Программа подросткового клуба "Взрослеем вместе"
рабочая программа по психологии

Костюшина Екатерина Викторовна

Подростк - человек, который делает уже довольно уверенные шаги в мир взорслых. Задача школьного психолога сделать его шаги осмысленными и помочь в самоопределнии. Данная программа как раз направлена на развитие навыков общения, развитие саморегуляции и целеполагания у детей подростковго возраста. Ее достоинство в том, что она довольно короткая, но охватывает большое количество тем, волнующих своременных тинейджеров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kostyushina_._programma_podrostkovyy_klub.docx44.62 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №950»

(ГБОУ Школа №950)

 

ПРИНЯТО

на заседании Педагогического совета

ГБОУ Школа №950

(протокол от «__»________20__ г. №____)

УТВЕРЖДЕНО

директор ГБОУ Школа №950

___________М.С. Решетникова

« ___» ____________ 20____   г.

 

 

                                       

                                         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Подростковый клуб «Взрослеем вместе»

на 2019-2020 учебный год

Москва, 2019 г.

Оглавление

Пояснительная записка        3

Содержание программы        15

Модуль 1. Введение. Этика и начала самопознания и саморазвития личности.        15

Модуль 2. Самопознание личности.        16

Модуль 3. Самовоспитание личности.        16

Модуль 4. Самообучение личности.        17

Модуль 5. Самоутверждение личности.        18

Модуль 6. Самоопределение личности.        18

Модуль 7. Самоуправление личности.        19

Модуль 8. Самореализация личности.        19

Модуль 9. Проектная деятельность. Подведение итогов.        20

Блочно-модульное планирование        21

Список литературы        24

Пояснительная записка

По последним данным статистики, в Российской федерации в Москве насчитывается около полтора миллиона детей из которых подростков больше 700 тысяч. Все эти дети воспитываются в различных семьях, относятся к различным слоям населения. По России за первое полугодие 2019 года несовершеннолетними совершено 17 тысяч преступлений различной степени тяжести, это приблизительно – 8% от всех россиян, которые были привлечены к уголовной ответственности.

Согласно общепринятому мнению, «трудный подросток» – это обучающийся, с которым приходится много работать, с которым трудно общаться. Это одна сторона медали под названием «подросток». Есть и вторая сторона, которая показывает нам этого обучающегося в другом свете.  Ребенок и не взрослый и уже не маленький, его мнением интересуются, но это же мнение не берется в расчёт, он хочет общаться, но не получается, хочет быть хорошим и получать высокие баллы, но почему-то он вечно во всем виноват и в дневнике у него сплошные двойки.  Однако, вопреки расхожему мнению любого подростка можно назвать «трудным», так как это обусловлено спецификой возраста.

И так, ведущая деятельность в подростковом возрасте – это общение со сверстниками. Подросток продолжает оставаться школьником; учебная деятельность сохраняет свою актуальность, но в психологическом отношении отступает на задний план. Основное противоречие подросткового периода — настойчивое стремление ребенка к признанию своей личности взрослыми при отсутствии реальной возможности утвердить себя среди них. Подростковый период — период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости.

Д.Б. Эльконин считал, что ведущей деятельностью детей этого возраста становится общение со сверстниками. Именно в начале подросткового возраста деятельность общения, сознательное экспериментирование с собственными отношениями с другими людьми (поиски друзей, выяснение отношений, конфликты и примирения смена компаний) выделяются в относительно самостоятельную область жизни. Главная потребность периода — найти свое место в обществе, быть «значимым» — реализуется в сообществе сверстников.

У подростков возможность широкого общения со сверстниками определяет привлекательность занятий и интересов. Если подросток не может занять удовлетворяющего его места в системе общения в классе, он «уходит» из школы и психологически, и даже буквально. Динамика мотивов общения со сверстниками на протяжении подросткового возраста такова: желание быть в среде сверстников, что-то делать вместе (10—11 лет); мотив занять определенное место в коллективе сверстников (12—13 лет); стремление к автономии и поиск признания ценности собственной личности (14—15 лет).

В общении со сверстниками происходит проигрывание самых разных сторон человеческих отношений, построение взаимоотношений, основанных на «кодексе товарищества», реализуется стремление к глубокому взаимопониманию. Интимно-личное общение с сверстниками — это деятельность, в которой происходит практическое освоение моральных норм и ценностей. В ней формируется самосознание как основное новообразование психики.

