Воспитательная программа класса"Мы вместе"
рабочая программа на тему
Воспитательная программа - это программа развития класса, теоретическая разработка, основанная на накопленном опыт и осуществлённая на практике.Данная работа отражат системно - деятельностный подход в работе с классом.Актуальность программы определяется поиском оптимального варианта организации воспитательного процесса и повышением качества работы воспитателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 286 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ ВО « Областная санаторная школа – интернат» г. Вязники
Автор: воспитатель Пилина О.В.
Системно-деятельностный подход в работе воспитателя с коллективом класса
Актуальность программы.
Областная санаторная школа- интернат недавно отметила свой 50 –летний юбилей. Это школа с богатым прошлым и не менее интересным будущим. Здесь живут и учатся, проходят специализированное лечение ребята с разных уголков Владимир-ской области. Ежегодно выписывается до 30 % учеников, им на смену приходят но-вички. Все дети различны, требуют индивидуального подхода в работе с ними. Желание взрослых помочь детям познать себя, совершенствовать своё «Я», научить правильно жить в коллективе, принимать участие в развитии самого коллектива – всё это стало основанием поиска системно - деятельностного подхода в работе с дет-
ским коллективом.
Данная работа проводилась в течение нескольких лет, представленные материалы использовались в работе с классом.
Актуальность программы определяется поиском оптимального варианта организа-ции воспитательного процесса для повышения качества работы воспитателя.
Модель воспитательной системы
Модель ВС – это программа развития класса. Данная воспитательная модель – это
теоретическая разработка, основанная на накопленном опыте работы и осуществ-лённая на практике. Предложенная работа помогает формировать детский коллек-тив и управлять его развитием; на деле реализует процесс воспитания как целена- правленный процесс развития личности ребёнка; создаёт среду, способствующую эмоционально – ценностному, познавательному, социально – личностному развитию ребёнка, сохраняя его индивидуальность.
Цели и задачи
Девиз программы: « Стань лучше сам и помоги другому»
Стратегия программы: Выполнение требований по реализации государственного
заказа по подготовке учащихся к успешному окончанию СШИ и социализации в обществе.
Идея программы: Развитие коллектива класса через личностный рост каждого ученика.
Цель работы: Создать благоприятные условия в классном коллективе, способство-вать проявлению индивидуальности каждого воспитанника; рациональная организация воспитательного процесса
Задачи: 1 Формирование положительной « Я- концепции» ученика, достижение
необходимого уровня компетентности учащихся.
2. Заложить и развивать основы самовоспитания и самоанализа.
3. Выработать умение жить в коллективе и участвовать в его развитии.
4. Союз активной жизненной позиции детей и деятельности педагога.
Затруднения: Недостотачное количество информации об организации воспита- тельного процесса, отражающего его динамику и максимально адаптированного к условия интернатного учреждения.
Прогнозируемые результаты: Успешные дети = успешный класс.
Основные направления воспитательной программы
( механизмы взаимодействия; методы, формы работы, технологии)
1.Направление « Здоровье» - защита и укрепление физического и психического здоровья учащихся ( система оздоровительной работы в классе)
- Выполнение режима дня с использованием здоровьесберегающих технологий, ведение « Паспорта здоровья», мониторинг основного и сопутствующих заболеваний
учащихся;
- Сотрудничество с медицинской службой: работа малого медицинского совета (врач, медсестра, ребёнок, воспитатель)- консультации по состоянию здоровья каждого ученика в начале, середине и конце учебного года;
- - Викторины и информационные часы по спортивной тематике (штаб «Сильные, смелые, ловкие);
- Формирование навыков самооздоровления: выполнение утренней зарядки и гимна-тики пробуждения, обтирание; физкультминутки с упражнениями для глаз, позво-ночника, дыхания; точечный массаж; фито – аромотерапия; работа санитарной комиссии класса
- Посещение учениками кружков ОФП, « Юный турист»;
- Участие в традиционных оздоровительных мероприятиях: общешкольных турслётах ( весна, осень), школьной спартакиаде, Дне здоровья, конкурсе « А, ну – ка, парни»;
- консультации родителей учащихся о состоянии здоровья детей;
Просветительская работа по пропаганде ЗОЖ: воспитательские часы, беседы врача и медсестры (понедельник, 3-я неделя каждого месяца).
Тематические беседы и игры по программе « Здоровье»
5 класс –« Быть здоровым – быть счастливым», « Гигиена – залог здоровья», «О пра – вильном питании», игра « Не болей, ка!», «» Ваше здоровье в ваших руках», «Дви- жжение – это жизнь», «Зимние виды спорта»
6 класс – « Формула здоровья», « Вредные привычки», Лекарственные растения», игра « Расти здоровым», « «Курить – здоровью вредить», спортивная игра « За здо-ровьем на спортивную площадку», « Здравствуйте, будьте здоровы!»
