Корреккция повышенной тревожности и агрессии, как неконструктивных механизмов защиты и амбивалентной самооценки
рабочая программа по психологии

Костюшина Екатерина Викторовна

Данная программа подходит школьникам, в поведении которых можно наблюдать агрессивные тенденции: демонстративность, повышенная агрессия по отношению к окружающим одноклассникам, а также наблюдалась высокая тревожность. При этом, стоит учитывать, что агрессию, которую испытывают ученики и которая раньше была направлена на других, на момент работы с ребенком может быть направлена и нас самого себя (аутоагресссия). Однако стоит заметить, что данная особенность может быть косвенной, ребенок может провоцировать своих одноклассников на то, чтобы они отнеслись к нему с враждебностью (ставил подножки, пытался отбирать прыгалки). При этом агрессия может выступать и как защитная реакция, например, ребенок ведет себя демонстративно, старается выделится из массы своих одноклассников, отстаивает место лидера. В действиях ребенка присутствуют лишние движения, суетливость. Эмоции ребенка могут быть при все при этом яркие и насыщенные, реакция на успех положительная, а на поражение – нейтральная, а иногда вплоть до истерики и нанесения себе травм. В коллективе к такому ученику относятся негативно. Каждый успех его не замечается одноклассниками, а неудача высмеивается.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Пояснительная записка

Актуальность и состояние проблемы

Данная программа подходит школьникам, в поведении которых можно наблюдать агрессивные тенденции: демонстративность, повышенная агрессия по отношению к окружающим одноклассникам, а также наблюдалась высокая тревожность. При этом, стоит учитывать, что агрессию, которую испытывают ученики и которая раньше была направлена на других, на момент работы с ребенком может быть направлена и нас самого себя (аутоагресссия). Однако стоит заметить, что данная особенность может быть косвенной, ребенок может провоцировать своих одноклассников на то, чтобы они отнеслись к нему с враждебностью (ставил подножки, пытался отбирать прыгалки). При этом агрессия может выступать и как защитная реакция, например, ребенок ведет себя демонстративно, старается выделится из массы своих одноклассников, отстаивает место лидера. В действиях ребенка присутствуют лишние движения, суетливость. Эмоции ребенка могут быть при все при этом яркие и насыщенные, реакция на успех положительная, а на поражение – нейтральная, а иногда вплоть до истерики и нанесения себе травм. В коллективе к такому ученику относятся негативно. Каждый успех его не замечается одноклассниками, а неудача высмеивается.

Цель занятий

- формирование у ребенка младшего школьного возраста конструктивных моделей поведения в ситуациях, провоцирующих у него агрессию или тревожность.

Задачи

  1. обучить ребенка общепринятым и неопасным для окружающих способам выражения своего гнева
  2. выработать у ребенка навыки владения собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева или тревожность,
  3. научить осознавать собственные эмоции и эмоции других людей,
  4. сформировать способность к сопереживанию, сочувствию, доверию окружающим
  5. обучить адекватным поведенческим реакциям в проблемной ситуации,
  6. научить ребенка находить конструктивный способ выхода из конфликта.

Длительность программы

Длительность коррекционной программы будет составлять 6 занятий.

Частота занятий

Частота занятий - два раза в неделю.

Продолжительность занятий

Каждое занятие следует проводить длительностью от 30 минут до 60, за исключением первого, так как оно будет проведено длительностью ровно в  40 минут.

Форма

Занятия будут проводиться в индивидуальной, закрытой, частной, программированной, директивной и каузальной формах.

Материалы и оборудование

Листы бумаги (формат А4), конверт, ручка, стимульные материалы (рисунки, картины), карандаши, клей, газеты и журналы, музыка без слов (инструментальная и звуки природы), "Листа участника" для  упражнения 1 занятия 5, звездочка из  любой бумаги.

Предполагаемый результат занятий

В результате занятий ребенок сможет научиться по-другому выражать свой гнев, сможет по-новому взглянуть на своих одноклассников, захочет больше общаться с ними, перестанет много волноваться как на уроках так и при общении с одноклассниками.

Критерии эффективности

Предполагаемая коррекционная программа может считаться эффективной, если:

- в поведении ребенка не проявляются черты повышенной тревожности и агрессии,

- ребенок адекватно сложившейся ситуации проявляет свой гнев, легко выходит из конфликта,

- ученик научился распознавать свои и чужие эмоции,

- по отношению к ученику конфликтное минимизировалось отношение одноклассников.

Коррекционная программа «Коррекция повышенной тревожности и агрессии, как неконструктивных механизмов защиты, и амбивалентной самооценки».

Описываемые ниже коррекционные занятия будут иметь «космическую тематику.

Занятие 1. «Знакомство с театром эмоций»

Цель занятия: обучение осознанию собственных эмоции и эмоции других людей

Длительность занятия – 30-40 минут

Упражнение 1. «Письмо в будущее. Часть 1».

Цель: повышение мотивации к работе, стимулирование рефлексии относительно своих целей участия, актуализация опыта работы и размышлений в рамках предстоящей работы.