Часто даже в основе ухудшения успеваемости лежит нарушение общения со сверстниками. В младшем школьном возрасте решение проблемы успеваемости часто вторично приводит и к гармонизации сферы общения со сверстниками, к повышению самооценки и т.д. В подростничестве только наоборот — снятие напряженности в общении, ослабление личностных проблем может повлечь улучшение успеваемости.

Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение в группе сверстников сопровождается повышенной конформностью нормам поведения и ценностям референтной группы, что особенно опасно в случае приобщения к асоциальному сообществу.

Переходность психики подростка состоит в сосуществовании одновременном присутствии в ней черт детскости и взрослости.

Важное направление психического развития в подростковом возрасте связано с формированием стратегий или способов преодоления проблем и трудностей. Часть из них складываются еще в детстве для разрешения несложных ситуаций (неудачи, ссоры) и становятся привычными. В подростковом же возрасте они трансформируются, наполняются новым «взрослым смыслом», приобретают черты самостоятельных, собственно личностных решений при столкновении с новыми требованиями.

Среди всего многообразия способов поведения человека в трудной для него ситуации можно выделить конструктивные и неконструктивные стратегии.

Конструктивные способы решения проблем направлены на активное преобразование ситуации, на преодоление травмирующих обстоятельств, в результате чего возникает чувство роста собственных возможностей, усиление себя как субъекта собственной жизни, это вовсе не означает отсутствия тревог и сомнений в будущем.

Конструктивные способы:

— достижение цели собственными силами (не отступать, приложить усилия, чтобы добиться намеченного);

— обращение за помощью к другим людям, включенным в дан-ную ситуацию или обладающим опытом разрешения подобных проблем («обращаюсь к родителям», «посоветовалась с подругой», «решаем вместе с теми, кого это касается», «мне помогли одно-классники», «я бы обратился к специалисту»);

— тщательное обдумывание проблемы и различных путей ее решения (поразмышлять, поговорить с собой; вести себя обдуманно; «не делать глупостей»);

—  изменение своего отношения к проблемной ситуации (отнестись к происшедшему с юмором);

—  изменения в себе самом, в системе собственных установок и привычных стереотипов («нужно искать причины в себе», «пытаюсь измениться сама»).

Неконструктивные стратегии поведения направлены не на причину проблемы, которая «задвигается» на дальний план, а представляют собой различные формы самоуспокоения и выхода негативной энергии, создающие иллюзию относительного благополучия.

Неконструктивные способы:

—  формы психологической защиты — вплоть до вытеснения проблемы из сознания («не обращать внимания», «смотреть на все поверхностно», «уйти в себя и никого туда не пускать», «стараюсь избегать проблем», «я и не пытался ничего предпринимать»);

—  импульсивное поведение, эмоциональные срывы, экстравагантные поступки, необъяснимые объективными причинами («на всех обижалась», «могу закатить истерику», «хлопаю дверьми», «целый день слоняюсь по улицам»);

—  агрессивные реакции.

Обычно считается, что в подростковом возрасте происходит дистанцирование и отчуждение от взрослых. Действительно, стремление противопоставить себя взрослому, резко выделить свою, особую позицию и свои права как независимого субъекта проявляются весьма отчетливо. Но современные данные говорят о том, что отношение подростка к взрослому сложное и двойственное. Подросток одновременно и настаивает на признании принципиального равенства прав со взрослым, и по-прежнему нуждается в его помощи, защите и поддержке, в его оценке. Взрослый важен и значим для подростка, подросток способен на эмпатию по отношению ко взрослому, но протестует против сохранения в практике воспитания «детских» форм контроля, требований послушания, выраженной опеки.

Хотя проблемы во взаимоотношениях с родителями, конфликты с учителями — типичное явление для подростничества, однако сила, частота и резкость проявлений во многом зависят от позиции взрослых, от стиля семейного воспитания, от умения реализовать уважительную, но не попустительскую тактику по отношению к поведению подростка. Необходимым и обязательным условием благополучных отношений подростка и взрослого является создание общности в их жизни, содержательных контактов, расширение сферы сотрудничества, взаимопомощи и доверия, лучше всего по инициативе взрослого.