7 класс – «Первая помощь пострадавшему», «Гигиена жилища», «Профилактика гриппа», «Красивая осанка – лёгкая походка!», «Закаливающие процедуры», «Профилактика гепатита», « Берегите нервы!»
8 класс –« Формула здоровья», «Здоровье девушки», « Здоровье юноши», «Болезни позвоночника. Сколиоз», «О вреде пива», «Лечение светомузыкой», « Лечебные свойства различных видов рукоделия», « Учитесь властвовать собою»
9 класс – « Вестник ЗОЖ. Микозы», «Суд над вредными привычками», «Релакса- ция», «Биологические ритмы», « Берегите глаза»
2.Направление « Интеллект» - формирование познавательной компетентности, навыков самообразования и саморазвития.
- Изучение особенностей учебной деятельности детей, их возможностей с последую-
щей коррекцией ( упражнения на развитие памяти, внимания, мышления с исполь-зованием пособия Н.К.Винокуровой « Развиваем способности детей» и пособия Ф. Картера « Развивайте интеллект»; диагностика школьной мотивации учеников;
- Расширение кругозора учащихся, их познавательной активности: проведение ин-формационных часов( « Круглый стол», « Детские журналы и газеты», « Информа-ционный вестник», « Годы и люди», « У карты мира», «В гостях у Почемучки» и т.д)
еженедельно по четвергам;
-Посещение воспитателем уроков; консультации учителей – предметников; контроль за ведением дневников самоподготовки и читательских дневников.
- Проведение интеллектуальных викторин и конкурсов;
- Участие в предметных неделях, олимпиадах, международных конкурсах «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Эрудиты планеты», « Эрудиты России», « Леонардо»;
- Развивающие занятия по программе « Самосовершенствование личности» Г.К. Селевко: 5 класс – « Познай себя», 6 класс – « « Сделай себя сам», 7 класс – « Научи себя учиться», 8 класс – « Утверждай себя», 9 класс – « Найди свой путь».
3. Направление « Нравственность» - формирование общегражданских и общечелове-ческих ценностей, самовоспитание.
- Диагностические исследования: « Воля», « Отношение школьников к нравственным нормам и нравственным качествам»;
- Поздравления учащихся класса с днём рождения « Волшебный стул»;
-Воспитание желания действовать согласно нравственным знаниям: поисковая работа, шефство над братской могилой № 10, возложение венка к вечному огню;
- Экскурсии в краеведческий музей и « Музей песни», экскурсии по городу «Улицы города рассказывают», « Вязники дореволюционные», « Современная история горо-да», экскурсии в город Владимир, Муром, Нижний Новгород;
-участие в общешкольных мероприятиях и смотрах – конкурсах муниципального и регионального уровня;
-Воспитание у учащихся ценностного отношения к себе и другим людям: тематиче-ские воспитательские часы ( понедельник, 1 – я неделя месяца)
5. класс – « Культура общения», «Один за всех и все за одного», «Как мы общаемся», «Новый год шагает по планете», «Что в имени тебе моём?», « Ищу друга», «Эти инте-ресные девчонки», «Мы и другие», «Планета детства»
6 класс – « Я- активист», «Ими гордится школа», «Я чувствую, значит – живу», «Будьте добрыми и человечными», «Просит, поверь», «ЖЗЛ. Серафим Саровский»,
« Светлый праздник Пасха», игра « Садовник»
7 класс - « Мои жизненные ценности», «Вместе – мы сила», «О чести и достоинстве», «Как завоевать друзей», «Я, кажется, завидую», «Под Рождественской звездой»,
«Мои земляки»
8 класс -« Правила « хорошего тона», « Жизнь как деяние», «Полюби себя – полю-
бишь других», « Из чаши мудрости испей», « Что значит, жить достойно?», « Страна. в которой ты хотел бы жить», «Гнилое слово да не сойдёт с уст ваших»
9 класс –« Необъявленная война», «Сам себе воспитатель», « Дом, в котором мы живём», «Плюсы и минусы взрослой жизни», «Деньги – плохой хозяин или хороший слуга?», «Семья ваших Я»,
4. Направление « Гражданин» - формирование у школьников гражданско – правовой компетентности.
