Сквернословие. Материал для родителей.
методическая разработка по психологии
Раздаточный материал для родителей подростков. Разрабатывался по запросу. Используется как самостоятельно педагогом (классным руководителем), так и в работе педагога-психолога во время родительских собраний, родительских групп, индивидуальных консультаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skvernoslovie.doc | 416.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сквернословие - это речь, наполненная скверными, неприличными выражениями. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова "скверна". Скверное слово произошло от слова скверна - гадость, недостойность.
В чем причина
детского сквернословия?
Обычно массовое сквернословие начинается в седьмом классе, но некоторые дети осваивают мат в более раннем возрасте. Дети младших классов пользуются бранными словами потому, что услышали их от старших и хотят попробовать, как они звучат, как на это реагируют окружающие. Как правило, подростки сквернословят только в своей среде. Это для них один из способов самоутверждения - способ доказать свою взрослость наравне с употреблением табака, алкоголя и наркотиков. Учащиеся пытаются бранными словами задеть родителей, учителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них.
Кроме скверны в своей речи школьники используют слова – паразиты -(лишние слова) – слова и словосочетания, не имеющие смысловой нагрузки. Они являются показателем низкой речевой культуры, так как делают речь многословной и бессодержательной.
Употребление мата формирует зависимость сходную с алкогольной и наркотической. В этом процессе наблюдаются три стадии.
Первая стадия: когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость.
Вторая стадия: когда человек впервые употребляет такое скверное слово: за компанию
Третья стадия: человек привыкает к этому слову, ему уже не стыдно употреблять его. В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого. Еще позже - он уже не может вообще изъясняться без мата, забывает другие слова.
Что делать взрослым, если ваш ребенок употребляет бранные слова
- Не говорить плохих слов самому. Человек может через свою речь влиять на состояние языка.
- Не стоит, как предлагают некоторые, использовать вместо нецензурных слов заменители (елки - палки, блин, фиг т. д.).
- Тренируйте себя просто говорить вежливо и красиво. Используйте в своей речи как можно больше позитивных высказываний. Делайте ежедневно как можно больше комплиментов другим людям.
- Давайте научимся просить прощения, если что-то с языка вдруг сорвалось.
- Дайте ясно понять ребенку, что это слово вам категорически не нравится.
- Объясните, что употребленное ребенком слово обидело вас, сделало больно, вам стало стыдно.
- Четко скажите ребенку, чтобы он никогда больше не произносил это некрасивое, грязное слово ни в чей адрес. Только плохие дети говорят такие слова.
- На подростка ваши увещевания могут сразу не подействовать. Но он все равно вас услышал, просто действуют на него ваши слова не сразу.
- Если при вас сквернословят друзья ваших детей, то четко и однозначно выскажите свою позицию по этому поводу: «В нашем доме таких слов не употребляют!». Когда гости уйдут, обязательно обсудите эту ситуацию со своим ребенком.
- И только тогда, когда взрослый победил эту привычку в себе, он сможет победить эту привычку у своего ребенка.
Хорошим компасом в море семейного общения могут стать следующие правила:
- Будьте тактичны, не упрекайте других в неудачах, даже если вы пытались дать совет, а они им не воспользовались. Лучше еще раз подскажите, что делать в трудной ситуации.
- Разбирайтесь в своих проблемах сами, без привлечения третьих лиц и, конечно, без участия - и даже присутствия - ребенка.
- Не жалуйтесь друг на друга третьим лицам, даже если это ваши родители или ближайшие друзья/подруги.
- Не обижайтесь по пустякам.
- Не приглашайте гостей в дом, не обсудив это со всеми членами семьи, в том числе с детьми, особенно с подростками.
- Выработайте единые правила воспитания детей: одинаковые требования, согласованная система поощрений и наказаний.
- Не читайте личные письма и дневники других членов семьи. Входя в комнату (даже к ребенку), нужно постучать.
- Не обсуждайте в присутствии детей родственников, а детей при других людях.
- Заботьтесь друг о друге, пусть другие чувствуют, что вы их любите.
- Не переносите стереотипы общения на работе в домашнюю обстановку: дома вы не на работе; дома все равны, даже если кто-то зарабатывает больше.
- После ссор (они неизбежны, увы!) никогда не молчите долго, не наказывайте близких молчанием. Это ведет к эмоциональному охлаждению и разобщению.
- Не оскорбляйте друг друга, даже если вы взбешены поступком. Успокойтесь, дайте себе время «остыть». Постарайтесь поговорить спокойно, иначе вы просто оттолкнете человека, и конфликт затянется.
- Не используйте бранных слов - сквернословие, как и хамство, - оружие неуверенных в себе людей. Матерная брань - это не только набор непристойностей; эта лексика, как яд, разъедает духовный мир человека, убивает его морально-нравственные ценности. Грубость позволяет скрыть собственную уязвимость и защищает, ведь обнаружить слабость и неуверенность равносильно полному поражению.
- Если взрослый человек, родитель, который не хочет больше быть дурным примером для своих детей, не хочет жить в душной атмосфере сквернословия, принимает решение избавиться от этой вредной привычки. Как это сделать?
МБОУ Школа №17 г.Саров
Составитель: Миронова А.А.,
педагог-психолог
МБОУ Школы№17 г.Саров
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для родителей
Памятка родителям пятиклассника по выполнению домашнего задания....
Материал для родителей
Советы родителям, которые хотят помочь своим детям в выполнении домашних заданий...
Материал для родителей
памятка...
Консультативный материал для родителей
Данный материал предназначен родителям тех детей, что имеют проблемы в развитии письменной речи. Даются основные упражнения для домашней работы с ребёнком над звуко-буквенным и слоговым анализом....
Тестовый материал для родителей. "Какой Вы родитель?"
Уважаемые мамы и папы! Кому не хочется получить ответ на вопрос: «Какой Вы родитель?» Я предлагаю Вам несколько простых тестов, которые позволят Вам лучше понять своего ребёнка, обратить Ваше внимание...
Материал для родителей: классный час "День матери"
Совместное с родителями проведение таких мероприятий помогает развивать в учащихся нравственно-моральные качества через восприятие литературных произведений; чувство сопереживания, доброе ...
Родителям о детях (раздаточный материал для родителей)
Полезные советы родителям по соблюдению важных правил, влияющих на психологическое состояние ребенка, при взаимодействии с собственными детьми....