Продолжительность: 20 минут

Описание

«Слышал ли ты когда-нибудь про письмо в будущее? Это когда человек пишет письмо самому себе, но только прочтет он это письмо через какой-то определенный срок. Сегодня тебе улыбнулась такая возможность. Возьми конверт, подпиши свое имя и фамилию. Молодец. А теперь достань из конверта бумагу и напиши о себе, о своих ожиданиях, мыслях, чувствах, которые ты испытываешь сейчас»

Это рамочное упражнение, которое и начинает коррекционную работу, и завершает ее. Соответственно, оно проводится в два этапа: в первый день в начале работы и в последний на стадии ее завершения.

Участник коррекционной программы получает конверт с названием, символикой и датой проведения занятия и лист бумаги.

Сначала на чистом листе в свободной форме ученик записывают что-то о себе, о своих мыслях, чувствах и ожиданиях, после  участник надписывает свой конверт.

Подписывать конверт необходимо, чтобы повысить ответственность участника за свои слова. По этой причине нежелательно, чтобы конверт маркировался только каким-то шифром, вензелем, рисунком или тому подобными изображениями.

Ведущий программы перед началом выполнения задания предупреждает о том, что никто, кроме самого участника, не будет иметь доступа к письму, что содержание письма будет известно только ему самому.

После того как письмо написано, его нужно положить в конверт, а сам конверт надежно запечатать (например, полосой скотча). Конверт сдается ведущему, который в неприкосновенности хранит его до последнего дня занятия, когда участник переходит ко второму этапу выполнения этого задания.

Обсуждение

В ходе обсуждения упражнения следует затронуть вопросы, касающиеся  когнитивных, эмоциональных и волевых процессов психики.

- Легко ли было писать самому себе письмо?

- Все ли успел написать или осталось еще что-то, что хотел бы добавить?

- Хочешь ли дописать (если да, то предложить обсудить это или дать листок, чтобы участник дописал)?

- Что ты испытывал, когда писал письмо?

- Это помогало писать или отвлекало?

- Что помогало писать письмо? А что наоборот – отвлекало?

Упражнение 2. «Угадай эмоцию»

 Цель: обучение осознанию собственных эмоции и эмоции других людей.

Продолжительность – 10-20 минут.

Описание

Упражнение проводится в два этапа: с картинками, где изображен один человек с какой-либо эмоцией, и с картинками, где изображена какая-либо ситуация.

Перед началом проведения упражнения подбираются картинки (фотографии), с изображением детей и взрослых, у которых ярко выражено, эмоциональное состояние как основных эмоций (радость, страх, гнев, горе), так и их оттенков, сюжетные картинки с изображением положительных и отрицательных поступков детей и взрослых.

Инструкция к первому этапу: «Сейчас мы с тобой побудем сыщиками. Но не простыми, а пришедшими из театра. Все актеры должны хорошо разбираться в чувствах тех, кого играют. А ты, какие знаешь положительные эмоции? (Если ребенок называет эмоции, то продолжаем объяснять предстоящее задание, если нет, помогаем ему в названии эмоций и далее продолжаем говорить инструкцию) Сейчас мы тоже будем искать такие эмоции. Мы будем просматривать картинки. Во время просмотра мы будем отвечать на 4 вопроса: что за эмоция изображена на картинке, что делает изображенный персонаж, как он себя чувствует, и как мы это поняли. Ну что, приступим?»

В первом этапе проведения упражнения ребенку последовательно показывают картинки детей и взрослых и спрашивают обозначенные выше вопросы.

Инструкция ко второму этапу: «Думаю, мы славно потрудились. Но теперь наша задача усложняется. Не все же простые задачки решать! Сейчас мы посмотрим разные изображения, где изображен уже не один персонаж, а несколько. Нам останется только назвать, что чувствуют персонажи, что они делают, как они это делают, кому из них хорошо, а кому плохо. Приступим?»

Для проведения второго этапа подбирается ряд картинок, на которых изображено не менее двух персонажей (как реальных людей, так и сказочных). Ребенку последовательно показывают сюжетные картинки и задают вопросы, которые обозначены выше.

Обсуждение

 - Как ты думаешь, получилось ли у тебя побыть сыщиком из страны Добра?

- Легко ли было распознавать эмоции?

- Какие эмоции распознавались легче добрые или злые?

- Как думаешь, когда возникают положительные эмоции? А когда отрицательные? А из-за чего они возникают?

- Как себя обычно ведут, когда возникают добрые эмоции? А когда отрицательные?

- А как ты себя ведешь, когда возникают положительные эмоции? А отрицательные?

- Как ты выражаешь положительные и отрицательные эмоции?

- Какую эмоцию тебе легче выразить?

Упражнение 3. «Злюка успокоилась»

Цель: обучение снятию эмоционального напряжения

Длительность упражнения – 5 минут.

Описание

«Как всем известно, люди и звери не любят злиться. Но иногда злиться приходится – это же нормально!  Чтобы злость и неприятные ощущения от нас ушли, люди  придумали занятный стишок-упражнение. Сейчас я его буду читать и делать движения. Движения повторяй за мной. Начали?»

Стишок:

А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.  

Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать).  

Чтобы злоба улетела и расслабилось все тело,  

Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться,  

Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть).

Во время прочтения ведущему программы сначала следует напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть.

Повторить стишок еще два раза.

Обсуждение занятия

- Что нового ты узнал сегодня?

