Тренинговое занятие: «Развитие коммуникативных навыков у подростков»
план-конспект по психологии
Сплочение коллектива, формирование, развития у учащихся коммуникативных навыков, умения понимать других людей, оценивать и понимать себя, уметь сотрудничать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
treningovoe_zanyatie_dlya_podrostkov.docx | 119.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинговое занятие: «Развитие коммуникативных навыков у подростков»
Цель тренинга: Сплочение коллектива, формирование, развития у учащихся коммуникативных навыков, умения понимать других людей, оценивать и понимать себя, уметь сотрудничать.
Задачи мероприятия: обучение приемам эффективной коммуникации, создание позитивной эмоциональной атмосферы в коллективе.
Возраст, количество участников: 11-14 лет, 25-30 чел.
Требования к помещению: просторное пространство (большой класс), стулья, доска.
Оборудование и материалы: стулья (по количеству участников), бумага для записей, ручки, карандаши, мяч, интерактивная доска или экран, проектор, мультимедиа презентации.
Продолжительность занятия: до 1,5 часов.
Результаты: актуализация и освоение детьми коммуникативных умений, способствующих созданию позитивной эмоциональной атмосферы в коллективе.
Содержание тренинга
Организационная часть: знакомство/приветствие/введение в тему – 30 минут
Вводный модуль
Ведущий: Добрый день, меня зовут ФИО ____________________, моего коллегу ФИО__________________. Мы рады, всех Вас видеть. Сегодня мы с вами поучаствуем в игровом тренинге.
Цель нашей встречи: познакомить Вас и дать возможность каждому участнику усовершенствовать навыки, качества, которые необходимы каждому человеку для эффективного, комфортного, успешного общения.
- умение владеть своими чувствами, эмоциями, поведением в незнакомых или возможно, часто меняющихся условиях и ситуациях.
- Быть внимательными к себе и собеседнику.
- Уметь удерживать большой объем информации, стратегически, креативно мыслить
- правильно использовать мимику, жесты и многое другое…
Чем же определяется успех в общении? Обычный ответ: знаниями, эмоциональностью, техникой разговора, умением найти «общий язык» и общие темы, уметь объединяться и работать в команде, договариваться и достигать поставленных целей, быть активным в общении. Все это конечно же правильно. И вместе с тем этого недостаточно. Нужно помнить: главное в общении – это сам человек. (то есть ВЫ)
Давай те настроимся на работу…
Упражнение №1 «Шум дождя».
Цель: организация рабочей, комфортной и позитивной атмосферы в группе.
Данное упражнение позволяет настроиться на работу и «синхронизироваться группе».
Сейчас я попрошу вас всех встать и вытянуть одну руку в центр круга ладонью вверх. По моей команде начнется дождь, и мы все вместе начинаем указательным пальцем стучать по ладони тихо и ритмично. Затем добавляем средний палец, безымянный, мизинец. Далее поочередно начинаем убирать пальцы мизинец, безымянный, средний, дождь становится тише, убираем указательный палец. Отлично! Молодцы.
Что же такое, Тренинг?
Тренинг – это безопасное пространство для развития. Важным фактором безопасности являются доверительная атмосфера, а также понятность всего происходящего. Для этого нам и нужны правила.
Правила (Сопровождаем презентацией)
Правило №1 АНТИМОБИЛЬНИК
Выключите, пожалуйста, звук мобильных телефонов. Это иногда сильно отвлекает всю группу. И отложите пожалуйста ваши рюкзаки, чтоб они Вам не мешали.
- Работать активно, участвовать в предлагаемых упражнениях.
- Говорить только «от своего лица» («Я – высказывания»).
- Слушаем друг друга внимательно, не перебивая.
- Уважительно относимся друг к другу
- Предлагаем в участники (добровольцы) только себя, а не «пусть Вася…».
- Правило вытянутой руки. Некоторые люди отличаются «долгоговорением». Если чей-то монолог затянулся, участники имеют право вытянуть вперед руку, тем самым показывая, что предмет разговора ясен.
Примечание (свод правил в группе можно менять, отталкиваясь от возрастного контингента группы)
Мы обсудили с Вами правила, а теперь давайте в шуточной форме познакомимся друг с другом чуть ближе.