-Формирование активной гражданской позиции: тематические классные часы( поне-дельник, 2-я неделя месяца);
5 класс – « Я- гражданин России», «История государства российского», « С чего начинается Родина», «Огонь, вода, медные трубы», « Учиться всегда пригодится»
« Дорога в космос»
6 класс – « Права и обязанности детей», «Из истории нашей школы», «Мир детей в мире взрослых», «Моя Родина – Россия», викторина « Колесо истории», «Маленькие солдаты Отечества», экскурсии « Улицы города Вязники рассказывают»
7 класс – « Правила поведения учащихся», «Мои права и обязанности», «Подросток и закон», « Помни имя своё», «Ромашковая Русь», экскурсия в краеведческий музей
8 класс – « Жизнь и права подростков», игра « Суд над хулиганством», «Зачем человеку свобода?», «От первых стягов земли русской до знамени Победы», экскур-сии «Вязники современные»
9 класс – « Что ты знаешь о паспорте?», правовая игра « Веские доказательства»,
Диспут « Зачем гражданину права?», «От безответственности до преступления – один шаг», « НЕТ – дороге в ад»
-Встречи с представителями правовых структур и органов правопорядка, беседы социального педагога;
-Овладение навыками правовой культуры: работа с пособием Г.В.Резапкиной « Уро-ки самоопределения»;
- Работа учеников класса в ученическом самоуправлении.
5. Направление «Общение» - формирование навыков социального общения , созда-ние в классе благоприятной психологической атмосферы, развитие классного коллектива.
- диагностические исследования ( социометрия, уровень тревожности, психологи-ческий климат, « Какой мы коллектив?», уровень воспитанности и т.д.)
- проведение игр , рассчитанных на весь учебный год( с октября по май месяц) и позволяющие решать проблемы взаимоотношений в системе « человек – человек»
( Приложение 1)
5 класс – игра « Стань лучше»( авторская методическая разработка .)
.Развивает волю, трудолюбие, умение детей общаться; помогает ребятам меняться в лучшую сторону. Создаёт благоприятные условия для адаптации пятиклассников .
Помогает формировать и укреплять положительную « Я – концепцию» ребёнка и умение жить в коллективе
6 класс – игра « Звёздный экспресс»
Создаёт « ситуацию успеха» и способствует самовыражению личности учащихся.
Содействует развитию инициативы и творческой активности каждого ученика.
Благоприятно влияет на психологическую атмосферу в классе
7 класс – игра « Каждый мой день прожит не «зря»(авторская методическая разработка .)
Игра – соревнование, дающая возможность учащимся самостоятельно оценивать
себя и видеть свои перспективы.
Создаёт условия для понимания учащимися значимости самовоспитания и самоана-
лиза; пропагандирует ценности здорового образа жизни, повышает уровень эмпатии
8 класс – игра « Воспитай себя»( авторская методическая разработка )
Создаёт условия самосовершенствования личности, повышает самооценку учащих-ся, способствует развитию классного коллектива.
- разрешение сложных ситуаций в классе с помощью « Стены дружбы» и « Стены обид»
6 Направление « Общекультурная деятельность» - участие в творческих мероприя-тиях, проектная деятельность, работа в кружках.
-проведение общешкольных театрализованных праздников:
« Весенние именины» , « Новогодняя сказка» -5 класс ( 2008 – 2009 уч. г,)
« Сказ про то , как Добро и Зло боролись», экологический праздник « В некотором царстве - 6 класс(2009 – 2010 уч.г.)
« Именины январят», «Далёкому мужеству верность храня» - 7 класс( 2010 – 2011 г.)
« Что такое Осень?!», « День рождения сентябрят» - 8 класс ( 2011 – 2012 уч. г.)
« Здравствуй, школа!» -9 класс ( 2012 – 2013 уч.г.)
- сохранение традиций класса – поздравлений с днём рождения, проведения Новогод-них огоньков, классных вечеров.
- участие детей в классных проектах « Пять континентов. Система школьного образования разных стран мира», « Весёлые соседи, хорошие друзья»
-работа детей в кружках « Мастерилка», « Хозяин дома», « Макрамэ», « Юный турист» и т.д.
7. Индивидуальная работа с детьми ( личностно – ориентированный подход, направ-ленный на самоопределение и самореализацию личности ученика)
- работа с личностным портфолио, который стал не просто копилкой дипломов и грамот, а стал исследовательской работой, которую ребёнок пишет о себе.
В разделе « Дневник самовоспитания» зафиксирован не только процесс познания самого себя, показаны учебные и творческие результаты, но и отражён, по возмож-ности, каждодневный труд ученика по самовоспитанию.
-работа по « Индивидуальной воспитательной траектории »
- работа с детьми, требующими повышенного педагогического внимания – индиви-дуальные беседы, ведение дневников поведения и дневников наблюдения, встречи с родителями или опекунами, контроль за посещением кружков, вовлечение детей в работу классного самоуправления;
- работа с одарёнными детьми – работа по индивидуальному воспитательному марш-руту; организация занятий, расширяющих интеллект детей; привлечение ребят к участию в конкурсах, олимпиадах различного уровня.