Занятие 2. «Театральная мастерская»

Цель занятия: обучение осознанию собственных эмоции и эмоции других людей

Длительность – 30 минут

Упражнение 1. «Эскиз инопланетной маски»

Цель упражнения: создание контакта и мотивировка участника на дальнейшие занятия.

Длительность -30 минут

Описание

«Одно из самых древних развлечений – это театр. Сегодня ты попробуешь создать эскиз маски. Но маски не простой, а инопланетной.  Для создания эскиза тебе понадобится лист бумаги, ручки, маркеры и карандаши. Сначала, представь себе маску. Что она будет изображать, добрая или злая она будет, веселая или грустная? Теперь нарисуй то, что ты представил!»

Ребенок делает маску один, если ему нужна помощь,  ведущий помогает ему. Во время работы можно задавать вопросы, хвалить участника. По окончании занятия делается презентация маски. Ребенок – рассказывает о своей маске с минуту, а после ведется обсуждение.

Во время изготовления эскиза читается сказка про Добро и Зло, чтобы натолкнуть ребенка на размышления об этих качествах, а также для стимуляции рефлексии по поводу самооценки ребенка.

Текст сказки.

Давным-давно на Земле царило Добро. Все было полно гармонии, счастья и радости. Жить в таком мире было здорово – ведь все друг друга любили, уважали, было много смеха, была радость каждому  новому дню у жителей планеты.

Но однажды в самой дремучей чаще, в самом темном ее уголке появилось Зло. Как и из-за чего оно появилось – никто не знает. Зло с того самого времени начало свое распространение по всему миру своих хищных и алчных щупалец. Сначала, оно выходило только по ночам, после уже в сумерки, а когда совсем окрепло – то стало появляться уже и днем. Наступил как-то такой день, когда Зло стало таким же сильным как и Добро. Тогда оно вызвало его на бой темной ночью у тёмного леса.

Злу больше всего на свете хотелось захватить мир и править им.  Наступила черная и беспроглядная ночь, и явилось Зло на опушку леса. Там его ждало Добро. Битвы не последовало. Не стало добро бороться. Оно только улыбнулось, когда Зло его победило. Опушку огласил жуткий хриплый вой победителя. Он упивался своим превосходством, но не заметил, как на растворяющемся в темноте лице Добра появились три слезинки, как они скатились на землю и впитались в нее, для того, чтобы пробудиться в будущем.

 Прошло много лет, на месте нечестной битвы поострили свои лачуги рабы. Однажды в семье одного из рабов родились три чуда – сначала Знание, потом Волшебство, а после Совершенство. Всем были любы три этих существа. Они помогали людям в работе и в жизни, постепенно души жителей этой местности стали добрее и прекраснее. Дела сельчан пошли в гору – пшеница стала расти лучше, хозяин стал благосклоннее и не обременял их налогами. Давал он им поощрения, и вскоре вовсе дал всем «вольные». Это были заслуги Волшебства, Знания и Совершенства.

Добрые вести об этом селении дошли и до Зла. Пронюхало оно, что что-то не так с этим местом – нет там горя, страха и безысходности, нету жадности и злобы. Поехало оно узнать, что же там случилось. Приезжает и видит трех необычайно прекрасных существ, от которых веет добротой и радостью.

Подъехало к ним Зло и посмотрело в их глаза. Оно не поверило увиденному – этого же не могло быть. Добро же погибло, и не было у него приемников! Однако на него смотрели лучистые и сверкающие добротой глаза потомков заклятого врага.

Тогда окутало Зло  туманом троих существ, вознесло оно острый меч над их головами и хотело уже опустить его и победить добро окончательно, как раздалась громкая и нежная музыка, послышался необычайно красивый смех Добра, и предстало оно призраком перед своими детьми.  Нашептало мудрое существо своим детям историю неравной битвы и рассказало их предназначение. Знание, Волшебство и Совершенство все поняли. Напоследок, перед тем как растаять, Добро поцеловало каждое свое порождение и превратилось в искристый воздух, растворив собою темный туман Зла.

На месте тумана стали появляться сельчане, они все подходили и подходили, и вскоре все они окружили своих любимых существ. Хотело Зло снова занести меч над всеми ними и искоренить ростки счастья в мире. Но ничего не вышло у коварного Зла. Меч в его  руках разлетелся на тысячи осколков, а само оно стало уменьшаться в размерах и превратилось маленького жучка с желтыми глазами и улетело в чащу темного леса.

После этого события стали три чуда путешествовать по миру, искореняя Зло и даря теплоту, счастье и радость всем живым существам на Земле. Совершенство даровало способность стремиться к лучшему и прекрасному,  Волшебство научало верить, надеяться и любить, а Знание давало мудрость.

В каждом человеке живут эти три чуда расчудесные, в каждой его мысли, в каждом поступке. До тех пор, пока человек помнит о них, Зло не сможет пробраться к нему в душу.

Следует дать домашнее задание ребенку, которое заключается в придумывании истории про получившуюся маску.

Обсуждение

- Какие эмоции, чувства, переживания вызвало изготовление маски?

- Что ты представлял когда собирался готовить маску?

- Получилось ли у тебя исполнить задуманное?

- Кто изображен на маске?

