Помощь семьи и школы в профилактике рискованного поведения среди подростков. Зацепинг.
статья по психологии (9 класс)

Гужва Елена Александровна

Данная статья освещает проблему экстремального поведения среди подростков. Представленный материал адресован родителям обучающихся и педагогам. Содержит информацию о причинах данного поведения,  рекомендации педагогам по проведению различных мероприятий направленных на профилактику экстремального поведения. Рекомендации родителям о формах взаимодействия с ребенком, при которых формируются доверительные отношения, позитивные ценности, положительный «Я-Образ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_zatseping.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Помощь семьи и школы в профилактике рискованного поведения среди подростков. Зацепинг.

Последние годы наблюдается возрастание рискованных форм поведения среди подростков. К такому поведению относятся поездки снаружи вагонов метро, электричек и поездов, прогулки по высотным точкам не оборудованных для этого крыш, зданий, диггерство(исследование подземных сооружений, убежищ, тоннелей). Эти формы опасны и требуют особого внимания со стороны как исследователей, так и практиков (педагогов, психологов, сотрудников социальных и образовательных учреждений). Следовательно, существует необходимость исследования самого экстремального поведения подростков, и поиска наиболее эффективных методов психолого-педагогического воздействия, направленных на профилактику экстремальных форм поведения в подростковой среде.

Зацепинг, или трейнсерфинг (от англ. train surfing), – езда на крыше транспортных составов (электрички, метро, автобуса), между или под вагонами – становится все более популярным среди современной молодежи, и является проблемой общероссийского масштаба. Зацепинг - это социально опасное явление, схожее с мелким хулиганством, одно из проявлений девиантного поведения молодежи. В современных условиях зацепинг влияет на процесс социализации, формирование «Образа Я» достаточно большого числа молодежи.МЭтот вид городского экстремального «спорта» чреват серьезными травмами и даже летальным исходом. 

Зацепинг для подростков – возбуждающая активность, которая связана с преодолением страха, ощущением полноты своей телесности, а потому сопровождается переживанием подъема, радости, удовольствия, свободы. Более того, она формирует социальную личность ребенка (индивидуальность, маскулинность/ женственность, компетентность и др.) и связана с процессом изменения социального статуса в глазах референтной группы (неслучайно ребята думают, что трейнсерфингом стоит заниматься, если хочешь понравиться девушке, например). Однако ценой за риск, возможность самоутверждения и удовольствия часто становится жизнь подростка.

В условиях современности зацепинг можно понимать как разновидность саморазрушающего поведения или как форму поиска смысла, обретения контроля в неопределенном жизненном пространстве, что является актуальной задачей личностного развития в подростковом возрасте. Таким образом, профилактика зацепинга тесно взаимосвязана с профилактикой рискованного поведения среди подростков: подростковый максимализм, незнание и отсутствие социального опыта, любопытство, желание попробовать разные стороны «взрослой жизни», давление сверстников или друзей более старшего возраста приводят к рискованному поведению.

Почему подростки рискуют? Рискованное поведение всегда направлено на освоение окружающего пространства и понимание того, где его предел. Обычно высокий риск – это побочный продукт обостренной познавательной деятельности. Подросток экспериментирует, чтобы узнать себя лучше, попробовать разные стили жизни, показать окружению, что становится взрослым, повысить степень самостоятельности.

На формирование рискованного поведения подростков влияют следующие факторы:

Уровень информированности в большой степени определяет характер поведения подростка в ситуациях, связанных с опасными последствиями для его здоровья и благополучия. Незнание, заблуждения, отсутствие критичности по отношению к «принятым» в подростковой среде формам поведения делают подростковые поведенческие эксперименты крайне небезопасными.

Личностно-психологические факторы. К факторам этой группы относят низкую самооценку, частое ощущение безысходности в трудных жизненных ситуациях, незнание способов конструктивного разрешения внутренних конфликтов, отсутствие навыков обращения за помощью.