8. Работа классного самоуправления – привлечение учащихся к организации и управлению делами в классе
-выборы актива класса ( сентябрь);
- планирование работы на полугодие; выполнение запланированных мероприятий;
-отчёт о проделанной работе( 4 –я неделя месяца), итоги полугодия и года.
-работа учеников класса в лидерском совете школы
9. Направление «Семья» - партнёрские отношения с семьями учащихся.
- психолого - педагогическое просвещение родителей (индивидуальные консультации для родителей воспитателя, учителей, медиков, психолога, социального педагога, логопеда);
-родительские собрания, тренинги;
-вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс( проведение внеклассных дел, помощь в трудовых делах, совместные экскурсии и праздники);
- участие родителей в работе родительского комитета класса и попечительского совета школы;
Тематика классных родительских собраний:
5 класс – « Трудности адаптации пятиклассников», «Самоподготовка в учебной деятельности школьника», «Культура общения в школе и дома», «Ценности семьи и
их значение для ребёнка»;
6 класс – «Семейная круговерть», « Положительные эмоции в жизни человека», «Первые проблемы подросткового возраста», « Вредные привычки. Как им проти-востоять»;
7 класс – «Агрессия, её причины и последствия», «Поощрение и наказание детей в семье», «Плохие отметки хи причины», «Нравственные уроки моей семьи»;
8 класс – « О родительском авторитете», «В кругу сверстников», «Курение и статистика», «Здоровый ребёнок – хороший ученик»;
9 класс – «Как научиться быть ответственным за поступки», «Склонности и интересы подростков в выборе профессии», «Как подготовить ребёнка и себя к будущим экзаменам», «Подведём итоги»
10.Направление « Профориентация» - подготовка учащихся к выбору профессии
-знакомство детей с различными профессиями 5 – 6 класс ( конкурс рисунков, воспитат. часы « Профессии наших мам»,
-занятия по программе «Все профессии важны», 7 -8 класс; экскурсии на предпри-ятия города, посещение «Дня открытых дверей» в Вязниковском коммерческом кол-
ледже;
- 90 % учащихся стали слушателями подготовительных курсов при ВКК
Результативность работы:
Работа по данной программе даёт положительные результаты ( приложение2)
Приложение 1 ИГРОВЫЕ ПРОГРАММЫ (2008 – 2012 учебный год)
5 КЛАСС
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Это занятия по теме « Я познаю себя» для пятиклассников
Примерный перечень изучаемых вопросов: «Какой Я?», « Я познаю себя»,
« Мой характер», « Мои интересы» , « Моё здоровье», « Я и мой класс» и т.д..
Каждый ученик получает листок с разработкой занятия, по окончании которого
листочек кладётся в папку портфолио.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП
5 класс Игра – соревнование « Стань лучше».
( методическая разработка воспитателя Пилиной О.В.)
Цель: Возможность педагога показать детям пути работы над собой в деле само-
познания и развития личности.
Задачи: 1. Развивать волю, трудолюбие, умение детей общаться; помочь ребятам
меняться в лучшую сторону.
2. Создать благоприятные условия для адаптации пятиклассников .
3. Формировать и укреплять положительную « Я – концепцию»
4. Управлять процессом развития классного коллектива.
ХОД ИГРЫ.
Пятиклассники – народ особый. Они - жизнерадостные, шумные, очень разные
по характеру. В нашей школе - это большие классы. Кроме того, 5 класс является
переходным в среднее школьное звено, что создаёт определённые трудности.
В сентябре ребята приходят новый кабинет, знакомятся с новыми воспитателями. Игру нужно начинать после выбора актива класса и проведения классных часов
по знакомству детей с «Правилами поведения учащегося школы – интернат» и
принятия ребятами «Законы жизни пятиклассника». В нём коротко прописаны
основные правила поведения культурного человека, его текст висит на видном месте в классном уголке. Это то, к чему дети должны стремиться.
Воспитателю перед началом игры нужно запастись разноцветными бумажными
жетонами разного цвета по количеству детей в классе, значками со словами «Луч-ший в классе» ( можно небольшими косынками на шею).
Жетончики соответствуют цветам радуги и оценивают ключевые моменты второй половины дня интернированных детей. В октябре, когда игра только начинается,
жетончики выдаёт воспитатель, объясняя условия их получения. В дальнейшем,
эта функция переходит к руководителям штабов классного самоуправления.