- Доброе или злое изображение у тебя получилось?

- Что ты думаешь о том, что в человеке есть что-то от добра?

- Что ты можешь рассказать про себя?

Занятие 3. «О Мире инопланетян»

Цель занятия: обучение ребенка общепринятым и конструктивным способам общения в ситуации, вызывающей гнев

Длительность занятия составляет  45 минут.

Упражнение 1. «Рассказ инопланетной маски»

Цель: актуализация мотивации на совместную работу и ввод в последующее упражнение

Длительность - 20 минут

Описание

«Давай продолжим наше путешествие в театр. Из прошлых двух занятий мы вынесли очень много полезного? Вспомнишь? Отлично! А сегодня ты постараешься от лица своего эскиза маски рассказать о том мире, в котором живет инопланетянин, которого ты нарисовал на прошлом занятии».

Ребенок, если надо дорисовывает маску, и по ходу рассказывает о мире своего инопланетянина.

Примерные вопросы для обсуждения

- Где живет твой инопланетянин?

- Есть ли у него?

- Есть ли у него друзья?

- Как он живет на этой планете?

- Что происходит в жизни инопланетянина?

- Чего хочет?

- Какой у него характер?

Упражнение 2. «Маска для театра»

Цель: обучение ребенка общепринятым и неопасным для окружающих способам выражения своего гнева

Длительность упражнения – 25 минут

Описание

Упражнение делится на две части: создание маски и проигрывание ситуаций, вызывающих у ребенка агрессию.  

«Ты молодец, у тебя отличный получился рассказ и эскиз маски. Сейчас ты постараешься сделать настоящую маску. Для этого выбери из предоставленных фигур одну или две, и начинай делать маску».

После прочтения инструкции ребенку предоставляется на выбор фигуры: треугольник, фигура с зигзагами, круг, квадрат, прямоугольник. Это сделано для того, чтобы провести диагностику направленности личности ребенка. Это поможет в дальнейшем при подборе трех ситуаций, которые будут проигрываться на четвертом занятии.

После ребенок создает свою маску. При этом психологу рекомендуется спрашивать о каждом шаге ребенка, помогать ему.  Следует заметить, что психолог тоже готовит себе маску. Это важно для второй части занятия.

Вторая часть упражнения заключается в проигрывании ситуаций. При этом на третьем занятии проигрывается только одна ситуация из трех. Это связано с тем, чтобы мотивировать ученика на продолжение занятий.

«У тебя получилась интересная маска, сейчас примерь ее. Посмотри в зеркало, тебе нравится, как ты выглядишь в маске? Отлично. Тогда сейчас я тебе задам ситуацию, а ты попробуй от лица сначала маски, а после от своего лица проиграть заданную мной сценку».

Психологу вначале обязательно быть в маске, чтобы не стеснять действия ребенка. Чтобы реакции ученика были естественными, а не наигранными и не социально одобряемыми.  Когда ребенок поймет, как надо действовать в маске, психолог снимает маску и уже от своего лица проигрывает сценку.

Сценка №1.

У ребенка в  «инопланетной маске» психолог, который тоже  в маске, просит что-то ему дать.

Вариант 1. Просьба должна звучать грубо.

Вариант 2. Просьба звучит более  мягко и вежливо.

Каждый вариант проигрывается. Затем спрашивают у ребенка:

- Нравится ли тебе быть в маске?

- Приятнее быть в маске или без нее?

- Какой вариант просящего человека тебе больше нравится?

- Как думаешь, что надо сделать человеку из первого варианта, чтобы он стал приятнее?

- А если тебя буду просить одноклассники что-то дать им,  как ты себя поведешь?

- Какие чувства ты испытываешь, когда ты в маске? А когда без нее?

- Что надо тебе сделать, чтобы проще было общаться с человечком из первого варианта?

После сделанных выводов, психолог с ребенком формулируют правила общения как с человечком из первого варианта, так и из второго варианта.

Занятие 4. «Сцена инопланетян»

Цель занятия: формирование конструктивных моделей общения в ситуациях, вызывающих гнев и агрессию

Длительность занятия – 60 минут

В начале занятия ребенку дается лист для зарисовок. Это поможет психологу в общении с ребенком в промежутке между выполнением упражнений, а также это важно для снятия эмоционального напряжения у ребенка в конце недели.

Упражнение 1. «Театр»

Цель: формирование конструктивных моделей общения в ситуациях, вызывающих гнев и агрессию.

Длительность: 40 минут

Описание

В этом упражнении уместно использовать маску, сделанную на занятии номер три. Однако, если по каким-либо причинам маски не оказалось, следует взять маску-эскиз, которая делалась на двух предыдущих занятиях. Перед проведением следует вспомнить совместно с ребенком то, о чем говорили на прошлом занятии. Если происходит затруднение с вспоминанием, то психолог повторяет то, к каким выводам пришел ребенок на прошлом занятии.

«Сегодня мы с тобой попробуем с помощью твоей маски поиграть в театр. Мы будем ставить сценки. Я буду задавать тебе ситуацию, а ты подыграешь мне. Представь, что ты инопланетянин. Однако,  у тебя как бы два лица – доброе и злое. Сначала ты играешь, как доброе, потом, как злое». Если ребенок отказывается одевать маску, то предлагается просто смотреть на маску инопланетянина и как бы думать от лица маски.