Как уже было сказано выше, в подростковом возрасте ведущей деятельностью является интимно-личностное общение со сверстниками. Это значит, что дети ищут компанию, которая им подходит, они учатся общаться так, чтобы появилось как доверие к ним, так и доверие к другим, чтобы их принимала рефернетная группа. Как показывает практика, в этом возрасте им нужен человек, который был бы для них авторитетом, мнение которого было бы для них важным и верным.

В этом возрасте ярко появляется максимализм, возникают различные вопросы по поводу своего взросления и не всегда эти вопросы можно обсудить с родителями: первая любовь, цель жизни, будущее, привычки, ценности, нормы, права, предназначение и эмоции. Также подростковый возраст «славится» тем, что дети как бы обучаются быть взрослыми, они перенимают их привычки, стараются делать, по их мнению, взрослые дела. При всей браваде, подростки крайне чувствительны к различного рода критике – внешности, учебы, оценок, увлечений и так далее.

Основные проблемы подростков касаются учебы, общения, гармония с внешним миром, зависимости, семейные проблемы, связанные с кризисом именно в семье – развод родителей, смерть близких, появление отчима или мачехи, новых сиблингов и так далее. Также особой группой подростков являются дети с ОВЗ. На первом месте у них не столько проблемы в учебе, сколько с принятием своих особенностей – физических (нарушение в работе различных систем органов, болезни) и психологических (патопсихологических: недостаток внимания, памяти, мышления, проблемы в эмоциональной сфере, нехватка воображения, сниженный уровень когнитивных процессов и так далее).

Для гармоничного развития подростков им нужно оказывать психологическую помощь, которая может быть представлена в виде индивидуальных или семейных консультаций, служба медиации, индивидуальной развивающей работы, групповых занятий. Последнее предпочтительнее, так как в рамках проведения тренингов или лекций для подростков решается сразу несколько задач: коррекция общения, обучение новым конструктивным способам реагирования во время стрессовой ситуации, обучение адаптивным механизмам психологической защиты, развитие учебной мотивации, развитие высших психических функций, развитие эмоциональной сферы и рефлексии, личностное развитие, профессиональная ориентация с учетом личностных особенностей обучающихся.

Таким образом, эффективно и актуально будет проводить в рамках дополнительного образования обучающихся среднего звена групповые занятия по программе Подростковый клуб «Взрослеем вместе».

Рабочая программа пересекается с такими образовательными программами как история, обществознание, право. Способствует развитию внимания, памяти, логическому и абстрактному мышлению. А также лидерским и организаторским качествам.

Нормативной базой разработки дополнительной общеобразовательной программы являются:

- Конвенция о правах ребенка ООН;

- Закон Российской Федерации №273-ФЗ «Об образовании»;

- Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»;

- Приказ Министерства образования от 29.08.2013 г. № 1008 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

- Устав образовательного учреждения.

Цели работы клуба:

- работа с подростками по профилактике девиантного поведения,

- профилактика любого вида химической зависимости,

- формирование у обучающихся способности различать и избирать для себя истинные духовно-нравственные ценности и в соответствии с ними строить поведение, общение и деятельность.

Целевая аудитория: подростки и школьники 8-11 классов, студенты, получающие средне-специальное образование.

Задачи работы клуба:

1. Помощь подросткам в формировании значимого круга друзей.

2. Привитие интереса к здоровому образу жизни.

3. Организация мероприятий досуга.

4. Помощь в профессиональной ориентации.

5. Обучение навыкам диалогического общения.

6. Помощь в формировании здоровой самооценки.

7. Помощь в формировании духовно-нравственных убеждений.

Основная задача клуба – предложить каждому участнику мероприятия сделать выбор в пользу высоких духовно-нравственных и общечеловеческих принципов жизни, становление и самореализацию через здоровый образ жизни.

Планируемые результаты освоения программы:

Личностные

  1. самоопределение - сформированность внутренней позиции обучающегося;
  2. становление основ гражданской личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности;
  3. развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
  4. морально этическая ориентация - знание основных моральных норм и ориентация на их;
  5. развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
  6. сформированность внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально положительном отношении обучающегося к образовательному процессу, развитие доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
  7. сформированность самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха или не успеха в учении;
  8. умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех.