Цвет жетончика | Условия получения каждого жетона | Кто его выдаёт детям |
1. Красный | За отличную оценку, полученную на уроках | Воспитатель. Учебный сектор |
2. Оранжевый | За активное участие в классных часах | Воспитатель Командир класса |
3. Жёлтый | За культурное поведение по дороге в столовую и в столовой | Воспитатель Санитары |
4.Зелёный | За сон в тихий час и выполнение зарядки пробуждения | Воспитатель Штаб порядка |
5.Голубой | За хорошо подготовленные уроки на самоподготовке | Воспитатель Учебный сектор |
6. Синий | За выполнение физкультминуток на самоподготовке | Воспитатель спортивный сектор |
7. Фиолетовый | За добрые слова детям и взрослым, За добрые дела и поступки | Воспитатель Командир класса |
В течение дня ребята зарабатывают жетоны, воспитатель просит сохранять их, так как в конце самоподготовки подводятся итоги. Пятиклассники подсчитывают каждый свои жетоны. Ученик, заработавший максимальное число жетонов, стано- вится победителем дня. Его записывают в экран победителей игры « Стань лучше»,
ему вручается значок ( или косынка на шею), который сохраняется у него до сле-
дующего дня. Если победителей несколько, также отмечаются все. Сладким призом отмечается победитель месяца, по итогам полугодия - вручаются грамоты и призы.
« ЗАКОНЫ ЖИЗНИ ПЯТИКЛАССНИКОВ»
1. Мы все - жители прекрасной планеты Земля. Свежий воздух, голубое небо, яркое солнце, чистая вода, разнообразный животный и растительный мир, люди – не удивительно ли это?! Береги свою планету!
2 Ты – гражданин огромной и могучей страны под названием -Россия!Гордись своим
Отечеством, учи историю своего государства, будь достоин звания – россиянин!
3.Санаторная школа – интернат – твой второй дом: здесь ты учишься, живёшь, поправляешь своё здоровье. Здесь чисто, уютно, тепло. Береги свой Дом !
4.Овладевай культурой человеческих отношений: умей любить людей, жалеть, прощать.
5. Будь щедрым и бескорыстным. Поступай с другими так, как бы тебе хотелось,
чтобы поступали с тобой.
6. Почаще говори одноклассникам: «Давай дружить!».Не ябедничай за спиной своих
товарищей, не обзывайся , не давай детям прозвищ .
7. Не давай волю кулакам! Не дерись! Гнев – вредное чувство, оно мешает тебе.
8. Будь аккуратным и чистоплотным, береги себя и своё здоровье!
9. Цени своё и чужое время – не опаздывай !
ИГРА – СОРЕВНОВАНИЕ « СТАНЬ ЛУЧШЕ…» ( экран соревнований)
Победители дня
Победители месяца
октябрь | ноябрь | декабрь |
Победители первого полугодия
РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ ЭТАП
В конце года каждый ученик написал сочинение о прожитом годе, о том, как он изменился. Своих достижения каждый смог записать в свою «Корзину добрых дел»,
о том, что не получилось – в « Горшочек неудач»
6 КЛАСС
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Это занятия по курсу «Самосовершенствования личности» Г.К.Селевко для 6 класса «Сделай себя сам» и по методическому пособию Молчанова З.С. «Я – культурный человек»
Основные темы были таковы: « Какой из меня воспитатель?», «Поведение: от самооценки к поступку, от поступка к характеру», « Воспитание воли», « Уча дру –
гих, учимся сами», « Я – культурный человек» и т.д
.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП
6 класс Игра – соревнование « Звёздный экспресс»
( методическая разработка воспитателя Медведевой С. А, Пилиной О.В.)
Цель: Создание условий для мотивации детей на достижение успеха в разных
сферах деятельности.
Задачи: 1. Создать « ситуацию успеха» и способствовать самовыражению личности
учащихся.
2. Содействовать развитию инициативы и творческой активности каждого
ребёнка.
3. Управлять процессом развития классного коллектива.
ХОД ИГРЫ.