Ситуация №1.

Вариант 1. Ребенок бежит и нечаянно ломает то, что построил ученик в маске.

Вариант 2. Ребенок бежит и нарочно ломает то, что построил ученик в маске.

При проигрывании стоит делать упор на чувства ученика. Что он чувствует в первом варианте, когда злой инопланетянин, когда он добрый. Каким быть приятнее? Что надо сделать, чтобы злой не так сильно гневался в первом варианте, во втором? Важно обсудить другие возможные способы реагирования в обоих вариантах, чтобы ученик не зацикливался только на одном способе выражения своего гнева.

Ситуация №2.

Вариант 1. Двое ребят играют в интересную игру, в которую очень хочет поиграть  ученик маске. Ученик должен попросить со стороны доброго и злого инопланетянина принять его в игру. Но дети вежливо отказываются. Как поступит ученик в маске?

Вариант 2. Двое ребят играют в интересную игру, в которую очень хочет поиграть  ученик маске. Ученик должен попросить со стороны доброго и злого инопланетянина принять его в игру. Но дети зло отказываются. Как поступит ученик в маске?

В этой сценке важно показать ребенку множество способов при общении с группой детей. Показать, что нужно прислушиваться ко мнению других. Нужно дать возможность ребенку проиграть ситуации не только с двумя вариантами, которые описаны выше, но и дать ребенку попробовать придумать еще варианты развития событий. Следует сделать акцент на чувствах ребенка при отказе. Важно обсудить следующие вопросы. Какой отказ получить было не так больно или неприятно? Какой из отказов не вызвал злости? Что надо сделать, чтобы отказы звучали более приятно?

Ситуация №3.

Эта ситуация повторяет ситуация номер 1 из прошлого занятия. Однако, в этот раз будет полезно акцентировать внимание ребенка на репликах от Злого инопланетянина и от Доброго.

Вариант 1. Ребенок просит у ученика в маске одолжить карандаши вежлива и объясняя ситуацию, то есть почему ему необходимы карандаши.

Вариант 2. Ребенок требует у ученика в маске, чтобы тот немедленно отдал карандаши.

Этот этюд является завершающим. После него подытоживаются методы, которые можно применять для конструктивного общения с другими детьми.

Упражнение 2. «Беседа про получившийся рисунок или текст»

Цель: формирование рефлексии ребенка

Длительность составляет 5  минут.

Описание

В начале занятия: «Возможно, по ходу занятия тебе захочется что-то нарисовать или написать на листке бумаги. Если будет такое желание – нарисуй или напиши то, что ты хочешь». Если ребенок во время занятия рисует или что-то пишет, можно акцентировать внимание на рисунке или надписи, только, если есть необходимость. Если нет – обсуждение получившегося рисунка или написанного на бумаге текста происходит после того, как сделано ключевое упражнение. Тогда инструкция будет звучать так: «Вижу, что походу выполнения первого задания ты сто-то нарисовал (написал), расскажи мне пожалуйста, что это?»

Ребенок показывает получившийся рисунок (текст). Психолог задает вопросы.

Вопросы для обсуждения:

- Что ты нарисовал?

- Есть ли история в этом рисунке?

- Ты бы хотел оказаться внутри этого рисунка?

- Какие чувства ты испытывал, когда рисовал рисунок?

- Нравится ли тебе, что ты нарисовал?

Упражнение 3. «Славный птенчик»

Цель: обеспечение возможности для  эмоционального расслабления

Длительность – 3-5 минут

Описание

«Ты нынче отлично потрудился, попутешествовал. Наше с тобой занятие на сегодня подошло к концу. Перед тем, как мы попрощаемся и проведем заключительную беседу, сделаем еще одно упражнение, чтобы ты отдохнул от проделанной сегодня работы и расслабился.  Устраивайся поудобнее, закрывай глазки. Сделай глубокий вдох … и выдох.  Слушай мой голос и постарайся представить, ты маленькая птичка. Ты летаешь по душистому летнему лесу, вдыхаешь его ароматы и любуешься его красотой. Высоко над тобой прекрасное голубое небо. Солнышко приятно греет твои перышки, и ты наполняешься теплом его золотистых лучей. Вот ты присел на красивый полевой цветок и вдохнул его легкий аромат, а теперь полетел к самой высокой липе, сел на ее макушку и почувствовал сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и ты вместе с его порывом понесся к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, ты почистил клювом свои перышки, попил чистой, прохладной водицы, поплескался и снова поднялся ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке и  откроем глазки».

Во время проведения данного упражнения следует говорить тихо, плавно. Перед проведением нужно включить релаксационную музыку со звуками   леса, чтобы там пели птицы и журчал ручей.

Обсуждение занятия номер 4:

- Какое у тебя сейчас настроение?

-Какие выводы ты можешь сделать о сегодняшнем занятии?

- Чему новому ты научился на всех наших занятиях?  

После обсуждения вопросов – проводится заключительная беседа с ребенком.

Занятие 5. «Доброта и дружба»

Цель занятия: обучение адекватным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, способам выхода из конфликта

Длительность - 30 минут

Упражнение 1. «Требования Галактики Дружбы»

Цель: обучение формулированию собственных требований к себе и другим ясно и дружелюбно.