Метапредметные результатами изучения программы Подростковый клуб «Взрослеем вместе» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  1. умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
  2. умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
  3. способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи;
  4. умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, искать средства её осуществления;
  5. проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

Познавательные УУД:

  1. самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  2. ориентироваться в разнообразии способов решения задач;
  3. выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
  4. контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
  5. ставить и формулировать проблемы;
  6. самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

Коммуникативные УУД:

  1. ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
  2. предлагать помощь и сотрудничество;
  3. проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Предметными УУД:

  1. формулировать собственное мнение и позицию;
  2. правильно задавать вопросы;
  3. строить понятные для партнёра высказывания;
  4. вести устный и письменный диалог; слушать собеседника.
  5. индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др.

Обучение проходит на базе образовательного учреждения с основной группой 12-15 человек (возраст от 12 до 16 лет). Продолжительность занятия 40 мин., с 10 мин. перерывом на отдых.

Схема проведения: клубные встречи с периодичностью один раз в неделю.

Программа клуба включает в себя работу в трех сферах:

I. Построение отношений с окружающим миром.

II. Профессиональная ориентация.

III. Формирование мировоззрения.

Особенностями реализации настоящей программы являются:

- в течение первого года обучения - подготовка участников к пониманию необходимости воспитания в себе лидерских качеств, познанию своего потенциала; освоение умений и навыков организаторской и управленческой деятельности различного уровня;

- в течение второго года обучения участники с помощью программы развивают в себе лидерские качества, приобретают необходимый уровень знаний и умений по реализации своего лидерского потенциала в конкретной деятельности.

- в течение третьего года обучения участники осваивают технологию разработки социально - значимых проектов.

Методы и формы занятий рассчитаны на то, чтобы помочь старшеклассникам познать себя, открыть свои возможности, стать интересными, независимыми людьми. Они же помогут сформировать творческое отношение к окружающему миру, дадут возможность стать самостоятельнее, выйти на уровень партнерства с взрослыми в условиях сотрудничества, умение преодолевать себя, быстро решать задачи и находить контакт с людьми; научат вести диалог.

Учебное содержание программы несет в себе как обучающую, так и воспитательную функцию, реализация которых призвана сформировать лидерскую позицию учащихся с помощью определенной системы знаний, умений, навыков, приобщить их к организационной и управленческой культуре, подготовить к самостоятельной общественно значимой деятельности.

Ожидаемые результаты

По окончании обучения, обучающиеся овладевают:

- теорией и практикой процесса развития и становления группы: наблюдение стадий развития коллективного творческого процесса.

- умением руководить группой, принимать коллективные решения, достигать соглашения, уважать чужое мнение и чужие ценности, завоевывать авторитет через практику в роли ведущего группы.

- искусством публичного выступления.

- способностью идти на риск, высказывать свое собственное мнение, способность оценить себя и других, свои ценности, свою работу, ответственность за свою работу, за свои слова.

- умением быть приятным человеком, умеющим держаться в обществе, искусство быть обаятельным.

- способностью к поиску эффективных средств организации коллективной деятельности

- способностью организации дел на уровне группы единомышленников и незнакомых коллективов.

- способностью управлять собственным поведением с учетом норм коллектива, интересов и потребностей окружающих.

Формы и методы работы

Исключительное значение в программе отдается формам обучения, позволяющим старшеклассникам проявлять собственную активность, наиболее полно реализовывать свои умения и знания.

Формы проведения клубных встреч:

- тематические встречи;

- дискуссионные вечера;

- военно-патриотические мероприятия;

- ток-шоу;

- ролевые игры;

- театральные вечера;

- совместный просмотр фильмов;

- творческая мастерская;

- музыкальные вечера;

- совместная организация праздников;

- социальная работа.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, дискуссия и т.д.);

- наглядный (показ мультимедийных материалов и т.д.)

- практический (выполнение самостоятельных работ по пройденному

материалу.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:

- объяснительный - обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;

- репродуктивный - обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

- исследовательский - самостоятельная творческая работа обучающихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:

- фронтальный - одновременная работа со всеми обучающимися;

- индивидуально - фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

- групповой - организация работы в группах.

Содержание программы

Модуль 1. Введение. Этика и начала самопознания и саморазвития личности.

Цель и задачи:

- пробуждение интереса к себе, своему внутреннему миру,

- привлечение внимания обучающихся к основным нравственным категориям,

- формирование умений самооценки своих качеств, своих достижений и возможностей,

- знакомство с азбукой ученья, формами организации здорового режима, культурного поведения,

- знакомство с возможностями управления своим поведением,

- формирование положительной эмоциональной «Я-концепции».