Данная игра проходит с октября по май месяц включительно. В сентябре воспитате- ли знакомят детей с правилами игры. Ребята выбирают конкурсы, в которых они могут раскрыть свои таланты и проявить себя в разных сферах деятельности, для
каждого конкурса оформляется экран соревнований
Вид деятельности | Название конкурса | Участники | Содержание | Итог достижений |
1. Учебно – познавательная | «Золотой фонд класса» | Отличники и хорошисты | Учеба, участие в олимпиадах | Лучший резуль- тат по итогам че-тверти, награжде ние |
2. Спортивно – оздоровительная | «Лучший спортсмен» | Все ребята | Участие в спартакиаде | Результат за год, награждение |
3.Художественно- эстетическая | «Мы ищем таланты» | Все ребята | Конкурсы, праздники | Награждение по итогам экрана соревнований . |
4.Социальная | «Добрые дела» | Все дети | «Корзина доб-рых дел» | Награждение |
5.Организационная
| « Лидер» | Лидеры штабов | Выполнение поручений | Награждение по итогам экрана соревнований |
6.Информационная | «Корреспон- дент» | Все дети | Выпуск инфор- мационных листов | Награждение по итогам экрана соревнований |
7. Общение | «Любимец публики» | Все ребята | Рейтинг популярности | Награждение |
Экраны соревнований висят в классном уголке, промежуточные итоги подводятся по окончании четверти. В конце полугодия на Новогоднем огоньке и в конце года на классном огоньке, посвящённом окончанию учебного года, грамотами за призовые места были награждены победители всех конкурсов
.
Ожидаемый результат: Увеличение числа детей, добившихся хороших результатов
в разных сферах деятельности, повышение активности учащихся, создание благоприятной атмосферы в классе.
ЭКРАН СОРЕВНОВАНИЙ ИГРЫ « ЗВЁЗДНЫЙ ЭКСПРЕСС»
Конкурс « Золотой фонд класса»
Имя,фамилия | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Итог за год |
Конкурс « Лучший спортсмен»
Имя,фамилие | кросс | тур. слёт | пионербол | ОФП | Итог за год |
Конкурс « Мы ищем таланты»
Имя,фамилия | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Итог за год |
Художники |
1. |
2. |
Артисты |
1. |
2. |
Поэты |
1. |
2. |
Конкурс « Лидер»
Лидеры штабов | 1 четверть | 2четверть | 3 четверть | 4 четверть | итог |
Учебный |
Ш. порядка |
«Санитары» |
«Вожатик» |
Спортивный |
Культ. масс. |
Конкурс Корреспондент»
Имя,фамилия | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Итог |
Выпуск «Молнии» | 1,2, 3 место | 1, 2, 3 место | 1, 2, 3 место | 1, 2, 3 место |
Информацион- ные часы | 1, 2, 3 место | 1, 2, 3 место | 1, 2, 3 место | 1, 2, 3 место |
Конкурс « Любимец публики»
Имя,фамилия | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Итог |
Победителей конкурса « Добрые дела» записывают с «Летопись добрых дел»
лидер» и т.д.
РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ ЭТАП
В конце этого учебного года каждый ученик смог проанализировать свои «Переме-ны» к лучшему и наметить задачи дальнейшего самовоспитания; награды за участие в игре « Звёздный экспресс» пополнили портфели достижений ребят.
7 КЛАСС
ТЕОРАТИЧЕСКИЙ ЭТАП
В седьмом классе занятия соответствовали темам «Научи себя учиться» и « Я - гражданин». Дети пробовали разобраться в таких вопросах: « 5 – « само» в учении»,
« Я – ученик», « Я – память и мышление», « Я – гражданин».
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП
7 класс Игра « Каждый мой день прожит не зря»
(методическая разработка воспитателя Пилиной О.В.)
Игра – соревнование, дающая возможность учащимся самостоятельно оценивать
себя и видеть свои перспективы.
Цель: Создание условий для понимания учащимися значимости самовоспитания.
Задачи: 1. Формировать у детей готовность меняться в лучшую сторону и анализи-
ровать свои поступки.
2. Пропагандировать ценности здорового образа жизни.
3. Повышать культуру поведения и общения в системе « человек – человек
ХОД ИГРЫ.
В сентябре воспитатель знакомит детей с условиями игры. У каждого ученика свой
персональный лист, в котором написано его имя, фамилия. Далее, в таблице, в сто-
лбцах указаны дни месяцев, в строках прописаны основные моменты дня ученика.
Жизнь детей в интернатном учреждении очень насыщена и каждая минута используется по назначению. Вечером, после самоподготовки, воспитатель раздаёт
листы детям, и они по пятибальной системе оценивают себя.
5 баллов - знаю, понимаю важность, действую самостоятельно и добросовестно
4 балла - знаю, понимаю важность, но не всегда выполняю хорошо
3 балла – знаю, понимаю важность, но выполняю плохо
2 балла – знаю, но не выполняю
1 балл – не хочу знать, не хочу выполнять, грубые нарушения
Победителем дня может считаться ученик, набравший максимальное количество баллов, однако, в число победителей не может попасть ребёнок, получивший 1, 2 или 3 балла. Фамилия, имя детей, ставших победителями, вписывается в экран соревно-
ваний. В конце полугодия ребята анализируют и записывают в персональном листе:
«Что получилось! Что не получилось? Над чем надо работать?» По результатам игры, в конце полугодия и в конце года определяется лучший воспитанник класса. Ему вручается диплом победителя игры. Дети, занявшие 2 и 3 места, награждаются грамотами.