Упражнение № 2 «Если бы я был птичкой...»
Завершите эти предложения, особо не задумываясь. По завершению передайте свой бланк соседу справа который прочтет Ваши утверждения.
«Если бы я был птичкой...»
- Если бы я был птичкой...
- Если бы я был камнем...
- Если бы я был деревом...
- Если бы я был музыкальным инструментом...
- Если бы я был зданием...
- Если бы я был временем года...
- Если бы я был знаменит...
- Если бы я был...
Рефлексия
- Каково слушать собственные утверждениях со стороны?
- Можно ли сказать, что в этих утверждениях есть доля правды и к каких?
Упражнение №3 «Веер удачи». (Жеребьевка)
У педагога-психолога имеются заготовки. Бумажные полоски шириной 1,5-2 см. и длинной 15 см. 1/3 этой полоски имеет цвет. Педагог-проходит по кругу и предлагает участникам достать полоску, цвет определяет участника подкоманды. Количество цветов определяет общее количество участников.
Для жеребьёвки
Упражнение № 4 «Запасливая сороконожка».
Цель: двигательная разрядка, объединение группы, первый опыт работы в подгруппе.
Примечание. Для проведения разминки необходимы воздушные шарики. Если участники тренинга разделены на подгруппы по пять человек – необходимо 4 шарика, если по шесть человек -5 шариков для каждой подгруппы. Также необходимо иметь маленькие мячики для настольного тенниса, количество в зависимости от численности участников, можно использовать мячики из смятой бумаги. Тара по количеству команд для мячиков.
Сейчас у вас будет возможность потренироваться взаимодействовать командой. Наша игра называется «Запасливая сороконожка».
Каждой команде необходимо надуть шарики каков их будет размер, решайте командой.
Далее необходимо встать друг за другом, а шарики поместить между спиной участника, который впереди вас и вашим животом. При движении сороконожки шарики трогать руками, запрещено!
На полу вы видите мячики или мелкие детали лего, можно использовать цветную бумагу и т.д. их ровно столько же сколько и вас, то есть для каждого из вас ОДИН –ДВА «мячика».
У каждого из вас будет возможность побывать и «головой», и «телом», и «хвостом».
Группе дается время (3-5) минут договориться, кто будет «головой», «телом», «хвостом» просим детей продумать и обсудить как они будут двигаться и как меняться. Еще раз напоминаем, что при движении сороконожки шарики трогать руками, запрещено!
На выполнение задания отводится 3 минуты. Траекторию движения определяет «голова». Каждой сороконожке необходимо пополнить свои запасы.
По завершению игры, считаем сколько запасов принесли сороконожки.
Рефлексия.
Что мешало выполнять задание?
Что необходимо изменить для достижения лучшего результата?
Основной модуль 60 минут
Упражнение № 5 «Передай номер».
Цель: Развитие внимания, умение адаптироваться в быстро меняющейся ситуации (жеребьевка определение команд в игре)
Данное упражнение позволяет в игровой форме, избегая споров, разделить детей на команды по принципу «случайности».
Внимание! Сейчас, я присвою каждому из вас, личный номер (легко касаясь каждого участника, громко назвать его номер от 1 до N. N - количество участников).
Ваша задача, громко называя свой номер, одновременно хлопнуть в ладоши, затем назвать номер любого участника, кроме соседних номеров, так же сопровождая это хлопком. Участник, чей номер назвали, в свою очередь сначала повторяет свой номер, сопровождая его хлопком, а затем номер другого участника, не забывая про хлопок. Скорость выполнения упражнения я вам задам. Если участник, забывает хлопать или хлопает более двух раз, неправильно называет номер (например, номер соседа), задерживается с передачей номера – он выбывает из игры. Его номер больше нельзя называть.
Каждого выбывшего распределяют в команды (количество команд зависит от количества участников) в порядке выбывания. МОЛОДЦЫ!
Примечание данное упражнение позволяет изменить прежний состав групп.
Упражнение № 6 «Представление Героев» Данное упражнения может проводиться в групповой форме.
Цель: Развитие умения понимать себя и других людей по поведению.