Длительность – 17-20  минут

Описание

До начала проведения упражнения следует сделать «Лист участника». В него должны входить следующие фразы и пункты, которые обозначены ниже

«Что бы ты сказал в следующих ситуациях:

1) Ты видишь нескольких играющих друг с другом ребят и хочешь включиться в игру...

2) Несколько твоих друзей идут вместе в кино, а тебя с собой не пригласили. Ты хочешь пойти вместе с ними...

3) Твоя подруга взяла у тебя книгу почитать и не возвращает ее обратно. Ты хочешь получить книгу назад...

4) Ты хочешь, чтобы родители давали тебе больше карманных денег...

5) Ты не понял, как надо решать пример, и хочешь, чтобы учитель объяснил тебе его еще раз...

6) Неделю назад ты спросил у своего отца, можно ли тебе поехать в туристический поход на два дня с ночевкой, и до сих пор ты не получил ответа...

7) Твой друг взял у тебя деньги взаймы и не вернул. Эти деньги нужны сейчас тебе самому...

8) Кто-то из ребят смеется над твоей новой прической...

9) Ты стоишь в магазине в очереди в кассу, а какая-то женщина пытается подойти без очереди...

10) Вы дома давно ни во что не играли все вместе. Ты узнал новую игру и хочешь, чтобы родители поиграли в нее вместе с тобой...»

Инструкция: «Временами все мы чего-то хотим от других людей. Как , например чего-то хотел тот инопланетянин, которого ты нарисовал на втором занятии. Например, хотим, чтобы они приняли нас в свою игру. Я, например, хочу, чтобы ты меня слушал внимательно. Когда мы чего-то хотим от другого человека, мы можем выразить свое желание удачно или же не очень. Если мы тревожимся или робеем, то формулируем наши желания недостаточно ясно. Если мы чересчур решительны и напористы, то можем задеть чувства другого человека, оскорбить или обидеть его. Лучше всего, если мы высказываем свои требования ясно и дружелюбно. Сделать это можно, например, следующим образом...

Мы смотрим человеку прямо в глаза, говорим спокойным и уверенным голосом и сразу начинаем с того, чего мы хотим, говоря, например: "Я хочу... Мне нужно... "Разумеется, мы не всегда слышим в ответ "да", и не всегда получаем то, чего хотим. Но если мы вовсе не пытаемся получить желаемое, то гораздо чаще оказываемся разочарованными и испытываем чувство собственной слабости и беспомощности. Мне хочется, чтобы ты сегодня поучился выдвигать свои требования ясно и дружелюбно.

Представьте себе, что ты пришёл за покупками в магазин, и продавщица не полностью дает тебе сдачу. Что ты ей скажешь? (Происходит обсуждение,   ребенок предлагает различные эффективные и неэффективные варианты реплик в данном случае).

Теперь возьми лист, который я для тебя приготовила. Просмотри один за другим все примеры. Ты должен будешь сказать, как  сформулируешь свое требование в описанной ситуации».

Обсуждение

- Чему полезному для себя ты научился?

- Как ты высказываешь свои требования: слишком робко или чересчур напористо?

- Что дается тебе легче: предъявлять требования взрослым или другим детям?

-А насчет выполнения требований? Что ты чувствуешь, когда к тебе их предъявляют взрослые, а когда дети?

- Почему так важно высказывать требования дружелюбным тоном?

- Как ты реагируешь, когда слышишь в ответ "нет"? Что ты чувствуешь при этом? А когда тебе говорят «Да»?

Упражнение 2. «Выход из конфликта»

Цель: обучение эффективным стратегиям выхода из конфликтных ситуаций.

Длительность – 5-7 минут

Описание

«В разных-разных мирах всегда существовали конфликты – и это нормально, а временами и полезно. Сегодня я поделюсь с тобой мудростью, пришедшей к нам из разных галактик, как быстро и легко решать конфликты, и как лучше не действовать при ссорах и разногласиях. Для обучения нужно представить себе пятерых животных: зайку, который боится всем навредить, мишку, который идет к намеченной цели, хитрую лисичку, сомневающуюся ворону и мудрого филина. Представил? Замечательно. А теперь давай попробуем придумать, как будут действовать все эти зверушки в одной и той же конфликтной ситуации. Допустим, между человеком и одной из этих зверушек произошел спор – они не поделили конфету. Что будет делать зайка? А мишка, лисичка, ворона и филин?»

Ситуация конфликта может проигрываться в сценке, если позволяет время, если нет, то ребенок просто говорит за каждого из зверей.

«И так, вот и нам достался кусочек мудрости из страны Добра. Существует приблизительно 5 выходов из конфликтной ситуации:

- избегание – это стратегия, которую выбирают люди, считающие выгоду от конфликта очень маленькой или труднодостижимой. Им не хочется бороться за свою правоту, тратить время и силы на распри, но и уступать сопернику жалко. В связи с этим они просто «уходят в сторону», игнорируя возникшие разногласия.

- борьба – это путь того, кто ставит свои интересы превыше всего. Человеку во что бы то ни стало хочется победить, поэтому борьба идет «не на жизнь, а на смерть», с привлечением всех возможных ресурсов и нередким пренебрежением правилами «честной игры». В данном случае активно используются власть, сила закона, связи, авторитет.