ИГРА « КАЖДЫЙ МОЙ ДЕНЬ ПРОЖИТ НЕ ЗРЯ» (Экран соревнований)
Победители дня!
Победители недели!
Победители четверти!
Победители полугодия
Персональный лист учащегося 7 класса фамилия, имя
Игра «Каждый мой день прожит не зря»
сентябрь октябрь
Показатели дня |
утренняя зарядка |
обтирание |
поведение на уроках |
поведение в столовой |
тихий час |
зарядка пробуждения |
самоподготовка |
физкульт.минутки |
кружки |
внешний вид |
ученик не дерётся |
уважает взрослых |
уважает детей |
не сквернословит |
Общий балл |
ноябрь декабрь
Показатели дня |
утреняя зарядка |
обтирание |
поведение на уроках |
поведение в столовой |
тихий час |
зарядка пробуждения |
самоподготовка |
физкульт. минутки |
кружки |
внешний вид |
ученик не дерётся |
уважает взрослых |
уважает детей |
не сквернословит |
Общий балл |
Что получилось!? Что не получилось? Над чем работать?
РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ ЭТАП
Этот раздел программы мы назвали « Всё ли получилось?» , « Отчёт самому себе»
8 КЛАСС
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Тема работы – « Утверждай себя», « Путь к успеху»
Главными вопросами этого года стали: «Программа самоутверждения», « Я строю
личность», « Моё место в обществе», « Многоликий лидер» и т.д.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП
8 класс «ВОСПИТАЙ СЕБЯ» ( Индивидуальный воспитательный маршрут)»
( методическая разработка воспитателей Пилиной О.В)
Цель: Создание условий для понимания учащимися значимости самовоспитания
для успешной компетентности в разных сферах деятельности.
Задачи:1. Продолжить работу по самосовершенствованию личности .
2. Формировать у детей готовность сохранять духовное и физическое
здоровье.
ХОД РАБОТЫ.
В 8 классе наши дети стали старше, этот подростковый период – один из непростых
этапов в их жизни. В этом учебном году мы стали больше работать с детьми индиви-
дуально. Воспитатель в начале учебного года пишет на каждого ученика характерис-
тику, обсуждает её вместе с воспитанником. Это своеобразная точка отсчёта. Затем каждому ребёнку предлагается движение вперёд по индивидуальному воспитатель-
ному маршруту, разделы которого так же обсуждаются с детьми. В начале, в середи-не и в конце года ребята подводят итоги работы над собой. В конце года ученик пи- шет характеристику на себя, сравниваются обе характеристики, вносятся изменения в текст первой.
Индивидуальный воспитательный маршрут .
Ученика(цы)________________________________________ класса__________
Разделы маршрута | Работа над собой | Работа над собой | результат |
! | Начало года | полугодие | Конец года |
МОЁ ЗДОРОВЬЕ |
Цель:Хочу быть здоровым! |
1. Группа здоровья |
2 мой рост и вес |
3 Как часто болею? |
4 Как улучшаю своё здоровье? |
5 мои спортивные достижения |
КАКОЙ Я ЧЕЛОВЕК? |
Цель:Каким человеком хочу стать |
1.Мои положительные качества |
2 Мои недостатки |
3 Что делаю для их исправления? |
4 Мои волевые качества( выдерж-ка,дисциплина,самостоятельность) |
5 Моё поведение |
6 Мой статус в классе |
7 Мои друзья |
8 Как помогают мне взрослые? |
9 Как помогают воспитатели? |
10 Мои личные достижения |
КАКОЙ Я УЧЕНИК? |
Цель: Каким учеником хочу стать |
1. Мои любимые предметы |
2 Как занимаюсь на уроках? |
3 Моя самоподготовка уроков |
4 Что читаю |
5 По каким предметам хочу учиться лучше? |
6 Что делаю для этого? |
7 Занимаюсь ли дополнительно |
8 Кто помогает мне в учёбе? |
9 Мои учебные достижения |
МОИ ИНТЕРЕСЫ |
Цель: Кем хочу стать? |
1 Любимое занятие |
2 Какие кружки посещаю |
3 Какие дела организую |
4 Моё поручение в классе |
КАКОЙ Я ГРАЖДАНИН |
Цель: Быть гражданином России |
1 Мои жизненные ценности |
2 Как я забочусь о школе? |
3 Как берегу природу? |
4 Люблю лия свою Родину? |
5 Как познаю свой край? |
САМОВОСПИТАНИЕ |
Цель: хочу быть воспитанным |
Самопознание |
Самооценка |
Самообразование |
РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ ЭТАП
В конце каждого учебного года ребята подводят итоги проделанной работы. Анализируя свои показатели, ученики строят свою траекторию самосовершенство-вания личности.