Сейчас мы предлагаем Вам, вспомнить героев сказки Винни-Пуха и охарактеризовать их. (Говорим о Пятачке, Кролике, Вини-пухе).
Обсуждаем с участниками все качества которое могут помогать и которые могут мешать общению. (см. презентацию)
Примечание: может оказаться, что участники, не читали сказку и не видели мультфильм про Винни-Пуха. Это необходимо предусмотреть и перед упражнением при необходимости продемонстрировать им фрагменты мультфильма «Винни-Пух идет в гости»
Пример.
Пятачок — зависим и не уверен в себе, не умеет противостоять влиянию.
Кролик — активно навязывает другим свою точку зрения, считает, что он знает все, требует подчинения.
Вини-пух — веселый, добрый, боится только пчел и не любит их, не стыдится попросить совета, если сам не знает.
Следим за тем чтобы высказались все участники подгрупп.
Упражнение № 7 «Проблемы героев».
Цель: Развитие навыка справляться с проблемами поведения.
Давайте сейчас подумаем, что нужно изменить в себе Пятачку, Кролику и Винни-Пуху. С участниками обсуждается, как героям нужно воплотить данные рекомендации в жизнь.
Пример (Пятачку надо научиться говорить «нет» и отстаивать свою точку зрения.
Кролику следует научиться просить и принимать отказ. Необходимо поверить в собственные силы и научиться разрешать ситуации. Вини- Пуху…) необходимы бланки по количеству подгрупп (см. Приложение 4)
На обсуждение и заполнение бланка 5 минут.
Далее каждая подгруппа и зачитывает качества персонажа и что необходимо изменить персонажу. Обсуждение в кругу.
Упражнение № 8 «Волны»
Цель: сплочение коллектива, создание комфортной и позитивной атмосферы разрядка.
Предлагаю Вам всем, встать в круг и взяться за руки. Сейчас я запущу волну, а вы должны передать ее по кругу «Волны» могут быть разными. Ведущий или просто поднимает руку с рукой своего соседа, или пожимает ее, или делает какое-то другое движение, например, сплетает пальцы своей руки и руки соседа в замок.
Задача каждого участника— максимально точно и быстро передать полученное движение дальше. Когда у участников получается выполнять движения без ошибок, ведущий запускает еще одну волну в ту же или в противоположную сторону.
Упражнения № 9: «Ясамавнимательность». (см. интерактивное приложение…)
Цель: выявить уровень внимания, умений концентрации усилий на выполнении более долговременной (по сравнению с предыдущими заданиями) задачи, дальнейшее развитие действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества для решения поставленной задачи.
Инструкция. Для каждой команды выдайте бланк игры, два карандаша (объясните, что второй карандаш – запасной), ластик. Дайте задание. Пока идёт игра, внимательно наблюдайте за действиями во время поиска ответа, реакцией на версии товарищей по команде, действиями лидера, за подачей ответа. Фиксируйте отвлечения (по какой причине, кто чаще) от выполнения задания.
Педагог-психолог: Объясняет правила игры с одновременной демонстрацией правил, с помощью медиа-средств.
Рефлексия занятия
Задача: поведение итогов занятия, анализ учащимися приобретенного опыта.
Упражнение № 10 «Антарктида».
Цель: Создание общей атмосферы поддержки, доверия между участников группы.
Ведущий раскладывает на полу несколько больших листов бумаги.
Инструкция. Вы изображаете пингвинов (попросите сначала кого-нибудь показать, как ходят пингвины). Пингвины гуляют по аудитории и по команде ведущего: «Касатка!» —должны запрыгнуть на льдины (т.е. листы бумаги) таким образом, чтобы ВСЕ оказались в безопасности и «касатка» (т.е. ведущий) осталась голодной.
В Антарктиде весна, льдины тают, поэтому перед каждым следующим раундом я буду складывать листы пополам. Начали!
Игра заканчивается, когда участники собираются на крошечных льдинках, держась на одной ноге, поддерживая друг друга
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Ведущие благодарят всех участников за активное участие в тренинге
Обратная связь по принципу «хочу сказать, не могу молчать»
Рефлексия занятия
Задача: поведение итогов занятия, анализ учащимися приобретенного опыта.
