники эталонных заданий серии «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» издательства «Просвещение»: https://myshop.ru/shop/product/4539226.html
  6. Функциональная грамотность 5,7 класс. Опыт системы образования г. Санкт-Петербурга. КИМ, спецификация, кодификаторы: https://monitoring.spbcokoit.ru/procedure/1043/.
  7. Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/. Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction.
  8. Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»: https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa
  9. Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы) на официальном сайте федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений» https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация концепта «Неопределенность и данные» в фокусе формирования функциональной грамотности.

В статье рассматриваемся вопрос необходимости изучения теории вероятности и статистики в школьной программе; задачи из различных сфер жизни, которые нужно предлагать в рамках учебного процесса для фор...

Функциональная грамотность. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности.

Сборник заданий для развития функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка...

О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы

С 31 октября по 11 ноября  учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы  «Формирование ...

Презентация на тему "Формирование функциональной грамотности – насущная потребность или дань моде?"

Презентация подготовлена для выступления на заседании педагогического совета школы, посвящена Формированию функциональной грамотности учащихся. Задача выступления - "расшифровать" понятие фу...

педсовет по теме "Функциональная грамотность - дань моде или благо?"

сценарий педсовета «Функциональная грамотность – дань моде или благо? Формирование и оценка функциональной грамотности в цифровой образовательной среде»...

педсовет по теме "Функциональная грамотность - дань моде или благо?"

сценарий педсовета «Функциональная грамотность – дань моде или благо? Формирование и оценка функциональной грамотности в цифровой образовательной среде»...

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ СТРАТЕГИЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО И СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

В современном усложняющемся мире использовать технические навыки чтения или просто уметь читать является недостаточным. Необходимо иметь навыки функционального чтения, т. е. уметь воспринимать текст, ...