Результат работы над собой можно отследить в « Дневнике самовоспитания», который есть в каждом портфолио детей и отражает « ступеньки их роста».
Она измеряется тем, как будут сформированы нравственные, общегражданские
ценности ученика, его умение жить в обществе, его стремлении развиваться.
Это отражено в диагностических исследованиях, проводящихся на протяжении нескольких лет в классе( психологический климат, уровень тревожности, межлич-
ностные отношения, уровень воспитанности, уровень сплочённости коллектива)
(приложение 2 ) Результативность работы с классом по воспитательной программе
1. Мониторинг оздоровительной работы показал положительные результаты: увеличилась группа детей, улучшивших своё здоровье и выписанных по выздоровлению.
2. Мониторинг качества знаний: на протяжении всех лет в классе две отличницы и большая группа (до30%) хорошистов; нет неуспевающих детей.
У большинства ребят положительная учебная мотивация.
3. Мониторинг межличностных отношений ( по Морено) показал, что в классе нет отверженных детей, высокий процент предпочитаемых ( 33 – 40%) и лидеров(30%), что свидетельствует о благоприятных межличностных отношениях в классе.
4.На протяжении пяти лет вырос уровень адекватной и высокой самооценки детей, снизился показатель низкой самооценки( высокого уровня тревожности)
5. Все годы сохраняется среднеблагоприятная и благоприятная атмосфера в классе , отмечается положительная динамика уровня воспитанности.
6. Дети организованы; игровые программы, рассчитанные на год, обновляются и учитывают возраст воспитанников.
7. В работе по данной программе использовались воспитательные технологии: КТД,
игровые технологии, технология индивидуальной работы с детьми, социальное проектирование.
Карта – схема развития личности ребёнка « СТУПЕНИ РОСТА».
Общие сведения__________________________________________________________
Показатели | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
Направленность личности 1. Статус ученика 2. Микрогруппа 3. Порученное дело 4. Участие в жизни класса 5. Участие в жизни школы 6. Личные достижения |
Нравственное развитие 1. Моральные качества (доброта, честность, скромность) 2. Волевые качества (дисциплина, самостоятельность, ответственность и т.д. 3. культура поведения |
Познавательные способности 1. Успехи в учёбе 2. Желание учиться 3. Самообразование 4. Занятия в кружках 5. Профессиональный интерес |
Гражданская позиция 1. Жизненные ценности 2. Забота о школе 3. Забота о близких |
Самовоспитание 1. Самовоспитание 2. Самокритичность. 3. Что получается? 4. Что не получается? |
Адресная направленность
По нашему мнению, данная работа может быть рекомендована как классным руководителям в общеобразовательных школах, так и воспитателям интернатных учреждений. Игровые методики, предложенные нами в данной работе уже использо-вались нашими коллегами в этом году в пятом и седьмом классах. Данная работа представлена на областном семинаре для заместителей директоров по воспитатель-ной работе по теме « Ученическое самоуправление как фактор успешной адаптации и социализации воспитанников учреждений санаторного типа» 28. 08 2012г, г. Вязни-ки, Владимирской области.
Список литературы.
1. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России
2. Козлова Г.В. « Программа воспитательной работы», « Классный руководитель», № 4, 2000 г.
3. Молчанова З.М,, Тименко А.А, Токарева М.В, «Личностное портфолио школьни-ка», Москва, « Глобус», серия « Воспитательная работа», 2008 г.
4. Селевко Г.К. « Самосовершенствование личности», Москва , изд.» Народное образование», 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная программа класса "Союз ума и добра"
Программа представляет собой удачный синтез принципов коллективной творческой деятельности и является эффективным средством гармоничного развития личности и ученического коллектива....
Воспитательная программа класса "Я - среди людй"
Программа деятельности классного руководителя "Я - среди людей" на районный конкурс "Самый классный "классный"....
Проект воспитательной программы класса "Быть человеком"
Проект включает в себя разработку воспитательной программы на три года с 7 по 9 класс....
Воспитательна программа класса "Содружество"
Система работы с классным коллективом в среднем звене школы...
Воспитательная программа класса
Воспитательная программа класса...
воспитательная программа класса "Путь к здоровью"
Программа поможет классному руководителю в работе по формированию здорового образа жизни среди учащихся и их родителей....
Презентация воспитательной программы класса
Презентация воспитательной программы класса к конкурсу "Самый классный Классный"...