Содержание модуля

  1. Общечеловеческие ценности: добро, совесть, любовь к близким и окружающему миру, дружба и товарищество, трудолюбие, нравственность.
  2. Воспитанность: культура общения, культура внешности, культура быта, культура учебного труда.
  3. Культура общения: человек среди людей, искусство беседы, вежливая речь, этикет разговора в социальных сетях и по телефону.
  4. Культура внешности: одежда, осанка и походка, прическа, обувь, внешний вид.
  5. Культура быта: режим дня, режим питания, уют в доме, мое место в доме.
  6. Культура учебного труда: домашние задания, внимательность, память, мышление, работоспособность.
  7. На сцене нашего «Я»: образ «Я», поведение.

Модуль 2. Самопознание личности.

Цели и задачи:

- побуждение личности к самопознанию, формирование мотивов самопознания,

- выявление интересов склонностей, способностей и возможностей обучающихся,

- формирование позитивного отношения к себе, адекватной самооценки,

- подведение к осознанию необходимости постановки целей самосовершенствования,

- составление индивидуальной карты самодиагностики своего «Я».

Содержание модуля

  1. Личность: понятия индивид и личность, роль личности в саморазвитии.
  2. Качества личности: ощущения, восприятие, эмоции и чувства, темперамент, внимание, память, эрудиция (знания), способности, направленность, интересы, взгляды, убеждения, нравственность, характер.
  3.  Самосознание: образ «Я», «Я-концепция», субличности.
  4. Организация (методика) самопознания.

Модуль 3. Самовоспитание личности.

Цели и задачи:

- педагогические побуждение к самовоспитанию: воля, самоконтроль, самообладание,

- формирование мотивов самовоспитания,

- раскрытие возможностей личности в ее стремлении стать лучше,

- формирование первоначальных умений постановки целей и задач, организация режима и контроля над собой, волевого поведения,

- формирование умений становления индивидуальной программы самовоспитания.

Содержание модуля

  1. Процессы воспитания и самовоспитания: деятельность и воля.
  2. Нравственное самовоспитание: введение понятий нравственности.
  3. Самовоспитание: условия, средства и организация.
  4. Организация (методы) самовоспитания: самоконтроль, самоактивизация, самообладание.  

Модуль 4. Самообучение личности.

Цели и задачи:

- педагогическое побуждение к умственной деятельности,

- формирование мотивов самообразования,

- осмысление обучающимися эффективности своего учебного труда,

- формирование сознательного отношения к учению,

- ознакомление обучающихся с методами и приемами самообразования,

- ознакомление с творческими и исследовательскими методами работы,

- составление индивидуальной программы самообразования.

Содержание модуля

  1. Понятие о процессах обучения и учения: умение учится, их составляющие.
  2. Умение планирования.
  3. Умение самоорганизации.
  4. Умения учебно-познавательной деятельности: работа на уроке, паять и ее развитие, общелогические интеллектуальные умения, творческие умения.
  5. Умение самоконтроля: рефлексия, самооценка усвоения знаний, умений и навыков.
  6. Программа самообразования: организация чтения, виды литературы и источников получения информации, усвоение новых знаний, совершенствование своих психических функций.

Модуль 5. Самоутверждение личности.

Цели и задачи:

- формирование положительной «Я-концепции»: Я нравлюсь, способен, значу,

- составление индивидуальной программы коррекции своих качеств в различных сферах самоутверждения,

- формирование способностей активного самопроявления и самовыражения сообразно своим личностным особенностям,

- формирование самоидентификации.

Содержание модуля

  1. Потребности личности.
  2. Социальное самоутверждение личности: авторитет, потребность в общении, законы и правила общения.
  3. Самоутверждение и творчество: способности, правила творческой жизни, честолюбие.
  4. Самоутверждение в нравственной сфере: гуманность, честность, ответственность, самостоятельность и независимость.

Модуль 6. Самоопределение личности.

Цели и задачи:

- формирование мотивации и умений самоопределения,

- формирование понятий о жизненном самоопределении, его связи с судьбой человека, определение сил, способностей и своих возможностей,

- составление индивидуальной программы оптимального самоопределения личности в различных сферах жизнедеятельности.