Семейные факторы. Низкий уровень информированности родителей о жизни собственных детей, их отстраненность, семейное неблагополучие, неумение родителей создать в семье благоприятный психологический климат.

Социокультурные факторы. К таким фаторам относится общедоступность и массовость информационного контента на тематику зацепинга (статьи и видоролики), а также само наличие субкультуры зацеперов.

Практические рекомендации по профилактике экстремального поведения несовершеннолетних.

Для повышения эффективности профилактической работы необходима комплексная работа с молодыми людьми, как в школьной среде, так и в семье.

В рамках школьной профилактической работы, совместно со специалистами разных профилей (социальный педагог, психолог, возможно, приглашенные представители межведомственных служб) педагогами должны быть реализованы следующие направления работы: 

  • проводить профилактические беседы с несовершеннолетними о последствиях зацепинга и о реальных опасностях экстремальных увлечений в целом;
  • осуществлять просвещение родителей (о возрастных особенностях подростков, молодежи, роли семьи и семейного воспитания, формах подросткового досуга);
  • использовать в процессе информационного просвещения подростков наглядные материалы (создание архива печатных, видео- и фото- материалов по профилактике детского травматизма на объектах транспорта, метро и т.д.);
  • организовывать беседы, лекции, открытые уроки с показом фильмов по правилам нахождения граждан на железнодорожных путях;
  • в образовательной деятельности использовать превентивные программы, имеющие ясные теоретические основания самого явления зацепинга;
  • разрабатывать и реализовывать профилактические программы и проекты, способствующие формированию безопасного поведения; вовлечению несовершеннолетних в социально значимые проекты;
  • способствовать приобретению несовершеннолетними социального опыта профориентации, связанной с деятельностью железной дороги;
  • способствовать созданию волонтерских отрядов из участников неформальных объединений; - организовывать досуг несовершеннолетних, в котором будет делаться акцент на интерактивные занятия, квесты, игротренинги, семейные игры и т.д.

Со своей стороны родители могут, и должны:

  • установить доверительный контакт с ребенком, оказывать ему психологическую поддержку, создавать дома благоприятную психологическую атмосферу, использовать экологичный стиль общения;
  • вести беседы  о реальных опасностях и последствиях экстремальных увлечений в целом и зацепинге в частности;
  • обучать детей правилам безопасности на железной дороге;
  • предлагать своим детям «здоровую альтернативу»: включать их в спортивные, общественные мероприятия и т.д.;
  • обеспечивать организацию досуга своих детей, в котором будет делаться акцент на интерактивные занятия и игротренинги;
  • предоставлять ребенку возможность проводить время в кругу семьи, занимаясь интересными ему вещами, совместно с родителями;
  • формировать семейные традиции, придерживаться их

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика суицидального поведения среди подростков.

В настоящее время решение проблемы суицидального поведения подростков и молодежи в целом является наиболее актуальной среди других проблем современного общества. Мир высоких технологий, порождающий бо...

Профилактика суицидального поведения среди подростков

Цель: Повышение психолого-просветительского уровня родителей.Задачи:- Раскрыть проблемы возникновения суицида среди детей. Познакомить родителей с      причинами суицида...

Рекомендации родителям по профилактике суицидального поведения среди подростков

За последние годы суицид среди подростков возрос. Следует отметить, что количество суицидальных попыток многократно превышает количество осуществленных самоубийств....

ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ

Желание смерти  - это распространенная реакция подростков на стрессовые ситуации....

«Профилактика суицидального поведения среди подростков».

Развитие познавательного отношения и интереса к изучаемой теме, коммуникативных навыков;развивать навыки участия в дискуссии, выражения собственной позиции и  отстаивания собственного мнения....

Методические рекомендации в рамках работы по профилактике суицидального поведения среди подростков

Окружающая среда человека играет фундаментальную роль в развитии его личности. Особое место, при этом занимают малые группы, в которых школьник взаимодействует с другими. Это школьный класс, неформаль...

Об этом стоит задуматься. Профилактика асоциального поведения среди подростков.

Анализ данных социологических исследований и официальной статистики последних лет показывает...