- компромисс – оба участника конфликта желают пойти навстречу своему оппоненту, частично проиграв, частично выиграв в споре. Они выбирают взаимоприемлемый вариант урегулирования разногласий и пожимают друг другу руки. Такая стратегия позволяет сохранить дружеские отношения или, например, получить «хоть что-то» в ситуации, когда можно потерять все.

- уступка вступает в силу, когда один из спорщиков не уверен в себе и своих способностях, тогда как оппонент видится ему серьезным противником. Человек низко оценивает личные цели и стремится поскорее уйти от конфликта. В результате, он попросту приносит свои интересы в жертву интересам соперника. Однако нередко такая стратегия позволяет сохранить мир и добрые взаимоотношения с противоположной стороной. К такой манере поведения можно прибегать и в том случае, если вы видите, что итог намного важнее для другого человека, нежели чем для вас.

- сотрудничество основывается на поиске баланса интересов и попытке сохранить межличностные отношения, являющиеся длительными и прочными. Если предмет конфликта имеет крайне важное значение для одного или обоих спорщиков, то сотрудничество, скорее всего, будет невозможным (на арену выйдут борьба и соперничество). Для того чтобы решить противоречия означенным образом, потребуется умение слышать и слушать своего оппонента, желание решить проблему на равных условиях, а также достаточное количество времени для поиска оптимального выхода из ситуации».

Упражнение 3. «Звезда Желаний»

Цель упражнения: обретение положительных эмоций и «выход» из занятия.

Длительность: 5 минут

Описание 

«"Достать с неба звезду" означает в нашем языке сделать что-то невозможное, добиться фантастического успеха, осуществить мечту. В стране Добра после плодотворно проведенного дня люди по вечерам смотрят на небо. Что ж, сейчас и ты  этим займешься, используя свое воображение. Встань поудобнее, закрой глаза и попробуй делать и представлять то, что я тебе буду говорить

Представь себе, что ты стоишь на поляне. Над тобой - темное ночное небо, все усыпанное звездами. Они светят так ярко, что кажутся совсем близко. Поляна залита мягким, нежно-голубым светом. Люди говорят, что, когда звезда падает, нужно загадать желание, и оно обязательно сбудется. Еще говорят, что звезду нельзя достать. Но может быть, они просто не пробовали? Найди на небе мысленным взглядом самую яркую звезду. О какой твоей мечте она напоминает? Хорошенько представь себе, чего бы ты хотел. А теперь открой глаза, глубоко вдохни, затаи дыхание и постарайся дотянуться до звезды. Это не просто: тянись изо всех сил, напряги руки, встань на мысочки. Так, еще немного, ты уже почти достал ее. Есть! Ура! Выдохни и расслабься, твое счастье в твоих руках! Положи свою звезду перед собой в красивую корзинку. Порадуйся, глядя на нее. Ты сделал что-то очень важное. Теперь можно немного отдохнуть. Закрой глаза. Снова мысленно посмотри на небо. Есть ли там еще звезды, напоминающие тебе о других заветных мечтах? Если есть, то внимательно присмотрись к выбранному светилу. А теперь открой глаза, вдохни и тянись к своей новой цели!»

Во время проведения стоит включить приятную и ненавязчивую мелодию. Само упражнение игру можно повторить несколько раз, пока у ребенка еще остаются какие-то важные мечты и желания. До начала проведения нужно заготовить несколько звездочек из блестящей бумаги, чтобы вручать их ребенку.

Обсуждение

- Что нового ты узнал сегодня?

- Какие уроки ты вынес из занятия?

- Как ты себя чувствуешь после занятия?

- Какие эмоции ты испытываешь?

 

Занятие 6. «Заключительное путешествие в космосе»

Цель: «выход» из коррекционной программы

Длительность заключительного занятия составляет 30 минут

Упражнение 1. «Письмо самому себе», часть 2

Цель упражнения: формирование навыков рефлексии, актуализация знаний, полученных в ходе предыдущих занятий.

Длительность – 25-27 минут

Описание

«Сегодня мы с тобою заканчиваем путешествие по космосу. Чему новому ты научился? Что узнал? (выслушать ребенка, поблагодарить). Хорошо.

 Помнишь, на первом занятии ты писал себе письмо? Я сегодня тебе его отдам. Однако перед этом ты нарисуешь послание себе «прошлому». Закрой глаза, представь себя месяц назад, свои чувства и переживания. А теперь, возьми листок бумаги и карандаш. Нарисуй то, что ты себе представил.

Молодец! Какой интересный у тебя рисунок вышел!

А давай теперь отложим этот рисунок и сделаем с тобой коллаж. Знаешь, что это такое? Замечательно. Коллаж – это Техника коллажа состоит в наклеивании на бумажную основу картинок и надписей, вырезанных участниками из журналов и газет. Давай, опять ты закроешь глазки и представишь себя сейчас. Какой ты, о чем ты думаешь, чему радуешься, что любишь?  А теперь открывай глазки.  Давай начнём работать».

Обсуждение 1

- Нравится ли тебе рисунок? Почему?