Содержание модуля

  1. Самоопределение: желания, мечты, выбор, борьба, труд.
  2. Профессиональное самоопределение (профильное): мир профессий, основания для их выбора.
  3. Личностное самоопределение: ценности.
  4. Жизненная позиция: духовность, культура, толерантность.

Модуль 7. Самоуправление личности.

Цели и задачи:

- самоопределение личности на формирование устойчивой доминанты самоуправления личности,

- развитие умений управления своим поведением, физиологическим состоянием.

Содержание модуля

  1. Внешняя саморегуляция: создание и управление своим поведением, знание этикета, искусство общения и эмоциональная саморегуляция.
  2. Внутренняя саморегуляция: профилактика здоровья, физиологическая саморегуляция, развитие памяти, воображения, логических и творческих способностей, релаксация.

 

Модуль 8. Самореализация личности.

Цели и задачи:

- формирование психологической установки на самореализацию,

- формирование положительных ценностных ориентаций и установок в отношении жизненных обстоятельств,

- формирование конкурентоспособности и ассертивности и ориентация их на дальнейшее самосовершенствование,

- формирование понятия смысла жизни и счастья на различных уровнях (философском, социальном, семейном).

Содержание модуля

  1. Жизненные пути: основные сферы самореализации.
  2. Путь к счастью: ценности личности и принятие себя, своей семьи и социального окружения.
  3. Подготовка к трудовой (деловой) карьере: образование и специальность, карьера, свобода, закон и ответственность.
  4. Проблемы безопасности человека: психологическая самозащита, безопасность жизнедеятельности, экологическая безопасность.

Модуль 9. Проектная деятельность. Подведение итогов.

Цели и задачи:

- ориентация в современном мире,

- подведение итогов,

- создание проектов как результат работы.

Темы проектов:

  1. «Мои жизненные планы».
  2. «Я и другие. Наблюдение за собой и взрослыми».
  3. «Здоровое общество».
  4. «Что такое счастье?».
  5. «Мое будущее через 10 лет и будущее окружающих».
  6. «Как улучшить жизнь социума».
  7. «Если бы я родился в другое время. Сравнительный анализ».

Блочно-модульное планирование

п/п

Название блока-модуля и занятия

Количество часов

Часы самоподготовки обучающихся

Примечание

1.

Этика и начала самопознания и саморазвития личности. Часть 1. Введение. Современная культура и ценности.

 1 час

На первом занятии объявляется цель клуба, его задачи и что по итогам занятий получат обучающиеся, а также современный быт и базовые понятия.

2.

Этика и начала самопознания и саморазвития личности. Часть 2. Образ «Я».

2 часа

1 час

Второе занятие связано с самопознанием различных сторон своей личности, изучается образ «Я» с применением методов «арт-терапии». Домашнее задание: продумать что такое «надо» и что такое «хочу».

3.

Самопознание личности.

2 часа

1 час

Проводится самоанализ своих качеств, выяснение своих желаний. Знакомство с понятиями: потребности, мотивы, характер, темперамент, личность, способности. Домашнее задание: наблюдение за собой – какие есть привычки и что они могут говорить о характере.

4.

Самовоспитание личности.

2 часа

1 час

Знакомство с понятиями нравственность и ценности. Обсуждение методов самовоспитания. Домашнее задание: подумать о метафоре своего прошлого настоящего и будущего, прослеживается ли связь?

5.

Самообучение личности. Часть 1. Базовые навыки самообучения.

2 часа

1 час

Обучение навыкам тайм-менеджмента в учебе и в жизни. Навыки эффективных людей. Домашнее задание: выбрать один из приемов и попробовать воплотить его в жизнь хотя бы в течение одного дня. Самоотчёт.

6.

Самообучение личности. Часть 2. Самоконтроль и программа самообразования.

2 часа

1 час

Знакомство с понятие самоконтроля. Обучение приемам самообразования. Домашнее задание6 создать программу самообразования в рамках какой-нибудь направленности.

7.

Самоутверждение личности. Часть 1. Потребности и общение: проблемы и пути их решения.

2 часа

1 час

Обсуждение потребностной сферы на примере различных возрастов. Общение. Приемы, виды и законы. Домашнее задание: выяснить, какой из приемов общения лучше всего вам удается, а какой – нет. Самоанализ.

8.

Самоутверждение личности. Часть 2. Рефлексия, эмоции и чувства.

