Консультативный материал для родителей
материал по теме
Данный материал предназначен родителям тех детей, что имеют проблемы в развитии письменной речи. Даются основные упражнения для домашней работы с ребёнком над звуко-буквенным и слоговым анализом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultaciya__dlya_roditeley_po_fonem.razvitiyudocx.docx | 14.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые взрослые!
Часто в основе дислексии и дисграфии лежат нарушения, обусловленные недоразвитием функций слогового и фонематического анализа и синтеза. Это проявляется в затруднениях у детей при выделении звука на фоне слова, вычленении первого и последнего звуков, определении последовательности звуков в слове, их количества и места. Наиболее распространены искажения звукобуквенной структуры слова:
-пропуск согласных при их стечении (коши=кошки);
-гласных (ластчки=ласточки);
-перестановки букв (пакельки =капельки);
-добавления букв (маркая =марка);
-пропуски, добавления, перестановки слогов (сковода =сковорода)
Коррекционную работу следует проводить по следующим направлениям:
-развитие навыков анализа и синтеза слогов;
-формирование навыков анализа и синтеза фонем;
-развитие фонематического восприятия.
Работа в любом из этих направлений проводится в 3 этапа:
1.Опора на вспомогательные средства (звуковые домики, звуковые символы, цифровой ряд…) и внешние действия.
2.Громкая речь. (Проговаривание обязательно!)
3.Умственный план
Развитие слогового анализа и синтеза:
1.Выделение гласных звуков из слогов.
Виды заданий:
1.Назови только гласный звук слога. АТ –А, ОТ –О, ТУ –У,ТЫ –Ы..
2.Придумай слог с заданной гласной. А –КА,О –РО…
3.Определи место гласного в слоге, покажи соответствующую букву.
4.Придумай слог, в котором гласный находится на первом, втором, третьем месте. А- АМ,МА,ТРА…
2.Выделение гласных звуков из слов.
Виды заданий:
1.Запиши только буквы гласных из данного слова: МОЛОКО- О О О…
2.Игра. Ребёнок называет картинки и раскладывает их под соответствующими графическими схемами, на которых указаны только гласные: КОЗА – О А
3.Определение ударного слога в слове.
Виды заданий:
1.Определи количество слогов в словах, подними соответствующую цифру:
МАК -1, ЛИСА -2,КОРОВА -3…
2.Игра. Показывают полоску со словом, в котором пропущен слог. Дети должны угадать слово и записать в тетрадь: МА……НА, ……РОКА, КОРО….
3.Игра. Составьте слово из слогов, данных в беспорядке:
БАРЫКИ= ТАРОВО= ЗЫМУКА= РУСАПА=
4.Назовите слово, предложение, произнесённое по слогам:
БО-РО-ДА….. Ма-ши-на е-дет по до-ро-ге.
5.Придумайте слова с двумя, тремя, четырьмя слогами….
Формирование навыков фонематического анализа и синтеза:
1.Выделение звука на фоне слова.
Виды заданий:
1.Из множества картинок выбери ту, в которой есть заданный звук.
2.Добавь недостающий слог с заданным звуком.
Например, Ш- МАЛЫ –ШИ, КА-ША..
3.Игра. Называете часть предложения, ребёнок подбирает картинку, в названии которой есть заданный звук, и дополняет предложение соответствующим словом.
2.Вычленение звука из начала и конца слова.
1.Из множества картинок ребёнок должен выбрать ту, название которой начинается на заданный ударный гласный: а,о,у,и…
2.Игра. Взрослый называет слово, а ребёнок находит картинку, название которой начинается с того же звука, что и названное слово и закрывает картинку соответствующей буквой.
3. Из множества картинок выбери ту, название которой начинается на заданный согласный.
При определении конечного согласного можно использовать те же виды заданий.
3.Определение места звука в слове.
Игра «Светофор»
Используется полоска, разделённая на три части: красная –начало слова, жёлтая –середина слова, зелёная –конец. Называете слово, ребёнок должен поставить фишку (или букву) на одну из частей полоски.
4.Развитие сложных форм фонематического анализа:
Предлагаются задания с опорой на вспомогательные средства (звуковые схемы, цифровой ряд..) и внешние действия.
Виды заданий:
1.Ребёнку предлагается картинка (либо просто слово). Называет и анализирует слово с помощью графической схемы- количества клеток по числу звуков в слове. По мере выделения звуков ребёнок заполняет схему сигналами (фишками).
2.Ребёнок проговаривает слово и ведёт пальцем по цифровому ряду, показывая, где находится данный звук, сколько всего звуков в слове.
Следующий этап –действия только в речевом плане: ребёнок проговаривает, но манипуляций с предметами не производит.
Ребёнок называет слово. Определяет первый,второй,третий… звуки, уточняет их количество.
Заключительный этап –действия осуществляются в умственном плане.
Отберите картинки, в названии которых есть заданное количество звуков.
Придумайте и назовите слова, в которых три, четыре, пять…… звуков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовый материал для родителей. "Какой Вы родитель?"
Уважаемые мамы и папы! Кому не хочется получить ответ на вопрос: «Какой Вы родитель?» Я предлагаю Вам несколько простых тестов, которые позволят Вам лучше понять своего ребёнка, обратить Ваше внимание...
Материал для родителей: классный час "День матери"
Совместное с родителями проведение таких мероприятий помогает развивать в учащихся нравственно-моральные качества через восприятие литературных произведений; чувство сопереживания, доброе ...
Консультативная работа с родителями
Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с родителями обучающихся носит системный характер....
консультативная работа с родителями обучающихся
В школе действует программа работы с родителями, как обязательная деятельность педагогов и родителей по взаимодействию и взаимосодействию в деле обучения и воспитания детей. Внеурочная деятельно...
Шесть этапов консультативной работы с родителями и педагогами учащихся с ОВЗ
Консультативная работа...
Консультативный материал. «Коррекция дезадаптивного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра»
laquo;Коррекция дезадаптивного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра»...
Использование метафорических карт и рисуночных техник в консультативной работе с родителями
Потенциал и ресурсы родительского собрания как группового консультирования: чтобы повысить интерес родителей к предлагаемой информации и поставить их в активную позицию, мотивировать их к дальнейшему ...