- Какие чувства ты испытывал, когда рисовал его?

- Легко ли тебе было Рисовать его?

- Хочется ли тебе что-нибудь добавить?

Обсуждение 2

-  Нравится ли тебе коллаж, который получился?

- Что больше нравиться рисунок или коллаж?

- Легко ли тебе было делать коллаж?

- Что было легче делать рисунок себя прошлого или делать себя настоящего?

- Какие чувства ты испытывал, когда делала коллаж?

- Хотел бы ты что-то добавить?

- Что ты сделаешь с рисунком, а с коллажем?

А теперь держи свое письмо, открой его. Если хочешь, то прочти, если нет, то вложи в него свои рисунки. Что ты будешь делать с этим конвертом?

Упражнение 2. «Стряхни Злобу»

Цель: обучение быть открытым новому опыту

Длительность – 2-3 минуты

Описание

«Я хочу показать, как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств. Порой мы носим в себе большие и маленькие тяжести, что отнимает у нас много сил.

Наверняка ты видел, как отряхивается промокшая собака. Она трясет спиной и головой так сильно, что вся вода брызгами разлетается в стороны. Ты можешь сделать примерно то же самое.

Встань так, чтобы вокруг тебя было достаточно места. И начни отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляй, как все неприятное — плохие чувства, тяжелые заботы и дурные мысли о самом себе — слетает с тебя, как вода с собачки. Потом отряхни свои ноги от носков до бедер. А затем потряси головой.

Будет еще полезнее, если вы будете издавать при этом какие-нибудь звуки... Теперь отряхните лицо и прислушайтесь, как смешно меняется ваш голос, когда трясется рот. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает, и вы становитесь все бодрее и веселее, будто заново родились».

«Ну, вот и подошло наше путешествие к концу. Спасибо тебе, что ты был со мной. Удачи тебе  и дальнейших успехов. До свидания».

Обсуждение

- Что нового ты узнал сегодня?

- Какие уроки ты вынес из занятия?

- Как ты себя чувствуешь после занятия?

- Какие эмоции ты испытываешь?

Список литературы

  1. Евтихов О. В. Практика психологического тренинга. СПб.: Речь, 2006.
  2. Колошина Т. Ю., Трусь А. А.  Арт-терапевтические техники в тренинге: характеристики и использование. Практическое пособие для тренера. — СПб.: Речь, 2010. — 189 с.
  3. Ресурсы Образования. Режим доступа: http://www.resobr.ru/materials/46/8335/#u3 (дата обращения: 6.11.2013)
  4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. Т. 1.— М.: Генезис, 1998.— 160 с, ил.
  5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 2.— М.: Генезис, 1998.— 160 с: ил.
  6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 3.— М.: Генезис, 1998.— 160 с: ил.
  7. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 4.— М.: Генезис, 1999.— 160 с: ил.

Приложение 1. «Лист Участника» для занятия номер 5

Межгалактический сопроводительный лист путешественника

Что бы ты сказал в следующих ситуациях:

1) Ты видишь нескольких играющих друг с другом ребят и хочешь включиться в игру...

2) Несколько твоих друзей идут вместе в кино, а тебя с собой не пригласили. Ты хочешь пойти вместе с ними...

3) Твоя подруга взяла у тебя книгу почитать и не возвращает ее обратно. Ты хочешь получить книгу назад...

4) Ты хочешь, чтобы родители давали тебе больше карманных денег...

5) Ты не понял, как надо решать пример, и хочешь, чтобы учитель объяснил тебе его еще раз...

6) Неделю назад ты спросил у своего отца, можно ли тебе поехать в туристический поход на два дня с ночевкой, и до сих пор ты не получил ответа...

7) Твой друг взял у тебя деньги взаймы и не вернул. Эти деньги нужны сейчас тебе самому...

8) Кто-то из ребят смеется над твоей новой прической...

9) Ты стоишь в магазине в очереди в кассу, а какая-то женщина пытается подойти без очереди...

10) Вы дома давно ни во что не играли все вместе. Ты узнал новую игру и хочешь, чтобы родители поиграли в нее вместе с тобой…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина (оценка ситуационной и личностной тревожности)

Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина (оценка ситуационной и личностной тревожности)...

Страхи,детская агрессия,повышенная тревожность-советы школьного психолога

Страхи,детская агрессия,повышенная тревожность - наверное все родители сталкивались с этими проблемами в процессе взаимодействия со своими детьми. Предлагаю вам не только информацию об этих проявления...

Коррекционные методики: детские страхи, повышенная тревожность

Несколько слов о том, как нужно вести себя родителям в случае проявления их детьми агрессивного поведения 1. Во-первых, требуется проявление со стороны родителей безусловной любви к ...

Релаксационные техники для детей с повышенной тревожностью

Релаксационные упражнения, физические упражнения для расслабления...

Классный час "Техники самопомощи в периоды стресса и повышенной тревожности"

Цель: выработка навыков саморегуляции, самоконтроля, оптимизация уровня тревожности обучающихся повышение уверенности обучающихся в своих силах.Задачи: содействовать уменьшению уровня тревож...

Консультация для родителей: "Как снять агрессию и тревожность у детей", 2020г.

В данном материале содержатся основные правила снятия тревожные моменты детей....