2 часа

1 час

Эмоции. Знакомство с некоторыми закономерностями, обсуждение зачем эмоции нужны, виды эмоций. Деловая игра «Эмоционариум». Домашнее задание: самонаблюдение за собой в течение одного дня или хотя бы трех часов, выяснить связь между своими действиями, действиями окружающих и своими появляющимися эмоциями.

9.

Самоопределение личности.

2 часа

1 час

Знакомство с матрицей профессий. Проведение тестов на профориентацию и темперамент. Домашнее задание: подумать о своей будущей профессии, каким вы видите себя в будущем через 10 лет?

10.

Самоуправление личности.

2 часа

1 час

Методы самоуправления: контроль и расслабление. Поиск нужного баланса. Домашнее задание: поиск уютного и безопасного места (изобразить или на рисунке, и просто описать) и любимой расслабляющей музыки.

11.

Самореализация личности.

2 часа

1 час

Диспут: «Что такое счастье». Обучение умению находиться «здесь и сейчас».

Домашнее задание: подготовка к защите своего проекта.

12.

Проектная деятельность. Подведение итогов с защитой своих проектов.

4 часа

3 часа

Защита проектов. Прощание.

Список литературы

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник / Г.М. Андреева. - М.: Аспект-Пресс, 2016. - 363 c.
  2. Белинская, Е.П. Социальная психология личности: Учебное пособие / Е.П. Белинская. - М.: Академия, 2015. - 304 c.
  3. Душков, Б.А. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности / Б.А. Душков, Б.А. Смирнов. - М.: Академический проект, 2005. - 848 c.
  4. Калина, Н.Ф. Психология личности: Учебник для ВУЗов / Н.Ф. Калина. - М.: Академический проект, 2015. - 214 c.
  5. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. - СПб.: Питер, 2018. - 800 c.
  6. Николаева, Е.И. Психология детского творчества: Учебное пособие / Е.И. Николаева. - СПб.: Питер, 2019. - 256 c.
  7. Психология и этика делового общения: Учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: Юнити, 2010. - 415 c.
  8. Психология эмоций [Текст] / Пол Экман ; [перевод с английского В. Кузин]. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2017. - 446, [1] с. : ил.
  9. Реан, А.А. Психология личности / А.А. Реан.. - СПб.: Питер, 2013. - 288 c.
  10. Психология подростка : учебник / [Дандарова Ж. К. и др.] ; под ред. А. А. Реана. - Санкт-Петербург : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 480 с. : ил., табл.
  11. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. – М.: Народное образование, 2006.
  12. Соловьева О. Ю. Программа саморазвития личности. 1-11 классы [Текст] / О. Ю. Соловьева. - Москва : Арсенал образования, 2011. - 38, [2] с.
  13. Соловьева, О. Ю. Сборник социально-педагогических ситуаций-проб по самоопределению : для учащихся 9 классов средней школы / Соловьева О. Ю., Левина О. Г. ; Центр саморазвития личности МАНПО. - Москва : ИМЦ Арсенал образования, 2007. - 47 с.
  14. Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для академического бакалавриата / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 367 c.
  15. Эммонс, Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности / Р. Эммонс. - М.: Смысл, 2004. - 416 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий семейной конкурсной программы «Когда все вместе!»

Сценарий семейной конкурсной программы «Когда все вместе!»...

Воспитательная программа класса"Мы вместе"

Воспитательная программа - это программа развития класса, теоретическая разработка, основанная на накопленном опыт и осуществлённая на практике.Данная работа отражат системно - деятельностный подход в...

Программа кружка "Играем вместе"

В основу программы кружка  «Играем вместе» для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, положены методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным занятиям детей с отклонениями в...

программа подростковой школьной бригады "Трудовой десант"

В школе-интернате №95 обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ),  имеющие вторую степень нарушения жизнедеятельности. Целью обучения и воспитания в коррекционной школе-интернате...

Программа воспитательной работы "Вместе в будущее" 5-9 классы

Программа составлена на основе нормативных документов об образовательной программе и программе воспитательной работы.  Данная программа  рассчитана на 5 школьных лет.В воспитательном процесс...

Конкурсная семейная программа «Вся семья вместе, так и душа на месте»

Рекомендации: конкурсная программа предусмотрена для учащихся 5 классов, с целью знакомства классного руководителя с учащимися класса и их родителями.Цель мероприятия: воспитание чувства гордости за с...