Педагог-психолог просит участников поделиться своими впечатлениями о занятии.
Вопросы для обсуждения:
1. Что нового узнали или открыли для себя на занятии?
2. Что понравилось, запомнилось?
Наш тренинг подошел к завершению.
Спасибо всем за внимание и удачи!
Приложение 1
- Приходить на занятия вовремя.
- АНТИМОБИЛЬНИК
- Работать активно, участвовать в предлагаемых упражнениях.
- Говорить только «от своего лица» («Я – высказывания»).
- Слушать друг друга внимательно, не перебивая.
- Уважительно относимся друг к другу.
- Выражать свои мысли грамотно и правильно.
- Предлагать в участники (добровольцы) только себя, а не «пусть Вася…».
- Правило вытянутой руки. Некоторые люди отличаются «долгоговорением». Если чей-то монолог затянулся, участники имеют право вытянуть вперед руку, тем самым показывая, что предмет разговора ясен.
Приложение 2
«Если бы я был птичкой...»
- Если бы я был птичкой...
- Если бы я был камнем...
- Если бы я был деревом...
- Если бы я был музыкальным инструментом...
- Если бы я был зданием...
- Если бы я был временем года...
- Если бы я был знаменит...
- Если бы я был...
«Если бы я был птичкой...»
- Если бы я был птичкой...
- Если бы я был камнем...
- Если бы я был деревом...
- Если бы я был музыкальным инструментом...
- Если бы я был зданием...
- Если бы я был временем года...
- Если бы я был знаменит...
- Если бы я был...
Приложение 3
ЯСАМАВНИМАТЕЛЬНОСТЬ
Название команды_______________________________________
Самый первый вопрос_______________________________________________________
1 тур. «Слова на букву».
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
2 тур. «Невидимки».
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
3 тур. «Запоминалки».
Ответ: | |
1 вопрос. | |
2 вопрос. | |
3 вопрос. | |
4 вопрос. | |
5 вопрос. | |
6 вопрос. | |
7 вопрос. | |
8 вопрос. | |
9 вопрос. | |
10 вопрос. | |
11 вопрос. | |
12 вопрос. | |
13 вопрос. | |
14 вопрос. |
Приложение 4
В гостях у сказки
Персонаж мультфильма/ сказки | Качества персонажа | Что нужно изменить? |
1. | ||
2. | ||
3. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинговое занятие "Развитие навыков доброжелательного общения" (для учащихся 4 класса)
Данное занятие разработано для сплочения классного коллектива, для развития навыков доброжелательного общения, для более близкого знакомства учащихся друг с другом....
Проект "Формирование коммуникативных навыков младших подростков посредством тренинговых занятий"
Цель данной работы: помочь подросткам в развитии коммуникативных навыков а также реализовать прогрессирующую в данном возрасте потребность в самопознании....
Программа тренинга по развитию коммуникативных навыков и умений у подростков с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В данных методических рекомендациях представленна программа и содержание тренинга, целью которого является формирование у подростков с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адекватных...
Цикл тренинговых занятий по обучению навыкам конструктивного взаимодействия «Учусь общаться» для подростков 10 – 14 лет
Цикл тренинговых занятий по обучению навыкам конструктивного взаимодействия «Учусь общаться» для подростков 10 – 14 летАнализ запросов родителей, подростков, педагогов и психологов в...
Цикл тренинговых занятий по обучению навыкам конструктивного взаимодействия «Учусь общаться» для подростков 10 – 16 лет. Автор Осепян Анна Карленовна
ДООП «Треннинг общения»педагог Осепян Анна КарленовнаЦикл тренинговых занятий по обучению навыкам конструктивного взаимодействия «Учусь общаться»для подростков 10 – 16 ле...
Программа по развитию коммуникативных навыков для подростков
Выстаривание отношений с ровесниками - одна из самых серьезныхвозрастных задач для подростков. Ребятам очень важно, даже необходимо определить свое место в группе сверстников, которая к эт...
Рабочая программа "Развитие коммуникативных навыков у подростков"
Актуальность работы заключена в невероятной важности коммуникативных навыков в жизни любого человека, тем более подростка.Подростковый возраст - время, когда закладывается фундамент будущей жизни в об...